Книга рассматривает различные экономические процессы, которые характерны для любой страны. Подняты острые вопросы кредита, инфляции, безработицы, банкротств и крахов. Развенчано множество мифов, и выдвинуто множество предложений по преодолению кризиса и выходу страны из застоя. Обложка создана с помощью нейросети Dream by WOMBO.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Распределение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ценность
Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет. (Марк Аврелий)
Известный принцип диалектики, согласно которому количество переходит в качество прекрасно объясняет и все экономические процессы, и не только. Если у нас больше какого-то блага (воды), тем ниже ее ценность, и в то же время, чем меньше у нас какого-то блага (золота), тем выше его ценность. Опять же, если пойти еще дальше то можно сказать, что все измеряемое определяет ценность не измеряемого, или все объективное определяет все субъективное.
То, что в свое время К.Маркс определил, как «бытие определяет сознание», в принципе актуально и сейчас. Однако, он не уточнил и не определил зависимость количественного от качественного, ведь количество не переходит в качество, а теряет свою ценность для обладателя при увеличении, и повышается при ее снижении.
То есть цену измеряемого определяет его количество, поэтому стоит смотреть не на текущую цену товара, а на текущее количество товара, чтобы понять его ценность. Иными словами, цена это текущая оценка блага, а ценность это будущая оценка блага, и переход от цены к ценности определяет изменение количества блага в будущем.
Чем больше у вас капитала, тем ниже его ценность, и легче им рисковать. Именно поэтому бедные слои населения редко становятся успешными предпринимателями, для них ценность даже заемных денег гораздо выше, чем для наследников капитала.
В то же время предпринимательский талант никак не зависит от наследуемого капитала, а как раз наоборот он выше у тех, кто им не обладает. То есть всякая экономика сталкивается с разрывом между людьми, которые легко готовы рисковать капиталом, но не знают, как его правильно инвестировать, и людьми, изобретательными, которые боятся вложить даже рубль, несмотря на то, что точно знают, что будет востребовано большинством потребителей.
Экономисты скажут, что таких людей соединяет процесс предпринимательства, где наследники капитала рискуют, а наемные сотрудники изобретают, однако это не всегда так, поскольку наследники уверены в том, что обладают видением, таким же как у тех, кто не обладает аналогичным им капиталом. Именно поэтому, большинство предпринимательских начинаний заканчиваются провалом, ведь наследники идут на необдуманный риск, продвигая невостребованный товар, а бедняки слишком много экономят на рекламе и продвижении, акцентируясь лишь на качестве товара.
Капиталист исходит из той точки зрения, что не сам рабочий оценивает стоимость своего труда, а его работодатель. Но стоимость результатов труда оценивает уже не работодатель, а непосредственно потребитель. Ценность блага, по мнению маржиналистов относительна, относительно количества тех же благ или их заменителей.
То есть, ценность каждого товара оценивается исходя из его количества, и чем больше коллекция — тем ниже ее ценность. Это относится только к товарам регулярного и нерегулярного цикла, но не к товарам инвестиционным и деньгам. То есть каждая картошка из пяти картошек, будет оцениваться его владельцем ниже, чем в наборе из трех картошек.
Чем меньшим количеством мы обладаем, тем выше ценность каждого из этих элементов. Таким образом наибольшую скидку можно получить у того, у кого этот товар в избытке. С другой стороны, инвестиционные товары, такие как недвижимость, ценные бумаги и валюта, наоборот увеличивают свою ценность с каждой новой единицей, а при потери каждой новой единицы обесценивают всю коллекцию.
Теория предельной полезности противоречит сама себе, поскольку не может быть универсальна для всех товаров сразу. В определении ценности больше прав был А.Маршалл, который утверждал, что стоимость складывается от количества покупателей и продавцов на данный товар в данный момент времени.
Даже на ненужный товар, который собственник готов был отдать даром или выкинуть, вдруг повышается ценность если количество желающих его приобрести резко возрастает; таким образом, и мусор может превращаться в золото. С другой стороны владелец картинной галереи считает свою коллекцию бесценной, но при этом никто не готов ее приобрести. Это значит, что коллекция не бесценна, а не оценена, то есть не имеет покупательной стоимости.
В итоге ценность можно охарактеризовать как будущий спрос, поскольку после покупки недвижимости ее цена может резко упасть, потому что будущих покупателей она может разочаровать. Ценные бумаги чаще других подвержены колебаниям, из-за разницы в количестве продавцов и покупателей. Ценность это не то, сколько людей хочет владеть или избавиться от этого в данный момент, а то, сколько людей хочет это сберечь на будущее.
Когда старые покупатели превращаются в новых продавцов, то предложение резко увеличивается и падает не только цена, но и ценность всей категории товаров. Маржиналисты ошиблись, ведь в итоге ценность определяется не количеством этих благ, и даже не количеством покупателей, а количеством продавцов и владельцев этих благ.
Количество покупателей определяет стоимость и цену товара, за который готовы продать продавцы, а вот именно ценность товара определяется количеством продавцов, которые хотят ее сохранить на будущее. Чем меньше продавцов, тем ниже предложение, и выше текущая цена и будущая ценность товара.
Цена может колебаться, если один продавец продал со скидкой, а другой наценил. Но ценность останется по-прежнему высокой, если это две единственные сделки. Ценность резко возрастает, если старые покупатели решаются на новую покупку, это говорит о том, что те кто уже попробовали продукт, оценили его высокое качество.
Спрос растет за счет старых покупателей, не говоря уже о тех кто еще будет приобретать его впервые, экспериментируя или руководствуясь личными соображениями, или рекомендациями. Высокую ценность характеризует не цена, а повторные покупки и желание сохранить товар.
Однако сделки постоянно происходят по ценам, но не по ценностям. Как говорил У.Баффет: цена это то, что вы платите, ценность — это то, что вы получаете. Именно разница в этих составляющих позволяет зарабатывать и спекулировать товарами.
В большинстве случаев люди продают ценный товар по низкой цене из-за текущих надобностей, или из-за отсутствия информации о будущих событиях. Мало кто готов выжидать, когда количество продавцов сократиться до минимума, а ценность вырастит до максимума, большинство продает при первом удобном случае.
Причина постоянных убытков — это не терпение и не компетентность, когда срок владения товаром слишком короткий, или выбран не тот товар. Очень часто простаков зазывают в лотереи, на биржу, в жилые кварталы и т.д., однако перед покупкой стоит определять сколько продавцов на обратной стороне сделки, и если их достаточно для всех желающих приобрести, то приобретать такой товар не стоит.
Часто после первичного размещения акций (IPO) котировки резко падают, потому что первичные собственники продают свои пакеты вторичным собственникам, однако если бы они захотели их придержать у себя по данной цене, обвала бы не произошло. Если все что вы хотите купить вам готовы продать в том же количестве и по той же цене, то значит оно не имеет ценности в будущем.
Ценность товара определяют его долгосрочные владельцы, а цену товара его краткосрочные собственники. Для инвестора покупающего ценные бумаги на десятилетие цена кажется заниженной, а для того кто приобретает на неделю — слишком завышенной. Ценность товара определяется его дефицитом в будущем, а не в настоящем, при сохранении спроса на него конечно.
То, что кому-то нужно прямо сейчас, другому может и не потребоваться вовсе, неизвестно какой именно промежуток времени каждый из них рассматривает в качестве будущей предусмотрительности в результате потери текущего дохода. Сколько человеку придется жить в состоянии неопределенности и как в будущем он определяет то, как будут оценены публикой сегодняшние блага. У всех этот промежуток владения активом разный, поэтому и разная оценка предлагаемых товаров.
Ценность — это не измеримое значение, а оценка товаров между собой по шкале лучше или хуже. Стоимость товаров нерегулярных циклов определяется не только их физическими свойствами (объем и красота), на которые ориентируется большинство покупателей, а еще и амортизационными свойствами, которые со временем могут превысить покупаемую стоимость.
Цена — это не только то, сколько ты платишь во время покупки, но и сумма всех расходов, которые ложатся на владельца за период владения этим товаром. Она определяется либо амортизационными издержками (долгое время золото привлекало инвесторов именно своей низкой амортизационной инертностью, да и качество прочих товаров до сих пор определяется сроком их использования или годности), либо невозможностью копирования (предметы искусства и прочего интеллектуального и творческого труда).
Золото имеет вешнюю привлекательность и уникальные химические свойства, но фактор пользования им удешевляет его стоимость по причине необходимости его охраны. Чем быстрее изнашивается товар, тем он ценится, и соответственно стоит меньше, так было еще с тех времен, когда золото стали ценить мерилом остальных товаров.
Стоимость товара — не заканчивается его ценой в момент покупки, а дополняется еще стоимостью обслуживания, а так же частотой поломок и ремонта, и прочих непредвиденных расходов в будущем. Но самое главное, что отнимает владение собственностью это не деньги, а свободное время владельца.
Ценность это то, что ценно только индивидуально, а богатство — это то, что ценно для большинства. Ценность реального товара зависит только от скорости его обмена между людьми.
Сделка — это не равноценный обмен, как считают многие. Однако сделка — это как раз результат разного восприятия ценностей. И продавец, и покупатель, каждый из них думает, что получил больше, чем отдал сам; каждый из них считает, что перехитрил другого. Только это толкает их на совершении сделки, а не равноценный обмен, в результате которого они ничего не теряют, и ничего не приобретают.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Распределение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других