Собрание сочинений. Пьесы

Роман Залиев

В первое собрание сочинений драматурга Романа Залиева вошли лучшие пьесы для камерного театра, написанные за 2015—2023 гг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание сочинений. Пьесы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пьеса «ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ»

Действующие лица

Злата — девушка или женщина

Вячеслав — молодой человек или мужчина

Рая — женщина, 59 лет, пенсионерка, инвалид III группы

Андрей — мужчина, 61 год, осужденный по ст. 162, п. 1 1, состоит в хозяйственном отряде следственного изолятора n

Марианна — девушка, 31 год, флорист

Михаил — мужчина, 30 лет, подследственный (ст. 176) 2, в прошлом индивидуальный предприниматель

Татьяна — девушка, 29 лет, мастер татуажа, в недавнем прошлом гражданка Украины

Сергей — молодой человек, 27 лет, подследственный (ст. 109, п. 2) 3, в прошлом сотрудник частного охранного предприятия n

Екатерина — девушка, 33 года, системный аналитик потребительского кредитования n

Валентин — мужчина, 36 лет, подследственный (ст. 159, п. 3 4, 159, п. 4) 5, в прошлом системный аналитик потребительского кредитования n

Иван — молодой человек, 21 год, помощник режиссера Московского государственного театра имени n

Максим Васильевич — мужчина, 47 лет, подследственный (ст. 159, п. 4), в прошлом главный режиссер Московского государственного театра имени n

Любовь — девушка, 28 лет, глухонемая, копирайтер

Марат — мужчина, 33 года, глухонемой, подследственный (ст. 264, п. 3) 6, в прошлом SMM-менеджер

Рада — девушка, 29 лет, домохозяйка

Валера — мужчина, 32 года, подследственный (ст. 111, п. 1 7, а после — ст. 131, п. 1) 8, в прошлом программный директор радиостанции n

Младший инспектор — сотрудник группы надзора отдела режима следственного изолятора n

Все возможные совпадения с реальными событиями и людьми случайны. — Прим. авт.

I

Несчастье — заразная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг друга, чтобы еще больше не заразиться.

Ф. М. Достоевский

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.9

Злата, Вячеслав, Марианна, Михаил, Татьяна, Сергей, Рая, Андрей под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата, вцепившись в трубку мертвой хваткой, держит ее у груди. Вячеслав оперся на трубку подбородком, опустив глаза.

Рядом с ними еще три пары, они разговаривают очень громко. Но общий шум словно никому не мешает. Герои молчат, молчат при каждой встрече, обращая внимание на диалоги соседей, которые объясняют почти все, что герои испытывают здесь и сейчас.

Марианна:…Ну так… Самое главное, что это не одна история… Ну, Горюнов, что в фильме… и писатель, как его, ну, журналист Голунов… Совпадение просто… Ну, пишут так, я не знаю… А мистика еще в том, что режиссер этого самого «Текста»10 — одноклассник этого, как его, Голунова… Тьфу…

Михаил: Кого?

Марианна: Да как кого, того, кому наркотики подбросили менты… Ну, в жизни, не в кино…

Михаил: А…

Марианна: Ну, там и там наркотики подбросили… Но это совпадение… Ну, так пишут, говорю же…

Михаил: А он че?

Марианна: Кто он?

Михаил: Ну, в фильме…

Марианна: А в фильме… Ну, ничего такого, если честно… Петров играет Голунова… Нет, Горюнова… Да… Отсидел семь лет от звонка до звонка… За подброшенные наркотики… Вернулся домой, в Лобню, кажется… Мать умерла, девушка ушла, друзья живут своей жизнью. Уже семь лет все-таки прошло… Семьи, там, дети.

Михаил: Ну-ну…

Марианна: Он решается на встречу с тем оперативником, который ему наркотики подбросил… Находит его… Дерутся… И убивает он его, можно сказать, случайно… Телефон забирает себе, этого мента… То ли от отчаяния, то ли от безысходности… Не знаю, не поняла, он начинает жить его жизнью…

Михаил: Как?

Марианна: Ну, через телефон… Пишет эсэмэски, там… Разруливает как-то жизнь этого мента… Через него свои грехи замаливает… Ну, я так поняла…

Михаил: Понравился фильм?

Марианна: Ну, так… Не знаю… Всплакнула пару раз… Там момент есть один… Где Петров возвращается домой, освобождается, в общем… А днем ранее мать у него умерла. Вот так… Не дождалась… На плите она суп оставила… Варила к приезду Петрова… Не Петрова… Этого… Ну, ты понял. Так вот, он его холодный ел… Говорил: «Спасибо, мам. Вкусно». А мамы уже нет в живых… Страшно мне стало…

Татьяна: … Таааак… Цицьки ще не забув, як выглядят?

Сергей: Смеешься?

Татьяна: От представь цицьки. Представил?

Сергей: Ну, ну…

Татьяна: От сосок, представил?

Сергей: Да.

Татьяна: Подобається?

Сергей: С***…

Татьяна: Так от, около сосков — это ареола… От круг цієї пимпочки…

Сергей: А-а-а, понял…

Татьяна: Так от, ця ж дура — соседка твоя — стовп моралi, в музыкальной школе указкой детей лупить. Прийшла, значит, така…

Сергей: Да ты что…

Татьяна: Ага… Каже у неї комплекси на цій почві.

Сергей: Какие, к черту, комплексы?

Татьяна: Дівчячі комплекси…

Сергей: Девчачьи? Ей без года шестьдесят… Директриса, бл***… Я малым за школой курил, она бате меня сдавала… Подожди, и ты этим занимаешься?

Татьяна: Ну да, фетиш новый. Баби приходять. Вифарбофую їх, вибілюю. Ти, шо цицьки накачали, шрамы закрывають, а ти, шо грудью кормили, сэбэ в форму приводять. И, само собой, бровки, реснички… Все, як раніше…

Сергей: А-а-а… Че творится…

Татьяна: Нэ кажи. И платить готовы. Да хозяйка гребет собі по 80 процентов… Так от і розважаємося…

Сергей: А эта мразота выкрашивала или отбеливала?

Татьяна: А тобі то що?

Сергей: Да так, интересно…

Татьяна: Интересно ему…

Андрей: …А он?

Рая: А что? Ему то что? Мне же звонят. Звонят и звонят. Целыми днями.

Андрей: Телефон смени.

Рая: Говорят, не поможет. У него задолженность около мильона, оказывается… А звонят мне…

Андрей: Ну, не знаю… Ты с ним говорила?

Рая: С Семой? Да. Говорит: «Нет денег». Я ему: «Почку продай». А он: «Нужна она им, пропитая. Мне нужнее, а то вторая заскучает».

Андрей: Вот мразота…

Рая: Бог ума не дал… Подписала эти бумаги… Песня еще эта ужасная на телефоне стоит… Так часто звонит, что разонравилась, к чертям собачьим… Эта… Тик-так…

Андрей: Не знаю.

Рая: Маленькие часики, тик-так. Смеются: «Тик-так». Валерия поет.

Андрей: А…

Рая: Что а?

Андрей: Не знаю я таких песен…

Рая: Что ты знаешь-то вообще? Ты как? Болеешь, что ли? Хрипишь…

Младший инспектор: Граждане, заканчиваем разговоры. Время.

Андрей (младшему инспектору): Начальник, полчаса ток прошло…

Младший инспектор: Заканчиваем, говорю.

Рая (Андрею): Я тебе сигарет да чая купила, Андрюш. Передадут, сказали.

Андрей: Хорошо…

II

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Екатерина, Валентин, Максим Васильевич и Иван под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата, не поднимая трубку, смотрит на Вячеслава. Вячеслав по-прежнему использует трубку как опору для подбородка, смотрит прямо в глаза Злате. Их окружают две пары.

Екатерина: …Кто она? Кто? Она тоже сюда приходит? Сколько тебе положено свиданий? Что ты молчишь?!

Валентин: Ты пришла мне мозги делать?

Екатерина: Я тебе покажу мозги. Я видела тебя у нее в ленте, в инстаграм (организация, запрещенная на территории РФ). «Я лав». «Я лав». «Валя». Не сложно было догадаться. И половина твоего лица еще. Сколько вы вместе?

Валентин: Я понятия не имею, о ком ты говоришь.

Екатерина: Я ей напишу. Я спрошу у ней, раз ты молчишь. И цветами ее усыпал. Мы теперь вместе, знаем, когда у нас годовщина, когда день рождения… Тебе вообще не стыдно? Ты мне скажи? Скажи.

Валентин: Я тебе не изменял.

Екатерина: Как не изменял, если изменял?!

Валентин: Нет, не изменял и понятия не имею, о ком ты говоришь!

Екатерина: Jenya_art, художница бл***… джинсовки расписывает… На половине фото ее голая жопа, на другой — ее художества… Тебе такие нравятся? Что ж ты раньше не сказал…

Валентин: Мне не нравится…

Екатерина: Жопу ей лижешь, что спина вся мокрая…

Валентин: Успокойся, Катя! Катя!

Екатерина: Я дура, вожу тебе одежду, еду, адвокатов… Письма пишу… Так ты себя используешь, а не меня! Ребеночка воспитывает одна. Тяжело, наверное, одной? А ты помогаешь. Жалеешь? Трубку телефонную подыми, скотина.

Младший инспектор: Женщина, держите себя в руках!

Екатерина: Извините, мужчина.

Младший инспектор: Вы мешаете остальным.

Екатерина: Валя, зачем ты так?

Валентин: Катя, еще раз повторяю, я тебе не изменял. И ни на какой фотографии я не могу быть. Тебе просто показалось. Я люблю тебя.

Екатерина: Да? Ты меня за слепую держишь?! Валя, я хочу, чтобы ты очень хорошо подумал. Я подам на развод. Я найду ее, все выясню и подам на развод. Она приходит к тебе? Мы по расписанию у тебя, да?

Валентин: Катя, я прошу тебя, возьми себя в руки. Тебя щас выгонят!

Екатерина: А, может, и к лучшему. Морду твою видеть сил нет.

Валентин: Катя, котеночек… Кать. Котеночек… Кать, я люблю тебя. И очень по тебе скучаю.

Екатерина: Режешь ты меня, Валь. Режешь просто. Спать, есть, работать не могу… Валь…

Валентин: Все будет хорошо…

Екатерина: Как же будет хорошо-то? А?..

Валентин: У нас сейчас очень сложный период… Эти выяснения отношений нам ни к чему… Ну… Ну, посмотри на меня, Кать?..

Максим Васильевич: Нет, если ты хочешь, чтобы я подписался… Никакой аддикции… Никакого почему…

Иван: Ну, а за что мне цепляться?

Максим Васильевич: Ты чем слушаешь?

Иван: Я не понимаю…

Максим Васильевич: У нас слишком мало времени. Еще раз повторяю тебе, нужно проследить именно и только за…

Иван: За зависимостью героя…

Максим Васильевич: Да, и пусть это будет решением. Еще раз повторяю, что Алексей Иванович — это прототип самого Достоевского…

Иван: Да это понятно…

Максим Васильевич: Сколько я еще буду оторван от мира неизвестно, поэтому я прошу, начинайте работу без меня… Давай к зависимости…

Иван: Давай… Он очень много читал про рулетку, и мы видим героя, который сформировал свое отношение к игре…

Максим Васильевич: Нет, Ваня, давай оставим все, что предшествовало… Давай…

Иван: Первая встреча с рулеткой… Да, вера в избранность и удачу…

Максим Васильевич: Нет, послушай… Мы обязательно поговорим и о том, что значит играть для себя, и о том, что значит играть для возлюбленной… Проследим путь…

Иван: Хорошо…

Максим Васильевич: Тебе нужно понять, что происходит с героем после первого выигрыша, случайного выигрыша. Состояние меняется от случайного человека в игре до асоциального ничтожества, для которого ничего не существует, кроме игры. Есть замечательная фраза из романа, повествующая о последних стадиях зависимости. Герой думает, что есть что-то особенное в ощущении, когда он один, на чужой стороне, далеко от Родины, голодный и холодный, ставит свой последний гульден, самый-самый последний… Проследи за…

Иван: За его отношением…

Максим Васильевич: От первого визита до последнего. На что он обращает внимание. Что он испытывает от игры. Сколько от разу к разу проводит времени за игровым столом, даже просто наблюдая за игрой. А уже потом задавай вопрос: почему. Действительность, жизнь, то, что он делает с собой, должны быть крупнее его мыслей и обид.

Иван: Хорошо.

Максим Васильевич: Тебе не должно быть жалко героя. И мне не должно быть его жалко. Герой съел себя сам. От своей любви или ненависти к нему ты не изменишь его судьбу. Она уже известна… Тебе, как режиссеру, нужно, я повторяю, нужно это понять… Ваня, ты здесь?..

III

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Любовь, Марат, Рада, Валера под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата, не поднимая трубку, опустив глаза, смотрит в пол. Вячеслав, тоже не поднимая трубку, смотрит прямо в глаза Злате. Их окружают две пары, одна из которых — глухонемая — общается на языке жестов.

Любовь:…Мне каждый раз кажется, что нас слышат.

Марат: Но это не так.

Любовь: Я понимаю. Но я стесняюсь что-либо сказать.

Марат: Они нас не поймут. Мы можем говорить, о чем угодно.

Любовь: Мне плохо без тебя.

Марат: И мне без тебя.

Любовь: Каждую свободную минуту я куда-то иду. Кому-то пишу. С кем-то встречаюсь. Я делаю все, лишь бы не быть одной. Представляю, каково тебе.

Марат: Мне невыносимо одиноко.

Любовь: Я хочу перетерпеть это время без тебя. Я стараюсь, как могу.

Марат: Я не знаю, как нам помочь. Мы попали в очень неприятную ситуацию.

Любовь: Да уж. Я не буду тебя спрашивать, что у тебя там происходит. Можно?

Марат: Да, дорогая.

Любовь: Я боюсь это не вынести.

Марат: Это не так страшно, как кажется. Намного страшнее будет, когда ты уйдешь.

Любовь: Почему?

Марат: Я не увижу тебя два месяца, а то и больше. Я не могу на тебя насмотреться.

Любовь: Я тебя люблю.

Марат: Какое на тебе нижнее белье?

Любовь: Черное. Твой подарок. Я получила его месяц назад.

Марат: Оно тебе подошло?

Любовь: Да, в самый раз. Как ты узнал?

Марат: Я волшебник.

Любовь: Но ты не сможешь снять его с первого раза.

Марат: Почему?

Любовь: Это не будет для тебя секретом, если я скажу.

Марат: Скажи.

Любовь: Застежка бюстгальтера спереди.

Марат: Да, я бы не снял его с первого раза. А трусики удобные?

Любовь: Да, очень. Марат…

Марат: Что?

Любовь: Они смотрят на нас…

Марат: Никто на нас не смотрит… Тебе нужно привыкнуть…

Любовь: Я как будто занимаюсь сексом в общественном месте. Мне стыдно.

Марат: Но у нас нет выбора.

Любовь: Да, ты прав.

Марат: И у нас есть преимущество.

Любовь: Какое?

Марат: Мы можем фантазировать о сексе вслух, чего не могут все они…

Валера: …Ну? Тебе лучше?

Рада: Мне не лучше, Валера… Я консультировалась…

Валера: Ты с кем угодно можешь консультироваться… Ты дура, что ли? Ты что устроила-то?

Рада: Что я устроила?

Валера: Да, я с тобой разговариваю…

Рада: Не повышай на меня голос, Валер, я тебя прошу…

Валера: Отзывай свое заявление!

Рада: Я не могу…

Валера: Пф… Едрид-мадрид…

Рада: Валера, я потеряла ребенка, нашего с тобой ребенка…

Валера: А ты задумывалась, почему?

Рада: Это слишком большая расплата за твои фантазии…

Валера: Скажи спасибо, что я тебя не убил…

Рада: Как мне с тобой разговаривать? Ты готов меня прямо здесь уничтожить…

Валера: А мне нужно тебя благодарить? Я в тюрьме.

Рада: Тебя переве…

Валера: Я в тюрьме, Рада. Ты совсем тупорылая?

Рада: Валера, не повы…

Валера: Слушай меня внимательно, ты сейчас забираешь все свои эти писульки, я спокойно возвращаюсь домой, тогда и будем обо всем разговаривать. И, может, тогда о чем-нибудь договоримся…

Рада: Валера, я хочу тебе помочь…

Валера: Ты мне уже помогла. Я прекрасно справлялся со всем без твоей помощи…

Рада: Но ты не можешь держать себя в руках…

Валера: Ты пиз*** свою в руках не можешь держать…

Младший инспектор: У вас какие-то проблемы? Если вам не о чем больше поговорить, я закончу вашу беседу…

Рада (младшему инспектору): Простите нас, пожалуйста… (Валере.) Валера, я в тысячный раз повторяю, что я от него ушла к тебе. И как только встретила тебя, несмотря на то, что какое-то время еще проживала с ним, больше с ним не спала. А у него семья уже, дети… Валера, за что ты так со мной? Уже прошло больше пяти лет… Я же тебя люблю… Это была последняя капля…

Валера: Я тебе говорил, что мне не нравятся ваши тупорылые сходки…

Рада: Это встреча одногруппников…

Валера: Ты глухая, что ли?

Рада: Ты хочешь меня в четырех стенах похоронить?

Валера: Да делай ты что хочешь, понятно? Я выйду, и тогда мы обо всем поговорим.

Рада: Да меня достали уже твои угрозы. Вот они где уже. С тобой невозможно разговаривать…

Валера: Закрой свой рот…

Рада: А ты закрой его мне!

Валера: Закрой свой поганый рот…

Рада: Ты постоянно меня во всем обвиняешь. Достало, Валера! Эй, охранник?

Младший инспектор: Женщина, я же предупреждал Вас!

Рада (младшему инспектору): Вы тоже свою женщину считаете своей собственностью и можете над ней издеваться, как хотите?

Валера: Рот закрой, ненормальная!

Младший инспектор: Женщина, покиньте помещение. Или я буду вынужден выставить Вас отсюда…

Рада: Ты сумасшедший, Валера!

Валера: Убирайся отсюда и не возвращайся, тупорылая…

Младший инспектор: Хорош. Рот на замок закрой. Все успокоились… Свидание закончилось. Дуйте по домам!

IV

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Сергей, Татьяна, Марат и Любовь под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата пытается перебороть себя и взять трубку. Вячеслав, взявший трубку, ждет ответного шага от жены. Их окружают две пары, одна из которых — глухонемая — общается на языке жестов.

Сергей (обращает внимание Татьяны на пару глухонемых): Смотри, как руками машут…

Татьяна: Сережа, невдобно мне…

Сергей: Его Тимур зовут, а это его жена…

Татьяна: Ну и хай будуть щасливі. Прекрати, Сережа. Я от шо вспомнила. Такую жесть ща тебе расскажу… Мы приїхали недавно в «Пятерочку». Ну, шо на Порт-Шоссе… Там подвальчик ранiше обувной был. Разорился, и мы въехали.

Сергей: Ну, понял…

Татьяна: У мене процедуры, як обично… Одна клиентка позвонила, попросила, шоб сместить время… Я думаю, выйду, перекурю… Во время работы нельзя, ну, когда очередь потоком. Такі всі стали. Від рук, бач, куривом смердить. Стою, значить, курю. Бабах. Чую, шось впало, ну, в «Пятерке».

Сергей: Ну…

Татьяна: А ни фига. Там в служебном туалете Коля Зайков застрелився.

Сергей: Коля?

Татьяна: Коля.

Сергей: Как? У него же…

Татьяна: Та да, дівчинці три года… Короче, после суток дело было. Он же, як его… Ну, раньше все менты были, а зараз гвардейці якісь…

Сергей: Ну, Росгвардия.

Татьяна: Они самые, от он погоны одел. Не знаю, шо делал конкретно, не сталкивалась лично, упаси Боже с ними сталкиваться. Так от, он зайшов в магазин, набрав полный пакет еды. Оплатил. Підійшов к кассирше, попросился в туалет. И там из пистолета собi голову расшиб.

Сергей: Бл***… Коля, Коля…

Татьяна: Я думаю, дело в менталке, и родичi на це тупо не обращали внимания. У нього жiнка молода с ребенком, а це вже звоночек того, шо человек пипец, як переступив через себе, шоб пойти на такое… От на днях прощание было… Полгорода пришло… Проверок понаехало, даже москалі приїхали… Своими лимузинами наши ямы насиловали…

Сергей: Чем же он думал-то? А мать как будет… Отец…

Татьяна: Смерть страшна і безконтрольна. Раз и все. Без шансів одуматися і йти искать помощи…

Марат: Я, как собака на поводке… Мне говорят: «Голос!», я лаю… и бьюсь… А знаешь, за что бьюсь?

Любовь: За что?

Марат: За то, на каком поводке сидеть… И за его длину еще бьюсь… На цепи всегда больней… А на короткой веревке тело ноет… Ходить хочется… Просто ходить…

Любовь: Я тоже, как на поводке…

Марат: А тут есть люди, которые привыкают. Я не хочу их оскорбить, но они — псы, которые получают удовольствие от натянутой веревки… Будто они пропадут, умрут, если не будут это чувствовать… Это такая форма привязанности… А знаешь, есть такой поводок-рулетка?

Любовь: Да, конечно…

Марат: Так вот, есть и такие — их очень здесь не любят — они на поводке… и представляют угрозу для остальных…

Любовь: Я так боюсь за тебя.

Марат: Не бойся. Надо мной чаще смеются. Руками перед глазами машут и смеются… А что сказать хотят, не слышу… Наверное, оскорбления какие-то… Но тебе не о чем беспокоиться… Я тебя уверяю…

Любовь: Я все равно за тебя беспокоюсь…

Марат: Не переживай… Я каждую ночь представляю, как однажды распилю эти ржавые звенья цепи, чтобы быть с тобой… У нас просто нет другого выбора…

V

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Рая, Андрей, Максим Васильевич и Иван под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата и Вячеслав держат телефонные трубки. Их окружают две пары.

Рая:…Да звонить начали. До десяти раз в день дошло.

Андрей: А ты бы послала куда подальше!

Рая: Я и трубки не брала. До чего дошло… Домой пришли.

Андрей: А ты?

Рая: А я что?! Одна дома. Что я сделаю?

Андрей: А зачем пускала?

Рая: Они сказали, что из суда.

Андрей: Да какой же это суд?

Рая: Да как какой? Обычный.

Андрей: В форме пришли?

Рая: Нет, по гражданской.

Андрей: И что?

Рая: Сказали, описывать будем. Пришли с мешками.

Андрей: Вот мрази.

Рая: Да, музыкальный центр твой стали заворачивать.

Андрей: Отдала?

Рая: Не отдала. Деньги отдала. Пенсию всю отдала.

Андрей: И что?

Рая: Неделю не было слышно. Снова стали звонить.

Андрей: Эх… А Сема что?

Рая: А что Сема? Я его последний раз месяц назад видела. Пьяный пришел с фингалом. Проспался и ушел. Чую, соседом твоим скоро будет.

Андрей: Сплюнь, дура.

Рая: Лучше скажи, что мне делать, Андрюш? Спать боюсь. Снова же позвонят в дверь.

Андрей: А ты не открывай.

Рая: Так они и дверь выбьют. Что я потом без двери делать буду?

Андрей: Не знаю, Рая, что делать. Я покумекаю тут. Может, парни что знают. Позвоню тебе.

Рая: Мне соседка сказала, что это все незаконно. Приставы только могут описать. А коллекторы не могут. А это, наверное, коллекторы были. Я тут по объявлению позвонила. На консультацию меня записали, а я не пошла.

Андрей: А что? Вдруг помогли бы?

Рая: Так это, наверное, не бесплатно. Только написано, что бесплатно. А я уже всю пенсию отдала. Вот жду, когда дадут.

Андрей: Ой, Рая, надо Семку искать.

Рая: А где я его искать буду?

Андрей: А друзей его не видишь?

Рая: Друзья его и приходили. Их я лично не знаю, но Семку с ними видела. Может, он уже ввязался куда. Не знаю, что и думать…

Максим Васильевич: Ну, «игрок», «рулеточник» он или «картежник» эпохи Достоевского… от современного разве отличается чем?..

Иван: Пожалуй, только одеждой…

Максим Васильевич: Да. И различием атрибутов: портретами на монетах и фишках… Искушение не скупится на зависимость, податливость и безволье. А ты обратил внимание, кстати, на цвет в романе?

Иван: Цвет?

Максим Васильевич: Я о рулетке. Это игра двух цветов.

Иван: Красного и черного…

Максим Васильевич: Да, соответственно…

Иван: Красный — жестокость, агрессия, кровь…

Максим Васильевич: Черный — отрицание света, тьма… В свою первую игру Алексей Иванович ставит на красное. 5 фридрихсдоров, 10 фридрихсдоров, все… И все на красное. Я связываю это с нарушением психики и здоровья героя… Потом с этими цветами у него будет связано все, вплоть до лица мадемуазель Бланш… Цвет волос черный, как тушь… Глаза черные… Губы всегда напомажены… А ее непостоянство, как вращение игрового колеса…

Иван: Да, он так и говорит, что «это дьявольское лицо умело в одну секунду меняться…»

Максим Васильевич: Все верно. Мир двух цветов. И… о «джентльменской» игре к слову. Ведь в определенный момент выигрыш или проигрыш перестал иметь значение. На передний план вышла красота жеста. Я вернусь через день, неделю, месяц, чтобы проиграть свое и чужое…

Иван: Абсурд…

Максим Васильевич: Абсурд… Хм… А чем ты лучше «рулеточника»?

Иван: Я отдаю себе отчет в своих действиях…

Максим Васильевич: Напомни, где мы находимся?

VI

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Екатерина, Валентин, Марианна и Михаил под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата, не поднимая трубку, смотрит на Вячеслава. Вячеслав, не поднимая трубку, смотрит в пол. Их окружают две пары.

Екатерина: Ты перестанешь выставлять меня дурой?

Валентин: Ты сама выставляешь себя дурой… Только я прошу, не кричи… Мы можем с тобой спокойно поговорить?

Екатерина: Да, давай.

Валентин: Что стряслось?

Екатерина: А она знала, что ты женат?

Валентин: Кто?

Екатерина: Женя.

Валентин: Какая?

Екатерина: Валь?

Валентин: Да…

Екатерина: Скажи, тебе не стыдно?

Валентин: За что мне должно быть стыдно?

Екатерина: А тебе не обидно, что твоя жена — дура?

Валентин: Иногда.

Екатерина: Перед коллегами, друзьями? Перед моими родственниками? За то, что твоя жена — дура вусмерть. А? Дура, потому что здесь сидит. Дура, потому что глотает твою ложь ложками. И сидит. Дура, потому что возит твои котомки через города. Не всем же быть творческими натурами, кто-то должен быть дурой… Да? Так вот есть такая буква, называется буква «хер». Я устала, Валя, быть дурой. Либо ты мне сейчас все расскажешь, либо тебе привезут документы о разводе.

Валентин: Хорошо, что тебя интересует?

Екатерина: Кто она такая? Откуда она взялась? И почему, Валя?

Валентин: Хорошо, ты действительно хочешь знать?

Екатерина: Да.

Валентин: Хорошо.

Екатерина: Говори.

Валентин: У меня, кроме тебя, никого…

Екатерина: Еперный театр… Валя, она удалила все свои посты о тебе… Ты ей позвонил?

Валентин: Я никому не звонил…

Екатерина: И хорошо, что у вас мобильные запрещены. Я бы вам, падлам, и стационарные отключила… А зачем они вам? Бл*** звонить… Жены сами придут…

Валентин: Катя, возьми себя в руки…

Екатерина: А я и у нее спросила… Интересно, что она ответила?

Валентин: Нет.

Екатерина: А что глазки-то забегали? Так вот она тебя не сдала. Она ничего не ответила. Она меня заблокировала. Но я ее найду. Я ее все равно найду. А она знала, чем ты занимался? И почему ты здесь?

Валентин: Катя, ты уже с ума сходишь…

Марианна:…Лысый…

Михаил: Нагиев?

Марианна: Лысый… Ой, дай Бог памяти… в эпизоде он снимался… Богатыри на груди набиты… Танцевали там пьяные все…

Михаил: «Горько», что ли?

Марианна: «Горько», «Горько»… Ну, такой же горький и фильм… Александр Паль! Вспомнила имя актера!

Михаил: А че горький?

Марианна: О-о-о… после него бутылку вина выпила… Фильм затрагивает тему измен… Называется «Верность». 11 Я еще долго потом сама с собой рассуждала, о чем и зачем… В общем, он артист провинциального театра… Она акушер в какой-то частной клинике. У них пропал секс. Ой, тут можно такое говорить-то?

Михаил: А че?

Марианна: Ну, в общем, понял. Она стала ревновать его. Короче, из пальца высасывала повод. Можно было что-нибудь поинтересней придумать. Нашла какие-то сомнительные доводы, чтобы изменить, и тем самым оправдать свою измену. Не знаю, что она больше хотела: сделать ему больно или справить свою нужду. В итоге полет с парашютом во все тяжкие. Один из ее любовников, в кавычках, оказался мужем ее клиентки. Все обо всем узнали. Город маленький. Слухи расходятся. А Паль не виноват оказался. Я бы ее тоже не захотела на месте мужика. У нее вроде сиськи норм, но сама смурная такая… Неживая какая-то… В общем, он ее прощает…

Михаил: Понятно…

Марианна: И вот я сидела думала, думала… Вот смогла бы я простить или нет…

Михаил: И что?

Марианна: Ну, ты бы смог?

Михаил: Я… А у них дети были?

Марианна: Нет…

Михаил: Наверное, не смог бы…

Марианна: Я со Светкой ходила, она вообще по-другому кино поняла. В общем, Паль захотел свою жену только тогда, когда почувствовал ее измену. Только когда почувствовал. Интуитивно. Тогда он на нее и набросился. Ну, для этого самого. А когда узнал об измене, напал с расспросами. Ему были интересны детали. Пусть он был изрядно пьян, однако слово не воротишь. Не знаю. Может быть, я старая… А ты че думаешь?

Михаил: Да не знаю я…

Марианна: Вот и я не знаю…

Михаил: А ты?

Марианна: Что я?

Михаил: Простила бы?

Марианна: Не знаю. Но за подробностями не полезла бы…

VII

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Валера, Рада под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата и Вячеслав смотрят друг на друга, не поднимая телефонные трубки. Их окружает одна пара.

Валера:…Ну и?

Рада: Валер, я встану и уйду. Я больше не буду позориться. Я устала…

Валера: Ты можешь катиться на все четыре стороны, но сначала помоги мне…

Рада: Валера, я изо всех сил стараюсь что-нибудь да сохранить…

Валера: Это он столько уверенности в тебя вселил?

Рада: Нет, это сделал ты… Валера, я очень сильно устала страдать…

Валера: А я на курорте нахожусь…

Рада: Я очень тебя боюсь, Валера… И…

Валера: Подожди, подожди… Тебе хорошо стало, что ли? Спокойней, что меня здесь держат?

Рада: Я не знаю…

Валера: А ты сюда приходишь повеселиться? На клоуна посмотреть?

Рада: Нет, вовсе нет…

Валера: Хорошо он тебя жарит?

Рада: Что ты хочешь услышать?

Валера: Подробности…

Рада: Какие подробности?

Валера: Как все прошло?

Рада: Тебе вряд ли это будет интересно… У тебя слишком бурная фантазия, в отличие от моих скудненьких историй…

Валера: Да нет, мне будет полезно. Местный психолог сказал прекратить мысленное общение с ненавистными мне людьми. А я остановиться не могу. Я веду эти беседы. В мыслях. В мыслях я даже принуждаю людей к чему-то.

Рада: Ты и в жизни такой…

Валера: Я принуждал тебя. Весь день и ночь. Принуждал тебя к нему. Привязывал.

Рада: Что ты хочешь?

Валера: Я хочу, чтобы это было правдой. Мои мысли. Чтобы они оправдались, и я посмотрел в твои сучьи глаза.

Рада: Сучьи? Ну, смотри. Что видишь? Зачем мне вообще говорить? Ты уже все себе нарисовал там, в канапушке своей. Только зачем я снова пришла…

Валера: Совесть. Это называется совесть.

Рада: Нет. И что ты нарисовал? Хочешь я подтвержу? Нет, хочешь, я даже воплощу это?

Валера: Да, очень хочу.

Рада: Ну, давай.

Валера: Начинай.

Рада: Что?

Валера: Сама.

Рада: Я считаю, что это все ошибка. Все чаще так считаю. И виню себя.

Валера: За что? За то, что ушла к Диденко?

Рада: Да, а ты лишь расплата.

Валера: Так…

Рада: Он сидел напротив меня весь вечер. В хорошем костюме, с хорошим настроением. Такой человек притягивает.

Валера: А я отталкиваю?

Рада: Да кто ты вообще такой, чтобы к тебе что-то чувствовать? Кто ты такой?

Валера: Не повышай голос. Потише… Ну, продолжай…

Рада: Да пошел ты… (Встает и уходит.)

Рада (младшему инспектору): Выпустите меня, пожалуйста.

Валера: Куда ты спешишь? Побудь со мной…

Рада (младшему инспектору): Выпустите, пожалуйста…

VIII

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий. Злата, Вячеслав, Максим Васильевич, Иван, Татьяна и Сергей под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата и Вячеслав смотрят друг на друга, не поднимая телефонные трубки. Их окружают две пары.

Максим Васильевич:…Конечно, Ваня, азарт игры — это всегда противопоставление быстрого обогащения медленному накоплению…

Иван: Но Полина для Алексея Ивановича всегда является X-фактором…

Максим Васильевич: Безнадежно влюбленный в дочь состоятельного генерала или в тень состоятельной жизни хочет побороть раба… На лопатки и сразу… бах… Но в итоге борет человека… И, правильно, не забывай об X-факторе, где азарт игры на рулетке противопоставляется азарту страсти к ней… В данном случае к Полине. Как минимум, две производные…

Иван: Но…

Максим Васильевич: Но азарт и сильнейшая зависимость, которые однажды познакомили тебя с эйфорией, после проникнут, как наркотик, во все области жизни и сломают психику… Это лихорадочное состояние, учащенное состояние… Лихорадочный ритм… И Достоевский… Да и Бальзак… Бальзак даже чаще обращается к этому лихорадочному ритму, который захватывает человека, как водоворот щепу, ломая волю, оставляя на краю пропасти…

Иван: Они все в той или иной степени на краю пропасти: Алексей Иванович, Полина, бабушка…

Максим Васильевич: У тебя объект наблюдения один, мы не знаем, о чем писала в дневниках Полина, о чем молчала бабушка… И это не наша работа, Ваня! Не наша…

Иван: Но что мы скажем?

Максим Васильевич: А что мы можем сказать? Мы можем только предостеречь…

Иван: А если я хочу вылечиться…

Максим Васильевич: Ваня, тогда иди в больницу… Мы с тобой не доктора… Ты никогда не найдешь для каждого больного, в кавычках, свою стенографистку Анну Сниткину…12

Иван: Но…

Максим Васильевич: Я понимаю, что ты хочешь сказать. Но ни ты, ни я не мессия. Ты что о себе возомнил?

Иван: Ну, тогда это все просто бизнес… И ничего личного…

Максим Васильевич: А ты хочешь дать человеку противоядие? Да?

Иван: Да…

Максим Васильевич: Ваня, ты можешь дать человеку только слабительное… И только обосравшись, он все поймет… Да простит меня Бог и Федор Михайлович… Скажи мне, что случилось с Достоевским в Висбадене?

Иван: Он там проигрался и потерял свою Полину…

Максим Васильевич: Потерял человека… даже двух, вернувшись домой… Его нужда и малорадостная перспектива долговой тюрьмы стали катализатором написания романа «Игрок»13. А во время работы над ним он сошелся с Анной Сниткиной, которая родила ему четверых детей. Благодаря этому он навсегда отказался от игры… обосравшись, Ваня! А ты только и можешь, что рассказать об этом зрителю за один академический час, в промежутке между звонящими телефонами и туберкулезным кашлем… Прости, господи, еще раз…

Татьяна: Задолжал бешеные грошi, слухай… Чи то миллион… Збрехати боюсь… Бандюки, якiсь питерские… Стал продавать наркотики… Через порт… З Пiтера приходил товар кораблем, а он реализовывал… Подросткам, конечно…

Сергей: Ну, кому ж еще…

Татьяна: У Питере проигрався… От на поводок его и посадили…

Сергей: Да ты что…

Татьяна: Ну так а шо, ментовскую форму напялив, кто ж палить-то буде… Сам должен за такими, як он бігати, а он… Ну, городок маленький… Якісь малолітки и здав его… Я так до конца и не поняла… Я думала, шо у Кольки просто кукушка поїхала… А нi…

Сергей: Я слышал, мамка его с плакатом по городу гуляла.

Татьяна: Так на неї всі як набросилися… Весь город озверел. Вона вийшла з плакатом перед зданиєм ментовським… Написала там, що Коля не наркоман… Тоже мозгами поехала, якщо чесно… Голодовку объявила, просила снять с ее сына клевету. А що знiмати? Це що, якесь прокляття… Чепуха, в общем…

Сергей: Ну да…

Татьяна: Я вроде не видела, щоб от гашика помирали прямо… Але зараз прям согласна, що ті, хто у школі були не проти пошмалить, якось їх життя порозкидала: кого в тюрьму, кого в лікарню…

Сергей: А че он играл?

Татьяна: Да от сама не знаю… Як оказалось…

Сергей: И че людям надо…

Татьяна: Та хрiн его знає, що людям надо… И проверка та ментовська, кстати, приехала зовсім не труп с кафеля сошкрібати, а, як оказалось, брать его… Просто ж как узнали все, прятаться перестали… Ну, схему они большую нарыли… Там и ребята из речнухи в теме были… В общем, що ни кіно, то «Бандитский Петербург»…

Сергей: А мать?

Татьяна: Час минув, стихло все… Та ну їх на хер усіх, Сергію…

IX

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Рая, Андрей, Валентин и Екатерина под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата и Вячеслав смотрят друг другу в глаза, не поднимая телефонные трубки. Их окружают две пары.

Рая: Андрюша, я серьезно. Я боюсь заходить в подъезд. Они там ждут.

Андрей: Они просто пугают, Рай. Это такой способ вывести человека из себя…

Рая: И у них получается. Они за мной следят. А я что? Что я могу им дать? Я таких денег отродясь не видала… В больницу слегла на две недели с давлением. Думала, как страшный сон пройдет все. Нет, выписалась, а они тут как тут.

Андрей: Тебе надо обратиться к участковому…

Рая: Да я писала уже… Участковый приходил. Они ему сказали, что просто друга ждут и никакого отношения ко мне не имеют. Ну, мне так участковый передал… Хотя что-то мне подсказывает, они ему другое сказали…

Андрей: Да…

Рая: А знаешь, что учудили в последний раз?

Андрей: Что?

Рая: Замки соседям клеем залили… А мою дверь не залили. И так несколько раз они делали.

Андрей: Вот с***…

Рая: Да, вот все на меня огрызаться и стали… Я так скоро помру, Андрюша… Я там теперь как изгой… Даже Раиса Сергеевна перестала здороваться.

Андрей: А про замки участковому говорила?

Рая: Говорила. А он сказал, что заявление принимают при ущербе от трех тысяч рублей… А у меня ущерба вообще нет… А соседи молчат… Я сказала Раисе о своих мыслях про бандитов. А она ответила, мол, не вмешивайте ни нас, ни наших детей, ни наших внуков в свой кошмар. И все.

Андрей: Вот дела…

Рая: А я после этого всего и дверь боюсь закрывать на замок… Заклеють же… А я сама и открыть не смогу… Щеколдой пользуюсь…

Андрей: А Семка?

Рая: Не объявлялся… Мне, Андрюша, кажется, что не из банка звонили-то, а бандиты какие-то… Семка ввязался во что-то крупное… Раз мильон… А если квартиру продавать, куда я поеду? Кому я нужна?

Валентин: Давай не будем скандалить…

Екатерина: А как ты хочешь?

Валентин: Просто поговорим…

Екатерина: Да, надеюсь, это будет последний наш с тобой разговор…

Валентин: Не торопись…

Екатерина: Я тебя слушаю…

Валентин: Я знаю, что был неправ…

Екатерина: Знает он… Ну…

Валентин: У меня с ней ничего не было…

Екатерина: Тантрический секс?

Валентин: Я соврал тебе…

Екатерина: Ну, допустим…

Валентин: Я соврал тебе только в одном, сказав, что ее не знаю… Я знаю ее, знаю, чем она занимается… Но не более…

Екатерина: Бросила тебя, да? Один раз она здесь была?

Валентин: Ее здесь не было…

Екатерина: Ну, допустим…

Валентин: Мы познакомились с ней на мероприятии… Она какой-то баннер делала. Рисовала его под заказ.

Екатерина: Ну…

Валентин: Я работал с ней. Согласовывали макет изображения. Размеры всякие. Всю техническую ерунду. Вплоть до регистрации ее ИП, чтобы по безналу все провести.

Екатерина: Зарегистрировал?

Валентин: Да, зарегистрировал. Она клеилась ко мне, да.

Екатерина: Ну а ты?

Валентин: А мне безразлично.

Екатерина: Так уж и безразлично?

Валентин: Да.

Екатерина: Ну, хорошо.

Валентин: У нее ничего на меня нет. И все, что она могла тебе сказать, обыкновенная ложь женщины, которой отказали. Я люблю тебя, Катя. С ней у меня ничего не было. Ни с ней, ни с какой-то другой. Я хочу, чтобы ты мне верила.

Екатерина: А как, Валь?

Валентин: У нас у всех сейчас тяжелое положение. Но мы справимся. Я обещаю, что все будет хорошо.

Екатерина: Не будет, Валь… Я не верю тебе…

Валентин: Это все большое недоразумение, Кать. Одна огромная ошибка.

Екатерина: Ты только сегодня два раза уже соврал. Я у замполита вашей богадельни была. Он сказал, что приходила девчонка-то. К тебе… Или это тоже недоразумение? Огромная ошибка. Так это твоя ошибка, Валь. Одна большая ошибка. И деньги от выпускников детских домов, которые вы своей конторой себе присваивали, тоже ошибка? Это их вклад в будущее, да? В твое? Так твое, походу, предрешено… Это я теперь не знаю, как от тебя отмыться… От этих историй… А тебе то что? Ты, видимо, родился грязным… Не мы такие, жизнь такая? Ты не переживай… Я твоей Кате ничего не сказала… Еще воротится, может… Она тоже до последнего молчала… Но за нее ее ребенок сказал… Ты с ним на сноуборде катался… Он тебя помнит… Всего хорошего, Валь. Я все твои вещи сложила и к СИЗО подвезла. Я заплатила. Если не пропустят, а точно не пропустят, все на помойке будет. При выходе справа.

X

Город Москва. Следственный изолятор n. Комната для краткосрочных свиданий.

Злата, Вячеслав, Любовь, Марат, Рада и Валера под присмотром младшего инспектора сидят напротив друг друга с телефонными трубками в руках. Их разделяет стеклянная стена.

Злата и Вячеслав смотрят друг другу в глаза, не поднимая телефонные трубки. Их окружают две пары, одна из которых — глухонемая — общается на языке жестов.

Любовь: Я так ужасно выгляжу.

Марат: Нет, ты хорошо выглядишь.

Любовь: Проревела всю ночь.

Марат: Что случилось?

Любовь: Вчера ходила на спектакль «Женщина с витрины» в Театр Мимики и Жеста. И до сих пор не могу успокоиться.

Марат: Спектакль такой грустный?

Любовь: Спектакль очень грустный.

Марат: Это всего лишь спектакль. У тебя есть я. И у нас все будет хорошо.

Любовь: Я такое видела впервые.

Марат: О чем был этот спектакль?

Любовь: О человеке, о любви, о рамках и подлости жизни, жизни, которую создает человек.

Марат: Что тебя так тронуло?

Любовь: С самого начала я не могла сдержать слез. Герой — одинокий мужчина, обыкновенный человек, бегущий под стать городскому ритму. Он на бегу общается, работает и даже отдыхает, пьет кофе, ест, как кукла, как манекен. Этот длинный забег одиночества прерывается только ночью, во время сна. Каждую ночь во сне к нему приходит девушка мечты. В жизни он ее встретить не успевает — не хватает времени. Он покупает манекен, созданный по образу и подобию этой девушки, и начинает изображать жизнь с ней. Бездушный манекен никак не реагирует на мужчину. И лишь ночью, во сне, они меняются ролями. В определенный момент ты начинаешь путаться, кто из них живой человек, а кто манекен. И мне так стало грустно и одиноко. Я ведь даже дома продолжаю общаться с тобой.

Марат: Я очень тебя люблю.

Любовь: А человек боится признаться себе и другим в своих слабостях. А ведь это не слабости. Это наши настоящие чувства. И сидим мы теперь в домах, прячем эти слабости. А что нужно человеку? Любить и быть любимым.

Марат: Я полностью с тобой согласен.

Любовь: Человеку же больше ничего не нужно. Все остальное — обман и подражание. Я тоже тебя люблю, Марат. И я так жду, когда все это кончится.

Марат: Мы скоро снова будем вместе.

Рада:…Ты так меня забил…

Валера: Я?

Рада: Да… Ты такой жалкий, Валера, человек… Человечек…

Валера: Ой, не усугубляй.

Рада: А что ты мне сделаешь? Пошлешь за мной кого-нибудь? Да уж лучше так, чем терпеть…

Валера: Ну и зачем ты пришла к жалкому человечку?

Рада: А рассказать тебе хочу, как мне хорошо без тебя… И я больше тебя не боюсь…

Валера: Удобно тебе. Я бы тебе ножки-то подпилил…

Рада: Ты такой гнилой, Валер…

Валера: Зачем пришла?

Рада: Я набрала тебе пакет гнилых продуктов, чтобы ты наелся… Вкусно наелся… Тебе передадут… Ни в чем себе не отказывай…

Валера: Я тебя ими и накормлю… Мне недолго осталось здесь находиться…

Рада: Не, мне так не кажется…

Валера: Ну, мало ли что тебе кажется… Ты умом никогда не блистала…

Рада: Я так классно тра*** с Диденко…

Валера: Я спрошу у него, как это было… Ты ничего нового не расскажешь… Ты — бревно… Не женщина. Бревно.

Рада: Мы вернулись с Тая… неделю назад… Новый год отмечали там… У него нет ни жены, ни детей. Он в разводе. А дети не от него были, а от первого брака жены. И мы счастливы, Валерик… Я так хотела тебе это сказать, ты бы знал… И он тебя не боится… Тебя больше никто не боится…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание сочинений. Пьесы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я