Феномен человека уникален. Для понимания его особенностей по сравнению с другими животными необходимо рассмотреть его взаимоотношения с нишей и обществом. Человек мыслит понятиями в знаковом формате – это позволяет обозначать объекты и моделировать отношения, взаимодействовать во времени, сохраняя тексты (знаки). Книга предлагает оригинальную версию работы головного мозга, зависимую от программного обеспечения, приобретаемого в стрессах. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек. Поведение, разум, мозг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 8
От несмышлёныша к человеку
Новорожденный ребенок не может самостоятельно отыскать сосок, поэтому его прикладывают к груди и вставляют в рот сосок, так начинается его питание. Он не в состоянии держать голову, а уж тем более поворачивать её в нужную сторону, потому что для этого нужна ориентация и содружественная работа мышц. К моменту рождения он этим не оснащён.
Ни один из его анализаторов не готов выделять сигнал из фона. К моменту рождения он не оснащен ни зрением (он видит только пятна светотени), ни слухом (он может спокойно спать рядом с кричащим соседом и никак не реагировать на его крики). Он не слышит и собственного крика, и обоняние у него не развито до тех пор, пока запах молока, груди, не будет связан с кормлением. Да и то это будет «короткофокусное» обоняние.
Для сравнения: слепой котёнок или щенок сам находит сосок с момента новорожденности и сам его осваивает, более того ухитряется конкурировать с братьями и сёстрами. Это относится и к тигрятам, львятам, волчатам, то есть, ко всем тем животным, у которых рождается ни один детёныш, а несколько. Вот вам и естественный отбор! Я уж не говорю о кенгурёнке! Он в сумке прыгающей матери не теряет соска и ухитряется кормиться. Кстати, кенгурёнок рождается недоношенным, доносить его вечно прыгающая мать не смогла бы.
Таким образом, совершенно очевидно, что ребёнок может выжить только при очень заботливой и внимательной матери. То, что у него к моменту рождения нет ориентации — это логично, зачем она ему, если целенаправленное движение невозможно.
Принцип — «необходимо и достаточно» — здесь очевиден!
По мере роста (младенец быстро набирает массу) формируется ориентация, сперва обонятельная и тактильная, потом слуховая и зрительная.
Голосовые связки с самого рождения производят сложные звуки, но пока звук не контролируется слухом разделение на созвучья невозможно. В два месяца, ещё не овладев ни руками, ни ногами, едва удерживая голову, младенец начинает гулить. К шести месяцам гуление переходит в лепет, к восьми — появляются первые слова, слух становится дифференцированным. Постепенно, от простых слов, которые он долго эксплуатирует, переходит к сложным словам и конструкциям. Так осваивается речь, а вместе с ней и знаковое мышление.
Это не значит, что мышление должно быть обязательно знаковым, оно может быть и конкретно образным, при этом достигать довольно высокого уровня для решения практических задач.
Приведу интересный пример. Так, в 1960 г. опубликована статья в №10 журнала «В защиту мира» — И. Кюни «Думают ли животные», в которой описан эксперимент: тысяча пауков — крестовиков заселили помещение и обустроились, построили свои паутины.
Экспериментаторы, для каждого паучка осложнили задачу выживания, опустив свободный конец закреплённой на потолке нитки на паутину. Таким образом, паутина стала непригодной для ловли насекомых, поскольку вибрация гасилась лежащей на паутине ниткой. Подавляющее большинство пауков покинули свои паутины и построили новые. Около 10 процентов решили проблему, проделав дырочку в паутине и пропустив в неё свободно свисающую нитку. Вибрация возможна, значит, и охота может быть успешной. И только несколько пауков (0,6 процента) оригинально решили задачу, они скатали нитку в клубок, поднявшись по ней к потолку и закрепили клубок на потолке. Паутина полностью освобождена и сохранена. Гениально!
Количество гениев 6 на 1000 — людям бы такое распределение! 6:1000 — такое количество больных шизофренией у людей в различных группах наблюдается…
Замечу, что гении отличаются удивительным качеством — не отвлекаемостью! Причём, не отвлекаемостью интереса! Это важное уточнение. Потому, что «не отвлекаемостью» обладают не только гении, но и параноики. Правда, у них не отвлекаемость отношений!
Так, изобретательский мозг Архимеда вечно «дожёвывал» какую — ни будь идею, расчёт…
Расслабившись в ванне, Архимед, находясь в полудрёме, вдруг вскакивает и с криком «эврика!», забыв об одежде, набегу, несёт жителям Сиракуз «Закон Архимеда для плавающих тел»!
И. Ньютон, задремав под яблоней, вдруг, разбуженный упавшим яблоком несёт человечеству «закон всемирного тяготения»!
Д. Менделеев, вдруг, во сне, прямо перед пробуждением, видит таблицу, и открывает «Периодический закон…»!
Закон Йеркса — Додсона довольно точно описывает зависимость продуктивного мышления от физиологического состояния человека. Именно на минимуме эмоционального тонуса в полном покое мышление становится наиболее продуктивным!
Но у гениев есть «недремлющий интерес», а у йогов — нет. Хотя, надо отдать им должное, технику расслабления они знают лучше гениев! Йоги получают удовольствие от расслабления, входя в сладостное постоянное засыпание без сна — нирвану!
И ни каких открытий!
Нервная система пауков отличается компактностью, они не философствуют, им нечем! Если они не заняты строительством, то заняты охотой. Охота поглощает всё их внимание, то есть, оцепенение ожидания — ни каких эмоций и ни каких идей, иногда, до полного усыхания (почти, как у йогов), иногда, заметив, что жизнь где-то рядом, паук начинает новое строительство или ремонт почему-то не работающей паутины.
При этом нужно учесть, что это не рефлекторная деятельность, это не заложено в них от природы. Это абсолютно самостоятельное, индивидуальное решение проблемы. Заметим также, что никакой знаковой системой, и ни каким мозгом паук не располагает: у него всего один нервный узел (ганглий)!
И этого оказалось достаточно для того, чтобы быть успешным строителем, успешным охотником и успешно решать неординарные задачи.
Формирование знаковой системы у человека при обилии (!) поводов для адаптации (а обилие обусловлено абсолютной неподготовленностью к жизни в условиях объективного мира) способствует построению мышления на экономном уровне.
Уже нет необходимости в объёмном представлении системы взаимодействий, достаточно знака, слова, символа, математического представления, формулы. Вместо цельно объёмных аналогов, — просто, — знаки.
Прежде всего, это другой способ мышления, в котором есть свои плюсы, но он не лишён минусов. О плюсах уже сказано, теперь о минусах. Минусы аналогового мышления в том, что, обозначая факт, мы его только обозначаем, обзываем, снабжаем биркой и теряем, и, дальше, работаем с символом, временно заменяющим факт, забывая о подмене и о том, что «его величество — факт» объёмен и у каждого факта своя история и «биркой» его не заменить. Так начинаются серьёзные просчёты, ошибки.
Так, возникает влюблённость, например, обида «на ровном месте», не обоснованные страхи, мистика, и даже, лженаука.
«Люди не отдают себе отчёта в том, что словами они осуществляют своего рода исчисление, оперируя ими, со временем переводя их то в одну, то в другую картину» и ещё: «мысль вплетена в ту самую ситуацию, в которой она возникает».
Знаковая логика игнорирует факты, делая вид, что опирается на них, на самом деле оперирует символами.
Но это только одна из проблем. Другая проблема в самой знаковости мышления.
Смыслы всё время меняются параллельно изменениям языка. Чем больших высот достигает цивилизация, тем более сложным становится язык, тем больше отличается язык одной науки (специализации) от другой, и, тем меньше посвященных в данной области знания. Носителем знаний становится социум как целое и, в то же время, непосвящённым — каждый человек!
Оказывается, этого вполне достаточно для возникновения высокоразвитой цивилизации! Но, так же оказывается, что этого достаточно и для исчезновения цивилизации при глобальной, или даже, локальной катастрофе.
Надо помнить, что возникновение высокоразвитой цивилизации, как необходимости (а вне необходимости ничего не возникает), зависит от численности народонаселения с одной стороны и скученности — с другой. Кроме того, сочетание скученности и многочисленности возможно только при высокоразвитых технологиях, для работы которых необходимы эффективные энергоресурсы. При такой раскладке, даже, локальная катастрофа может привести к серьёзным последствиям, не говоря уже, о планетарной катастрофе!
В случае планетарной катастрофы с уничтожением технических приспособлений и гибелью миллионов различных специалистов, оставшиеся в живых не будут в состоянии поддержать, а, тем более возродить цивилизацию довольно долго.
На такое возрождение уйдёт десяток тысяч лет.
Все, произошедшие глобальные катастрофы, за последние 6—7 миллионов лет, не уничтожили ни человекообразных обезьян, ни человеческий род. Иначе нам не удалось вычислить этот промежуток времени!
Все глобальные катастрофы, тем не менее, уничтожили наиболее приспособленные к определённым экологическим нишам виды. И, как ни странно, цивилизации! Сократив народонаселение и скученность, то есть, причину возникновения высокоразвитой цивилизации. (Цивилизация — это тоже приспособление).
Любая цивилизация, прежде всего, решает технологические проблемы, так как, она возникает из-за роста населения, а рост населения ускоряет прирост, а значит и прирост потребления! Это меняет отношение к производству. Производство становится «сиюминутным». Таким образом, высокоразвитая цивилизация занята изготовлением повседневности и подходов к ней. Это и жильё, и продукты, и информация, и коммуникация, транспорт, гигиена, здравоохранение, все виды хозяйственной деятельности. Поиск и использование все более мощных источников энергии.
Чем больше потребляется полезных ресурсов, тем больше накапливается ядов и токсинов, опасных для цивилизации веществ, даже, при мирном развитии общества.
Их как-то нужно обезвреживать или безопасно складировать… (Вспомним, что Шлиман нашёл «Трою» на свалке.)
Если с химическими веществами это сравнительно просто: присоединение дополнительных звеньев, или расщепление сложных веществ на простые, с последующим синтезом других — безвредных веществ, то с отходами атомной энергетики сложнее.
Предыдущая цивилизация, несомненно, как и нынешняя, если она просуществовала не менее 10 тысяч лет, освоила атомную энергетику, хотя бы в той ее части, в которой освоила наша, то есть, использовала естественную радиацию радиоактивных элементов группы урана. Горький опыт, аналог Чернобыля и Фукусимы, возможно, заставил их пересмотреть отношение к атомной энергетике, по крайней мере, следующий шаг по пути овладения энергетикой это плазменные источники энергии. Это не противоречит законам природы. Плазменной энергии во Вселенной сколько угодно и, даже, больше!
Но пока эксплуатировались радиоактивные элементы, накапливались радиоактивные отходы и их, как показывает практика, надо было тщательно изолировать. Строить вечные могильники из материалов способных сделать эти могильники вечными. Для этого нужны были горные породы, группы базальта и гранита соответствующей толщины, обработки и полигональной кладки «в замок» и без щелей с монолитными каменными крышами.
Через десятки тысяч лет эти строения — могильники и станут памятниками бывшей цивилизации. Могильники строились либо в наименее населённых районах, подальше от цивилизации, или в необитаемых районах Земли, высоко в горах, на островах или в пустынях, в сейсмически безопасных зонах…
Не нужно путать, как это делали аборигены, могильник с саркофагом: могильник — это специально оборудованное место захоронения, а «саркофаг», — переводится как, «мясо — пожиратель», то есть, гроб.
Так вот, «мастабы» (одно из названий могильников, по форме напоминающих усечённую пирамиду), перестроенные потом в пирамиды, были могильниками не для разовых захоронений, а для постоянных, своеобразными кладбищами для опасных и, возможно, радиоактивных отходов. При них мог находиться «смотритель» — приемщик, он же строитель, причём, хорошо оснащённый и техникой, и запасом энергии для этой техники, и, даже, возможно, жильём. От «нечего делать» в часы досуга он и мог себе позволить изготовление «артефактов»! Допустим, цельно каменный графин с длинным узким горлышком широким основанием и довольно большой гладкой внутренней полостью. Или, например, каменный шар, в котором, наподобие матрёшки, несколько полых шаров, один внутри другого. Это могло происходить тогда, когда переход на новые, плазменные источники энергии повсеместно утвердился и стал обыденным.
По крайней мере, могильник — это единственное, что делалось навсегда высокоразвитой цивилизацией и, поэтому простояло десятки тысяч лет и ещё столько же простоит. Этот опыт следовало бы перенять и нашей цивилизации, когда мы надумаем покончить с использованием радиоактивной энергетики. Хотя, думать об этом нужно уже сегодня потому, что ныне существующий способ захоронения даже небольшой катаклизм может превратить в серьёзную катастрофу… И бетон и металл не вечны…
Вот и ответ на вопрос, «куда делись и почему от них ничего не осталось?».
Всё остальное остаться не могло, даже от пластмасс за десятки тысяч лет ничего не остаётся, носители информации из других материалов истлели, рассыпались.
Высоко технологичная цивилизация должна хранить информацию в электронной форме в компьютерах и на каких-то аналогах флэшек, дисков, других не вечных носителях, если не догадается хранить и переносить в биокомпьютерах, тогда она могла бы, передаваясь по наследству, сохранятся в поколениях без искажений. Но для такого подхода необходимо было знать, что данная цивилизация обязательно исчезнет и при этом быть неизлечимым альтруистом!
Альтернативой такому отношению могла бы быть установка такой информации на каком-то этапе всем людям данной цивилизации, как прививка, предохраняющая от незнания основных законов мироздания и их технического применения. Доступ к такой информации у мозга вполне возможен при определённых условиях.
Информация должна была бы сохраняться на хромосомах, не участвующих в обмене и строительстве организма, а предназначенных для хранения «внешней» информации. Хранение такой информации в виде комиксов с приложением из формул, графиков, схем, обозначений материалов и так далее, было бы вполне логичным.
Биологические носители информации очень компактны — молекулярная память.
Всё металлическое, бетонное, деревянное и даже стеклянное наследие сохраниться не могло, если не было выполнено из неокисляемых металлов.
Таким образом, могло сохраниться только каменное или кристаллическое изделие, или изделие из золота, платины, потому мы и находим артефакты, которые не вписываются в историю нашей цивилизации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек. Поведение, разум, мозг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других