"Арктика в иллюминаторе" – это путевые заметки участника экспедиции "Россия-2021", прошедшего в течение 77 дней Северный морской путь от Архангельска до острова Врангеля и обратно на борту научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов". Автор описывает суровую природу Арктики, ее обитателей, делится своими впечатлениями. Путевые заметки сопровождают многочисленные исторические справки, рассказывающие об освоении Арктики и ее героях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Арктика в иллюминаторе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступление.
Мне очень повезло. Всю жизнь увлекаюсь путешествиями: поднимаюсь в горы, сплавляюсь по бурным рекам, спускаюсь в пещеры, занимаюсь дайвингом. Да и профессия тележурналиста предполагает «вечное движение». В начале 2021 года, когда пандемия перекрыла границы и возможности для поездок, я узнал, что начался отбор участников уникальной масштабной экспедиции «РоссиЯ-2021», организованной Федерацией спортивного туризма России, Русским географическим обществом, Министерством просвещения Российской Федерации при поддержке Фонда Президентских грантов.
35 тысяч километров за 292 дня, 50 субъектов Российской Федерации! Беспрерывное прохождение вдоль всех границ стран! Ведь это же мечта любого путешественника! Я набрался храбрости и подал заявку на участие в проекте.
В основной состав экспедиции вошло всего девять человек. Нас отобрали более чем из тысячи кандидатов. Почему попал именно я? До сих пор задаюсь этим вопросом. Как объяснил руководитель нашей экспедиции, ее идейный вдохновитель и архитектор, выдающийся российский путешественник Константин Мержоев, во время отбора он, прежде всего, оценивал профессионализм и многофункциональность кандидатов. Несмотря на мой солидный возраст (мне во время экспедиции исполнился 61 год), шеф принял решение в мою пользу: спасибо ему за это! Считаю, что большую роль в выборе моей кандидатуры сыграло ходатайство известного путешественника и писателя, Почетного председателя Регионального отделения РГО в Республике Башкортостан Камиля Зиганшина, моего старшего товарища. Камиль Фарухшинович в 2011-2013 годах был участником кругосветного путешествия «Огненный пояс Земли», организованного тем же Константином Мержоевым. Тогда Зиганшину, как и мне, было за шестьдесят.
И вот я в числе участников экспедиции «РоссиЯ-2021». Самый молодой член команды — блогер из Новодвинска Никита Ярков. Также, в составе: заведующий снаряжением Федор Усенко, видеооператор Александр Кащеев, фотограф-художник Юрий Дерезюк, единственная женщина в экспедиции, хронометрист и завхоз Елена Галко. Все они из Краснодара и Краснодарского края. Москвич Егор Туляков, геоморфолог по специальности, решал научные цели экспедиции. Спасатель МЧС из Южно-Сахалинска Александр Коновалов выполнял обязанности медика. В первом, велосипедном этапе приняли участие и двое «запасных игроков»: ремонтник Виктор Попов и физорг Олег Катышев. Они дублировали нас на случай, если кто-то сойдет с дистанции. В Мурманске мы с ними тепло попрощались.
Итак, 3 марта 2021 года экспедиция стартовала с территории образовательного центра «Сириус» в Сочи. 6914 километров «РоссиЯ-2021» прошла на велосипедах вдоль юго-западных и западных границ страны до столицы Арктики — Мурманска. Так уж получилось, что морской этап экспедиции — прохождение Северного морского пути, стал самым проблемным для нас. По планам шефа в Мурманске мы всей командой должны были сесть на борт ледокола для прохождения Арктики. Однако из-за ограничений, связанных с КОВИД-19, отплытие было отложено до осени. Ждать у моря погоды, не было времени. Из Мурманска мы вылетели во Владивосток для прохождения других этапов. Далее, от Владивостока до поселка Монды в Бурятии, на автомобилях — 5412 километров. Еще 492 километра пешком через Саяны, от Монды до Кызыла. 6901 километр на велосипедах от Кызыла до Домбая, 68 километров от Домбая до Красной Поляны. В конце августа экспедиция разделилась: основная группа после прохождения пешего этапа вдоль границы России с Монголией вновь села на велосипеды, а мы с оператором Александром Кащеевым вылетели в Архангельск. Оттуда, на борту ледокола, нам предстояло отплыть в Арктику.
В этих заметках я хочу рассказать о прохождении российских границ по Северному морскому пути от Архангельска до острова Врангеля и обратно в Архангельск на научно-экспедиционном судне ледокольного типа «Михаил Сомов», о знакомстве с интереснейшими людьми, об истории открытия русского Севера. Путешествие обогатило меня новыми знаниями, которыми я делюсь с читателями в небольших вставках под общим названием — историческая справка.
МОРСКИЕ ВОРОТА АРКТИКИ
Итак, мы с Александром Кащеевым прилетели в Архангельск. Город встретил нас разноцветными флагами. Праздничное оформление было связано не с нашим прибытием. Накануне в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и на Соловках прошли торжества, посвященные 80-й годовщине прихода в столицу Русского Поморья первого арктического конвоя для сражавшегося с фашистами Советского Союза. 31 августа 1941 года из Шотландии в Архангельск вышел первый арктический конвой под кодовым названием «Дервиш». Он состоял из шести судов и оказался самым успешным в истории Второй мировой войны. «Дервиш» прошел весь путь без потерь и ни разу не был атакован. Немцы просто не ожидали такой наглости от союзников. Хотя сам маршрут был очень опасен и проходил вдоль берегов оккупированной Норвегии, где находились базы военной авиации, подводного и надводного флота гитлеровской Германии.
Историческая справка
Супруга премьер-министра Великобритании Клементина Черчилль в 1941 году создала Фонд помощи России, деньги для первого конвоя собрали русские эмигранты первой волны. В частности, композитор и пианист Сергей Рахманинов перечислял все гонорары от своих концертов в Фонд обороны СССР со словами «Верю в победу!». В Архангельске гордятся героическими страницами Северных конвоев. И чтят память их героев. Одна из трагических дат тех лет — 12 августа 1944 года. В Карском море немецкая подводная лодка потопила грузопассажирское судно «Марина Раскова». Оно шло в составе конвоя БД-5. До этого «Марина Раскова» уцелела, находясь в печально известном конвое PQ-17, тогда судно было американским. В 44-м на борту судна находилась смена зимовщиков с полярных станций — с женами и детьми…
Параллельно с нами в Архангельск прилетела съемочная группа под руководством известного режиссера-документалиста Игоря Ушакова. Игорь снимал часовой документальный фильма о России и о нашей экспедиции. Его показ был запланирован на одном из федеральных каналов страны. Вместе с киношниками мы побывали в Арктической школе деревянного судостроения, которая входит в Архангельский кластер судостроения и производства морской техники. Здесь бережно хранят традиции поморов.
Глеб Плетнев, директор по развитию кластера судостроения и производства морской техники, собрал в Архангельске мастеров со всей России, чтобы построить поморский коч, способный повторить поход Двинско-Обского отряда в рамках Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов. Длина судна — 19,2 метра, ширина 5,9 метров, осадка 1,6 метров. Высота борта 3 метра, водоизмещение 60 тонн, площадь парусности 183 квадратных метра. Благодаря директору, мы узнали очень много интересных фактов о Великой Северной экспедиции, о поморских кочах, способных плавать в арктических условиях. Это деревянное судно для дальних арктических экспедиций Глеб Плетнев строит вместе с мастерами по старинным чертежам.
Поморский коч обладает целым рядом особых, присущих исключительно ему, признаков. Небольшие размеры, легкий вес, сохранение устойчивости при преодолении волоков. Помимо этого, коч должен соответствовать требованиям, предъявляемым морским судам ледового класса. Бортовая обшивка на коче укладывалась внахлест, чтобы не препятствовать выжиманию судна наверх при ледовом сжатии. Для этого корпусу придавалась полу-яйцевидная форма. Еще одна особенность: практика шитья лодок «вицей» — крепление бортовых досок гибкими, заранее пропаренными прутьями можжевельника или ели. Реже их сшивали просмоленной бечевой. Это придавало корпусу судна упругость, а распухшие в воде вицы закупоривали в нем отверстия. Еще одна особенность поморских судов — использование замшевых парусов. Их шили из выделанных оленьих шкур. Это предотвращало их оледенение.
Глеб Плетнев и мастера-судостроители Архангельской верфи деревянного судостроения в реальности творят волшебство! Поморский коч, который еще не родился и не получил имени, но уже «обрастает» деревом и скоро станет судном — настоящее чудо деревянного кораблестроения.
Историческая справка
Если Мурманск — столица Арктики, то Архангельск по праву можно назвать ее морскими воротами. Именно отсюда стартовали все исторические северные экспедиции.В том числе и целая серия походов русских исследователей вдоль побережья Ледовитого океана — Великая Северная экспедиция. Ее итогом стало нанесение на карту малоизученных территорий Сибири и Русской Арктики. Одним из опорных портов экспедиции был Архангельск. Город Архангельск получил свое историческое начало в 1584 году. Тогда на мысе Пур Наволок на месте небольшой рыболовецкой слободки была заложена первая в истории Российского Государства судостроительная верфь.
Великая Северная экспедиция длилась с 1733 по 1743 годы. Ее идейным вдохновителем стал царь Петр Первый. А указ о начале экспедиции подписала императрица Анна Иоанновна. В составе экспедиции были сформированы семь морских и два сухопутных отряда. Общая стоимость организации их работы составила более 360 тысяч рублей! В экспедиции было задействовано порядка 5 тысяч человек! Экспедиция провела картографирование побережья Северного Ледовитого океана, изучила берега Аляски, подтвердила существование короткого морского пути между Азией и Америкой, открыла Южные Курильские острова.
Четыре из пяти отрядов экспедиции находились под руководством Витуса Беринга. И лишь один, действовавший западнее всех остальных, подчинялся непосредственно Петербургской Адмиралтейской коллегии — высшему органу военно-морского управления России в восемнадцатом веке. Этот отряд, известный как Двинско-Обский, исследовал побережье от Архангельска до Ямала и Оби. Летом 1734 года кочи под командованием лейтенантов Степана Муравьева и Михаила Павлова вышли из Архангельска в сторону Обской губы. Итогом экспедиции Двинско-Обского отряда стало первая карта побережья Баренцева и Карского морей. Название Карскому морю было дано в память о зимовке отважных исследователей в устье реки Кара. Тогда впервые на карте были отмечены Ямал, часть берега Обской губы, и нижнее течение Оби. Исследователи нанесли на карту побережья и описали около 4000 километров! Многие материалы Великой Северной экспедиции до сих пор используются при составлении географических документов.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ…
Наверное, нам с Саней Кащеевым невероятно повезло! Попасть на борт «Михаила Сомова» и пройти на этом легендарном судне весь Северный морской путь от северо-запада до северо-востока страны — этой чести удостаиваются лишь немногие полярники, сменяющие друг друга на арктических вахтах, на морских гидрометеорологических станциях Северных территорий, Якутии и Чукотки.
Историческая справка
«Михаил Сомов» — это научно-экспедиционное судно, дизель-электроход, способный плавать в сплошных льдах толщиной до 70 сантиметров. Корабль назван в честь известного исследователя Арктики, Героя Советского Союза, доктора географических наук, профессора Михаила Михайловича Сомова. Дизель-электроход был построен на Херсонском судостроительном заводе и спущен на воду 28 февраля 1975 года. А 8 июля на «Михаиле Сомове» был поднят государственный флаг СССР, этот день и считается днем рождения судна. После передачи корабля в Научно-исследовательский институт Арктики и Антарктиды, он вышел в свой первый рейс 2 сентября этого же года. Полярный труженик «Михаил Сомов» является участником более 20 советских и российских экспедиций.
С этим кораблем связано несколько драматических событий, вошедших в историю советского мореплавания. В 1977 году «Сомов» выполнял операцию по смене персонала антарктической станции «Ленинградская». Первого февраля судно вошло в полосу 8-10 балльных льдов. Когда до выхода в полынью вблизи станции оставалось всего 30 миль, резко ухудшились погодные условия. Сильная метель вынудила капитана лечь в дрейф. За трое суток вместе с ледяными полями судно снесло на 56 миль на запад. Закованный во льды «Михаил Сомов» потерял способность активно двигаться. 6 февраля 1977 года начался длительный дрейф во льдах Балленского ледяного массива. Ледяная обстановка стала улучшаться только в конце марта и 26 марта «Сомову» удалось развернуться в узкой трещине. Корабль стал пробиваться на восток. Уже 29 марта «Сомов» преодолев перемычку тяжелых ледяных торосов, вышел на северную периферию Балленского ледяного массива. Дрейф «Михаила Сомова» длился 53 дня, скованное льдами судно продрейфовало около 200 миль. Второй дрейф «Сомова» в Антарктиде случился в 1985 году. Он был зажат тяжелыми льдами во время обеспечения станции «Русская» у берегов Хобса. С дрейфующего судна было эвакуировано вертолетами 77 членов экипажа и участников экспедиции. Для спасения «Сомова» был отправлен ледокол «Владивосток». 133 дня продолжался дрейф «Михаила Сомова». Тогда корабль был награжден Орденом Трудового Красного знамени. Капитану судна Виктору Филипповичу Радченко правительство страны присвоило звание Героя Советского Союза, орденами были награждены многие члены экипажа «Михаила Сомова». По мотивам этого драматического случая был снят фильм «Ледокол» режиссера Николая Хомерики.
В начале мая 1991 года «Сомов» был экстренно направлен на полярную станцию «Молодежная» для эвакуации более чем 150 полярников. Сквозь тяжелые льды судно едва пробилось к станции и эвакуировало полярников на борт. Но выйти из ледяной ловушки, зажатый торосами «Михаил Сомов» уже не смог. 19 и 20 августа в условиях полярной ночи полярники и 15 членов экипажа были вывезены вертолетами обратно на станцию «Молодежная». 22 августа 190 полярников эвакуировались со станции на самолете ИЛ-76 МД.
Сегодня«Михаил Сомов» выполняет задачи для Росгидромета: доставляет необходимые грузы и экспедиции на гидрометеорологические полярные станции Северного участка, Якутии и Чукотки. Из-за своей большой осадки «Сомов», практически, не заходит ни в один из портов Северного морского пути. Все грузы и смены полярников с корабля на полярные станции и в населенные пункты доставляет вертолет. Сам «Сомов» остается на внешнем рейде. С 2014 года судном командует опытный капитан — Виктор Иванович Гиль. Старший помощник капитана — Сергей Николаевич Горбатов. Начальник экспедиции на «Сомове» — женщина, Ольга Александровна Байкова. Экипаж состоит из 39 матросов, механиков, работников пищеблока, грузовой команды. На главной и нижней палубе расположено 70 кают для экипажа и членов экспедиции. На «Сомове» есть баня, тренажерный зал, библиотека, зал для настольного тенниса, музей. В 2021 году «Михаил Сомов» совершил рекордное количество рейсов из Архангельска по Северному морскому пути — семь! Недавно было принято решение включить «Михаил Сомов» в список морского наследия России. Это значит языком моряков, что его не распилят «на иголки». «Михаил Сомов» встанет на вечную стоянку в качестве музея освоения Арктики и Антарктики в одном из портовых городов России.
Две ночи до нашего отбытия с Саламбальского терминала в Архангельске мы провели на судне. В качестве члена экипажа «Сомова» Саня значился под номером 29, а я числился тридцатым в составе полярной экспедиции. Двое суток на наших глазах вместительное нутро «Михаила Сомова» и его натруженная спина — палуба, принимали сотни тонн груза. Самого разного, но очень нужного и полезного: продукты питания для полярников, сухой корм для ездовых и сторожевых собак, ГСМ, строительные материалы, дорогостоящее оборудование для гидрометеостанций, расходные материалы для лабораторий, трубы и металл, мотосани и так далее, и тому подобное. Казалось, погрузка никогда и не закончится. 35 полярных станций ждут — не дождутся всего этого добра: Варандей, Вайгач, Амдерма, Олений остров, Колба, остров Русский, Мыс Челюскина, Тикси, Индигирка, бухта Амбарчик, Певек, остров Врангеля… Сколько романтики и великой истории освоения Арктики звучит в этих знаменитых названиях! На третью ночь произошло столь ожидаемое нами событие. Мы заснули под огни Саламбальского терминала, а когда проснулись, в иллюминаторе нашей каюты уже пенились, вздымаясь к небу, волны Баренцевого моря.
«В открытом море взгляд привыкает, главным образом, к горизонтальным линиям. Горизонталь горизонта, горизонтальное глобальное движение волн, горизонтали облаков и слоев тумана, даже полет морских птиц сугубо горизонтален» — с этой характеристикой известного морского капитана и писателя Виктора Каневского трудно не согласиться. И эти многочисленные горизонтали еще долго будут стоять у меня перед глазами. Однако, перейду от лирики к фактам. Как я уже отмечал, из-за своей большой осадки «Сомов» не может заходить в мелководные порты Арктики. Все грузы и смены полярников с корабля на берег доставляет вертолет. Само судно остается на внешнем рейде. А иногда, когда позволяет погода, корабль даже не стопорит машины и продолжает свое движение, пока юркий воздушный грузчик с железными мускулами на ходу цепляет контейнеры и огромные авоськи с грузом. А потом виртуозно садится на небольшую площадку на корме. Что ни говори, а пилоты Архангельского Второго отдельного авиаотряда — настоящие асы.
На главной и нижней палубе расположены каюты экипажа и членов экспедиции. Двухместные для экипажа, четырехместные для экспедиции, всего семьдесят две. Наша каюта находилась на нижней палубе, рядом с теннисным залом. Особенно это радовало Саню: пинг-понг — его давнее увлечение. Нас в каюте было трое. В Арктике, как в осколке полярного льда отражается все многообразие России, если, конечно, ты захочешь это увидеть! И Арктику лучше всего понимаешь через людей, которые здесь живут и работают, постоянно или наездами, через их лица и монологи.
Владимиру Занюкову — двадцать пять. И, похоже, он самый молодой участник нынешней экспедиции. Коренной петербуржец. Мама работает мастером в котельной, обеспечивает теплом целый Красногвардейский район в северной столице. Отец — водитель грузовика. С раннего детства Володю увлекали разные атмосферные явления. В деревне у бабушки он зачарованно наблюдал за летними грозами. Звуки грома и отблески молнии вызывали учащенное сердцебиение, было страшно, но маленький Володя при этом, всегда думал о природе этих явлений, откуда они берутся? И когда он об этом думал, страх куда-то исчезал. Уже тогда он знал, что когда вырастет, станет метеорологом… Любимый телевизионный канал — «Дискавери». Любимая передача — «Охотники за ураганом». Окончив школу, Владимир поступил в Российский государственный метеорологический университет. На свою первую стипендию приобрел свой первый научный прибор — датчик грозопеленгации.
В этом рейсе Владимир Занюков, сотрудник Главной геофизической обсерватории имени Александра Ивановича Воейкова, везет на полярную станцию «Тикси» важный дорогостоящий груз. В контейнерах из Санкт-Петербурга — эталометр для измерения концентрации газовых аэрозолей в атмосфере, ультразвуковой датчик ветра, система слежения за Солнцем. Вся эта аппаратура будет установлена в Тикси и дополнит уже имеющийся измерительный атмосферно-электрический комплекс. Кроме того, специальный груз идет и на Диксон. Володя везет очиститель и специальную батистовую ткань для чистки оборудования атмосферно-электрического комплекса для измерения электропроводности воздуха и градиента потенциала электрического поля у поверхности Земли. В Арктике он впервые. И впервые проходит Северный морской путь на корабле. Но, тем не менее, уже стал одним из тех, кто причастен к большому и важному делу дальнейшего освоения и развития Арктики, во благо России и всего человечества.
Из интервью с Владимиром Занюковым
Вопрос: Родина — это территория или нечто большее?
Ответ: Родина — это там, где тебя всегда примут, где тебя понимают, где могут позаботиться о тебе…
Вопрос: Россия — великая или просто большая?
Ответ: Она не просто большая, она огромная и, конечно же, великая!
Вопрос: Новое место — это новый климат или пейзаж? Или люди?
Вопрос: Все вместе. И в первую очередь, это новый Я…
СВИНЦОЕ КАРСКОЕ МОРЕ
Сегодня старший помощник капитана провел для членов экспедиции инструктаж по технике безопасности. Море не выносит беспечности и легкомыслия. А «труд моряков относится к категории тяжелого» — гласит Инструкция по психогигиене для капитанов и старших помощников судов морского флота. Что ж, теперь мы знаем, что семь коротких сигналов и один длинный гудок означают — «Всем покинуть судно!». Для эвакуации экипажа и пассажиров с судна на верхней палубе с правого и левого борта расположены две спасательные шлюпки на шестьдесят мест каждая и два спасательных надувных плота по двадцать мест. В каютах, в шкафчиках для одежды, хранятся спасательные жилеты, снабженные сигнальными фонариками и свистками. По сигналу из рубки члены экспедиции, обязательно, одетые по погоде, собираются в кают-компании на верхней палубе. Оттуда экипаж выводит всех к шлюпкам. Главное, во время эвакуации не запаниковать. Места в шлюпках хватит всем.
Когда ты в арктических водах, вся планета где-то внизу, под ногами. А если посмотреть на карту сверху вниз от Северного морского пути до южных границ, сразу видишь, насколько велика и безнадежно глубока Россия! Настоящий шестой океан…
С утра в иллюминаторе затемнела полоска берега. Ее подчеркивает белая полоса прибоя. Это Новая Земля. Обогнув ее, «Михаил Сомов» из Баренцова моря попал в Печорское. Корабль встал на якорь, и наша неутомимая стрекоза таскает грузы на остров. Три рейса туда и три обратно. Мы — на палубе, обдуваемой всеми ветрами, и ловим объективами камер спины китов, то и дело выныривающих из морских пучин за очередными кубометрами свежего воздуха. Это — горбачи. Горбатый кит, кстати, считается одним из древнейших животных планеты. Он существовал еще пять миллионов лет назад. Горбач, еще его называют длинноруким полосатиком, достигает в длину четырнадцати метров, а весить может до 30 тонн. Свое название «горбатый» он получил за выступающий спинной плавник и характерную манеру плавания. Ни с кем другим не спутать и его длинные грудные плавники, похожие на руки. Горбачи считаются самыми подвижными и активными китами. Секунда, другая и вот уже гигантские легкие млекопитающего заполнились. Спина исчезла. А мы обшариваем взглядом горизонт: где же вынырнут наши гиганты на этот раз? Печорское море полно сюрпризов. Не успели нарадоваться китовым гонкам, а тут новое явление: с правого борта в море радуга. Пусть не через все небо, как мы привыкли, но радуга! Видимо здесь свои размеры и пропорции. Океан настолько велик и огромен, что радуга в нем кажется совсем игрушечной…
Первая высадка полярников с корабля происходит на юго-восточном побережье Печорского залива, в устье реки Печора в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Здесь, в поселке Мыс Константиновский, находится морская гидрометеорологическая станция. Кстати, станция действует уже 63 года.
Еще одна группа покинет «Сомов» на морской гидрометеостанции «Вайгач». Гидрометеорологическая станция на острове Вайгач была открыта еще в 1914 году на мысе Костяном. В 1950 году станция была перенесена на тринадцать километров восточнее, на мыс Болванский Нос и получила одноименное название. Мыс вытянут в северо-западном направлении в виде полуострова и с трех сторон окружен Карским морем. С островом Вайгач он соединен узкой галечной косой. Коса при сильных штормах заливается морем, превращая полуостров в остров. В 2019 году территория станции была огорожена специальным ограждением для предотвращения конфликтов между людьми и белыми медведями за счет гранта Всемирного фонда защиты природы (WWF). Юлия Морозова, техник-метеоролог из Алтайского края вместе со своим другом Ильей Неглатюковым, механиком по специальности, завербовались на Вайгач сроком на два года. На полярной станции Юля будет вести наблюдения за температурой морской воды и воздуха, измерять скорость ветра, атмосферное давление, влажность. Конечно, заработки неплохие, но молодую пару в Арктику больше влечет романтика. Юлия и Илья ждут новых впечатлений и открытий. А еще в планах: создать крепкую семью. Опираясь друг на друга, они надеются преодолеть все трудности полярной жизни. Мало того, думают о пополнении семейства.
К ночи усилилась качка. Волны захлестывают иллюминатор. Во время шторма твое тело то удивительно легчает, словно падает в яму, то тяжелеет, прижимаясь к койке, и плывет направо и вверх. А вместе с ним наклоняется и потолок каюты, качаются ее углы…
Просыпаюсь в пять утра от полного штиля. Стоим на якоре. В иллюминаторе, вдали, берег расцвечен огнями. Это небольшой полярный поселок Варандей. Он был основан в тридцатых годах прошлого столетия как база оседлости оленеводов. В начале семидесятых в период развития геологоразведочных работ посёлок стал базой нефтегазоразведки. На берегу моря появился посёлок Новый Варандей, население которого доходило до тысячи человек. Однако в начале девяностых годов море начало наступать на берег. Вскоре прибывающая вода стала угрозой для жизни людей. По просьбам местных жителей в 1993 году было принято решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия. Все жители старого и нового Варандея были переселены в Архангельск, Нарьян-Мар и в село Красное. Тем не менее, через несколько лет бывшие жители Старого Варандея начали возвращаться на родину. В 2009 году в посёлке жили уже пятнадцать семей. В поселке Варандей расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Она используется для доставки вахтового персонала и грузов на морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Вахтовый посёлок для временного размещения персонала рассчитан на 180 человек. Имеется аэропорт, в 2020 году вступил в строй вертодром «Арктический».
Сегодня Приразломное месторождение — единственное месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arcticoil).
На рейде Варандея, вдруг очнулся и мой телефон от долгого и глубокого сна. Пиликают оповещения СМС сообщений. Саня-Сахалин, медик нашей экспедиции спрашивает через тысячи километров, которые разделяют Арктику и Горный Алтай: «Привет, как дела полярные?» Впервые после Архангельска появилась мобильная связь и Интернет! Спасибо, тебе Варандей!
Свинцовое Карское море. Свинцовое Карское небо! Идем к Карским воротам. Мы на капитанском мостике. Дежурную вахту за штурвалом несет выпускник Архангельской мореходки, четвертый помощник Арсений Лапшин. Или просто Сеня, как его с любовью называют члены экипажа и бывалые полярники экспедиции. Море требует прямых вопросов и прямых ответов. Способность к быстрым решениям — одно из основных качеств хорошего капитана и штурмана. У Арсения эти качества, видимо есть, раз он стал четвертым помощником, несмотря на молодость. В управлении судном штурману помогает спутниковая навигация, GPS, многочисленные приборы. На мониторах показаны все встречные суда, отмели, банки, течения. Однако, все это только в помощь штурману. Прежде всего, вахтенный у штурвала надеется на свое острое зрение, собранность и внимание и еще, на какое-то внутреннее пятое чувство. Если последнего нет, не быть тебе штурманом.
Мощный, «породистый» нос «Михаила Сомова», словно раскаленный нож, разрезает свинец Карского моря. По широким скулам вспениваясь и перехлестывая борта, волны расходятся почти под прямым углом над поверхностью, не забывая при этом омыть иллюминаторы нижней палубы. «Михаил Сомов» уверенно и непоколебимо идет на восток, к своей цели.
Позади Карские ворота, впереди свинцовое Карское море. Теперь, каждый новый вечер мы переводим стрелки своих хронометров на один час вперед. Меняются часовые пояса, об этом нас предупреждает голос начальника радиорубки «Михаила Сомова» в динамике радиоприемника, установленного в каюте. С момента отплытия из Архангельска мы уже перевели стрелки на пять часов вперед! «Сомов» опережает на сутки свой график движения. Хотя от Саламбальского терминала мы отчалили с опозданием на пару суток. В пути наверстали мили за счет скорости движения и сокращения времени стоянок. В этом есть своя подоплека. Капитан торопится. Седьмая, последняя экспедиция «Михаила Сомова», в этом году припозднилась. Еще никогда судно не уходило на Чукотку в такое время. Возвращаться придется в конце октября — начале ноября. А это значит, что «Сомову» не миновать ледяных полей. Даже тридцатисантиметровый лед будет значительно задерживать ход — судно-то пойдет в обратный путь порожним, без груза. Время покажет, а пока мы весело и скоро двигаемся все дальше на восток…
Туманно. Море вокруг изменило свой цвет, стало дымчатым, аквамариновым. Может быть, новые краски на этом бесконечном мольберте замешало взошедшее солнце? Наша каюта теперь каюта-читальня. В день по одной книге! Благо библиотека на «Сомове» позволяет это. Десятилетиями ее полки собирали книги со всех уголков сначала Советского Союза, потом России. На многих штампы полярных станций, по ним можно изучать географию Арктики. Саня Кащеев увлекся фантастикой: «Двадцать тысяч лье под водой», «Звездные войны». Я сейчас читаю «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. С удивлением встречаю в них знакомые имена и фамилии. В начале 90-х годов, будучи корреспондентом газеты «Магаданская правда», посетил квартиру в столице Колымского края, в которой доживал свой век знаменитый тенор прошлого столетия Вадим Козин. Тогда удивило огромное количество котов и кошек и бешено дорогой белый рояль Козина (его подарили ему американцы). В «Колымских рассказах» певец представлен не в лучшем свете. Однако, Бог и автор книги ему судьи…
На палубе некоторое волнение. Берем камеры и поднимаемся из каюты. Справа по борту, на значительном расстоянии, в море видно гигантское сооружение. Рядом два танкера и спасательный корабль МЧС, выкрашенный в красный цвет. Именно на таком судне работал до экспедиции наш медик — Саша Сахалин, Александр Коновалов. Это стационарная платформа буровой установки. СПБУ «Арктическая» была построена на стапелях «Центра судоремонта «Звездочка» производственного объединения «Севмаш». Первая и единственная буровая подобного класса в России, она предназначена для работы на Арктическом шельфе. Сейчас «Звездочка» совместно с «Севмашем» готовится к конкурсу на строительство ледостойкой стационарной платформы для месторождения «Каменномыское море».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Арктика в иллюминаторе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других