Каждая книга серии «Осознай свою силу» раскрывает один из девяти типов личности, согласно подходу эннеаграммы. В этой книге описаны таланты, мотивы, стратегии жизненного успеха, сильные и слабые стороны типа 4, который традиционно определяется как «Индивидуалист». Также представлены описание совместимости типа 4 с другими типами и сценарии развития их отношений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эннеаграмма. Тип 4. Индивидуалист предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Три мотива
Согласно теории эннеаграммы и многочисленным исследованиям в области эннеаграммы, для каждого типа личности существует три фундаментальных мотивационных метапрограммы29. Одна из этих метапрограмм всегда будет доминировать. Именно она определяет подтип. Эти метапрограммы формируют поведение, определяют приоритеты и фокус внимания.
Три метапрограммы в эннеаграмме традиционно именуются как инстинкты30, мотивы, мотивационные драйверы, влечения или жизненные силы:
— мотив самосохранения;
— мотив влечения (сексуальный мотив);
— социальный мотив.
Таким образом, личность можно описать как комбинацию, состоящую из базового эннеатипа и доминирующей мотивационной метапрограммы.
Мотивы, влечения, побуждения и потребности являются важнейшими аспектами, характеризующими личность человека31. Каждый из нас наделен специфическими мотивационными устремлениями, необходимыми для нашего выживания, как индивидуумов, так и вида в целом. У всех нас есть потребность в самосохранении (поддержание жизни, безопасность, выживание), потребность в продолжении рода, в стремлении любить и быть любимым и социальный мотив (общение с другими людьми и формирование прочных социальных связей)32
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эннеаграмма. Тип 4. Индивидуалист предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
29
В системе интегральной эннеаграммы рассматриваются семь мотивационных метапрограмм, согласно уровням развития сознания. Но у большинства людей другие четыре недостаточно сформировались, поэтому в большей части исследований подробно описываются только три.
30
В ранних работах по эннеаграмме использовался термин «инстинкт» (О. Ичазо, К. Наранхо), в более поздних работах применялись термины «мотив», «мотивация», «драйв», так как авторы полагали, что слово «инстинкт» несет груз специфических видовых, биологических, генетических коннотаций. В академической литературе инстинкт рассматривается как социальное, психологическое и биологическое явление. В контексте биологии инстинкт — это сложный врожденный комплекс безусловных рефлексов. Инстинкт (лат. — побуждение, стимул) — естественное влечение, врожденная, наследственная склонность к определенному поведению или образу действий. У Паскаля инстинкт — внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею. Мотив (лат. moveo «двигаю») — то, что заставляет человека действовать определенным образом, делать определенные вещи и т. д. Мотив — это причина движения воли. Мотивация объясняет, почему люди начинают, продолжают или прекращают определенное поведение в определенное время (Mele A. R. Motivation and Desire. Motivation and Agency. Oxford University Press, 2003). Мотивация рассматривается как особая сфера, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии (Дж. Аткинсон, А. Маслоу); как совокупность факторов, детерминирующих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа); как совокупность мотивов (К. К. Платонов), как динамический процесс формирования мотива (Е. П. Ильин)
31
В задачи данной книге не входит описание и анализ различных подходов к мотивации. Для ознакомления с многочисленными теориями мотивации см., например: Deckers L. Motivation: Biological, Psychological, and Environmental. Routledge, 2018.
32
У. Мак-Дауголл определял инстинкт как наследуемую или врожденную предрасположенность, определяющую у ее обладателя способность воспринимать и обращать внимание на определенный класс объектов, эмоционально возбуждаться на конкретное качество одного из таких объектов и действовать при этом вполне конкретным образом или, по крайней мере, испытывать побуждение к такому действию.