Метаморфозы права. Право и правовая традиция

С. П. Шевцов, 2014

В монографии исследуются механизмы и условия формирования традиции негативного правосознания в нашем обществе. Эта традиция становится устойчивой уже к концу XIX века, в силу чего возникает вопрос о формировании правосознания и о сущности права. Данная работа посвящена решению этих теоретических и методологических вопросов. Автор рассматривает механизмы развития права, начиная с «универсального уровня права», присущего отношениям между животными. Опираясь на исследования этологов и политических антропологов, он предлагает логическую модель, согласно которой развитие общества определяется степенью интеграции индивидов, что ведет к становлению в качестве фундаментальной категории человеческого существования потребности в доверии и выделению роли категории исключительности для становления социума. Это позволяет вскрыть общую модель формирования механизмов правосознания и определить сущность самого права. Книга адресована специалистам в области философии, права, социальной и исторической психологии, теории культуры и политологии, а также всем, кто интересуется социальной философией и методологией изучения социальных проблем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метаморфозы права. Право и правовая традиция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Эта книга в определенном смысле родилась как ответ на вопрос, заданный мне деканом факультета, на котором я в то время работал: «Почему западный бизнесмен приходит к юристу с просьбой сделать его бизнес легальным, и почему в нашей стране он обращается к юристу для того, чтобы уйти от закона?»

После я сам не раз задавал его разным людям, и у меня собралась целая коллекция ответов. Возможно, правильного ответа на этот вопрос вообще нет — хотя бы потому, что сама формулировка некорректна. Все же теперь, спустя 15 лет, я уверен, что готов дать правильный ответ, но моя уверенность может быть рождена просто усталостью. Строгих доказательств здесь быть не может. Больше десяти лет я собирал материалы, выдвигал гипотезы, проверял их, отказывался, выдвигал новые, залезал в неведомые мне до того науки, и все-таки должен признать, что не владею сегодня и 10 % информации, необходимой для точного ответа. Приходится опираться на интуицию и, где возможно, логическое моделирование. Для меня оказалось неожиданным, что для уяснения того, как право функционирует в культуре, пришлось задействовать столь много далеких от права областей. Но даже если мой ответ и не полон, и не достаточно строг, он все же намечает правильный путь.

Ответ поневоле оказался сложным, и данная книга — только первый шаг к нему. Здесь речь идет о том, что такое право и как складывалась западная правовая традиция. Только после этого можно будет обратиться к отечественной правовой традиции. Естественно, пришлось начинать с вопроса о том, каков механизм формирования традиции и что лежит в основе смены одной правовой традиции другой. Это в свою очередь потребовало уяснения, что такое право и каким оно бывает, чему служит и чем (кем) создается. В итоге одно наложилось на другое, и это переплетение определило структуру книги.

Первая глава — это постановка вопроса о негативном отношении к праву в отечественной культуре. Обычно для таких целей служит введение, но мне казалось логичным ввести постановку вопроса в текст книги. В главе второй рассматриваются существующие теории права и устанавливается — при всей глубине и точности многих из них — общая их непригодность для ситуации устойчивого традиционного пренебрежения правом. В силу этого в следующей главе (третьей) мне пришлось обратиться к доступным истокам правовых отношений — отношениям в сообществах животных и у народов традиционной культуры. В четвертой главе речь идет о том, что в традиционном обществе правовые отношения базируются на социуме как едином целом, но сами они при этом фиксируют начало выделения индивида из социума. В главе пятой я рассматриваю вопрос, каков механизм выделения индивида из социума — как происходит рождение персональности и как это влияет на правовые отношения. Здесь мне удается установить, что зарождение персональности внутри социума невозможно, а потому приходится обстоятельно рассмотреть фигуру изгоя, человека вне закона и (или) бандита. Именно выживший изгой кладет начало обособленному индивиду, и именно он один из вероятных создателей государства. Этому механизму формирования принципиально новой обособленности и роли ее носителя в отношении социума посвящена шестая глава. Так как нет никакой возможности каким-либо образом проследить изменение самосознания изгоя для первобытного общества, приходится моделировать эту ситуацию, опираясь на данные о современных изгоях — бандитах, ворах, других представителях уголовного мира, при всей условности подобной аналогии. В последней главе (седьмой) речь идет сначала о том, как формировалась современная западная правовая традиция и насколько значимую роль в ее формировании играли изгои. Для этого в двух первых параграфах рассматриваются основатели главных европейских систем права — римляне и норманны. Последний параграф подводит предварительный итог всему предшествующему теоретическому рассмотрению и содержит важные определения и формулировки для дальнейшего исследования.

* * *

Едва ли я смогу назвать всех, кто оказал помощь в моем затянувшемся исследовании, но считаю своим долгом поблагодарить их. Отдельно я хотел бы выразить свою благодарность Ю.Н. Оборотову, подтолкнувшему меня к занятию данной темой; уже ушедшему М.Н. Верникову, согласившемуся выступить в роли научного консультанта и поддерживавшему меня; также ушедшему С.В. Нечитайло, беседы с которым были чрезвычайно ценны на начальном этапе; С.В. Месяц, чьи консультации и помощь были незаменимы; Л.В. Можеговой, согласившейся прочитать мой труд в рукописи и высказавшей ряд полезных замечаний; а также тем, с кем я обсуждал затронутые в исследовании вопросы и чьи возражения или рекомендации были для меня крайне важны — В.А. Баранову, П.А. Бутакову, И.В. Голубович, С.В. Моисееву, М.С. Оганесяну, А.Н. Роджеро, Г.А. Яклюшину и многим другим. Огромное им всем спасибо! Но есть еще два человека, благодарность которым я не в состоянии выразить словами, — моя жена Лена и дочь Катя. Без их понимания, любви и поддержки эта книга была бы совсем другой, как другим был бы и я сам.

Список сокращений

Cic. De repub. — Цицерон. О государстве.

Cic. De leg. — Цицерон. О законах.

CJC I–Corpus Juris Civilis, 1872, Bd. I.

Conf. — Августин. Исповедь.

D. — Digesta. Лат. текст: [Corpus Iuris Civilis, 1872]; рус. текст: [Дигесты, 1984].

De civ. Dei — Августин. О граде Божьем.

De lib. arb. — Августин. О свободе воли.

De ord. — Августин. О порядке.

Diog. L. — Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

Dionys. — Дионисий Галикарнасский. Римские древности.

DK — Diels-Kranz. См.: [Diels, 1903].

EGu — Законы Эдвардса — Гутрума (Eadwards — Guthrum).

EN — Аристотель. Никомахова этика.

Ergg. — Гесиод. Труды и дни.

F. — Законы Фростатинга. См.: [Frostathings — Lov.].

G. — Законы Гулатинга. См.: [Gulathings — Lov.]. Gai. epit. — Гай. Извлечения (epitome).

GI — Gai Institutionum. Лат. текст: [Gai Institutionum, 1903]; рус. текст (и лат.): [Гай, 1997].

Gorg. — Платон. Горгий.

Hdt. — Геродот. История.

Il. — Гомер. Илиада.

Inst. — Институции Юстиниана.

L. — Lokasenna. Перебранка Локи.

Legg. — Платон. Законы.

Lev. — Т. Гоббс. Левиафан.

Liv. — Ливий. История Рима от основания города. LS

— Салическая правда. Лат. текст: [Lex Salica]. Meth. — Аристотель. Метафизика.

Minos — Платон. Минос.

N — Новеллы Юстиниана.

Od. — Гомер. Одиссея.

Part. An. — Аристотель. О частях животных.

PG — Patrologia Greaca J.P. Migne: Patrologiae Cursus

Completus, Series Graeca.

Phys. — Аристотель. Физика.

Pin. II Pif. — Пиндар. II Пифийская песня.

PL — Patrologia Latina J.P. Migne. (Латинская патрология)

Plut. Camillus — Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Камилл.

Plut. Lyc. — Плутарх. Ликург.

Plut. Mor. — Плутарх. Moralia.

Plut. Numa — Плутарх. Нума Помпилий.

Plut. Rom. — Плутарх. Ромул.

Pol. — Аристотель. Политика.

PUF — Presses Universitaires de France.

Quod. — W. Ockham. Quodliberta.

RB — Review Books.

Rp. — Платон. Государство.

SCG — Thomas Aquinas. Summa Contra Gentilis.

Sol. — Августин. Монологи.

ST — Thomas Aquinas. Summa Theologiae.

SVF I–III — Stoicorum veterum fragmenta. Рус. пер.: [Фрагменты I–III].

Tac. Ger. — Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. Лат. текст: [Tacit, 1907].

Theog. — Гесиод. Теогония.

Tit. — Titulus (раздел).

Ulp. Reg. — Ульпиан. Правила.

V. — Völuspá. Пририцание вёльвы. Древнеисл. текст: [Voluspa].

Varro. Deling. Lat. — Варрон. О латинском языке.

II Em. Prol. — Законы Эдмунда II (Eadmund) (Вcтупление).

V Atr. — Законы Этельреда II (V Acthelred).

XII tab — Законы XII Таблиц. Лат. текст: [Roman Law].

ZRG-RA — Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte — Romanistische Abteilung.

Быт. — Бытие.

ВДИ — Вестник древней истории.

Гал. — Послание апостола Павла к Галатам.

Еф. — Послание апостола Павла к Ефесянам.

Исх. — Исход.

Кор. — Послание апостола Павла к Коринфянам.

Лк. — Евангелие от Луки.

Рим. — Послание апостола Павла к Римлянам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метаморфозы права. Право и правовая традиция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я