1. Книги
  2. Книги о войне
  3. Савелий Громов

Двести второй. Мы из СССР

Савелий Громов (2024)
Обложка книги

Книга написана от первого лица на основе реальных событий. Имена персонажей изменены или имеют собирательные образы. История начинается в восьмидесятые годы с призыва главного героя повествования в пограничные войска КГБ СССР в Забайкалье. После окончания армейской учебки главный герой попадает в Афганистан. В составе экипажа БТРа саперного взвода, в который входят советские мальчишки разных национальностей (русский, бурят, узбек и украинец) из разных частей бывшей когда-то огромной и великой страны СССР и четвероногий сапер — овчарка по кличке Джек, они колесят по пыльным дорогам войны, попадая в смешные, а иногда и трагичные ситуации, выполняя свой интернациональный долг. Дружный экипаж БТРа в боевой части, где они служили, в шутку прозвали «Четыре танкиста и собака».Боевые события сопровождаются воспоминаниями о гражданской жизни пацанов в СССР, помогая создавать атмосферу той эпохи, в которой росли и взрослели эти мальчишки. Книга написана легко, с юмором.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Двести второй. Мы из СССР» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 6

А я, молоденький мальчишка. Лет пятнадцать-двадцать-тридцать, сорок восемь, два набросим, пятьдесят было раньше, щас не помню…

Песни Советских улиц «Бежит по полю санитарка» — автор неизвестен

Солдат, отслуживший полгода в Погранвойсках, переходит в следующий статус:

«Сынок», он же «Боец».

В Советской армии: «Бобер», «старший заяц», «Гусила» и прочие.

Изменений по внешнему виду немного: можно было расстегнуть крючок на воротнике х/бэшки и чуть ослабить ремень.

Продолжается жизнь по уставу, после присяги молодым солдатам уже доверяют оружие и все наряды, в том числе по кухне, достаются им.

Основная задача солдат, находящихся в статусе «Сынок» — это «пахать, как папа Карло», или, как говорили в армии — «впахивать!».

Вот они и пашут за себя, за нас и за спецназ, а также «за того парня» и за весь советский народ!

Или, как еще говорили: «Все молодые — должны шуршать!». Вот они и шуршат в нарядах.

— Это — не рок,

— Это — не джаз,

— Это два «духа» скребут унитаз!

(Солдатское творчество)

Солдат, прослуживший год, выходит на новый Статус «Фазан» (произноситься оно с ударением на первом слоге: фАзан)

В Советской армии Черпак (год вычерпал), Череп (сокращенное от Черпак), Годок, Кандидат и т.д.

Внешний вид: здесь наступают положительные перемены. Как говорится: «В человеке все должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее». (Цитата из российского фильма Романа Качанова «ДМБ»).

Теперь солдат может ходить с расстегнутой пуговицей и носить кожаный ремень, который ему передал его дед. Ремень тоже можно ослабить, но можно нарваться и на замечание от командира. Как говорил прапорщик Жуйко, он же «товарищ Жуков».

— Солдат, почему у тебя ремень на яйцах весит, как у беременной бабы?

— Немедленно подтянуть!

— Да не яйца, а ремень! Мать твою, волшебницу!

Фазан имеет право ушить форму, приталить Х/Б или П/Ша, загладить на спине горизонтальную стрелку, называемую «складка-борзость» обрезать голенища сапог. Теперь ему можно носить «Вшивник» (Вшивник — неуставной гражданский свитер, который поддевается под Х/Б или П/Ша для тепла).

Бляха на солдатском ремне меняет свою форму и становится более округлой, как и кокарда. Воротничок теперь подшиваться «стоечкой». Шапка становится выше. Чем выше шапка и чем она угловатей — тем круче! Чтобы шапка имела такой вид, в ней делались надрезы с внутренней стороны, и в надрезы вставлялись картонки или картонные обложки от устава.

Вообще, Фазаны в Погранвойсках, Черепа, Годки в Советской армии — самая нарядная и модная часть солдатского сообщества. Программа «Модный приговор» и ее дизайнеры нервно курят в сторонке. Естественно, эти вольности стоят дорого, и правильный Фазан или Черпак скорее сядет на ГУБу (гауптвахту), чем возьмет в руки тряпку или лопату. Разве что вокруг будут только деды, и некого будет припахать (перепоручить свою работу). Впрочем, Фазан может «забить на работу» и в этом случае.

Правда, тут следует пояснить, что все эти послабления возможны лишь после «официального ритуала» перевода в ФАзаны, Черпаки, Годки и т.д.

Перевод — это важнейший ритуал в Советской армии и Погранвойсках. Перевод прослуживших год бойцов в следующий статус происходит в казарме, как правило, ночью.

Солдатским ремнем пробивают двенадцать раз (по числу месяцев оставшихся служить), а точнее — металлической бляхой по «мягкому месту». Бьют от души, так, чтобы на коже остались звезды от бляхи.

Бойцы, переведенные таким образом в следующий статус, после перевода какое-то время не могут сидеть на этом самом «мягком месте». Если солдат во время перевода, после удара бляхой, проронил хотя бы один звук — перевод считался недействительным.

Если солдат прошел перевод, то с этого дня переведенного совершенно не должны волновать какие-либо проблемы бытового плана. Все перекладывалось на плечи тех, кто прослужил меньше, и еще не прошел ритуал перевода. Ритуал перевода завершается «праздничным банкетом» и «бражничеством».

Проставлялись, естественно, солдаты, только что переведенные в «Фазаны», «Черпаки», «Годки» и т.д.

Откуда же взялось название «Фазан»? Как говорят знающие люди: — фазан — на редкость бестолковая птица. Вот и солдат, отслуживший год, понимает, что, несмотря на то что целый год позади, впереди еще столько же — «впахивать». Опыт, который он приобрел за год, помогает ему потихоньку «забивать» на все и вся, а осознание, что служить еще целый год, толкает его на бессмысленные поступки. Любимая присказка солдат этого срока службы:

— Спи, ФАзан, дурная птица — дембель, хуй тебе приснится!

В ответ обычно слышалось:

— Спите, дедушки-деды, мне ваш дембель — до «половой щели»!

И вот проходит триста дней со дня принятия присяги. Фазаны, Черпаки, Годки переходят в статус «Дед» (расшифровка «Домой-Едут-Дембеля»).

Перевод в это звание производится битьем табуреткой по тому же «мягкому месту».

Не считая Дембелей, Дед — это высшая солдатская каста, которой руководят только офицеры, да и те уже относятся со снисхождением к тем, кто практически отдал свой долг Родине. Переведенный Дед должен отметить — «сто дней» (сто дней до приказа об увольнении его призыва) бритьем своей головы наголо. В столовой в «Стодневке» Деды отдавали Духам свое масло на завтрак. Дух при этом обязан был сказать, сколько Деду осталось служить.

Если Дух ошибался, масло он не получал, зато получал удар в грудину кулаком столько раз, на сколько дней он ошибся.

Деды стоят над всеми призывами. Основная задача Дедов — готовиться к Дембелю и присматривать за порядком в подразделении. Если что-то нужно сделать, Деды обращаются к Фазанам, те ставят задачи «сынкам» и контролируют их выполнение.

В основном, в Советской армии вся работа делалась силами «Молодых». В особо сложных случаях им могли помочь Фазаны — по просьбе Деда, когда тот видит, что Молодняк не справляется. У Дедов много своей работы, они готовятся к Дебелю. Необходимо изготовить «дембельский альбом», начесать или побрить шинель, набить каблуки, сварить в гуталине сапоги, утюгом отгладить шапки на кирпичах, вырезать лычки и буквы ПВ из листовой латуни, подготовить вставки в погоны, да много еще чего, что сейчас кажется глупостью, а тогда казалось самым важным делом.

Неуставное звание — Дембель является самым высшим в солдатской иерархической структуре Погранвойск и Советской армии. В этот статус Деды переходят с момента выхода приказа Министерства обороны для всего призыва и продолжают находиться в нем до получения военного билета от командира части.

Что касается дедовщины в Советской армии, она процветала как символ деградации позднего СССР. Это отдельная и объемная тема.

Дедовщина в Советской армии калечила солдат духовно и физически, по оценкам знающих людей, хуже, чем зона.

В Погранвойсках дедовщина была, но она не доходила до той черты, когда молодые солдаты кончали жизнь самоубийством, иногда забирая с собой жизни своих обидчиков. Приведу лишь пару ярких примеров последствий дедовщины в Советской армии.

Молодой солдат Советской армии, вконец замученный Дедами, пошел в лес, набрал поганок и стал их жарить на территории части с картошечкой. На запах моментально прибежали Деды, накостыляли для профилактики «молодому» и с удовольствием съели угощение — на что у «молодого» и был расчет. Пока с отравленными солдатами разбирался офицер, пока их доставили в больницу — стало слишком поздно.

Самое интересное, что «молодой» легко отделался. Он гнул свою версию, что хотел сам отравиться от такой жизни, но прибежали «дедушки», начался мордобой, а ему действительно «вломили по голове», после чего он потерял сознание (или сделал вид, что его потерял) и не смог предупредить своих старших товарищей об опасности.

Та же Советская армия, но уже в Афганистане, когда молодой боец, доведенный Дедами до предела, швыряет в палатку, где сидят Деды, гранату РГД-5 со словами:

— Это суки, вам за все!

Итог — двое двухсотых и четверо трехсотых с ранениями различной тяжести.

Этой историей с нами поделился майор-комитетчик, когда он вместе с нами курил на броне нашего БТРа в Афганистане.

Кстати, мировой мужик, про таких в старину говорили: «Слуга — отечеству!». Отец — солдату!»

Сам представитель «Конторы Глубокого Бурения», как в то время в СССР в шутку называли сотрудников КГБ, в Афганистане был с первых месяцев войны.

Рассказал он нам и историю, участником которой ему довелось быть лично.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Двести второй. Мы из СССР» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я