Самые богатые: истории крупнейших мировых состояний

Группа авторов, 2011

В этой книге собраны рассказы о людях, владевших и владеющих крупнейшими мировыми состояниями. Можно ли у них чему-то научиться? Решайте сами. В первой части («Династический принцип») рассказывается об отцах-основателях великих династий, созидателях промышленных и финансовых империй и их потомках. Во второй части («Короли и "капуста"») речь идет о «владельцах заводов, газет, пароходов» – магнатах, королях различных областей бизнеса, будь то промышленность, торговля, СМИ или сфера услуг, а также просто королях – правящих монархах, которые не брезговали и деловыми операциями. Третья часть («Богатые и знаменитые») посвящена людям, которые стали богатыми, потому что были знаменитыми. Это люди искусства, которые приобрели свое богатство не столько в силу деловых способностей, сколько благодаря обладанию уникальным товаром – продуктом своего труда. В четвертой части («Динозавры») собраны рассказы о тех, кто сделал свое состояние в начале XX века. Они не основали династий, но навсегда остались в истории – собственно, они эту историю и творили. Это были «динозавры», о которых Паниковский говорил, что «таких теперь уже нету и скоро совсем не будет». В пятой части («Иконы и андердоги») представлена галерея наших современников, сделавших свое состояние во второй половине XX века и продолжающих делать его в XXI.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самые богатые: истории крупнейших мировых состояний предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Великое разделение народов

Кому татор, а кому — лятор.

Советский фольклор

Богатые были всегда. Адам Смит и Карл Маркс не родились; трудовая теория стоимости не была разработана; земледелие не было достаточно развито для того, чтобы приносить ренту, промышленность была кустарной, не было денег и, соответственно, финансовых инструментов. Даже торговли еще не было. Ничего не было, а богатые были.

Предоставим историкам спорить о том, как именно происходило «первоначальное накопление». Но если принять во внимание, что человеческая природа с доисторических времен изменилась мало, можно предположить, что одни силой или хитростью отбирали у других мясо и шкуры (присваивая не только прибавочную стоимость, но и целиком c + v + m, а заодно и жизнь сородича); вторые трудились чуть больше других; третьи умели делать что-то такое, чего не умели другие; четвертые были особенно удачливы на охоте или бережливы.

Впрочем, богатству людей, живших в первобытном обществе, сегодня вряд ли кто-либо позавидовал. Скорее всего, оно представляло собой всего лишь некоторый избыток предметов первой необходимости — еды и одежды. И вряд ли у одних этого добра было намного больше, чем у других. Но дело не в размерах богатства, абсолютных или относительных. Дело в том, что у одних оно было, а у других — нет. Раз и навсегда население Земли разделилось на две категории: богатых и всех остальных.

При этом богачи мало задумывались о том, откуда, собственно, берется богатство (как и о том, откуда ведут свое происхождение частная собственность и государство), они просто старались приумножить и сохранить его всеми доступными средствами.

Люди и деньги

Сытый голодного не разумеет.

Русская пословица

И тут оказалось, что важно не только то, каким способом приобреталось богатство, но и то, как люди к нему относились.

Внутри каждой из двух категорий сразу же образовалось еще по две. И бедные, и богатые разделились на тех, кто хотел быть богатым, и тех, кто хотел просто быть — и готов был довольствоваться тем, что имел.

Те, кто выбрал путь сознательного безразличия к богатству, становились святыми и монахами, странствующими рыцарями, бедными художниками и поэтами, а позднее — российскими земскими врачами и советскими учеными, учителями и инженерами, готовыми работать за гроши ради высших идеалов; те, кто богатство ненавидел (особенно в чужом кармане), — народовольцами и революционерами; те, кто вообще о нем не задумывался, — бродягами, клошарами, хиппи и бомжами.

Те же, кому богатство было не безразлично, достигали своей цели двумя путями: либо отбирали материальные ценности у других, либо создавали их сами. Пираты, разбойники, конокрады, карманники, домушники, медвежатники и мошенники всех мастей — потомки тех, кто когда-то отбирал кусок мамонтятины у своих сородичей при помощи дубины или хитрости. Честные охотники, скотоводы и землепашцы дали жизнь тем, кто сегодня зарабатывает честные оклады, гонорары, бонусы и дивиденды.

Со временем процесс «первоначального накопления» становился все более четко оформленным, а добытое честным или нечестным путем передавалось по наследству. Потомки богачей уже при рождении получали фору перед другими. Появились те, кто был богат (и даже обязан быть богатым) по праву рождения, наследования или положения — короли, падишахи, султаны и магараджи.

К тому же выяснилось, что отношение к богатству — это в конечном счете отношения между людьми. Богатые, которые не дрожали над своим богатством, и бедные, которые не стремились стать богатыми, жили мирно. Но те, кто хотел иметь больше независимо от того, сколько имел, оказались непримиримыми врагами. Богатые говорили про бедных, что «простота хуже воровства», бедные про богатых — что «все крупные состояния нажиты самым бесчестным путем» и что «от трудов праведных не построишь палат каменных». И те, и другие ненавидели и боялись друг друга.

Шли годы, века и тысячелетия.

Возник рынок, а с ним и деньги. Все стало и проще, и сложнее.

С одной стороны, появилась возможность приобретать богатство, не прибегая к грубой физической силе. С другой стороны, рынок дал великое множество таких способов обогащения, по сравнению с которыми дубина и кинжал казались детской забавой.

Рожденный в муках буржуазных революций рынок не примирил врагов, но лишь изменил соотношение сил.

Цена вопроса

Богатство — хороший слуга, но плохой хозяин.

Фрэнсис Бэкон

Поскольку человечество накапливало не только материальные, но и духовные ценности, перед людьми всегда стоял вопрос: богатство — это хорошо или плохо?

Ответ на этот вопрос могла дать только религия.

Церковь не дает прямого ответа на вопрос о том, хорошо или плохо богатство само по себе. Нигде не сказано, что богатые не войдут в Царствие Небесное. Сказано только, что это очень трудно — труднее, чем «верблюду пройти сквозь игольные уши» (Мф. 19:24). В Священном Писании есть и притча о богаче, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19–31), — он получил все блага на этом свете и потому обречен на вечные муки; и про человека, который радовался, наполнив свои кладовые всевозможным добром, не зная, что не доживет до утра (Лк. 12:16–20). Есть и трогательный рассказ о юноше, который от юности своей соблюдал все заповеди и спрашивал у Господа, что еще ему надо сделать, чтобы войти в Царствие Небесное. Господь отвечал: «…Все, что имеешь, продай и раздай нищим…» (Мк. 10:17–21).

Богатство само по себе не грех. Грех, причем грех очень тяжелый, смертный, — это сребролюбие, то есть отказ от Бога и Его заповедей ради золотого тельца, страсть, сжигающая человека и сеющая ненависть. Не будучи специалистами в области других мировых религий, рискнем все-таки предположить, что они дают примерно такой же ответ на вопрос о богатстве и нравственности.

Богатство — не грех, но источник огромной опасности: слишком много соблазнов таит оно в себе — ложь, чревоугодие, сластолюбие, мздоимство, жестокость, алчность, тщеславие — имя им легион.

Индустриальная эпоха, пришедшая в христианский мир, вызвала к жизни Реформацию и обусловила новые течения в Церкви. Протестанты попытались примирить земное богатство с Небесными сокровищами. Отныне капиталисты уже не просто делали деньги, но выполняли высокую миссию, исполняли свое предназначение. Честные протестанты вели дела честно — на смену концепции «не обманешь — не продашь» пришла логика деловой этики, fair play.

На смену индустриальной эпохе пришла постиндустриальная. Потом было общество потребления, информационные технологии и глобализация. Мир изменился. Изменились и содержание богатства, и его масштабы. Сегодня оно измеряется не в шкурах и ракушках, не в бушелях пшеницы и бочонках пива, не в серебряных монетах и золотых слитках (впрочем, золото осталось золотом), а в суммах на банковских счетах, в недвижимости, в активах, рыночной стоимости компаний и объемах продаж.

Появились не просто богатые люди, а баснословно богатые. Миллионеры, мультимиллионеры и миллиардеры. Размеры их состояний выражаются цифрами с множеством нулей. Но опасность, связанная с богатством, никуда не исчезла. Просто все стало еще сложнее и окончательно запуталось. Ясно одно: все дело в том, как именно человек приобретает богатство и для каких целей он его использует. Кто кому служит — человек богатству или богатство человеку?

Или, иным словами, какую цену человек платит за богатство?

Богатство не купишь

Век живи — век учись, а дураком помрешь.

Русская пословица

Мы не знаем, последовал ли библейский юноша совету раздать свое имущество. Известно только, что «он отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мк. 10:22). Почему-то кажется, что он это сделал — ведь это был человек молодой, не отягощенный грехом, да и трудно представить себе, что он мог пренебречь советом, данным самим Господом. Если так, то он, видимо, помог очень многим людям.

Но, между прочим, чтобы раздать богатство, его надо сначала скопить.

Иными словами, проблема богатства имеет не только моральную, но и практическую сторону: как стать богатым?

В чем секрет успеха тех, кто хотел стать богатым и стал?

Достаточно ли желания, силы, воли, ума, таланта, трудолюбия, удачи и бережливости для того, чтобы стать богатым — не просто состоятельным, зажиточным, а по-настоящему богатым человеком? Или для этого нужно что-то еще? Случай? Везение? Удача?

Но ведь не из воздуха же все это берется! Это человеку — дается.

Богатство — это судьба.

Богатым надо родиться — так, как люди рождаются поэтами, художниками и музыкантами. Так, как родился богатым библейский юноша — для того, чтобы в один прекрасный день (так хочется надеяться!) свое богатство раздать.

Реальные деньги

Что отдал — с тобой пребудет, что сокрыл — то потерял.

Народная мудрость

Богатство мало скопить. Его нужно еще и сохранить. И если первое удается немногим, то второе — и вовсе единицам.

Кому же?

Скупым рыцарям, трясущимся над сундуками с золотом? Ворам, аферистам, мошенникам? Грабителям с большой дороги?

Прагматикам, рационалистам, ходячим арифмометрам, готовым на все ради прибавочной стоимости?

Лукавому и ленивому рабу из евангельской притчи, зарывшему свой талант в землю?

Или доброму и верному рабу, употребившему свои таланты в дело (Мф. 25:14–30)?

Богатство — это талант, который можно пустить в оборот, распорядившись им с умом, во благо людям и ради посильного облагораживания мира сего.

Деньги должны работать. Причем работать эффективно, то есть не перемалывать воздух, не выдувать мыльные пузыри и не возводить пирамиды. Они должны созидать — товары, нужные людям; культурные ценности; рабочие места для трудоспособного населения; достойную жизнь для стариков; наконец, национальную безопасность и благосостояние граждан.

ДЕНЬГИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ. ПРИЧЕМ РАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНО.

Деньги, работающие таким образом, — реальные деньги. Реальное богатство — богатство, которое служит людям.

Возможно, смысл богатства — в том, чтобы не было бедных.

А бедность существует для того, чтобы богатые знали, как сделать свои состояния устойчивыми.

Потому что есть множество способов скопить богатство, а способ сохранить его — только один.

Не зарывать свой талант в землю.

Валерия Башкирова

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самые богатые: истории крупнейших мировых состояний предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я