В настоящей монографии раскрывается архитектура сооружений научно-просветительского назначения эпохи античности и в средние века. Приводятся данные об ученых-энциклопедистах средних веков, внесших огромный вклад в дело развития науки не только Востока, но и Запада: Авиценна, Беруни, ал-Хорезми, Фараби и др. В книгу включены иллюстрации ряда научных центров Среднего и Ближнего Востока прошлого.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архитектура научных центров Востока предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Научные центры востока эпохи античности и средневековья
Когда мы говорим о научных центрах древнего и средневекового Востока в первую очередь на память приходят величайшие ученые, прославившие многие народы средневекового мира. К ним мы относим Мухаммада ибн-Муса ал-Хорезми, Абунасра Мухаммада ибн-Мухаммада ал-Фараби, Абуали Хусайна ибн-Абдаллаха ибн-Сина, Абурайхона Беруни, Мухаммада ал-Рази, Абувафа Бузджани, Мухаммада Наршахи и многих других, которые в современной литературе именуются учеными-энциклопедистами. Каждому из этих ученых IX — XI вв. принадлежит выдающаяся роль в нескольких областях знаний. Так, ал-Хорезми, по словам ибн Надима, принадлежат самые выдающиеся результаты в области точных наук, он стоял у истоков формирования новой «арабоязычной» научной традиции, сложившейся в IX веке в результате творческого соединения достижений наук иранских народов, а также греческого, сирийского и собственно арабского.
Здесь необходимо отметить, особую роль ираноязычных народов, в том числе таджиков Мавераннахра и Хоросана в становлении названной новой цивилизации. Именно они составляли ядро научных обществ «Ахвон ал-Сафа», в Басре, «Байт ул-Хикмат» в Багдаде, «Ихвон — ус-Сафа» в Бухаре и других городах на заре становления Халифата. Известный английский писатель и востоковед Эдвард Грандвил Браун писал: «… если из того, что именуют „арабской“ наукой, удалить работы, написанные иранцами, самая её лучшая часть оказалась бы утерянной». 5
Научно-образовательные и культурные центры Востока6 начали складываться VI—V вв. до н. э. Например, такие центры формировались в Экбатане, Сорде, где группа ученых занималась составлением словарей, перепиской и комментированием Авесты7 и других письменных памятников. В частности, в Авесте упоминается врач, который организовал школьный кружок и обучал детей медицине8. В Авесте назван и первый врач-целитель иранских народов, которого зовут Трита.
По преданиям, он знал все целебные растения, умел готовить все отвары, имел представление о различных методах лечения больных9. К слову сказать, местом хранения Авесты, написанная на коровьих шкурах, являлось специальное сооружение Кааба Заратуштра, напротив горы Накши Рустам10, известное в архитектуре как здание гробницы времени Ахеменидского Ирана11.
Средоточием научных знаний были также библиотеки. Известна библиотека Дастнабишт в Персеполе, Ганчи Шепекон в Азербайджане, Экбатане и других городах Ахеменидского Ирана. Библиотека Дастнабишт была сожжена Александром Македонским, уцелели лишь глиняные таблички12.
После похода Александра Македонского в городах с преобладающим греческим населением были открыты гимнасии и университеты (например, университет в Александрии в Египте, гимнасии в Вавилоне, Делосе, Айхануме и др.) 13.
Следующий этап развития высшей школы и научных центров связан с созданием Сасанидского государства, а также с распространением христианства и миссионерской деятельности сирийцев в Западном Иране. Ко двору сасанидских царей приглашались ученые и музыканты из Индии, городов Римской империи. Города Александрия, Антиохия, Хирон, Нисибин, Эдесса, Рев Ардашер, Ганди Шапур (Гундишапур), Селевкия-Ктесифон, Мерв, Хорезм, Балх, Мараканда и другие издавна являлись крупными центрами эллинской и персо-таджикской культуры.
Греческая, сирийская и иранская наука распространилась в мусульманской среде исключительно посредством университетов Александрии, Хирона, Нисибина, Ганди Шапура, а также дабиристанов — одного из известных форм высшей школы в Восточном Иране14. Эти университеты были не только центром учебы, но также и общественными научно-культурными центрами городов. Они в значительной мере задавали тон интеллектуальной жизни общества в целом. Коротко дадим некоторые сведения о наиболее крупных научных центрах городов Среднего и Ближнего востока, ориентируясь на данных А.К.Мирбабаева15.
Рис. 1. Александрийский маяка с одноименным университетом.
Варианты реконструкция.
Александрийский университет был основан греками в IV в. до н.э. во времена правления Птоломея Сотера (323—282 гг. до н.э.). Этот университет, расположенный на южном побережье Средиземного моря, был наследником и распространителем греческой науки на Востоке (рис. 1). Здесь греческая наука, обогащенная более древней и развитой восточной наукой и культурой, достигла высшего расцвета: в нем обучались Эвклид, Клавдий Птоломей и другие комментаторы трудов Гиппократа, Платона, Аристотеля16. Особенно велика была роль университетов в развитии медицины, философии, математики, других естественнонаучных дисциплин. Со II в. до н.э. университет стал оплотом новоплатонианских учений. Александрийский университет располагал большой библиотекой, насчитывающая более — 800 тыс. томов, обсерваторией, а также собственной клиникой.
Рис. 2. Карта восточного побережья Средиземного моря в древности.
После захвата Египта арабами 642 г. преподаватели и ученики разъехались по разным странам. При Халиде ибн Сейд ибн Йазиде (720—724 гг.) отдельные труды ученых Александрийского университета были переведены с греческого на арабский язык. В основном многие преподаватели университета переехали в Антиохию — город на восточном побережье Средиземного моря (рис. 2). В IX веке университет переносится из Антиохии в Хирон, известный своими богатыми научными традициями как столица Халифата при омейядском халифе Марвана (744—750 гг.). Именно с университетом Хирона была связана жизнь Фараби, где он преподавал с 908 по 941 гг.
Одним из центров высшей сирийской школы была «Академия Эдессы», известная в науке как «школа персов» (донишгохи эрони) (см. рис. 2). Город Эдесса располагался на границе эллинистического мира, в центре Междуречья, на месте античного княжества Осроена17. Свое название «школа персов» Эдесская школа получила из-за иранцев, перешедших в христианство и обучающихся здесь. Школа славилась своей библиотекой и архивом. Здесь работала целая плеяда переводчиков во главе руководителя школы Иве, которая переводила с греческого на сирийский язык философские труды Аристотеля. В 457 году, после смерти Ивы школа была закрыта византийский императором Зеноном, а философы были изгнаны из этого и других научных центров. Многие ученые перешли работать в Нисибинский университет Сасанидского Ирана, где была продолжена работа по распространению трудов древнегреческих философов, некоторые из которых были переведены на пехлеви, а в VIII веке — на арабский. Город Нисибин являлся крупным торгово-экономическим центром раннесредневекового Ирана в пограничной зоне с Византией.
Сирийские источники самыми лестными словами прославляют университет в Нисибине, называя его «матерью ученых», «матерью наук», «городом образованности» и т. п. Нисибинский университет сплотил вокруг себя политически и оппозиционно враждебных в Византии людей, и потому он поддерживался Сасанидскими царями. После ректора Нарсая, который увеличил число учеников университета до 800 человек18, его главой стал Авраам (ум. в 569 г.). При нем численность слушателей возросла до тысячи человек. Авраам дополнительно построил 80 худжр, разделив их на три двора, возвел две бани: одну для учеников, другую — для горожан. Доходы от последней поступали в пользу больницы, существовавшей при университете. Учебное заведение было трехгодичным. Два семестра в году отделялись каникулами, которые ученики использовали для заработка. В программу занятий наряду с толкованием Священного Писания включались также светские предметы: грамматика, риторика и философия. При университете был дом писцов. Все учебные и научные работы руководил ректор, которого обычно называли «наш учитель». В VII—VIII вв. деятельность Нисибинского университета продолжалась, но в связи с арабским завоеванием и утратой экономической базы он пришел в упадок, а его ученые перешли в Багдад — новый центр арабской культуры.
Еще одним центром высшей и научной школы раннего средневековья был университет Ганди Шапура (Гундишапур), ставший в VII—IX вв. колыбелью медицинских знаний арабов и продолживший традиции Александрийского университета. Город Ганди Шапур (точное название Шопур Гирд) располагался на территории Ирана, в районе Хузистана, к востоку от Шуша.
Рис. 3. Иран. Хузистан. Руины древнего города Ганди Шапур (Шапур Гирд).
Как пишет Исомуддин Соатов, город был основан сасанидским правителем Шапуром I (239—272 гг. н.э.) с культурным центром, приобретшую известность как Медицинская академия19, так как об университете Ганди Шапура сказано в нашей монографии20, мы лишь отметим, что эта медицинская академия была первым в мире медицинским заведением со специализированной учебно-профилактической базой и отделением фармакологии. Здесь проводилась большая исследовательская и переводческая работа. Наряду с зороастрийской, индийской и греческой медициной, в университете изучали философию, астрономию, математику, этику и музыку как один из разделов древней мудрости21. Библиотека университета имела огромное по тем временам количество книг, где в ее 259 помещениях хранились труды на пехлеви, санскрите, сирийском и греческом языках. У входа на портале университетского здания были начертаны следующие слова: «Наука и знание острее меча».
При Харуне ар-Рашиде (786—809 гг.) по его указанию Джабрал ибн Бахтишу, ректор медицинской академии, открыл в Багдаде новый университет по образцу Ганди Шапура. Известные ученые — врачи гандишапурского университета Джурджис, Юхно, Мосавейх, Шапур ибн Сахл, Айс ибн Чахорбахт и другие переехали в Багдад.
Одним из известных центров науки и образования считался университет в Хироне, городе на севере Ирака, у дороги из Эдессы в Мосул. Хиронский университет по нраву считался храмом науки, здесь обучались философии Аристотеля, греческой словесности и медицине, математике и астрономии. В отличие от Ганди Шапура в Хироне готовили, в основном, математиков и астрономов, причины исключительной привязанности ученых хиронского университета к этим наукам исследователи видят в их особом языческом культе, где почитание звезд, луны, солнца и других космических тел занимало определенное место. При господстве Халифата многие хиронские ученые активно включились в работу по переводу с греческого на арабский язык медицинских и философских трудов древнегреческих и древнеримских авторов. Они в течение ряда столетий хранили тайны знания о травах, камнях и металлах, умели врачевать, распознавать растения, изготовляли яды, знали свойства руд.
В IX—X вв. хиронцы выдвинули из своей среды ряд ученых, прославившихся в области медицины, математики и астрономии. Одним из них был Хунайн Ибн Исхак (809—873гг.) — известный врач, превосходно владевший греческим языком и с легкостью переводивший на сирийский и арабский языки греческие медицинские книги. Он был продолжателем традиций Сергия Решайнского — александрийского врача, благодаря которому Аристотель стал доступен сирийцам, а библиотека александрийских медиков — для Востока22.
Традиции науки и образования были продолжены и в средневековый период. Многие правители средневековых государств арабского мира способствовали развитию науки, образования и литературы. Так, Бармак из рода Бармакидов был одним из известных меценатов науки и литературы, его потомок Йахьйа ибн Халид, визирь-просветитель при дворе Харун ар Рашида, а также его сыновья Фазл и Джаъфар, брат Йахьи — Мухаммад ибн Халид и другие, занимая важные посты при Харун ар-Рашиде в Багдаде, всячески способствовали развитию науки, образования и литературы. По их инициативе были организованы «Дом мудрости» («Бейт аль-хикма»), библиотеки, госпитали и другие, которые составляли формирующуюся арабскую мусульманскую культуру.
Многолетнее наместничество сына Харун ар-Рашида — Маъмуна в столице Хоросана Мерве не прошло для него бесследно как для будущего халифа. Здесь он приобщился к изысканной хоросанской городской культуре, женился на хоросанской таджичке24 и, наконец, из рук хоросанца Тахира получил престол отца. При Маъмуне (813—833 гг.), отличавшимся незаурядными научными способностями, еще больше возросла роль иранцев в культурной жизни Халифата25. Это особенно наглядно проявилось на примере «Дома мудрости» («Байт ул — Хикма»), с которым, как известно, был тесно связан расцвет творчества Мухаммада ал-Хорезми, когда он состоял в должности хранителя библиотеки26.
В целом, багдадский «Дом мудрости» дал могучий стимул к возникновению других научных центров. В частности, в Басре возникло общество вольнодумцев и философов-дилетантов под названием «Ахвон ал-Сафа» («Братья чистоты»). Членами общества был написан сборник, содержащий 51 трактат по различным наукам27. В Мосуле поэт Ибн Хамдам (ум. в 936 г.) учредил «Дар ал-илм» с библиотекой, где имелись книги по любой отрасли знаний. Доступ к ним был открыт всякому, кто стремился к знаниям, а неимущим даже выдавалась бумага. Такой же «Дом науки» был открыт в Нишапуре. «Академия Маъмуна» в Хорезме, саманидское научное общество «Ихвон ac-сафа», а также дворцовая библиотека в Бухаре «Савван ал-хикмат» («Хранилище мудрости») появились по образцу багдадского «Дома мудрости». А в самом Багдаде в X веке таких центров было несколько. В «Дар ал-илм» Сабура ибн Ардашера в Багдаде, (кон. X в.) хранилась «Ал-Куннаш» Джабраила ибн Абайдуллах ибн Бахтишу в пяти томах28
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архитектура научных центров Востока предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других