В книге собраны 33 реалистично написанных рассказа, объединённых общими особенностями: занимательной подачей сюжета, неожиданной интригой, интересными психологическими портретами непохожих героев, оптимизмом, тонким юмором, обращениями к классической литературе, богатством языка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарии к частным беседам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
КАРТИНА С БАЛЕРИНОЙ
Даце Стежкиной (Столяровой) с благодарностью за сюжет
…и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Во время празднования юбилея Марии Эдуардовны приглашённая подруга и художница Лилия подарила ей картину, написанную в минуты вдохновения.
Излюбленным сюжетом художницы всегда был балет.
Конечно, картины Лилии не могли сравниться ни с творениями Дега, ни Тулуз-Лотрека, но теме она оставалась верна долгие годы. «Балетных» творений в её галерее было много. Смотришь — и среди снежных зимних пейзажей и цветочных натюрмортов вынырнет пара ножек из-под воздушного и пышного белого великолепия длинной балетной юбки.
Среди прочих изысков она любила писать балерин — в лёгком далёком полёте, стоящими в репетиционном классе у станка, в торчащих в стороны коротких пачках, отрешённо сидящими на полу, напряжённо стоящими на пуантах или застывшими в разного рода поклонах. Иногда её картины были светло-восторженными и красивыми, иногда откровенно безжалостными и почти исповедальными — с истёртыми в кровь босыми пальцами ног тружениц-балерин. Но всегда от её холстов веяло вдохновением и от каждого — особенным настроением.
Это полотно тоже было напоено смыслом.
Усталая написанная маслом балерина стояла у стойки вполоборота к зрителю. Окружали её фигуру разных оттенков тёмные хаотичные пятна фона. Картина казалась тёмно-зелёно-коричневой. А сама балерина — удручённой, просто какой-то разбитой тяжкими мыслями. И в этом не было ничего шокирующего.
Но в целом полотно вызывало мрачные чувства и сразу основательно давило на нервы и портило настроение. И по духу сделано оно было безжалостно — балерина поражала своей вызывающей некрасивостью, бьющей в глаза непропорциональностью, подчёркнутыми и преувеличенными «недостатками» в лице, фигуре, в одеянии и неправдоподобной для балерин выспренней полнотой.
Казалось, что бедняжка чем-то не угодила автору, вызвала желание поиздеваться, досадить и, вообще, изуродовать, превратив её спину практически в перетянутую шнуровкой и упрямо вылезающую из-под стянутых верёвочек бледную сардельку.
И если Мария Эдуардовна впопыхах поначалу отнеслась к изображению довольно равнодушно, то её мужу Павлу Сергеевичу балерина с картины не понравилась с полувзгляда.
Он так и сказал жене дома вечером, прислонив к стене в коридоре завёрнутый в бумагу дар размером метр на метр и не решаясь внести дальше в дом:
— Бегемот бегемотом! И куда мы это денем?
Мария Эдуардовна безмолвно сняла туфли, прошла в ванную, вымыла руки и вернулась в коридор, где Павел Сергеевич, освободившись от груды цветов и пакетов с подарками, уже снял с картины бумагу.
— Так куда? — неодобрительно глядя на изображение, но всё-таки с готовностью выполнить распоряжение повторил он так, как будто ожидал, что его попросят никуда картину не вносить, а каким-то образом избавиться от дара.
Мария Эдуардовна замялась и задумалась. Картина тоже не вдохновила её.
Муж был более прямолинеен.
— Ужас какой-то! — воскликнул он. — Смотреть не хочется — балерина толстая, несоразмерная, как побитая собака, и нога у неё 45 размера. И всё у неё плохо, и жизнь ей не мила.
Марина Эдуардовна повнимательнее вгляделась в полотно, особенно в большие ступни ног танцовщицы.
— Да уж-ж-ж! — оценочно прошептала она, вкладывая в нарочито-долгое жужжание антипатию к художественному объекту.
Изображение на холсте не вызвало у неё эстетического удовольствия, наоборот, оно давило и производило гнетущее впечатление. Героиня в сизо-коричневой пачке заставляла отвести глаза и никогда больше в сторону артефакта не смотреть.
— Давай сразу выбросим! — прямолинейно и решительно предложил супруг.
— Как-то неловко, Павлик, — возразила ему Мария Эдуардовна, с неприязнью глядя на картину.
— Что же тут неловкого! — воскликнул он в ответ. — Дома не оставишь, передарить никому нельзя — все её видели и запомнили, на дачу не отвезёшь. Остаётся выбросить.
— Нет, так нельзя, у неё же, наверное, есть художественная ценность, — засопротивлялась Мария Эдуардовна. — Лилька ведь не просто так, она что-то этим сказать хотела, что-то искала, выразить пыталась.
— Я не знаю, Маш. Ну какая в этой балерине ценность? А ты — Плюшкин, — сделал обобщающий вывод Павел Сергеевич, — вот почему ты никогда ничего не выбрасываешь?
— Прекрати! — пресекла давний спор Мария Эдуардовна.
— Зачем тебе твои школьные почётные грамоты? — вытащил из сундука старый аргумент ворчун Павел Сергеевич.
— Они тебе, что, мешают? — запальчиво спросила Мария Эдуардовна.
— Но зачем ты хранишь всякое барахло? — продолжал развивать любимую тему Павел Сергеевич.
— Грамоты — это память о детстве, — парировала Мария Эдуардовна и остановила препирательства. — Куда картину денем?
— В мусорник! — был категоричен Павел Сергеевич.
— А когда Лилька в гости придёт? Что мы ей скажем? — принялась размышлять Мария Эдуардовна. — Где картина? Подарила ведь! А мы её…
— Чем же она так ей насолила? — засмеялся Павел Сергеевич.
— Кто? — спросила Мария Эдуардовна.
— Балерина, — вздохнул он, взглянул на картину ещё раз и с отвращением даже как-то хрюкнул. — Нет! Смотреть невозможно. Давай я её на помойку отнесу!
— Нет! — вздохнула Мария Эдуардовна и горестно добавила. — Но деваться некуда. Придётся в спальне повесить — больше негде,
И поскольку в квартире не нашлось другого подходящего места для шедевра, картину с тучной балериной повесили в спальне.
Иногда по вечерам Мария Эдуардовна, нехотя бросив взгляд на висящее полотно, принималась вдумываться в идею и пыталась объяснить:
— Она, Паш, просто вызов обществу бросает. «Вот вы все хотите идеала и красоты на сцене, а для меня это тяжкий труд. И мне всё это надоело. И идите вы все лесом. Захотела — и растолстела. И улыбаться больше не могу. Делаю, что хочу и выгляжу, как хочу. И работа эта мне давно не в кайф».
— Ну-ну, — отвечал ей муж, стараясь не смотреть на картину.
Через месяц пригласили Лильку в гости и продемонстрировали балерину, с необъяснимой тоской взирающую на хозяйское семейное ложе.
Художница оценивающе окинула глазами дело рук своих и осталась довольна.
Спустя пару недель, пробудившись поутру и увидев висящую напротив него картину на стене, Павел Сергеевич простонал: — Я больше так не могу! Только проснёшься, глаза откроешь, а тут это чудище! Давай, Маш, решать. Лилька твоя свою мясистую балерину у нас уже видела, должна успокоиться. Сейчас встану и вышвырну её без разговоров!
Марии Эдуардовне тоже вконец надоели неопределённые мрачные пятна фона, землистое унылое лицо, вычурные складки жира на талии и синие ноги с чётко прорисованной тёмно-фиолетовой сеткой вен.
— У меня тоже настроение от неё портится, — согласилась она. — Сними, Павлик! Сколько можно! Я её куда-нибудь дену.
— И куда ты её денешь? — иронично поинтересовался Павлик, с наслаждением снимая картину и прислоняя её изображением к стене, изнанкой наружу. — Давай сразу в мусорник!
— А когда Лилька опять в гости придёт? — затуманилась Марина Эдуардовна. — Как ей объяснить? Неудобно!
— Что, мне снова повесить её сюда? — возмутился супруг.
— Ну а куда деваться! — ответила Мария Эдуардовна.
— Так и будем всю жизнь с этой балериной мучиться! — в сердцах предрёк Павел Сергеевич, оставил танцовщицу прислонённой к стене и уехал на работу.
Мария Эдуардовна обвела глазами комнату, посмотрела на картину, прикинула, куда бы её пристроить, и не нашла лучшего выхода, кроме того, чтобы просто засунуть балерину под кровать.
Вернувшийся вечером домой Павел Сергеевич быстро взглянул на освободившуюся от огромного угрюмого пятна стену, с облегчением вздохнул и сразу успокоился. В целом его не очень интересовал интерьер. После ужина он улёгся на кровать, водрузил ноутбук на живот и с увлечением уткнулся в него.
Так он впоследствии ничего и не замечал, и вопросов не задавал, тихо радуясь исчезновению опостылевшей художественной обузы.
Эйфория от освобождения продолжалась довольно долго и неожиданно закончилась скандалом.
Как-то утром, собираясь на работу и застёгивая рукав рубашки, Павел Сергеевич уронил запонку. Та с лёгким стуком шлёпнулась на пол и отскочила куда-то под кровать.
Павел Сергеевич нагнулся и заглянул по неё в поисках закатившейся золочёной вещицы.
Первое, что он увидел под кроватью, была совсем не вожделенная запонка, а уже изрядно подзабытая мрачная картина с пресловутой корпулентной дамой на пуантах. Запонка лежала на раме и озорно, даже как-то ехидно посверкивала.
Павел Сергеевич взял запонку двумя пальцами, положил на прикроватную тумбочку, а потом с негодованием извлёк шедевр за свет.
— Маша! — неприлично громко завопил он на весь дом. — Что это?
Причём он вложил в интонации столько страсти, возмущения и гнева, что бедная Маша, не на шутку перепуганная, прибежала в комнату с кухни — прямо с кофейной туркой наперевес.
— Это что такое? — вопил Павел Сергеевич, держа в руках покрытый пылью извлечённый из-под кровати шедевр.
— Тьфу! — сказала предполагавшая было всё самое нехорошее и вмиг успокоенная Маша. — Что ты так кричишь?
— А что она здесь делает? — разоблачительно вопрошал Павел Сергеевич.
— Лежит, — просто объяснила Маша и пожала плечами.
— Почему здесь? — продолжал неистовствовать супруг.
— Ну, здесь лежит, — никак не могла вразумительно объяснить местоположение артефакта Маша.
Но Павел Сергеевич чувствовал себя оскорблённым до глубины души.
— Во-первых, почему ты мне ничего не сказала? — продолжал он на повышенных нотах.
— Ну, не сказала, — в том же своём тоне флегматично отвечала ему супруга. — Ты, Павлик, так орёшь, как будто невесть что там под кроватью нашёл, прямо как минимум любовника.
— Это получается, что я на ней почти два месяца спал?! — пропустил мимо ушей замечание Маши о любовнике Павлик.
— Ни на чём ты не спал. Она просто там лежала. И никаких не два месяца, а полтора, — зачем-то уточняя срок, пыталась оправдываться Маша.
Пререкания супругов закончились тем, что Павел Сергеевич в разгар споров взглянул на настенные часы и со словами «У меня же встреча!» с горем пополам вставил запонки на место, надел пиджак и, не выпив утреннего кофе и не съев бутерброда, убежал.
Мария же Эдуардовна быстро нашла выход. Она тоже уехала на ту же работу, поскольку супруги владели одной фирмой. Но уехала не одна, а вместе с ненавистной балериной.
Выбросить картину давней подруги она не могла. Держать её дома тоже стало «опасным». Поэтому она решила повесить её где-нибудь в офисе. Причём подальше от собственных и Павла Сергеевича глаз. Но чтобы в любой момент картина оказалась под рукой. И перед автором в случае чего можно было легко оправдаться, и предъявить арт-объект.
На работе Мария Эдуардовна повесила картину в бухгалтерии, куда обычно Павел Сергеевич не заходил.
Главный бухгалтер Дина Марковна в восторг от редкостного полотна не пришла, но тихо смирилась с соседством и старалась на него не смотреть.
Вечером Павел Сергеевич с опаской и нехорошими предчувствиями заглянул под кровать и мгновенно утихомирился. Балерина исчезла, и всё встало на свои места.
Прошёл месяц, о картине не вспоминали. Но в один прекрасный момент рабочие дела занесли-таки Павла Сергеевича в бухгалтерию.
Он открыл дверь, вошёл в кабинет и со словами «А что у нас с аудитом?» уселся напротив Дины Марковны. Та, нацепив очки на нос, открыла на экране необходимые документы и с готовностью и энтузиазмом рассказала боссу о делах с благополучно завершившейся проверкой. Через некоторое время довольный Павел Сергеевич поднялся и пошёл к двери. И тут… И тут глаз его наткнулся на сине-зелёно-коричневую грузную балерину с сорок пятым размером ноги.
Надо ли говорить о реакции?
Нет, крика не было. Павел Сергеевич сдержался. Но он почувствовал себя чуть ли не загнанным зверем. Рок в лице массивной обиженной на целый свет балерины упорно преследовал его. Призванная на место событий Мария Эдуардовна, не стесняясь, хохотала. По ходу дела она думала о том, что хорошо, что муж никогда не заглядывает к ней в телефон — в нём она сохранила изображение, сфотографировав его, — так, на память. Она представила себе, что вдруг как-нибудь эта виртуальная балерина «всплывёт» пред светлые очи Павла Сергеевича, и начала вздрагивать плечами не в силах унять смех и остановиться.
Для Дины Марковны пришлось в общих тонах обрисовать ситуацию.
Павел Сергеевич, не обращая внимания на реакцию супруги, лично снял картину.
— Пойду на помойку отнесу, — пообещал он ей и покинул офис.
Во дворе стояли переполненные контейнеры для сортировки мусора. Ни в один из них массивная балерина формата 100,00 х 100,00 см не влезла бы.
И тут взгляд Павла Сергеевича наткнулся на двух бомжей, направлявшихся к контейнерам.
— Мужики! — пошёл им наперерез Павел Сергеевич и настойчиво предложил. — Возьмите картину!
Два немолодых маргинала в довольно приличной одежде с чужого плеча остановились и посмотрели на шедевр, от которого хотел избавиться человек из офиса.
— Не-е, не нужно, — отказался один. — Куда мы её денем?
— Жирная какая! — безжалостно и прямолинейно оценил бедную Лилькину a-ля кустодиевскую по формам героиню другой.
Павел Сергеевич не знал, куда можно пристроить артефакт.
— Может, продадите кому, — неопределённо предположил он.
— Да кому она нужна! — сказал один.
И в этот миг Павел Сергеевич явственно осознал всю бренность бытия, а заодно и искусства.
Он минуту постоял у жёлтого прямоугольного контейнера, под завязку забитого бумагой и картоном, думая, что в руках у него отнюдь не бумага, а холст в деревянной раме. Потом он взглянул на синий контейнер для бытовых отходов. В душе у него шевельнулись гуманистические настроения, и он не решился опустить в него Лилькино творение-откровение. В конце концов, Павел Сергеевич прислонил не укладывающуюся ни к в какие рамки балерину к стоявшему рядом похожему на зелёный колокольчик контейнеру для стекла и с чувством выполненного долга быстро пошёл к офису.
На следующий день картина исчезла.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарии к частным беседам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других