Святая великомученица Ирина

Сборник, 2009

Святая великомученица Ирина жила в те времена, когда подвергнуться гонениям и принять мученическую кончину можно было за одно только имя «христианин». Греческое слово μάρτυς, которым называли всех претерпевших мученическую смерть за веру Христову, означает «свидетель». Мученик свидетельствует собственной кровью о вере во Христа, распятого и воскресшего в славе Отца Своего. Святую Ирину Церковь прославляет как великомученицу. Велики и многочисленны были ее страдания, велики и ее труды, но велика и награда от Бога, прославившего ее еще здесь, на земле, многочисленными чудесами. В этом сборнике, содержащем каноны и акафисты святой Ирине, а также рассказы о святынях, названных ее именем, помещены уникальные материалы и о других Иринах, сыгравших большую роль в истории.

Оглавление

  • Страдание святой великомученицы Ирины[1]

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая великомученица Ирина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

Страдание святой великомученицы Ирины[1]

Память ее совершается 5/18 мая

В те времена, когда свет святой христианской веры, благодаря проповеди апостолов, воссиял среди людей, погруженных во тьму служения идолам, в городе Магеддоне[2] жил князь, по имени Ликиний.[3] У него была жена Ликиния. Родившуюся у них дочь они назвали Пенелопою. Когда она стала подрастать и ей исполнилось 6 лет, она казалась необычайно прекрасна лицом, так что затмевала своей наружностью всех своих сверстниц. Отец ее построил для нее далеко за городом на живописном месте столп, в котором заключалось много комнат, убранных с самым изящным вкусом и блиставших богатством. Кресла, столы, светильники, ложа и все сосуды были здесь окованы чистым золотом. Тут же он поставил своих золотых идолов, чтобы они хранили его дочь. В этом столпе он и назначил жить дочери вместе с тринадцатью красивыми девушками, пока она не достигнет брачного возраста. Ликиний приставил к своей дочери в качестве воспитательницы одну честную старицу по имени Карию, приказав ей постоянно быть с дочерью и вкушать пищу вместе с ней и поручив ей начальство над всеми девушками. Кроме того, Ликиний поручил одному почтенному и благоразумному старцу, по имени Апелиан, ежедневно ходить к его дочери и обучать ее книжной премудрости. Та к провела девица шесть лет и три месяца, и, когда ей исполнилось 12 лет, отец ее стал размышлять, кому из славнейших княже ских сыновей отдать ее в супружество.

Однажды, когда девица сидела в своей комнате, к ней в открытое окно, обращенное на восток, влетел голубь, державший в своем клюве маленькую ветвь; положив ее на стол, он тотчас вылетел чрез окно из комнаты. Затем через час влетел в комнату орел с венком из разных цветов, и он также, положив венок на стол, тотчас улетел. Потом еще другим окном влетел ворон, несший в клюве малую змею, которую он положил на стол, а сам также улетел.

Видя все это, отроковица, вместе со своей воспитательницей, весьма удивлялись, недоумевая, что предвещал этот прилет птиц? Когда учитель Апелиан пришел к ним, они рассказали ему о происшедшем. Апелиан был тайным христианином и обладал даром прозорливости. Выслушав все, переданное ими, он сказал, обратившись к Пенелопе:

— Знай, дочь моя, что голубь означает твой добрый нрав, твою кротость, смирение и девическое целомудрие. Ветвь маслины знаменует Божию благодать, которая будет подана тебе чрез крещение. Орел, высоко парящий, изображает собой царя и победителя, знаменует, что ты будешь царствовать над своими страстями и, возвысившись бого мыслием, победишь невидимых врагов, как орел побеждает птиц. Венок же из цветов — это знамение воздаяния, которое ты примешь за твои подвиги от Царя Христа в Его небесном Царстве, где готовится тебе нетленный венец вечной славы. Ворон со змеей знаменует врага-диавола, силящегося нанести тебе скорбь, печаль и гонение. Знай же, девица, что великий Царь, содержащий в Своей власти небо и землю, хочет обручить тебя в невесту Себе и ты претерпишь за Его имя многие страдания.

Слушая своего учителя, отроковица слагала слова его в своем сердце, и в это сердце мало-помалу стал проникать огонь Божественной любви.

На следующий день вошел к Пенелопе на столп ее отец, князь Ликиний, с княгиней и со своими придворными. Он хотел видеть ее и поговорить с ней о ее браке. Увидев, что лицо ее сияет красотой, как лучом солнечного света, он чрезвычайно обрадовался и сказал ей:

— Вот, дорогое дитя мое, ты достигла уже брачного возраста. Скажи же мне теперь: сын которого князя нравится тебе больше всех других? За того юношу я и отдам тебя в замужество.

И он назвал ей имена сыновей многих окрестных князей. Дева Пенелопа отвечала своему отцу:

— Отец мой! Дай мне лишь семь дней на размышление, и потом я отвечу тебе.

Исполняя ее желание, отец оставил ее и пошел к себе домой.

Когда Ликиний ушел, Пенелопа, подойдя к идолам, сказала им:

— Если вы боги, то вы услышите меня: отец мой хочет отдать меня в замужество, а я хотела бы остаться в девстве, потому что житейские попечения препятствуют служить от всего сердца Богу. Скажите же: идти ли мне замуж или нет?

Немые идолы молчали, потому что были бездушны. Плюнув на них, Пенелопа обратилась на восток и, смотря на высоту небесную, сказала:

— Если Ты Бог истинный — Тот, Которого проповедуют христиане, молю Тебя: скажи мне: следует ли мне взять мужа, или всегда оставаться девой?

Та к как был уже вечер, то Пенелопа задремала. Во сне увидела она Ангела Божия, который сказал ей следующее: «Пенелопа! С этих пор ты будешь называться не Пенелопой, но Ириной, ибо ты будешь многим прибежищем и мирным пристанищем,[4] и через тебя обратятся к Богу и спасутся многие тысячи человеческих душ. Твое имя будет велико и дивно по вселенной. То, что сказал тебе старец Апелиан о виденных тобой птицах, истинно, так как это Дух Божий говорил его устами. В эту ночь придет к тебе человек Божий по имени Тимофей,[5] наставленный в учении христианском и принявший священство от святого Павла. Этот человек разносит по церквам и послания Павла. Он сподобит тебя святого крещения и скажет тебе, что ты должна делать».

После этих слов Ангел исчез. Пенелопа же, придя в себя, ощутила радость и с нетерпением стала ждать прихода пресвитера.

В скором времени, действительно, пришел к столпу человек Божий Тимофей, ведомый и возведенный на столп Ангелом Божиим. Радостно принятый девицей, он сел и стал учить ее, ее воспитательницу, а также и всех ее подруг учению христианскому, и приятными показались всем слова его. Достаточно поучив их в вере и открыв им все, что подобало знать об истинном Боге Иисусе Христе, о святой вере в Него и о христианских Таинствах, он крестил Пенелопу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При крещении Тимофей нарек ей новое имя — Ирина и, таким образом, уневестил ее Христу, завещав ей до конца сохранить в целомудрии свое девство. Тимофей крестил также воспитательницу ее Карию и всех ее служанок; затем он начал увещевать Ирину быть мужественной в мученическом подвиге, который ей надлежит воспринять за исповедание имени Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, бессмертного Жениха ее. Затем Тимофей благословил Ирину и ее сверстниц и, поручив всех их благодати Божией, простился с ними.

Блаженная же Ирина со своими служанками днем и ночью славила и благодарила Бога и усердно изучала апостольские писания, которые оставил ей святой Тимофей. Затем она брала золотых идолов, поставленных отцом и свергала их по одному через окно вниз, говоря: «Если вы боги, спаситесь сами».

Падая с большой высоты на землю, идолы разбивались и рассыпались в прах, святая же посмеивалась их бессилию и радовалась о Господе нашем Иисусе Христе, Боге истинном.

Когда прошло семь дней, отец и мать Ирины с вельможами взошли к ней на столп и заговорили с ней о браке. Она им отвечала:

— Знайте, что я раба Христа, в Него я верую, Его люблю, вечного Царя небесного. Я уневестила себя этому Жениху чистому, небесному и бессмертному. Другого жениха я не желаю и не поклонюсь иному Богу, ибо нет Бога, кроме Него. Разве не видели вы, — продолжала Ирина, — гибели ваших богов, упавших с окна на землю? Они не могли себе помочь. Как же они могут быть вашими помощниками? Тщетна ваша надежда на них и суетны все ваши труды и траты на идолов. Золото и серебро надо было раздать просящим, нищим, сиротам и вдовам; вы же, призвав ремесленников, сковали себе бездушных идолов и лишили через это нищих милостыни; вы сделались, благодаря этому, врагами Бога живого и слугами бесов. До которых же пор вы будете неистовствовать, подобно необъезженной лошади? Когда же вы познаете Бога живого, познаете Того, Кто может умерщвлять и оживлять? Когда же свет Божий воссияет в сердцах ваших, тогда диавол, влекущий человека от света во тьму, в погибель, совращающий людей с правой стези на неправую, отбежит от вас. Но вы первые постарайтесь теперь же бежать от диавола, потому что он зол и лют. Он соблазнитель, закрывающий очи сердец ваших, чтобы вы не познали истины. Я прошу тебя, отец, я умоляю тебя: познай истинного Бога, создавшего все Своим словом. Когда ты задумал воздвигнуть для меня этот столп, ты собрал для этого дела много людей: одних работников было три тысячи пятьсот человек и триста надсмотрщиков; и несмотря на это, они едва успели в десять месяцев выстроить здание. Бог же вечный единым Своим словом сотворил небо и солнце, месяц и звезды, свет и тьму и нарек свет днем, а тьму ночью; Он содержит землю в воздухе, повелел водам течь на пользу нам, возрастил разные деревья, расположил времена, годы и месяцы, создал зверей на земле, птиц в воздухе и рыб в водах; наконец, пречистыми Своими руками создал человека, взяв горсть от земли, и поставил его господином всей вселенной, покорив ему все. И все это совершил Бог в шесть дней одним Словом Своим, Которое есть Единородный Сын Его, Иисус Христос, рожденный от Него без матери, соприсносущный и сопрестольный Ему. Он, по действу Святого Духа, родился и воплотился без Отца от Пречистой Приснодевы Марии и пожил с людьми, творя бесчисленные чудеса: даровал зрение слепым, очищал прокаженных, воскрешал мертвых и воздвигал расслабленных. Евреи по зависти распяли Его по Его собственному изволению — пострадать ради нашего спасения. Но Он по смерти и погребении Своем воскрес в третий день силою Своего Божества, вознесся на небо, сев одесную Бога Отца, низвел Святого Духа на Своих учеников и послал их во вселенную, чтобы они просветили помраченных духом, обратили заблуждающихся и спасли погибших; ибо Он всем желает спасения и милость Его к роду человеческому не оскудеет во веки. Та к говорила святая, и сладостной всем показалась речь ее. Князь и княгиня взяли свою любезную дочь и повели ее с собой в город. Навстречу ей вышли все городские девицы с венками на головах и кланялись ей, а весь народ, собираясь на возвышенных местах, на стенах оград и на кровлях домов, выражал радостные крики и похвалы прекрасной девице. Когда приближались они к княжескому дворцу, святая Ирина увидела демона, который взывал к ней:

— Ничего общего нет у меня с тобой в этом городе, отроковица; уйди из нашего города, ибо здесь не живет никто из христиан.

Святая же сказала ему:

— Повелеваю тебе именем Господа Иисуса Христа сказать мне, кто ты.

Он отвечал:

— Я демон, живущий в идолах, учитель блудников и прелюбодеев, поспешник волхвам, вождь врагов, друг пьяницам, я радуюсь кровопролитию, я отец всякой неправды и лжи, и всякого зла. Я опять говорю тебе: иди и беги из нашего города, а то я подвигну на тебя твоего отца, возбужу его гнев на тебя, и он убьет тебя.

Многие слышали этот голос демона, но не видели его самого. Блаженная же Ирина, обратившись, сказала ему:

— Повелеваю тебе именем Господа Иисуса Христа выйти из этого города.

Тотчас вострепетал демон и стал невидим. Затем демон вошел в сердце князя и возбудил в нем гнев против его дочери. Призвав княгиню, Ликиний сказал ей:

— Что нам делать? Наша дочь уловлена в сети христианами. Ах, зачем я воздвиг этот столп! Я хотел сохранить своего ребенка, а вместо того погубил его. Теперь погибли все мои надежды.

Княгиня отвечала ему:

— Какие ты странные речи говоришь! Чем прельстилась наша дочь и что дурное она сделала?

Князь отвечал:

— Она верует во Христа и отрицает наших богов.

— Пусть же погибнут, — возразила ему княгиня, — боги, не сотворившие неба и земли, а моя дочь да сподобится славы Христа Царя, призвавшего ее в жизнь вечную!

В гневе князь приказал вывести княгиню из дворца. Одна из служанок передала эту весть Ирине, и та пошла к своему отцу. Когда царь увидел свою любимую дочь, он поник головой. Но в душе его, по навету диавола, бушевал гнев. Святая Ирина сказала отцу:

— Отчего ты так печален, отец мой? Царство твое мирно, тебе не грозит война; вот я, твоя дочь, пришла к тебе; почему же лицо твое так печально?

Ликиний отвечал ей:

— Мне было бы лучше, если б я тебя не родил. Как внимательно я заботился о тебе, воздвиг для тебя прекрасный столп, поставил в нем для сохранения тебя золотых идолов, ради тебя украсил золотом столпы и ложа, а ты воздала мне за добро злом.

— Объясни мне, отец, какое зло я тебе сделала? — сказала ему святая Ирина.

— А разве для меня не малое горе в том, что дочь моя признает Христа Богом и отрицается от моих богов?

Святая отвечала:

— Отец! Я не сделала ничего дурного, уверовав в истинного Бога и возложив мою надежду на Него, а не на твоих идолов.

— Принеси жертву богам, Пенелопа! — раздался грозный крик князя.

— Не изменяй имени моего, отец: я называюсь не Пенелопой, а Ириной, и это имя наречено мне Ангелом в видении и священником при крещении, — с кротостью отвечала Ликинию святая Ирина.

— Принеси жертву богам, не мое, а чужое дитя! — воскликнул опять Ликиний.

— Не принесу им жертвы. Это они возбуждают тебя на гнев; благодаря им ты будешь мучиться в огне вместе с язычниками.

Вне себя от гнева князь приказал связать девицу и бросить ее под копыта свирепым коням. Когда приказание Ликиния начали исполнять, пришел он сам, чтобы видеть смерть ее. Но один, самый свирепый конь, оторвался от привязи, бросился на Ликиния и, схватив его правую руку, вырвал ее из плеч, затоптал до смерти князя и потом встал спокойно на своем месте. Все прочие кони вели себя кротко, как агнцы, и не коснулись святой Ирины. Конь же, убивший Ликиния, по Божию повелению возопил человеческим голосом, так ублажая святую мученицу:

— Блаженна ты, голубица Христова, поправшая змия. Славна ты на земле и будешь с любовью принята на небе. Ты будешь ликовать среди праведных. Тебя ждет свет вечный и чертог бессмертного Жениха, как мудрую и мужественную девицу: будучи женщиной по природе, ты выказываешь храбрость воина.

Когда со святой Ирины сняты были узы, она воскресила своей молитвой мертвого отца и исцелила его руку. Видя такое чудо, уверовали во Христа князь с княгиней, и весь их дом, и много народа — всего около трех тысяч человек.

Ликиний вскоре оставил управление своим княжеством, чтобы свободнее служить Христу и поселился со своей супругой и приближенными людьми в том самом столпе, который когда-то воздвиг для своей дочери; святая же Ирина осталась в городе, научая народ вере во Христа, и многих привела ко Христу Богу. Жила же она в доме своего учителя Апелиана.

После Ликиния управление госу дарством принял другой царь, по имени Седекия. Услышав об Ирине, он призвал к себе Апелиана и спросил его, у него ли находится девица, царская дочь Ирина. Апелиан отвечал на это утвердительно. Седекия спро сил его:

— Не знаешь ли ты, как она живет? Старец отвечал ему:

— Она живет так же, как я и все, верующие в истинного Бога. Жизнь ее проходит в том, что она каждый день постится до вечера, вечером же съедает небольшой кусок хлеба и выпивает одну чашку воды, ложа не имеет и отдыхает недолго на голой земле; день и ночь она проводит в молитвах к Богу и занимается чтением божественных книг. Удивился князь, услыхав это, и послал за Ириной епарха,[6] приказав ему с честью привести девицу к нему. Придя к нему, святая Ирина сказала:

— Радуйся князь! Седекия отвечал ей:

— Радуйся и ты, чудная отроковица!

— Зачем ты призвал меня? — спросила его Ирина.

— Сядем и будем беседовать мирно и любовно, — был царский ответ.

Святая девица сказала:

— Я исполняю слова святого Писания, которое говорит: «не сяду я с людьми лживыми и с законопреступными не пойду» (ср. Пс. 25, 4).

— В чем же мы преступны? — спросил Седекия.

Святая девица отвечала на это:

— Всякий язычник, не ведущий истинного Бога и поклоняющийся идолам, есть преступник.

— Ты принуждаешь меня, несмотря на мое нежелание, мучить тебя, не щадя тебя, княжеской дочери, — возразил Седекия.

— Зачем же ты попусту тратишь время на разговоры, — мужественно отвечала ему святая Ирина, — начинай же мучить меня: я готова на всякую муку за Христа моего.

— Оставь свое безумие, девица, принеси жертву богам.

Святая отвечала на это:

— Напрасно ты беспокоишься, царь, смущаемый сатаной: знай, что я не послужу бесу и не пощажу плоти моей ради Христа Господа моего.

Исполнившись гнева, князь стал советоваться с епархом, какой бы казни предать святую. По приказанию мучителя выкопали глубокий ров и наполнили его змеями, пресмыкающимися и всякими гадами и бросили туда святую девицу. Но она осталась там здорова и невредима в течении десяти дней, ибо Ангел Господень сошел к ней в ров и сохранил ее невредимой; все же гады, бывшие там, издохли.

Седекия, узнав, что мученица осталась живой во рву, удивлялся и полагал, что она обворожила гадов силой своего волшебства и убила их. Он приказал извлечь ее из рва и привести к нему на допрос. Сев на судилище, он сказал ей:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Страдание святой великомученицы Ирины[1]

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая великомученица Ирина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Изложено по Четьим Минеям святителя Димитрия, митрополита Ростовского. — Примеч. ред.

2

Магеддон или Мигдония — город во Фракии, области, расположенной по северному берегу Эгейского моря. — Примеч. ред.

3

Упоминаемого здесь князя Ликиния следует отличать от римского императора Ликиния (царствовал с 311 по 324 г.), управлявшего восточной половиной Римской империи и женатого на сестре Константина Великого Констанции. Князь Ликиний жил в конце I столетия, почти во времена апостольские, в Магеддоне. — Примеч. ред.

4

Имя «Ирина» в переводе с греческого «мир, благоденствие». — Примеч. ред.

5

Тимофей — ученик, спутник и сотрудник святого апостола Павла. Он разделял не только труды и славу апостольства, но и узы и страдания святого апостола Павла и был рукоположен им в первого епископа Ефесской Церкви. Церковное предание свидетельствует, что апостол Тимофей по смерти апостола Павла, в продолжении 15 лет управлял Ефесской Церковью и, наконец, окончил свое служение мученической смертью в царствование Доминиана (87–96) или Нервы (96–98) в один языческий праздник, будучи побит камнями от раздраженных его обличительной проповедью язычников. Память святого апостола Тимофея совершается Церковью 22 января/4 февраля. — Примеч. ред.

6

Епарх — начальник города или области. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я