Физическая культура православного христианина

Священник И. Амбарцумов, 2005

Благочестивый читатель! Перед Вами не совсем обычная книга. Здесь предлагается комплекс физических упражнений и различных методов для укрепления телесного здоровья. Авторы книги еще раз напоминают нам, что тело наше есть творение Божие, предназначенное быть храмом Святого Духа (1Кор. 6.19). А значит мы обязаны должным образом заботиться о себе: и в духовном, и в душевном, и в физическом планах. Православный христианин стремится прославлять Творца и душою, и телом. И поэтому здравием телесным нельзя пренебрегать. Перед тем как заняться упражнениями, посоветуйтесь с духовником и (если не уверены в своих силах) с врачом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура православного христианина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Знакомство

Эта книга — результат встречи двух людей: спортсмена и священника. У служителя Церкви при встрече возникло удивление по поводу его нового знакомого, у которого в возрасте 77-ми лет напрочь отсутствовали болезни, и налицо была способность к многочасовому пробегу и вообще к интенсивной работе и умственной, и физической. Это было тем более удивительно, что обычно у людей куда раньше, лет в 40–50, уже имеется целый букет болезней. Необычный старец каждое утро спокойно поднимал суммарно 12 тонн за 40 минут. Но, понимая, что духовная жизнь важнее физической, священник посчитал нужным все-таки поспорить с приверженцем «культа тела».

— Главное — душа! — сказал он ему. — Что толку! Ну будет у вас тело здоровое, сильное. Все равно оно в могиле сгниет. Зачем же нужна вся ваша физкультура?

— Душа-то душа, — возразил спортсмен, — но ведь и душу, и тело — все вместе создал Господь.

— Да поймите же, тело умрет, а душа-то будет вечно жить!

— Тело — дар Божий, и Бог спросит нас, как мы умножили его таланты. А мы закапываем его в землю раньше времени. Ведь тело создал Бог.

В таких спорах тянулись долгие месяцы. При внимательном чтении Евангелия и Святых Отцов[1] вдруг выяснилось, что телу отводится немаловажная роль. Тело — это храм души и, как святыня, должно сиять чистотой и здоровьем.

Оказывается, по словам этого необычного спортсмена, люди уклонились с правильного пути на ложные, сбились на мнимые ценности — на «правильное» питание, на лекарства, а в физкультуре настроились на ложные цели достижения спортивных результатов. Однако, несмотря на сегодняшнее многообразие лекарств[2] и всевозможные диеты, заболевания нисколько не уменьшились, а ранняя смерть настигает даже спортсменов-профессионалов. Среди людей все больше укореняется страх болезни, страх смерти и множество других страхов, заставляющих опасаться всего и вся. Погоня за высококалорийными продуктами, закупка лекарств рождают переживания за свой бюджет, расстраивают и разрушают психику. Исчезает радость жизни. Кому и зачем нужна такая жизнь?

Несколько лет священник и спортсмен-педагог обдумывали проблему здоровья. В результате выяснилось, что в основе его лежит здоровый образ жизни, или Царский путь золотой середины, на котором не должно быть крайностей. Здоровье — есть гармония жизни…

Только ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ БЕЗ КРАЙНОСТЕЙ И ПЕРЕГРУЗОК может принести положительные результаты.

Здоровье — есть взаимосвязь всех сил, функций и систем организма, а не одна лишь выпуклая мускулатура. Хотя роль мышц в поддержании здоровья огромная. Мышцы — это второе сердце, но их чаще совсем не развивают или, в редких случаях, развивают неуправляемыми функциями.

Артист Александр Лыков весьма сочувственно отнесся к нашим беседам о здоровье и высказал просто и ясно, одним словом, суть всей проблемы — ЛЕНЬ. Вот и все! Александр очень артистично (образно) передал, как душа дает телу поручения потрудиться, а тело горько плачет, машет руками и не хочет двигаться.

Двигательная активность[3]. При современных условиях жизни удобно быть малоподвижным; от этого вялое кровообращение недостаточно питает все органы, слабо отводит шлаки и вредные вещества. Только повышение двигательной активности способно постепенно омолодить и оздоровить весь организм, причем надежно, а не так, как временно обезболивающие лекарственные препараты. Движение лечит, рассасывает очаги болезни, разминает связки, суставы, укрепляет кровеносную, дыхательную и др. системы организма.

Но просто двигаться нельзя. Движение может быть и во вред человеку, если оно совершается не по разуму, не в меру, надрывая режим работы организма, или же, наоборот, недостаточно развивая его, или укрепляя какие-то только отдельные его части. Авторы пришли к выводу, что физическая деятельность не может осуществляться произвольно. К ней всегда должна подключаться психика и, в единстве тела и души, управлять этой физической деятельностью, учиться верно ощущать ее, чувствовать и правильно дозировать нагрузку, чтобы не было перегрузок. Именно перегрузки рождают болезни, как в теле, так и в коре головного мозга. После них появляется отвращение к физкультуре на всю жизнь.

Надо сознавать, что между телом и душой существуют такие взаимные связи[4], что разумное развитие тела благотворно воздействует и на саму душу. Изможденное же тело, наоборот, калечит психику и ослабляет ее[5]. При физическом совершенствовании[6] крепнет вера в себя, умиротворяется и гармонизируется психика, исчезают страхи и опасения, снимаются стрессы и т. д. По своим внутренним ощущениям по мере затраты энергии, психика регулирует и режим питания. Следует помнить, что пища вторична, она нужна только для пополнения израсходованной энергии при работе, и не более того.

Каким-то внутренним чутьем, инстинктивно определяет психика после работы: что, сколько и когда надо съесть. Излишки продуктов так же перегружают способность организма, как и злоупотребление физическими упражнениями. Ожирение или худоба являются, в большинстве случаев, следствиями этих нарушений.

Желательно прислушиваться к голосу собственного инстинкта, той великой и умной силы, без которой наша жизнь была бы совсем невозможной. Эта сила растит и строит человеческий организм, «единожительство личного тела и личной души». Живой человек есть целая система равновесий: равновесие тепловое, пищевое, сонно-бодрственное, равновесие в напряжении мускулов и нервов, кровообращения, мера движения и покоя. Природа во всем требует равновесия, целесообразности и меры. Она требует от нас внимания и повиновения, а за это посылает нам здоровье, само себя поддерживающее равновесие жизни и хорошее самочувствие.

«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» (Сократ).

«Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным» (Сократ).

Болезни не просто надо излечить, их надо расшифровать, т. е. раскрыть то, что Бог хочет через них нам сказать: где мы уклонились с царского пути, где допустили ложь. Для исцеления следует спокойно осмыслить ошибки, начать здоровый образ жизни, вступить в живой ритм природы, и не одним броском, а постепенно изменить свою душу[7] и покалеченный ею организм изнутри, сообразуясь и со своими силами, и с напряжением психики и мышц, и с индивидуальными мышечными ощущениями. И вы будете здоровыми, и насладитесь прекрасным уверенным спокойствием за себя и за свое дело.

Здоровье есть нечто большее, чем люди думают[8]. Каждый человек призван к тому, чтобы быть здоровым. Какая радость Богу от наших уродств и мучений? Бог посылает нам недуг, чтобы мы выздоровели, — таков путь к здоровью. Болезнь — как бы таинственная запись, которую надо расшифровать: в ней записано о прежнем неверном пути и указывается новый путь к здоровой жизни. Искусственно извращенный образ жизни надо привести в соответствие с богоданными требованиями единения развития души и тела, чистоты нравственной, свободы от греха и перегрузок, свободы от всезаглушающей и мертвящей лени. Для этого мы предлагаем экспериментально разработанную систему укрепления здоровья. В основе нашей системы лежит восстановление и повышение двигательной активности[9], которая снижается в условиях роста механизации труда.

Повышение двигательной активности посредством физических упражнений позволит упреждать развитие застойных очагов в системах организма, снижающих кровоснабжение его тканей, и избежать их заболеваний[10]. Но этот процесс развития потребует не один день держать в напряжении психику и тело, постепенно совершенствовать их — и тем дольше, чем больше предварительной бездеятельностью были ослаблены функции систем организма. Но другого пути нет. Без усилий, без двигательной активности никакая мудрость не поможет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура православного христианина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

«Если мы заботимся о животных, которые служат нашим потребностям, тем более должны заботиться о теле, как об орудии души. Когда орудие притупится, то это затрудняет скульптора, хотя бы он был и талантлив». При. Варсонофий и Иоанн.

2

«Бойся богадельни, немецкие лекарственницы издалека, тухлые, сплошь бессильные и вредные… У вас есть в артелях корешки, травушки-муравушки. Солдат дорог, береги здоровье… Штраф, за то, что себя не берег… В лагере больные слабые, хворые в шалашах, не в деревнях. Воздух чище. Хоть без лазарету и вовсе быть нельзя… Да все это не важно! Мы умеем себя беречь…» Суворов А.В.

3

«Человек, систематически занимающийся физическими упражнениями, реже нуждается в лечении».

Абу Али Ибн Сина (Авиценна).

4

«Франциск Ассизский называл свое тело — «друг мой — осел». Это название дает глубину понимания значения тела для жизни человека. Тело — прежде всего друг; его надо ценить, и о нем надо заботиться. От этого друга зависит способность к труду, и, что очень важно, — состояние тела для громадного большинства людей в сильной мере влияет и на состояние души человека».

Пестов Н.Н.

5

«Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось в тебе нерадение и не уменьшилось в душе твоей ревности ко спасению».

Прп. Исаак Сирин.

6

«Нельзя все духовным заниматься: надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь». Св. Феофан Затворник.

7

«Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».

8

«Здоровье — дар Божий»

Св. Серафим Саровский.

9

«Гимнастика есть целительная часть медицины».

Платон.

10

«Думайте, думайте; если не привыкнете и не сделаете живой организм и весь ход жизни предметом настойчивого и страстного думанья, от всей вашей дальнейшей деятельности останется только ремесло и оно вас разочарует и приведет к отчаянию» (врачам).

Павлов И.П.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я