Селим Айссель – основатель Школы Психоантропологии, расположенной на востоке Франции и организованной по модели Школ Четвертого Пути, а также автор более 50 книг, в которых методы ряда духовных учений синтезированы и дополнены исследованиями современной психологии. Данная книга представляет практический подход, который одновременно является психологическим и духовным. В ней изучаются пять главных негативных свойств человеческой натуры: самолюбие, ложь, жадность, страх и злоупотребление сексуальной энергией. Основная цель практических занятий – постепенная трансформация всех негативных свойств и достижение человеком единственного полностью позитивного состояния: сознательной Любви. Учение Селима Айсселя предполагает регулярное применение методов его Школы в повседневной жизни, поскольку именно практика позволяет человеку развиваться.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика духовного освобождения. Работа над свойствами личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Путь к духовному
Работа, направленная против низшего в себе
Вопрос такой: что такое духовный путь? Духовный путь — это просто путь к Духовному, которое человеческий дух после воплощения утратил, по крайней мере частично. Путь — это борьба с целью победить все низменное, негативное, материальное в человеке и поставить это низшее на службу Высшему. Путь — это борьба, вот почему в Четвертом Пути он называется не просто Путь, но гораздо более прагматично — Работа.
Мы все находимся в той же ситуации, что и Бавкида с Филемоном, — в долине жизни. И когда боги постучатся в нашу дверь, мы можем не открыть им. Мы знаем, что рано или поздно исчезнем, не только наше физическое тело, но и сама Земля. И если Бог не придет и не постучится в нашу дверь, а особенно если мы не ответим ему, если не откроем ему дверь и не ступим на путь, следуя за ним, от нас ничего не останется.
Лучшие методы: пост (диета), мантра
Два лучших метода, имеющиеся у нас для того, чтобы успешно продвигаться по Пути, — это пост, или специальная диета, и мантра во время медитации. Я уже предлагал вам использовать мантры, или стансы, на протяжении всего курса — естественно, во время медитации, но также и в те минуты, когда ваш ум не сосредоточен на чем-то, что требует внимания. Использование мантр имеет большое преимущество: это позволяет бороться с одним из низменных свойств: негативным (ассоциативным, механическим) мышлением. Это означает, что на протяжении вашего пребывания здесь вы можете вступить на Путь, просто повторяя про себя стансы. Лучше, если вы будете их петь. Петь всегда лучше, чем произносить вслух или про себя. Пойте про себя. И еще, это относится к некоторым из вас, если вы будете петь про себя, вы не будете мешать другим… (смех)
Безусловно, предпочтительнее, чтобы вы сосредоточивались на смысле станса, а не повторяли его механически, но все же лучше механически повторять слова, чем дать волю вашему механическому мышлению. Можно также чередовать стансы, начинать с одного, а спустя какое-то время переходить к другому. Каждый волен выбирать свой способ. Лучший и самый быстрый метод достичь спокойствия и внутреннего мира — использование мантры. Не рассуждать о ней, не мечтать о ней, а использовать ее!
Руководство к медитации: запомните, что всегда очень важно сохранять прямое положение тела: ваш позвоночник прямой, шея прямая. Правильно медитировать легче, если вы умеренно питаетесь. Принцип легкой диеты дает преимущество не только в жизни, но и на Пути.
Есть и другие вещи, которые помогают на Пути, — например, красивая музыка. При одном условии: не делайте ничего во время слушания. Включать музыку в то время, когда вы заняты чем-то, значит разбрасываться; одно «я» делает свою работу, а другое слегка слушает музыку. Так мы делим себя на фрагменты, на части — к сожалению, в сегодняшней жизни люди любят делать именно это…
Еще одно средство — читать книги о жизни и учениях мудрецов.
Но я хотел поговорить с вами о медитации.
Прямое положение тела и полная неподвижность
Прямое положение тела и максимально возможная неподвижность. Не так, как некоторые из вас это делают — шевелят руками и ногами, моргают, почесываются, меняют положение тела, усаживаясь поудобнее на стуле… Нет! Оставаться неподвижным — значит никаких движений вообще, кроме дыхания. Ни единого движения на протяжении всей медитации — вот наилучшие условия. Многим это долго не удается, но придет день, и в результате всех этих тренировок у вас получится. Во время пения также лучше оставаться неподвижным. На встречах и конференциях это несколько труднее, так как они долго длятся.
Концентрация на точке между бровями
Во время медитации те, кому сложно концентрироваться, могут попробовать следующий метод: убедитесь, что вы абсолютно неподвижны; поместите кончик языка между зубами и небом, без напряжения; рот закрыт, дышите через нос; закрыв глаза, сфокусируйте «взгляд» на точке между бровями. Если вы усвоите эту привычку, то заметите, что со временем будет происходить странная вещь: ваши глаза сами смогут легко занимать это положение, и мало-помалу они начнут подниматься выше, к макушке. Но не следует ничего форсировать.
Есть еще вопросы?
С.: А когда простуда и из носа течет?..
— Пусть течет… Не надо постоянно шмыгать носом! Когда вы медитируете, пусть течет из носа. Наденьте слюнявчик… (смех)
С.: Сегодня утром во время медитации я не мог справиться с зевотой…
— Заранее открывайте окно и делайте несколько глубоких вдохов. Перед началом неплохо получить хорошую порцию кислорода, освежиться.
Работа, ведущая к потаенному золоту
Сегодняшняя групповая работа касается свойств. Мы начали говорить о них вчера. Краткое определение главного свойства: личностная черта, наиболее характерная и самая заметная. Это простое определение, вы можете сами подумать над его смыслом. Если говорить более сложным языком, свойства, взятые как единое целое, представляют собой характерные и видимые психологические механизмы и отношение человека к самому себе, а во взаимоотношениях с другими людьми — к этим людям и к ситуациям.
Пять основных свойств, каждое из которых имеет несколько аспектов
Вчера я разъяснял, что существуют пять основных свойств и дополнительные второстепенные свойства. Вы знаете эти пять основных свойств: жадность, страх, злоупотребление сексуальной энергией, самолюбие и ложь. Все они у нас есть, но одно из них является нашим главным свойством, а другие организуются вокруг него. Кроме того, каждое из этих свойств имеет по крайней мере семь различных аспектов. Так, например, у страха один аспект связан с жадностью, другой — с нашим образом и т. д. Аналогично одним из аспектов жадности является страх, другим — самолюбие и т. д.
Одиннадцать второстепенных свойств
Помимо этих пяти свойств существуют три группы второстепенных свойств. Эгоцентризм, желание доминировать, стремление к контролю и порядку, упрямство — первая группа. Вторая группа — «лунатизм» (безумные или невротичные люди), «бродяжничество», неэффективность и лень. И наконец, третья группа — чувство неполноценности, зависимость и наив ность.
У вас было время, чтобы узнать себя во всех этих новых аспектах. Попросите каждого в своей группе дать вам определение. Затем спросите, какие свойства примыкают к вашему главному свойству. Или к тому, которое вы считаете главным, или к тому, которое считают главным другие. Осознавайте при этом, что другие обладают истиной в этом вопросе не больше, чем вы сами, но их точка зрения может представлять для вас интерес и повысить вашу способность к Работе.
Ваше главное свойство — это ось, вокруг которой организуется вся ваша ложная личность, и даже положительная часть вашей личности. Мы посмотрим, какие шаги следует предпринять, чтобы освободиться от этого кошмара, нашего главного свойства.
Главное свойство часто маскируется под другое
С.: Каждое свойство имеет аспекты других свойств. Означает ли это, что каждое свойство соотносится с главным свойством?
— Да, иногда у вас может складываться впечатление, что проявляется другое свойство, в то время как на самом деле за ним скрывается главное свойство. Например, страх не иметь чего-либо — что это, страх или жадность? Что здесь свойство и что аспект? Для одного человека свойством будет страх, а аспектом жадность, для другого — наоборот.
Но вам еще предстоит проделать большую работу, прежде чем вы научитесь определять, что есть аспекты, а что свойство. Кроме того, самостоятельно вы вообще никогда не сможете это определить.
С.: Как нам работать в группе? Главное свойство человека не всегда так уж очевидно…
— Сегодня работа будет относительно поверхностной. Достаточно будет, если вы просто отметите самое очевидное. Уверен, что о большинстве своих знакомых вы можете сказать: «У него такое-то главное свойство, а вот у того — другое». Для начала можно исходить из этого и использовать как основу для работы.
То, что скрыто внутри, очень ценно
Работу над свойствами приходится начинать с простого. В дальнейшем мы дойдем до дна, до самой глубины нашей ложной личности. И когда мы избавимся от своей ложной личности, проявится истинная природа нашего бытия. На этом Пути мы возьмем за принцип следующее: то, что скрыто за нашим главным свойством, — всегда очень ценно, иначе мы не пошли бы в этом направлении. Даже если вы не лучше самых заурядных людей — то, что мы называем вашим магнетическим центром или сущностью, не привело бы вас на этот Путь, если бы не имело определенной ценности. К сожалению, ваши свойства до сих пор это скрывают, у некоторых полностью, у других — немного меньше.
Именно поэтому не стоит бояться такой работы, как это иногда случается. Она ведет к потаенному золоту, просто чтобы добраться до этого золота, необходимо откопать его, очистить самого себя.
С.: Бывает ли, что второстепенное свойство занимает место главного?
— Оно может выскочить на первый план, но очень ненадолго.
С.: Так значит, второстепенные свойства можно рассматривать на том же уровне, что и пять основных?
— В вашей работе по изучению себя и наблюдению за остальными — да. Кого-то можно охарактеризовать как неэффективного, он никогда ничего не доводит до конца. Для кого-то главное свойство — наивность, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а еще для кого-то это эгоцентризм и т. д. Все эти особенности заметны, надо только присмотреться, раскрыть пошире глаза, напрячь слух…
С.: Похоже, что большинство второстепенных свойств связано с пятью главными…
— Мы поговорим об этом позже. Старайтесь не сваливать все в одну кучу, начните с четких определений, а потом вы сможете устанавливать связи. Что вы обычно делаете? Вы все смешиваете и проводите связь там, где ее нет. Сначала выстраивайте общую картину, а потом уже будете углубляться в детали и определять реальные связи.
С.: Вы ведь говорили, что желание доминировать — это одно из проявлений злоупотребления сексуальной энергией.
— Для примера, да. Но это также и аспект самолюбия и жадности. Такие связи возможны. Но не делайте поспешных выводов, я далеко не все еще вам объяснил, работа лишь начинается.
С.: Если ты оказываешься более или менее в одной из трех групп второстепенных свойств, означает ли это, что у тебя нет или в незначительной мере присутствуют свойства двух других групп?
— Нет, поскольку у человека есть все свойства, но в разных пропорциях. Не забывайте, что вы множественны. Вот почему у вас может быть одно свойство в одном из ваших «я» и совершенно иное — в другом «я». Некоторые из вас, например, могут быть очень эффективны в интеллектуальном плане и совершенно неэффективны в эмоциональной сфере. Таким образом, каждый человек множественен в себе самом. И различие между тем, каковы вы на сегодня, и тем, какими вы можете стать, заключается в следующем: в тот день, когда вы обретете единство, эффективность, которой вы обладаете сегодня, — одни из вас в физическом плане, другие в интеллектуальной или эмоциональной сфере — распространится на все уровни. Потому что вы соедините в себе положительные стороны всех свойств. На данном этапе мы изучаем негативные стороны свойств, для того чтобы хорошо понять их. Но они также имеют и положительные стороны, которые, будучи однажды интегрированы во всех центрах, соединятся в едином «я».
Но, пожалуйста, не торопитесь с выводами. На данном этапе важно не усложнять вещи. Не думайте обо всем сразу. Наблюдайте за собой, смотрите на других людей, постарайтесь понять, какие из шестнадцати свойств соответствуют друг другу. Отнеситесь к этому как к игре. Может быть даже, вы найдете у кого-то семнадцатое свойство, кто знает… Некоторые из вас так слепы, что видят то, чего не существует… Тем не менее иногда, в определенных ситуациях, некоторые из вас действительно уже действуют на этом уровне: во многих сферах своей жизни вы уже обладаете Любовью. Поэтому вы можете время от времени наблюдать ее проявления в отдельных людях, но не воображайте, что она уже стала их главным свойством! Чтобы достичь такого уровня, предстоит пройти длинный путь. Однако не будем пока говорить об этом свойстве. Мы в середине трапезы, оставим десерт напоследок…
Работа, без которой остальные усилия не принесут плодов
— Каждый раз, сталкиваясь с ситуацией, которая нам не нравится, мы реагируем из главного или второстепенного свойства.
Очень часто ложная личность говорит о свойствах с улыбкой, с юмором.
Анна: Мы старались найти свойства каждого из членов группы. Относительно двух человек мы были единогласны: страх у Терезы и самолюбие у Лилы.
— Хорошо, оба неверны. Это образ, который они для себя создали, поэтому это то, что наиболее заметно вам.
«Лунатизм», «бродяжничество»
Анна: Мы попытались определить свойства «лунатика» и «бродяги». «Лунатик» не способен сфокусировать свое внимание, он обманывает себя, это эмоциональный тип, он придумывает свои собственные ценности…
— Более удачное определение свойств «лунатика»: это своего рода безумие. Безумные люди, заключенные в психиатрические клиники, — это «суперлунатики», они ценят иллюзорные вещи. Например, для сумасшедшего, который решил, что он Наполеон, действительно ценно быть Наполеоном, но он не Наполеон. Это преувеличенное сравнение, карикатура на свойство «лунатика».
Теперь «бродяга». Почему он так называется?
Анна: Потому что он перескакивает с одной идеи на другую, у него нет цели…
— Да, но это не самый существенный аспект. Кто такой бродяга? Тот, кто утратил ощущение ценности. Он бродит по улицам, и для него ничто не имеет ценности, он не знает, что некоторые вещи более ценны, чем другие.
Коринн: Часто трудно определить, какое свойство движущее. Ты видишь страх, например, но за ним может быть самолюбие…
— На первом этапе придерживайтесь того, что видимо, и не анализируйте.
Коринн: Существует ли тенденция идеализировать наивность?
— Нет, существует наивный, глупый идеализм и позитивный идеализм, который движет миром.
Коринн: Идеализация человека, например…
— Отсутствие проницательности.
Чувство неполноценности, страх, зависимость: три свойства, вытекающие одно из другого
Коринн: Моя группа увидела зависимость в страхе принять на себя ответственность, так как это предполагает необходимость спрашивать мнение других людей. Это также связано с чувством неполноценности — вы становитесь зависимыми от кого-то еще.
— Чувство неполноценности, которое удерживает вас от каких-либо действий из страха сделать это плохо, делает вас зависимым. Три свойства, которые связаны друг с другом: чувство неполноценности, страх и зависимость. Чаще всего существуют группы из трех взаимосвязанных свойств, иногда их число больше.
Коринн: Поскольку возбужденность определили как характеристику злоупотребления сексуальной энергией, некоторые формы поведения, которые до этого приписывались самолюбию, вошли в эту категорию, например стремление к убеждению.
— Все это для вас просто теория. Возбужденность относится к проблеме неверно направленной сексуальной энергии. Теперь вы знаете, что эта энергия проявляется чаще, чем вы думаете. Вот все, что вы должны запомнить.
Хуберт: Меня поразил мой недостаток знания людей и наблюдательности. Я знаю многих из них на протяжении двух-трех лет, и кроме нескольких человек, с которыми я близок, которые мне более симпатичны, я практически не знаю их совсем. Даже если я подмечаю что-то, вероятность моей ошибки — 50 процентов. Это дело случая… И мне очень неуютно оттого, что мое понимание себя, несомненно, не намного глубже…
Наше знание других людей: очень поверхностное
— Да, но это нормально. Человек может знать других людей лишь поверхностно, поскольку он сам всегда живет поверхностно. Только когда он сам становится глубже, он начинает различать, что в других людях является лишь внешне видимым, а что находится глубоко внутри и в действительности движет их поступками. Но нельзя стать глубже мгновенно. Вы становитесь глубже, когда выполняете Работу, которая идет вглубь, а это требует истинного знания себя.
Коринн: Одна женщина считает, что ее главное свойство — ложь, так как она никогда не показывает себя такой, какая она есть, по ее словам. Она всегда создает образ, и впечатление, которое она производит, полностью расходится с тем, что происходит внутри нее. Но если это действительно так, у нас у всех есть это главное свойство…
— Это принцип Гурджиева: «Люди могут только лгать». Но это ничего не говорит о ее главном свойстве, потому что человек может лгать из страха, из самолюбия — по очень многим причинам.
Когда мы начинаем видеть свойства везде, мы обманываем себя
Когда кто-то из вас считает, что открыл свое главное свойство, и начинает видеть его везде, можете быть уверены — он себя обманывает. Это все оттого, что он начал осознавать существование или важность этого свойства в себе. Он зациклился на нем и не может видеть остальных свойств. И он, конечно, не видит связи между разными свойствами.
Что же касается вас, как только вы почувствуете, что вы одержимы одним свойством, скажите себе, что вы ошиблись. Вы просто осознали это свойство, вот и все.
Филипп: Когда кто-то считает, что открыл свое главное свойство, другие, как правило, видят иное и часто стараются убедить его в том, что он ошибается.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика духовного освобождения. Работа над свойствами личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других