В сборник статей вошли работы российских специалистов в области психологии семьи. Ряд статей был представлен в виде докладов на всероссийской конференции «Семья, брак и родительство в современной России», которая состоялась 24–25 октября на факультете педагогики и психологии Московского Государственного Педагогического Университета. Данная книга будет интересна психологам, преподавателям психологии, молодым ученным и всем, кто интересуется проблемами современной российской семьи. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Роль личностных ресурсов приемных родителей (матерей) в преодолении психологических трудностей
О. В. Варламова (Москва)
Автор выражает благодарность своему научному руководителю Бариновой О. В.
Сложности интеграции в семью приемного ребенка, а также специфика психологических трудностей принимающих родителей видятся актуальными проблемами в силу распространенности случаев ухудшения отношений между членами семьи в результате приема и даже возврата детей в учреждения.
Приемный ребенок — зона повышенной внутренней ответственности принимающих родителей, их повышенных опасений, неуверенности в перспективах. У родителей отмечается диссонанс в представлениях, теоретических знаниях и тем, с чем они сталкиваются при появлении приемного ребенка дома. Психологическими трудностями замещающих родителей часто отмечаются такие, как «преувеличение своей ответственности за то, что происходит с ребенком, не всегда адекватное использование методов наказания и поощрения, отсутствие эмпатийно-эмоционального контакта» [2, с. 3] — все это осложняет становление эффективных и позитивных взаимоотношений, дисбалансирует развитие всей семьи. Таким образом, процесс интеграции приемного ребенка в семейную систему замещающих родителей является стрессовым, что отражается в ощущениях усталости, раздражительности, чувстве непонимания со стороны супруга или значимых близких.
Принимая во внимание системность факторов семейного функционирования, тем не менее, при исследовании данной проблемы нам хотелось отметить и проанализировать именно индивидуально-психологические особенности, прежде всего, замещающих матерей — как наиболее значимых взрослых при построении детско-родительского взаимодействия, — поскольку успешность и сглаженность процесса «встраивания» нового члена в семью, эффективность и позитивность ее функционирования будет напрямую зависеть от возможностей матери для преодоления психологических трудностей, ее толерантности к стрессовым ситуациям.
С целью исследования причин психологических трудностей матерей при установлении отношений с приемным ребенком были исследованы особенности семейного взаимодействия по основным характеристикам, таким как: особенности межличностной коммуникации и родительских установок, способы разрешения конфликтов, их субъективная оценка удовлетворенности жизнью в целом, а также воспринимаемой социальной поддержки.
Было выявлено, что значимые различия между группами испытуемых, имеющих и не имеющих психологических трудностей с принятием ребенка существуют по следующим признакам: индексу жизненной удовлетворенности, по воспринимаемой социальной поддержке, по предпочтению ассертивной стратегии преодоления стрессовых ситуаций — у группы, не имеющей трудностей, показатели выше.
Данные результаты можно интерпретировать так, что дефицит навыков ассертивного преодоления трудных ситуаций, приводит к тому, что «работает» привычная, неэффективная, стратегия реагирования, которая не приводит к удовлетворительному разрешению ситуации и поддержанию позитивных внутрисемейных отношений. Помимо этого, субъективные переживания по поводу недостаточной поддержки окружения также создают в целом повышенный негативно-эмоциональный фон, что делает матерей более раздражительными, менее самоуверенными, менее оптимистично настроенными, снижается их удовлетворенность жизнью.
Для анализа причин восприятия ситуации как стрессовой, а также анализа адаптивных возможностей приемных матерей в стрессогенных ситуациях, представилась перспективной основой концепция, предложенная С. Хобфоллом (Теория сохранения ресурсов, ТСР). Согласно данной концепции, стресс возникает в ситуациях, представляющих угрозу потери ресурсов, или фактической потери ресурсов, или отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает результат [4]. Потеря ресурсов, а тем более нарушение баланса между приобретаемыми и теряемыми ресурсами в сторону бо́льших потерь влечет за собой утрату субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса и негативно сказывается на состоянии личности [3]. Н. Е. Водопьяновой была произведена адаптация перечня ресурсов, предложенного С. Хобфоллом, в результате он был сокращен с 74 до 30 пунктов для российской выборки.
И действительно, по результатам исследования были выявлены значимые различия между группами испытуемых, имеющих и не имеющих психологических трудностей с принятием ребенка по индексу субъективной оценки потери/дефицита ресурсов — по этому признаку показатели были значимо выше в группе, имеющей трудности.
Теория сохранения ресурсов связывает адаптационные возможности человека с наличием у него личностных внутренних и внешних ресурсов. При этом успешность совладания зависит как от знания собственных возможностей (ресурсов), так и от умения правильно их использовать.
Таким образом, при оказании психологической помощи, осуществлении психологического сопровождения семей, воспитывающих приемных детей, при подготовке кандидатов в приемные родители необходимо уделять особое внимание работе с субъективными ресурсами — анализу ресурсного запаса, повышению ресурсных свойств, навыков и способностей: ассертивного поведения, навыков психической саморегуляции, поиска социальной поддержки — все это будет способствовать как личностному росту приемных родителей, так и повышению у них родительских компетенций, способностей к позитивному принятию приемных детей, тесному эмоциональному контакту.
1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. Серия «Практикум». СПб.: Питер, 2009.
2. Герасимова Е. В. Социально-психологические особенности формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье: автореф. дис.… к. п. н. М., 2009. 24 с.
3. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. № 8. Т. 2. С. 84–87.
4. Калашникова С. А. Оценка личностных ресурсов как детерминант субъективного качества жизни человека // Академия Естествознания. 2011. URL: http://www.rae.ru/monographs/138–4555 (дата обращения: 20.10.2014).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других