Эта книга об истории семьи и об истории страны. Судьбы моих предков вплетены в полотно истории нашей Родины. По ходу повествования я «наяву» беседую с отдельными людьми, представляющими те далекие времена и эпохи, знакомлюсь с чудесами. Я летаю на машине времени и познаю исторические события, погружаясь в них непосредственно.Я описываю всю родословную до своего одиннадцатого колена. Изучайте историю Родины по конкретным судьбам людей, о которых повествуется в этой книге. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иркутская сага. Том 4. История страны, история семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Щепин Павел Савватеевич — мой дядя
Мой старший брат
Из воспоминаний мамы.
Павел — обладатель противоречивого характера, который, сочетаясь с гибким умом, может как втянуть его в очередную авантюру, так и помочь выбраться из затруднительного положения.
Доброта, отзывчивость и искренность этого мужчины располагают людей, хотя во благо себе он может и преступить нормы нравственности и морали.
В целом спокойный, основательный, консервативный и несколько замкнутый в себе Павел — личность незаурядная и интересная, есть в нем какая-то тайна, которую хочется разгадать.
Павел — Телец
Главная черта Павла-Тельца — неторопливость. Он основателен, рассудителен и скрупулезен (иногда чрезмерно), поэтому авантюрные и рискованные предприятия старается обходить стороной. Перед принятием какого-либо решения он долго думает, взвешивая все плюсы и минусы. Медлительность Павла-Тельца проявляется и в отношениях с женщинами: он сомневается в правильности сделанного выбора и своей готовности строить серьезные отношения.
Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Он погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок (фотография из интернета)
Недожил и недолюбил
Павел Щепин
Воспоминания моей мамы, Решетниковой Надежды Савватеевны, 2005 год. Пунктуацию и орфографию я сохранил в неизменном виде, как в ее рукописи.
Павел Савватеевич родился 22 апреля 1922 года в Республике Бурятии (Кабанский район, село Кабанск). Окончил 10 классов средней школы.
Прим.: в Иркутской школе №1, что на улице Российской, ближе к набережной Ангары, эту школу заканчивала и моя мама, сестра Павла, в здании этой школы училась и моя жена Лена.
После школы ушел добровольцем на фронт в Красную армию. Был музыкантом духового оркестра имени Гершевича, служил в музыкальном взводе, сначала на ст. Мальта, в 1940 г.
Хотел быстрее отдать мужской долг — отслужить в армии, дальше мечтал получить хорошее высшее образование, но война спутала все карты и надежды на будущее.
В 1941 году воевал в составе Сибирской дивизии, под Москвой был ранен, и после госпиталя, в 1941 году, его направили учиться в Саратовское Краснознаменное танковое училище, где были очень трудные бытовые условия: голод, холод, усиленная, сокращенная программа обучения.
У нас с ним была хорошая переписка, где вначале обсуждались бытовые житейские темы, затем — серьезные, патриотические. Он писал: «Вот скоро закончу учебу и поеду бить немецких фашистов, очень хотелось увидеться с вами, но, ничего, разобьем немецких псов, тогда заживем все вместе».
Письма проверялись цензурой, и писать о трудностях жизни было нельзя. Три раза был ранен, лежал на лечении в госпиталях (г. Энгельс; Пушкино под Ленинградом; Джамбула, Алма-Ата).
После окончания училища имел звание младшего лейтенанта (командир взвода), был танкистом. Его направили на фронт, где воевал до последнего вздоха. Часть — п/п 28832. Писал, что представлен к правительственной награде ордена Красной Звезды, но награду получить не успел.
Писал, что насчет берлянства (это значит — жратвы, так говорили музыканты) очень плохо.
Потом мы получили письмо от незнакомого бойца по фамилии Дейнека, он сообщил, что после тяжелого танкового сражения Павел погиб в 1944 году в Кировоградской области, в районе сел Дмитровки и Петровки, в возрасте 22 лет.
На поле около подбитого танка на спине лежал Павел с открытыми глазами, в упор расстрелянный. В кармане было свежепрочитанное мое письмо с фотографией. Товарищ взял письмо и фото и написал нам письмо. Мы стали с ним переписываться. Переписка длилась несколько месяцев, затем связь прервалась, наверное, также погиб.
Через некоторое время мы получили официальное извещение от Кировского ГВК № А/1128 (выписка из приказа ГУК ВС СССР №0426—1949, вх. ИОВК №8191 от 15.08.1949 г., что Павел пропал без вести в декабре 1944 года. Видимо, похоронили брата в братской могиле.
Позднее получили за подписью командира полевой части 28832 «П» гвардии полковника Юревича извещение №25/0944 от 25 сентября 1944 года: за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Красной Звезды.
Выписка из Приказа №019/Н по 116-й Александрийской танковой бригаде 8-го Александрийского механизированного корпуса от 20 декабря 1943 года Второго Украинского фронта
Занесен в книгу «Солдаты Победы». г. Иркутск, 2005 год, том 2, стр. 715. Сохранилась переписка с семьей (письма-треугольники), фотокарточка курсанта танкового училища 1942—1943 гг.
Вот так закончилась наша переписка.
В школе брат учился хорошо, но дисциплина была необразцовая. Парень был шаловливый.
В училище был направлен курсантом на заготовку леса (дров). Жил в семье стариков и дочкой его возраста, спал на печи. Отношение было хорошее, уважительное, как к сыну.
Перед Новым годом получил от нас посылку с теплым бельем и белыми сухарями — был для него праздник, что полно в желудке, на фронте питание было лучше, чем в училище.
Решетникова Надежда Савватеевна, моя мама, у стенда с фотографией брата Павла
Дополнение: из маминых документов хочу привести копию письма другого бойца. Она написана рукой Веры Ивановны, мамы Павла, моей бабушки (пунктуация полностью сохранена).
Здравствуйте многоуважаемая Надя.
Шлю вам горячий курсантский привет. Это письмо от совершенно незнакомого человека. Я хочу рассказать нечто о вашем брате. Дело было весна наши части взломали оборону немцев и пошли вперед я по обстоятельствам остался позади и пошли осматривать недавнее поле боя был я и товарищ. Взорам нашим представилось следующее наш танк взгромоздился на легковую фрицевскую но и сам был подбит. Метров в 30 лежал молодой офицер танкист. Он был без шапки мягкие волосы обрамляли лоб. Глаза смотрели в небо, рядом была пачка писем, с которых я узнал его имя это и был ваш брат Щепин Павел. Запомнилась мне навеки Ваша открытка от 25/Хll я таскал почти полгода все не выпадало такого времени я там читал, что вы переписываетесь с некоторыми бойцами Не завяжем ли мы переписку во имя вашего брата.
Андрей Гайворов 25/V111
Адрес обратный.
Это было под деревней Мироново
Владимировского с/с Больше Висковского района
Кировоградской обл.
г. Иркутск, ул. Ст. Разина дом 15 кв 16
получатель Щепиной Надежде Савватеевне
г. Харьков 22 ХВПУ «М»
получатель Гайворонков Андрею Григ.
Цензор 03838»
Где-то при переписке в написании фамилии произошла неточность. Так я никогда не узнаю, Гайворонов или Гайворонков был этот, видимо, вскоре погибший боец Андрей Григорьевич.
Живые уроки военно-патриотического воспитания
На всю жизнь мне запомнились моменты, когда я заставал бабушку Веру Щепину (в девичестве она носила фамилию Коткова) за чтением писем — фронтовых треугольников: это все, что у не осталось от сына Павла, погибшего в возрасте двадцати двух лет в 1944 году во время Великой Отечественной войны.
Моя сильная, веселая, боевая бабушка отрешенно сидела у окна, перед ней были разложены эти письма-треугольнички, в которых Павел рассказывал о своей фронтовой жизни.
Она молча плакала, плакала горько. Казалось, она в своем сознании переносилась в то военное время.
Вот она бежит по полю. Тут и там рвутся снаряды, со свистом разлетаются осколки. А она бежит вперед, за советским танком, который наступает на позиции врага. Ей хочется догнать его, убедиться, что там ее сыночек Пашенька, ее кровиночка, ее первенец, ее старший сын. Она рядом, она сможет спасти и защитить своего сыночка, не попробовавшего вкуса взрослой жизни. Не женившегося и не порадовавшего маму внучонком и красавицей-внученькой.
«Все будет хорошо, беда минует этот танк и этих ребят, воюющих вместе с Павлом против черной чумы», — думает мать.
Танк догоняет немецкую машину, забуксовавшую в липкой непроходимой грязи. Затем он наезжает и давит эту легковую машину вместе с сидящими в ней офицерами вермахта. Мама Вера все видит. Видит, как они сначала корчатся от боли, потом гусеницы танка перемалывают тела фашистов. Всюду кровь и ужас.
Фашисты-убийцы позируют на фоне своих жертв — мирных жителей
Не успели, гады, уйти от возмездия. Мы вас не звали в гости и топтать своими погаными сапогами нашу землю не позволим. Получите то, что заслужили.
Вдруг в танк попадает снаряд.
«Сыночек, где же ты?» — кричит мама.
От сумасшедшего удара в ушах поднимается гул. Он все нарастает и нарастает, превращаясь в душераздирающий стон и вой, металл рвется как бумага. Все вокруг горит.
Горящий танк Т-34
«Сыночек, Пашенька, родной мой», — продолжает звать мама.
Павел из последних сил выбирается из горящего танка и отползает в сторону. Скоро взорвутся загоревшиеся боеприпасы и снаряды, предназначенные для смерти ненавистным фашистам. Он теряет сознание.
«Павлик, мой родной», — мама подбегает к своему раненному сыну. Павел лежит на траве, зазеленевшей, только что проклюнувшейся сквозь прогревшуюся весенним солнцем землю. Силы оставили молодого бойца. Мама обнимает, целует своего сыночка, она не могла прижать его к своей груди уже несколько лет, с тех пор, как он ушел на войну. Она гладит его повзрослевшее, уже не мальчишеское лицо. Поправляет пряди его шелковистых волос. Она с ним, с ее дорогим сыночком, значит, все будет хорошо.
И вдруг, как коршуны, как зловещие демоны, появляются фашисты. Старший черный демон раздает своим подчиненным лающим, отрывистым голосом короткие команды.
Фашистские солдаты передергивают затворы своих автоматов и приближаются к нашим бойцам, лежащим на земле без сознания. К тем, кто успел покинуть подбитый и горящий танк. Мама Вера бросается им навстречу, чтобы загородить дорогу к своему сыну Павлику и его солдатам.
Но фашисты продолжают настойчиво надвигаться.
Она бежит к сыну и закрывает его тело собой. Она делает все, чтобы защитить своего сыночка от неминуемой гибели. Она плачет, кричит, молит Бога забрать их вместе с сыном в наше время, где нет войны. Она готова сделать все, только бы жил ее сыночек, ее Павел.
Фашистские автоматчики
Фашистский солдат в упор стреляет. Пуля пробивает ее материнское тело, она вздрагивает, но боли не чувствует. Она находится в другом измерении времени, поэтому на поле боя ей никто не может принести вреда. И не может она принять весь удар на себя, не может она спасти своего сына, время не повернуть назад.
Пуля настигает ее Пашку, ее кровиночку. На траве появляются теплые лужицы крови. Земля впитывает их.
А Павел видит свою маму Веру, отца Савватея в родном Иркутске. Видит младшего братишку Сашу, сестренку Мэри, они весело играют во дворе их дома. Видит, как красавица-сестренка Наденька пишет ему письмо на фронт. Он всегда с нетерпением ждал ее писем. Он видит, как его девушка, отношения с которой только начали завязываться, машет ему рукой, когда вагон, в котором он находился, отъезжает от железнодорожного вокзала Иркутска. Перед глазами пролетают картины, где его так и не родившиеся сыночек и дочка идут в школу. В его школу на улице Российской рядом с набережной Ангары. Он видит небо и солнце.
Вдруг все это обрывается, и наступает темнота, вечная темнота. Фашист обшаривает карманы только что убитого им молодого бойца. Выбрасывает тут же рядом с телом самые сокровенные для русского офицера письма из дома и фотографии любимых. Они фашисту не нужны, не представляют военной и материальной ценности.
Сердце матери разрывается на части.
Павел остатеся лежать, его открытые глаза смотрят в синее безоблачное небо. А в небе щебечут птички, им неведомо людское горе. Они не могли осознавать, что идет кровавая война. У них свои птичьи радости и заботы.
Мать плачет, ее слезы поливают землю, как дождем. А сознание, которое бессильно, которое не может изменить время и события, давно произошедшие, возвращает Веру Ивановну в действительность.
Рядом сидит ее внук Сережа, тоже ее кровиночка. Живой ее росточек, которому еще предстоит пробиваться к солнцу, к высотам жизни. Жизнь шла своим чередом.
Приближался День Победы.
Птички
К бабушкиному окну подлетел сизокрылый голубь, он ворковал, радуясь весеннему солнцу. Важно, переваливаясь с боку на бок, он ходил по подоконнику маленького окошечка, покосившегося иркутского домика. Потом клювом начал постукивать в стекло, видимо, просит — дайте покушать, «бирлять» сильно хочется. Мы с бабушкой вышли на улицу, я крошил для голубя хлебушек. Он жадно клевал, торопился, подпрыгивал и забавно бежал за новым кусочком хлеба. Нужно было успеть, ведь воробьи уже начали слетаться на этот пир. Природа жила своей жизнью.
Вера Ивановна Щепина, моя бабушка
Бабушка немножко просветлела лицом и начала улыбаться. Нежно обняла меня, и мы сидели долго, пока я не начал зябнуть на свежем весеннем ветерке.
«Баба, а почему ты плакала?» — деликатно спросил я.
Глаза бабушки опять налились слезами. Мне и так все было понятно, и не стал я больше тревожить бабушкину душу. Завтра был День Победы, после войны прошло лет пятнадцать, и боль потерь была еще не приглушенной временем. Много ветеранов войны, находившихся в расцвете сил, продолжали трудиться в народном хозяйстве. Грандиозного и масштабного празднования Победы тогда не устраивали. Но для меня общение с моей бабушкой было наилучшим уроком военно-патриотического воспитания, уроком добра.
Мой рассказ нашим детям о чувствах, которые связаны с Великой Отечественной войной
Шли годы, уходили ветераны. И когда их почти не стало, а те, кто еще жив, по старости уже не могли общаться с подрастающим поколением, к школьникам стали приходить уже дети ветеранов, кто помнил и ощущал дыхание Победы, дыхание своих предков. В школу №15 к моему старшему внуку Алексею в 9 класс меня пригласили для общения с детьми в день Победы.
Школа — это вообще иной мир, здесь своя атмосфера, своя гармония звуков. Когда заходишь в школу во время перемены, в любую школу, в любые времена, испытываешь одни и те же чувства. Ты погружаешься в энергетику молодости и задора. Чинно расхаживают старшеклассники. А ребятня из младших носятся сломя голову, и хор из нескольких десятков или даже сотен голосов создает вокруг ауру молодой энергии. Ауру чистоты и непорочности. Эти звуки — в унисон с космической энергией солнца и добра. В это мгновение, в этот час и твоя энергия души начинает звенеть как колокольчик, вибрировать, подстраиваясь под этот детский светлый и добрый энергетический поток. Ты, подобно сотовому телефону, заряжаешься этой энергией. А «зарядное устройство» — вихрастое, с косичками — носится по коридору, смеется, галдит.
Школа
Звучит колокольчик школьного звонка, моментально все стихает, пытливые умы погружаются в пучину знаний, чтобы через сорок минут все повторилось вновь.
Вот почему, наверное, не бывает старых учителей. У них, конечно, могут быть морщинки, они могут передвигаться с тросточкой, но души их меньше всего подвержены увяданию.
Они, как вечный цветок, несут заряд молодости, мудрости и красоты. В их усталых глазах всегда можно увидеть искорки молодого огня и задора. Этот энергетический поток, исходящий от молодых сердец, не дат шансов для старения души.
Как построить разговор с этими взрослеющими непоседами, я не знал. Хотя и имел большой опыт общения с детворой. Поэтому решил говорить о чувствах, которые я сам испытываю в связи с этим великим и светлым праздником.
Говорил о Павле Щепине, о том, что он погиб молодым, недолюбив, не создав семьи, не родив детей. Я показал детям настоящие фронтовые письма-треугольники, они с нескрываемым любопытством рассматривали эти ставшие военными реликвиями документы из прошлого.
Фронтовое письмо-треуголка
Павел был чуть старше их, сидящих сегодня за партами учеников. Он ушел воевать за нас с вами, за наше будущее, за нашу Родину. Классный руководитель Любовь Геннадьевна, почти моя ровесница, плакала, дети расчувствовались, были серьезными. А в конце урока я спросил, кто бы пошел добровольцем на фронт, если бы, не дай бог, началась война.
Все дети до одного подняли руки, они не колебались ни секунды. Пацаны хотели быть солдатами, чтобы бить врага, а девчонки — санитарками, чтобы оказывать помощь раненным солдатам, выносить их с поля боя.
«Какое прекрасное поколение, — подумал я. — Работать только с ними нужно грамотно».
Бессмертный полк. День Победы 9 мая 2017 год. Я с внуком Сергеем и дочерью Ольгой
Спускаясь вниз, на улицу, я остановился у мемориальной доски, прочитал еще раз список фронтовиков. Я, ведь тоже окончил эту школу. Остановил свой взгляд на фамилии Окладников Виктор Петрович. О нем я рассказывал во втором томе в главах «Нью-Васюки» и «Институт».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иркутская сага. Том 4. История страны, история семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других