История создания и боевого пути легендарного авиаполка «Нормандия – Неман», ставшего символом союзничества, основана на французских и советских архивных документах, в том числе ставших доступными в последнее время, а также на мемуарах самих летчиков. Из книги С.В. Дыбова вы узнаете: – как было принято решение о создании французского воинского подразделения на советском фронте и как эскадрилья выросла до полка, а в дальнейшем до дивизии; – почему де Голль, ведя переговоры с Британией, тем не менее решил направить военные части «Свободной Франции» в Советский Союз; – почему из всех франко-советских проектов состоялся только проект посылки летчиков, а сформированная из французских пленных пехотная бригада так и не появилась на советском фронте; – почему СССР, приняв летчиков, отказался от французских механиков; – почему в авиаполк охотно брали выходцев из белоэмигрантских семей, в том числе из дворянских семей видных противников большевизма; – почему в СССР так и не прибыл авиаполк «Бретань» и был расформирован авиаполк «Париж»; – почему СССР отказался вооружать французские ВВС самолетами Як-3 и кто из прославленных летчиков после войны стал советским разведчиком; – почему Сталин настоял на фигуре де Голля даже после того, как союзники уже заменили его на генерала Жиро? Ранее книга выходила под названием «"Нормандия-Неман". Подлинная история легендарного авиаполка»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подлинная история авиаполка «Нормандия-Неман» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Франко-советское военно-экономическое сотрудничество в 1930-е годы
Подписание франко-советского договора вызвало неоднозначную реакцию во Франции — буржуазия была недовольна сотрудничеством с Советами и тем, что при подписании соглашений никак не упоминались царские долги. Коммунисты также были недовольны сотрудничеством буржуазного и социалистического государств и тем, что СССР попросил их снизить накал пропаганды. Белоэмигранты были недовольны всем, особенно понижением своего статуса «борцов с режимом». Начался период активного сотрудничества в разных областях, в том числе в военной. Помимо прочего — потому, что СССР начал сворачивать обмен с Германией и намеревался перенести германские заказы во Францию.
Одной из ключевых фигур франко-советского сотрудничества стал министр аэронавтики Пьер Кот. Мифическая и легендарная фигура, к которой мы еще не раз вернемся на этих страницах. Пьер Кот был настолько просоветски настроенным политиком, что его до сих пор бездоказательно обвиняют в работе на советскую разведку. Просоветскость он никогда не скрывал, но, несмотря на это, сумел добиться больших достижений во франко-советском сотрудничестве. Французская военная доктрина тех лет уже базировалась на неизбежности войны с Германией, необходимости вести эту войну на два фронта в союзе с СССР и странами Малой Антанты (Польша, Чехословакия, Румыния). Считалось, что Франция сможет сдержать германскую атаку линией Мажино, война примет позиционный характер, поэтому главным видом войск станет авиация. И развитию авиации уделялось особое внимание.
В сентябре 1933 г. Пьер Кот и командующий французскими ВВС генерал Эдуард Бар посетили СССР и встречались с высшим военным руководством. Генерал Бар, как и Пьер Кот, был в восторге от советской авиации и строил французские ВВС, подражая советским. Во Франции генерала Бара обвиняли в тайном получении звания генерала РККА.
8 августа 1934 г. в аэропорт Ле Бурже совершили перелет три советских бомбардировщика ТБ-3 под личным руководством Иосифа Уншлихта. Любопытно, что среди встречавших советскую делегацию присутствовал командующий Парижским округом ВВС генерал Жозеф Тюлян, дядя Жана Тюляна, командира «Нормандии — Неман», и глава гражданского ведомства Министерства аэронавтики Рене Жискар д’Эстен, дядя будущего президента Франции. Кроме Парижа, советские бомбардировщики посетили Лион и Страсбург.
2 мая 1935 г. состоялось подписание уже союзного военного франко-советского договора. Надо сказать, что Германия восприняла этот договор как начало формирования новой Антанты и использовала как повод для ввода войск в демилитаризованную по версальским соглашениям Рейнскую зону.
Осуществлялся обмен военными специалистами, присутствовавшими на учениях, и стажерами. Французские офицеры проходили стажировку в Красной армии, а советские — во французской. В частности, известный по занятию Бреста в 1939 г. комбриг Кривошеин, в то время майор, проходил стажировку в 507-м танковом полку под командованием подполковника де Голля[2]. Сам Венцов-Кранц проходил стажировку во французской армии в качестве командира 91-го пехотного полка, за что был награжден вторым орденом Красного Знамени. В архивах французской армии хранятся отчеты офицеров, стажировавшихся в СССР, которые читаются как роман — для офицеров буржуазного государства в то время Советский Союз был как другая планета. Интересна характеристика, данная французами советской военной делегации на военных учения в Эльзасе в 1936 г.:
«Русская миссия состоит из людей хмурых, придирчивых к мелкими деталями, под руководством своего начальника, настроенного весьма критически, надменного и требовательного, постоянно недовольного, любопытного до неприличия, который ведет себя, так как будто он проводит генеральную инспекцию вооружения французской армии»[3].
В СССР в то время впервые в мире были созданы воздушно-десантные войска. Для изучения советского опыта в июне 1935 г. была направлена группа французских офицеров под началом капитана ВВС Фредерика Жея, которая на авиабазе в Тушино в течение месяца прошла курс подготовки парашютистов. Капитан Жей стал первым французом-парашютистом, и к тому же единственным на тот момент, чья квалификация была подтверждена официальным свидетельством — советским свидетельством парашютиста-инструктора. По возвращении во Францию капитан сформировал и возглавил первую французскую десантную часть. Как единственный дипломированный прыгун, подготовил группу из 50 парашютистов-инструкторов. Ныне полковник Фредерик Жей считается отцом-основателем французских ВДВ. И это тот редкий случай, когда заимствование советского опыта не пытаются скрывать.
Один из списков советских офицеров на стажировке во Франции в июле — августе 1936 г. (SHD)
Французы изучали действия всех видов войск: танковые, авиацию, пехоту, кавалерию и артиллерию, а также работу политических органов и опыт операций Гражданской войны. Любопытен отчет по летающему танку, продемонстрированному французам.
СССР осуществил закупку различных вооружений во Франции, состоялся обмен научно-техническими делегациями, военными стажерами и т. д. В то время делегация под началом Владимира Климова выбрала мотор «испано-сюиза», который затем производился в СССР по лицензии и в модернизированном виде стоял на самолетах Як и Пе-2. Были приобретены самолеты «Девуатин 510», «Моран Соленье 405», «Потез 63». Приобретались образцы точной оптики, стереотруб и перископов, пулеметы «Гочкис» и «Алькан». На верфях Сен-Назера строились суда по советским заказам. Бурное негодование во Франции вызвала продажа в СССР синхронной авиапушки Т23, на тот момент лучшей в мире. В прессе была поднята компания против Пьера Кота, про которого писали дословно, что он хочет превратить Францию в доминион Москвы, поставляя ей последние секретные разработки[4].
В то время Пьер Кот проводил масштабную перестройку французской авиапромышленности. Заводы, находившиеся в северо-восточных регионах, близкие к возможному театру военных действий, переносились в западные и южные районы Франции, в результате чего производство самолетов сильно упало, и Франция была вынуждена даже закупать самолеты в США и Англии. Пьер Кот, известный также тем, что именно он настоял на секретных поставках французского вооружения и самолетов испанским республиканцам, и способствовал передаче в СССР истребителя «Мессершмитт 109», был впечатлен успехами в Испании советских истребителей и заказал в СССР покупку истребителей И-16 и бомбардировщиков АНТ-40. Кроме того, Пьер Кот проводил политику национализации предприятий авиационной промышленности и создания на них профсоюзов, которым даже пытался подчинить руководство компаний. Это вызвало протест против советизации авиапромышленности, и Пьер Кот был вынужден уйти в отставку. С его уходом вопрос о поставке пушки Т23 завис, и СССР выставил условием поставки советских самолетов поставку авиапушки. В итоге переговоры так затянулись, что когда решение было найдено, уже и пушка, и самолеты морально устарели настолько, что в них не было никакой необходимости.
В феврале 1936 г. Францию посетили начальник Генерального штаба РККА маршал Тухачевский и командующий Киевским ВО командарм Уборевич. Тухачевский был принят министром иностранных дел Фланденом, начальником Генерального штаба генералом Гамеленом, нанес визит вежливости герою Первой мировой войны маршалу Петэну, будущему главе коллаборационистского правительства. Посетил заводы группы Шнейдер. Кроме того, специально для Тухачевского была организована встреча с французскими офицерами, с которыми он вместе находился в плену в Первую мировую войну, среди которых был Шарль де Голль. Интересно, что в отчете французской разведки, негласно наблюдавшей за встречей, единственный человек из французов, который упоминается по фамилии, это именно де Голль, который имел продолжительную беседу с Тухачевским о своей книге, которую Тухачевский даже пообещал перевести на русский язык[5].
К сожалению, тесного сотрудничества не получилось. Буржуазные круги Франции боялись роста влияния компартии в связи с кризисом и потери власти. События в СССР в 1937–38 гг., в ходе которых были расстреляны и маршал Тухачевский, и советский военный атташе во Франции Венцов-Кранц, тоже не способствовали укреплению авторитета Советского Союза. За восемь лет, с 1932 по 1940 г., правительство во Франции сменилось 16 раз. Во власти находились представители диаметрально противоположных политических течений, как лебедь, рак и щука, тянувшие страну в разные стороны. Подобная нестабильность не могла не сказаться отрицательно. В итоге метания европейской политики привели к Мюнхенскому пакту 1938 г. 6 декабря 1938 г. было подписано франко-германское соглашение, известное под названием пакт Боннэ — Риббентропа, которое не только в СССР, но и в самой Франции было воспринято как предлагающее Германии Восточную Европу в обмен на отказ от претензий на Эльзас и Лотарингию.
В 1939 г. новый посол Франции в СССР Поль-Эмиль Наджиар попытался разрядить напряженность в отношениях двух стран после Мюнхена. Но в марте 1939 г. Германия захватила Чехословакию и Мемель, а Италия — Албанию. В мае начались бои между СССР и Японией на Халхин-Голе. Хотя Англия и Франция выразили протест Германии и заявили о гарантиях Польше, зная, что в самой Франции в это время существовал разрыв мнений — от денонсации существующего военного договора с СССР до подписания нового, СССР, опасаясь двусмысленности их политики, чтобы обезопасить себя, начал искать сближения с Германией. Во Франции начали понимать, что, даже если направить германскую агрессию на восток, она рано или поздно придет и на запад. Во Франции был принят закон о всеобщей воинской обязанности и начата мобилизация резервистов. Именно тогда началась военная служба для многих пилотов «Нормандии — Неман». В СССР была направлена торговая делегация, были начаты военные консультации, а затем и переговоры с участием Великобритании, которая одновременно вела консультации с Германией, которая все активней подбиралась к Прибалтике.
Переговоры, к сожалению, закончились ничем. Камнем преткновения были территории, отторгнутые от России в результате Первой мировой и Гражданской войны, на которых Запад поспешил создать так называемый «санитарный кордон» против большевизма» — ряд независимых буферных государств. А также аннексия Польшей Западной Украины и Западной Белоруссии[6].
В этой связи весьма любопытна нота, посланная в МИД Франции военным атташе полковником Паласом, которую уместно будет частично процитировать:
«…Польша полностью изолирована от своих союзников Франции и Англии, как это было в случае с Чехословакией. По ее собственному пожеланию на сегодняшний день ей отвергнута любая советская военная помощь и дан отказ в пересечении советскими войсками польской территории…
Таким образом, в нынешней ситуации сотрудничество с СССР против Германии невозможно, кроме нескольких моментов…
…Мы рискуем получить Польшу изолированную, перед превосходящей Германией, с небольшими силами на западной границе, которая будет побеждена ранее, чем Франция и Англия, находящиеся на Линии Зигфрида и на Рейне, смогут оказать ей какую-то эффективную помощь.
Все чаще заметно, что подобное развитие событий не исключают ни советские военные, ни лично Сталин, чья международная политика день ото дня все четче разворачивается в сторону собственных национальных интересов. Увидев, как в 1938 г. его пакты о совместной деятельности с Францией и Чехословакией остались мертвым делом, поскольку не были подкреплены военными договорами, ныне мы выглядим голыми, ведя простые переговоры между Генеральными штабами. В этот раз СССР не повторит прежней ошибки…
…Если мы действительно хотим союза с Россией, чтобы создать силы, действительно способные остановить германскую агрессию и, возможно, избежать войны, необходимо:
— немедленно вступить в контакт с Советским командованием;
— подготовить польский менталитет (sic) к необходимости принять наши предложения;
— возможно, подготовить страны Прибалтики к нашим гарантиям и доверию к нашим силам.
Я позволю себе добавить в заключение, что, если мы не отреагируем немедленно, СССР окажется изолирован и вначале пойдет на неизбежный нейтралитет, а затем и на союз с Германией на базе раздела Польши и Прибалтики…»[7].
Нота от 13 июля 1939 г., адресованная военным атташе посольства Франции в СССР в Министерство иностранных дел Франции
Отметим, что Франция, в отличие от Великобритании, в конце концов согласилась подписать военное соглашение[8]. Об этом генерал Думенк сообщил Ворошилову вечером 22 августа, но уже после того, как было объявлено, что 23 августа будет подписан советско-германский договор о ненападении.
Государством, которое оказалось наиболее недовольным подписанием германо-советского договора, стала Япония, которая в тот момент воевала с СССР на Дальнем Востоке и восприняла такой шаг Германии как предательство. Французская пресса с удовольствием писала о том, что пакт Молотова — Риббентропа нанес удар по Антикоминтерновскому союзу. Япония грозила выйти из Оси. Оказавшись без поддержки союзников и имея далеко не выдающиеся боевые успехи, Япония была вынуждена подписать мирное соглашение с СССР.
Военно-воздушный атташе Франции в СССР подполковник Шарль Люгé, впоследствии один из организаторов «Нормандии — Неман», 29 августа 1939 г. представил доклад в Министерство иностранных дел Франции, в котором анализировал ситуацию, и считал, что СССР вынужденно пошел на подписание соглашения с Германией, ввиду отсутствия ясной позиции Франции и Англии в ситуации, когда война с Польшей в Германии уже была решена. И предлагал усилить работу французской военной миссии по выработке военного соглашения с СССР.
Германия также понимала вынужденность и недолговечность соглашений с СССР и уже неделю спустя после их подписания поспешила напасть на Польшу. 3 сентября 1939 г. Англия и Франция объявили войну Германии и сообщили Польше, что начнут наступление против Германии[9]. США объявили о нейтралитете. Началось то, что принято называть «странная» или «сидячая» война.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подлинная история авиаполка «Нормандия-Неман» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других