Майору ВДВ Андрею Лаврову по прозвищу Батяня приказано укрепить своим батальоном границу с непризнанной кавказской республикой, чтобы перекрыть поток контрабанды. Батяня неподкупен, и вскоре контрабандисты понимают, что с его приходом потеряли удобный транзитный канал. На границе стали происходить странные и жуткие события, а вскоре был безжалостно вырезан караул десантников. Батяня знает, кому выгодна прозрачность рубежа, но конкретный исполнитель кровавой акции ему неизвестен. Найти виновных и расправиться с ними – его святой долг… Книга также выходила под названием «Граница на замке».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кавказский транзит предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 8
— Мальчики, ну когда же мы будем кушать? — капризно спросила девушка лет двадцати пяти, жгучая брюнетка эффектной наружности: — Мне уже есть хочется. Я, наверное, никогда не дождусь вашего разрекламированного обеда.
— И правда, вы нас уморите голодом, — поддержала ее подруга. — Я бы уже одна слона съела. Давайте мы сами приготовим мясо.
— Они, наверное, решили таким образом сломить наше сопротивление, когда будут к нам приставать, — шутливо высказала предположение брюнетка. — Естественно, легко завоевать ослабевших от голода красавиц. Джентльмены, называется!
— Спокойно, девчонки, мы не из тех, кто добивается расположения красавиц таким примитивным способом. Вы слишком плохо о нас думаете. А шашлык скоро будет готов, — улыбнулся мужчина, занимавшийся приготовлением.
Он доставал из упаковки кусочки мяса и, не торопясь, нанизывал их на железные прутья.
В предгорьях Артви, неподалеку от границы, царила идиллическая тишина. Посреди леса раскинулась небольшая поляна, внизу, в ущелье, журчала река. Группа русских отдыхающих, состоящая из двух бизнесменов средней руки и двух девушек из санатория «Самшитовая роща», расположилась в этом чудесном месте на «культурный отдых». Через пару минут на костре уже румянился шашлык, источавший дивные ароматы, рядом красовались несколько бутылок. Звучала гитара. Эти двое познакомились с девушками вчера и, чтобы не откладывать продолжение знакомства в долгий ящик, решили взяться за это дело с присущей им энергией. Тем более что представительницам слабого пола самим надоело каждый день купаться и ходить на дискотеки, и они с радостью согласились разнообразить досуг вылазкой в горы.
— Здесь торопиться не надо, — продолжал бизнесмен, — поспешишь — людей насмешишь. А вам доверить приготовление мяса я никак не могу — шашлык женских рук не любит.
— Что значит, не любит! — возмутилась брюнетка. — Нет, Сергей, это просто какая-то дискриминация на половой почве! Интересно, кто же это, если не мы, всю жизнь только и делаем, что готовим вам, таким неблагодарным. Я уж не говорю обо всех остальных видах домашней работы. Мужчины, видите ли, готовят! Просто смешно! Оставь мужика одного, так он будет в лучшем случае бутербродами питаться.
Сергей поглядел на Инну. Ему очень хотелось ее… дискриминировать.
— Да нет, не в этом дело, — улыбнулся он. — Просто понимаете, девочки, на кухне обычно трудятся женщины, но кушанья лучше получаются у мужчин.
— Это почему? Я не согласна, — отрицательно качнула головой очаровательная спорщица.
— Это, конечно, сложный вопрос, но вы сами поглядите: в ресторанах повар кто — мужчина, — подержал Виктор теорию коллеги.
— А кто же на кухне в доме? — резонно задала вопрос брюнетка.
— На кухне дома — согласен, — кивнул Сергей, — для женщины приготовление обеда — это рутина. Оно и понятно — изо дня в день стой у плиты, жарь, вари и так далее. Естественно, все это надоедает. А мужчина готовит редко, но метко. И поэтому, если у него, конечно, руки растут оттуда, откуда надо, то будьте готовы к тому, что у него получится нечто оригинальное.
— Шашлык, что ли? — скептично отозвалась подруга брюнетки — Оля.
— Да хотя бы и шашлык. Это вообще не такая простая вещь, как кажется некоторым. Ну, а что вы, к примеру, знаете о том же шашлыке?
— Ну, как это что? Мясо, приготовленное на огне, — пожала плечами девушка. — А что здесь такого?
— Э-э, нет! Вы подходите к этому слишком материалистично, — хитро усмехнулся Сергей.
Он в свое время много поездил по миру и навидался всякого.
— В традициях приготовления мяса заложено очень многое. Ведь издавна охота имела много такого… магического. И у народов, у которых сохранились традиции с древности, можно найти немало всего такого. Вот я сам из Сибири, и там у коренного населения существует масса традиций. Вот, скажем, после удачной охоты на медведя его ведь не принимаются сразу же разделывать. Там устраивается целый ритуал. У медведя, который, кстати, часто является главным тотемом племени, просят прощения…
— Как это? — смешливо фыркнула брюнетка. — Прощения? У медведя?
— Да, именно так, Инночка. Прощения — за то, что его убили. И вот в этом ритуале они обращаются к душе убитого медведя и говорят ему, что теперь он является их духом, их покровителем.
— Глупость какая! — хихикнула девушка. — Пещерный век просто какой-то.
— Ничего ты не понимаешь, — принялась спорить с ней Оля. — Неужели ты ничего не видишь, ведь это так романтично.
— Ну, не знаю, что ты в этом романтичного находишь, — пожала та плечами, — я девушка современная.
Обе девушки приехали сюда, на этот прекрасный курорт, из Петербурга, обделенного наличием теплого моря, горячего южного солнца и прочих красот, щедро предоставляемых этой благодатной землей.
Брюнетке, несмотря на симпатичную внешность, с мужчинами почему-то не везло. Она уже успела побывать замужем — естественно, по любви. Правда, через полгода выяснилось, что супруг, еще не так давно клявшийся в страстной любви до гроба, параллельно встречается еще с тремя любительницами высоких слов. Этого молодая жена вынести не смогла — брак распался. Не сразу, конечно: Инна пробовала выйти из сложной ситуации, но ничего из этого не получилось. Дальше — больше. Очередной ухажер с серьезными намерениями, хоть и занимал руководящую и денежную должность, любил выпить до потери пульса. Понимая, что если такая пагубная страсть владеет молодым человеком в самом начале знакомства, то дальше начнется совсем уж тяжелая жизнь, девушка решила с ним расстаться. И вот, оказавшись здесь, на курорте, она тоже не оставляла попыток найти себе достойную пару.
Ее подружка, напротив, могла похвастаться тем, что у нее все в полном порядке. Замужем она еще не была — в двадцать два года можно еще и погулять. Здесь она собиралась оторваться «по полной». Отдых есть отдых, и она считала, что надо прожить эти дни так, чтобы не было «мучительно больно за бесцельно прожитые дни».
— О многом можно было бы поведать, — сказал Сергей, — но не буду вас утомлять.
— Нет-нет! — замахала руками романтичная Ольга. — Это же так интересно! Тем более что вы так увлекательно рассказываете. Ну, вот, какие интересные традиции есть здесь, в Артви?
— Есть очень интересные традиции: взять хотя бы то же местное гостеприимство, о котором ходят легенды, — прищурился бизнесмен. — Гость может посетить любой дом, пускай его даже здесь и не ждали. Артвинцы чтут обычай приглашения гостей. Если мимо жилища следуют люди своей дорогой, то он выходит к ним, приветствует их традиционным «Добро пожаловать!» и просит зайти к нему. Ну, конечно, времена меняются, и теперь такое увидишь далеко не везде.
— И что, тоже какая-то фразочка существует на этот счет? — спросила Инна.
— А как же. Она звучит в переводе так: «Заверните к нам — будем хозяевами!»
— А почему оба будут хозяевами?
— Да потому что гость здесь считается всем. Во всяком случае, раньше так и было. Кстати, эти же слова, которыми начинается сложный церемониал всякого гостеприимства, произносит артвинец не только вблизи дома, но и в любом месте своего села, встретившись и приветствуя представителей другой общины.
— Ну-ну, и что же дальше, когда гостя они заарканили? — Ольга во все глаза смотрела на рассказчика.
— Да, так вот — когда так или иначе приехал гость, на которого артвинцы смотрят, как на божью благодать, считая его «приносящим семь счастий», вообще самым дорогим существом, то и стар, и млад выходят навстречу. Гость тоже действовал по определенным правилам. Слова «Счастья вам в дом» гость непременно произносит, входя в дверь. «Добро тебе видеть! Добро пожаловать!» — столь же обязательно отвечает старший в семье, а за ним и другие старшие члены семьи.
— Как все сложно, — удивлялась девушка, слушая Сергея.
— Естественно, это же Кавказ, а не Среднерусская возвышенность. И это нечто большее, чем простая форма вежливого обращения. Ибо достаточно кому-нибудь не приветствовать положенным образом встречного, чтобы не на шутку его обидеть. Женщины, обведя рукой вокруг головы гостя, как бы магически перенося на себя его недуги, целуют его в плечо, слегка прикасаясь к нему. В этом случае и мужчина, в свою очередь, также предельно легким прикосновением целует ее в голову или в лоб.
— А в губы? — заинтересованно произнесла Инна.
— А в губы — такое оскорбление даже трудно себе представить для хозяина. В прошлом артвинцы, как и некоторые другие кавказские народы, вообще не придерживались таких широко распространенных в мире обычаев, как поцелуй, приветственное обнажение головы и рукопожатие, которые только с не очень давнего времени стали все больше входить в привычку.
— У них, наверное, много поводов для обид, если чего-то такого не выполнишь правильно?
— Бывало. Согласно традиционным правилам поведения в Артви, не встать, когда заходит человек, значит проявить к нему неуважение и даже в известном смысле оскорбить его. Причем встают как хозяева, так и гости при каждом появлении человека, если даже последний был уже здесь и только что вышел.
Бизнесмен мог бы порассказать много интересного, но ведь не для этого они здесь собрались. Тем более что Виктор снова взял в руки инструмент.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кавказский транзит предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других