Тренинг для индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества

Сергей Иванович Никитин, 2022

В методических рекомендациях представлен авторский «лоскутный», продвинутый психолого-педагогический тренинг для индивидуумов на стадии интеграции участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества. Книга включает свыше 90 различных тренинговых упражнений, специально адаптированных, разработанных и реализованных автором для групповой работы с лицами данной категории, а также инструкции по выполнению тренинговых упражнений и информационные материалы. В основе тренинга лежит поведенческая терапия. Последовательное прохождение четырёх тем тренинга, каждая из которых включает восемь занятий (дней), позволяет индивидуумам практически освоить техники эффективного межличностного взаимодействия в социуме.Методические рекомендации адресованы ведущим тренинговых групп, врачам-наркологам, врачам-психиатрам, психологам, социальным работникам государственных специализированных наркологических диспансеров и негосударственных реабилитационных центров.

Оглавление

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Адаптированные, разработанные и реализованные тренинги сензитивности, коммуникативных навыков, командообразования и креативности, для формирования адаптивных способностей в социуме могут быть использованы ведущими тренинговых групп, врачами-наркологами, врачами-психиатрами, психологами, социальными работниками, в государственных специализированных наркологических диспансерах и негосударственных реабилитационных центрах, для активного группового обучения и групповой психологической коррекции индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества.

Тренинговые программы, предложенные автором в методических рекомендациях, проводятся один-два раза в неделю или каждый день, в зависимости от длительности реабилитационной программы, применяемой для активного группового обучения и групповой психологической коррекции индивидуумов.

Важно отметить, что повторное проведение тренингов сензитивности, коммуникативных навыков, командообразования и креативности через три и шесть месяцев способствует активному групповому обучению и групповой психологической коррекции, закрепляет полученные навыки межличностного общения у индивидуумов на стадии интеграции, участников реабилитационных программ, употреблявших психоактивные вещества.

Используемая и рекомендуемая литература

1. Антонова О. А., Хайруллина Н. Р. Особенности программы тренинга для наркозавсимых подростков «вектор позитивного развития» // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества: Сборник научных трудов XI Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 24 ноября 2016) / Волжский филиал МАДИ. — Чебоксары, 2016. — С. 21-27.

2. Ганишина И. С. О методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности // Прикладная юридическая психология. — 2017. — № 2(39). — С. 27-32.

3. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 256 с.

4. Ингерлейб М. Б. Опыт использования метафорических ассоциативных карт в реабилитационных группах для нарко — и алкозависимых // Интегративный подход в профилактике зависимостей в молодѐжной среде: Материалы IV Международного научного форума (Ростов-на-Дону — Элиста — Ставрополь — Потсдам (Германия), 30 ноября — 2 декабря 2017). — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 1917. — С. 123-134.

5. Кишея И. Л. Психологический тренинг: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей. — Барановичи: РИО БарГУ, 2010. — 187 с.

6. Крылов В. В., Титова А. И., Черных А. В. Тренинг по формированию коммуникативных навыков как метод профилактики наркозависимого поведения у подростков // Бюллетень Северного государственного медицинского университета (Архангельск). — 2017. — № 2(39). — С. 24-26.

7. Кутбиддинова Р. А. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие. — Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. — 136 с.

8. Куртикова И., Лаврова К., Ли В. Тренинг: руководство к действию. Теория и практика. Москва, 2005. — 240 с.

9. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Когито-Центр, 2001. — 251 с.

10. Михайлова И. В. Психологический тренинг: логика конструирования и решения практических задач: Учебно-методические рекомендации. — Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2019. — 48 с.

11. Музаффарова Л. Ж., Турсунходжаева Л. А. Оценка эффективности противорецидивного тренинга в профилактике рецидивов у лиц, зависимых от опиоидов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2016. — № 1(90). — С. 26-30.

12. Мухина Т. Г., Щербакова Е. Е. Социально-психологический тренинг: практикум. — Нижний Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2017. — 158 с.

13. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально — психологического тренинга. — Москва: МГУ, 1982. — 168 с.

14. Пилипенко А. В., Соловьева И. А. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты: психологический тренинг. — Москва: Психотерапия, 2011. — 192 с.

15. Попова Е. И., Карпова Н. В. Особенности психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — № 7-1(22). — С. 302-304.

16. Рублева Т. Ю. Анализ результатов исследования до и после когнитивного тренинга у потребителей опиатов // Вестник Сибирского юридического института МВД России (Красноярск). — 2018. — № 1(30). — С. 42-47.

17. Рублева Т. Ю. Коррекция нарушения памяти, внимания у потребителей опиатов путѐм когнитивного тренинга // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России (Красноярск). — 2016. — № 2(23). — С. 60-67.

18. Семѐнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — 3-е изд. — Москва: Психотерапия, 2006. — 256 с.

19. Сережко Т. А., Волобуева Н. М. Изменение уровня ответственности в процессе реабилитации лиц, страдающих наркозависимостью // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. — 2019. — № 2(42). — С. 164 — 177.

20. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. — Санкт — Петербург: Речь; ООО «Сидоренко и Ко». — 2008. — 336 с.

21. Сидоренко Е. В., Хрящева Ю. Н., Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — Санкт-Петербург: Речь, Институт тренинга, 2000. — 256 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я