Сотни бизнесов открываются каждый год, но 97 % из них закрываются на третий год жизни. Почему? Мы не знаем. Но умные люди считают, что одна из причин – это неумение обращаться с финансами. Мы не говорим, что маркетинг, продажи, наем, производство – это неважно. Важно, конечно. Однако без финансов построить мощную компанию никак не получится. Чем раньше вы это осознаете, тем раньше начнете кайфовать от всех этих цифр. О книге. Книга отличная. Мы постарались написать так, чтобы она не превратилась в учебник и при этом помогла сделать первые шаги в наведении порядка. Эта книга снимает стресс, развлекает и делится опытом. Читайте, отдыхайте, прокачивайтесь!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нескучные финансы. Как управлять бизнесом на основе цифр и не сойти с ума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Что такое управленка
Мы уже приводили пример с приборной панелью самолета. С помощью этой панели летчик определяет, на какой высоте и с какой скоростью он летит, какой курс держит, когда достигнет пункта назначения. Без панели самолет даже не поднять в воздух и тем более никуда не долететь.
Управленческий учет — это панель управления в бизнесе. С помощью него предприниматель и его команда понимают, как идут дела, и планируют следующие действия. Цель по прибыли достигается на основе твердых цифр и достоверной информации, а не как повезет.
Главное в управленке — информация, а не инструменты. Посади вас за приборную панель самолета, полететь вы не сможете. Все эти графики, стрелки и цифры для вас — пустой звук.
Так и в управленческом учете. Сами по себе таблички, цифры и отчеты ни о чем не говорят — нужно уметь достать из них информацию, которая поможет сделать выводы, проанализировать ситуацию и полететь в нужном направлении. Поэтому мы делаем упор на качество информации, а не на инструменты.
Вообще, расчеты можно вести хоть в тетрадке. Оттого что компания внедряет 1С или другой сервис, жизнь автоматически не становится лучше. Да, программки облегчают жизнь, но если начать их внедрять до того, как выстроена технология, будет больно.
С управленкой у вас будет информация для принятия грамотных решений.
По понятиямЧтобы вы не путались в словах, вот разные названия управ-ленки: управленческий учет, финансовый учет, финансово-управленческий учет, учет и планирование финансов или просто — финансы. Все об одном, поэтому нет разницы, как вы будете это называть.
Разберем несколько примеров, зачем предприниматели ведут управленку.
Застраховаться от нехватки денег и испорченных отношений
Помните Андрея, владельца агентства «Айти-про»? Часто его проекты затягиваются, и из-за этого не хватает денег, чтобы выдать сотрудникам зарплаты. Проекты затягиваются по разным причинам, винить за это сотрудников — последнее дело. Задержки задержками, а з/п — по расписанию.
Проблем нет, когда планируешь будущие движения денег: сколько придет и от кого, сколько заплатить и кому. Если спланировать деньги на месяц вперед, сразу видно: в какой-то день физически не будет денег на зарплаты.
Сидеть и ждать, когда наступит кассовый разрыв, не вариант, нужно что-то придумать. Дальше происходит магия управленческих решений:
• Может, договориться с клиентом, чтобы он заплатил раньше?
• Или пусть он вообще заплатит за весь проект сразу?
• А может, нам купить новые компьютеры не 10-го числа, а 15-го?
Приняли решение → избежали проблемы → все довольны.
Простой расчет спас от будущих пожаров и испорченных отношений. Решили проблему до ее наступления. Кстати, табличка, в которой планируют движение денег, называется платежным календарем. О нем расскажем подробнее в главе про деньги.
Еще пример, немного сложнее.
Случайно не залезть в чужие деньги и адекватно оценить результат
Сергей взял крутой заказ на производство рекламных буклетов, за который клиент заплатил ему вперед 2 млн рублей. Поздравляем!
Серега как нормальный человек обрадовался и решил за это выписать премию менеджеру по продажам, а заодно и себе. Нельзя же себя обделять.
Конечно, он не дурак, и, перед тем как раскладывать деньги по конвертам, все посчитал — отложил на расходы по проекту, ну и все остальное учел:
Доходы за месяц: 2 000 000 ₽
Расходы на производство: — 1 300 000 ₽
Зарплаты сотрудников: — 150 000 ₽
Налоги (7 %): — 140 000 ₽
Прибыль за месяц: 410 000 ₽
Раз прибыль есть, значит, можно распределять: половину себе, часть на развитие компании, часть на премию лучшему продавцу. Все довольны. Все, кроме нас — авторов книги.
Деньги ≠ прибыль.
А прибыль ≠ деньги.
Нельзя просто так взять и посчитать прибыль по количеству денег, которые пришли и ушли.
Деньги в компании — это просто деньги. Поступают на счет, когда мы что-то продаем, и убывают, когда мы их тратим. Их должно быть достаточно, чтобы на все хватало: на зарплаты, закупку товара, оплату подрядчиков. На этом роль денег заканчивается.
Деньги ≠ прибыль. И пока кто-то думает, что прибыль компании можно посчитать по деньгам, мы с вами (варианты предложили наши подписчики):
Олег Петров: «…не будем ничего покупать у них по предоплате».
Дарья Шейнкман: «…пробиваем финансовый потолок».
Пусть они и дальше думают, что прибыль — это сколько осталось на счету в конце месяца. А мы навсегда запомним, что деньги и прибыль — это две разные вселенные: как инь и ян, женщины и мужчины, огонь и вода.
Главное отличие денег от прибыли в том, что деньги видно, а прибыль — нет. Когда деньги поступают на счет, нам приходит смс-ка, а когда мы подписываем акт выполненных работ, ничего такого не происходит. Вот и получается, что мы должны оценивать эффективность в мире, где главный показатель — невидимка. А учет для того и нужен, чтобы скрытое делать явным.
Про прибыль будет отдельный урок, там прямо подробно разберем. А пока коротко:
• прибыль — это то, как в результате поработала компания;
• поработала — значит поставила товары, оказала услуги, покрасила обои и накормила голодных посетителей;
• сумма, на которую компания сделала довольными своих клиентов, минус расходы — это прибыль;
• и неважно, как там поступали и убывали деньги со счета; прибыль — это про исполненные обязательства перед нашими клиентами, сотрудниками и подрядчиками.
Пример. Наш Сергей получил заказ на производство буклетов, получил 2 млн рублей предоплаты. Но можно ли учитывать эти деньги при подсчете прибыли? Можно ли считать их своими?
Ответ: пока не покажете произведенные буклеты и довольного заказчика — нет, нельзя.
Кстати, про расходы. Их тоже признают, только когда обязательства исполнены. Принцип такой же, как и с доходами: пока акты выполненных работ не подписаны, деньги просто бегают туда-сюда по счетам и никакого отношения к прибыли не имеют.
Проверим, сколько реально заработал Сергей в этом месяце:
Доходы: 0 ₽
Расходы (зарплаты): — 150 000 ₽
Налоги (7 %): — 20 000 ₽
Чистая прибыль: — 170 000 ₽
Вот и превратился «бентли» в «жигули». Вот и разбились о скалы золотые предпринимательские горы.
Ожидания 410 000 ₽
Реальность — 170 000 ₽
«Ну и что? Никто же не умер», — прозвучал голос за кадром. Так это пока. Вот представьте, что этот Сережа во всякий «прибыльный» месяц вытаскивал себе денег в карман и раздавал бонусы, а потом — бац, и новый жирный клиент к нему не пришел. Что тогда? Все убытки, которые он накопил, прикроют его бизнес на раз-два.
И мы не против, чтобы Сергей хорошо зарабатывал и раздавал бонусы. Но пусть он это делает тогда, когда его компания заработала прибыль, то есть когда он произвел рекламные буклеты, отвез их клиенту, а тот поставил подпись на акте. А то получается, что обязательства еще не исполнил, а денежки уже потратил. Как-то нечестно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нескучные финансы. Как управлять бизнесом на основе цифр и не сойти с ума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других