1608 год. Явился на Сечь молодой козак Тарас Палийко. Вроде обыкновенный парень, но глуповат немного. Умный был бы рад, что ему родня дарит вороного скакуна, а Тарасу всего дороже кобылка Серка, которая, хоть и резвая, «на сивую собаку» больше похожа. Да и мечты у Тараса глупые, не козацкие. Козак должен мечтать о славном походе, чтобы удаль проявить и богатую добычу взять, а Тарас витает в облаках да видит в мечтах лик девы-ангела. Но простакам везёт: достанутся на долю Тараса такие приключения, что всем удалым козакам на зависть. Скоро отправляться ему в дальний путь, потому что в Москве – смута. Как круги по воде от брошенного камня, пошло волнение по всей Руси и окрестностям. Докатилось и до Сечи…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна смуты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава вторая. На Сечи
Меж тем Тарас, спеша на майданный зов, уже преодолел напрямую, а за ним — и его Серка, первые фортификации Сечи и добрался до первых живых заграждений.
Состояли те заграждения из сечевиков, коих уже никакой пушкой не поднимешь, но и в гроб покуда не загонишь. В мирное время польза от них была первейшая такова: от их, лежавших поперек всякого пути пышных фигур, дух горилки подымался столь густ и ядрён, что всё комарьё и оводы-гедзи, летевшие с Базавлука, с плавней, на сытную козачью кровь, здесь же и гибли над вольно раскинувшимися козаками и на них самих, осыпая их невесомым пеплом. В часы же внезапных наскоков на Сечь — татарских или ляшских (а такое случалось, когда основные хоругви покидали Базавлук) — те же фигуры, не способные руками своими поднять самопалы и сабли, служили добрыми укрытиями для стрелков трезвых и безропотно принимали в себя десятки пуль.
Вот их-то, затаив дыхание, а в остальном без труда перескочил Тарас и нырнул в узкие улочки-проходы меж долгих, как сараи, куренных изб. Здесь ему пришлось шустро проскальзывать меж других фигур, коих пушка добудилась-таки и подняла, но двигались они грузно на звук литавр, даже не ведая, на чей зов идут — то ли кошевого, то ли уж ангелов Судного дня, поднявших свои трубы.
Коротко говоря, достиг Тарас майдана не как во сне — первым, а в яви — едва не последним из свежих-трезвых. Упёрся он взором в стену мощных голых спин, внизу омываемую морем шаровар. Встал он, конечно, позади своего куреня и принялся слушать.
Однако ж его приметили свои. Шелохнулся ветерком тихий общий наказ: бiлявчика вперед! И сильные до боли руки поочередно протащили Тараса сквозь грозную, где мягкую, а где и твёрдую, как вплотную стоящие дубы, кипучую терпким потом массу тел. Так Тарас оказался против своей воли впереди — теперь точь-в-точь как в том своём стыдобном сне.
Он в первый-то миг даже холодным потом облился и посмотрел на ноги — на своём месте ли шаровары, в доброй ли яви! Да и голос сверху звучал отнюдь не баснословной панны-шляхетки, а мужской. По говору — чужака из далёкой и не известной Тарасу местности.
Тарас запрокинул голову.
На галерее сечевой избы стоял крепкий красавец, русский чужеземец, не с Украйны, коего, впрочем, за один его знатный вид и молниевый взор уже можно было смело избирать в кошевые и булаву вручать. Голова большая. Усищи чёрные — длинные, хоть нагайки по сторонам вешай. Скулы, как мельничные жернова, шевелятся. Глас — зычный, бычий. В глазах — уголья. И сам велик ростом — стоит синим столпом в своём с отливом жупане, ало подпоясанным.
Наверху же, под сенью того чужестранного для Тараса козака, как бы едва виден был кошевой того года, наказной Тихон Сова, прозванный так за то, что имел причуду невольно моргать глазами поочередно, пучить их, а в минуту раздумья и вовсе держать один глаз как бы мертвецки спящим. Однако речь не о Сове, и не им речь говорилась.
–…А что, панове козаки, есть самое гиблое в дальнем походе, спрошу я ваше товарищество? — продолжал не вещать, а как бы по душам разговаривать с великим кошем и мнение его вызнавать тот пришлый и знатный козак. И сам же ответил: — Главная гибель — духом припасть. А что нужно, чтобы духом не припасть, спрошу я, панове товарищество?
— Да чтоб горилки запас не иссяк! — крикнул ему кто-то снизу, слева от Тараса да из глубины товарищества.
— На погибель тебе! — тотчас грозно отозвался из-под плеча гостя кошевой Сова и выпучил глаза, по-совиному ища возмутителя, и что же — нашёл! — Я тя высеку, Лукашка, не посмотрю, что есаул. За горилку в походе.
Чужой козак не двинулся в лице, а только одобрительно кивнул на приговор кошевого.
— А чтобы духом не припасть, панове, в великом походе, надо и цель иметь великую, — спокойно и дельно продолжил он. — Такую, чтобы огненным столпом впереди, на окоёме земли, день и ночь перед глазами, пред умом и сердцем стояла, как тот огненный столп, на который шел сам пророк Моисей со своим племенем, изойдя из Египта. Та цель прийти в землю, Богом дареную, сорок лет давала силы ему, пророку Моисею, вести свой народ, и до сих пор слава того похода известна. Великую цель надо иметь и видеть пред собою, тогда слава похода останется в веках. А какова цель, панове козаки, наша с вами, коли двинемся?
— Так москаля бить! — поспешил оправдать себя простой догадкой тот же есаул Лука Малой.
Кошевой же Сова глянул искоса вверх на высокого в разных смыслах гостя и, не увидев одобрения в его лице, отвернулся и закрыл один глаз.
Как бы спрохвала улыбнулся козак-гость.
— Эка невидаль — нынче москаля бить! — насмешливо проговорил он. — Когда сам царь Московский Димитрий Иванович, чудесно спасшийся от своих воров да и от ляхов тож, слава Тебе, Господи! — Тут козак сделал остановку речи и так размашисто, жарко перекрестился, будто сам только что был чудесно избавлен от смерти. — Сам царь Московский Димитрий Иванович пришёл на свою Москву бить своих москалей за то, что предали его, пришел бить своих бояр за то, что поставили из своего круга потешного царька Василия… Да ведь и не турка идем бить, бусурмана, не ляха папского нынче, а православных же… какой-никакой москаль, а крестится так же, как мы. Так чем себя прославить пойдём, ежели пойдём? Кто из вас скажет, панове товарищество?
Тишина воцарилась над кошем — такая тишина, какая бывает над широким полем в самый полдень.
Сова снова посмотрел искоса на гостя, а потом снова отвернулся и уже второй глаз прикрыл, как бы намекая: «Не я виноват в твоей неудаче, пришлец, хоть и славен ты видом. Сам запутал козаков. Сейчас свистанут тебя отсюда, а я с краю постою, чтоб не задело».
И правда, кто-то выкрикнул голосом потвёрже:
— Да не томи уж нас! А то плюнем на твою Москву и на москалей да разойдёмся!
— А ты уж нам заплатишь за скучный сбор да простой! — выгодно добавил ещё кто-то, особо умный.
Однако ж терпеливо, не моргнув глазом и не дрогнув длинным усом, выждал нужное время пришлый козак. Видно, и в бою он умел хладнокровно дождаться врага даже ближе, чем на выстрел.
— Так я зову вас не просто Москву и москалей воевать, — вполголоса и даже как бы с огорчением о недогадливости сечевиков вздохнул он… да тут же как гаркнет до самых краев Великого Луга: — Рим воевать идём! Идём на Рим!
Колыхнулось все товарищество, будто лес — от налетевшего грозового шквала. Сова вздрогнул и выпучил глаза вниз.
— Как на Рим? — послышались гулкие возгласы ватажников. — Ты ж на Москву звал! Рим-то в какой стороне, не обознался? На кой бис нам Рим? Туда не дойти — папа тьму соберёт!
И снова спокойно улыбнулся чужой козак. Видно было, что знает он, зачем не с той стороны фитиль поджигал.
Он поднял руку, но не властная его и сильная рука, способная разрубить врага до седла, угомонила сечевиков, а всё же та же неизменная, спокойная и куда более властная в своей веской невозмутимости улыбка.
Затих кош. Сова перевел выпученный взор на гостя.
— Коли тычете вы, панове козаки, в тот Рим, где папа сидит, то обознались вы, а не я, — стал снова искусно поучать низовых козаков пришлый козак в донской сряде, значит, уже не «козак», а «казак». — Тот Рим давно усох. Идти на него… как за осетрами — в болото. Кабы была в том Риме слава, было бы истинное богатство, то сам римский император Рудольф сидел бы там, а не в своём Пражском Граде. В том Риме пусть себе папа и сидит пауком на паутине с дохлыми мухами. Был и второй, куда более славный, наш православный Рим. Сиречь Царьград. Да только пока нас с вами на земле не было, захватил его бисов султан-басурман, а с ним тьма гогов и магогов бесерменских… Честны будем, панове, пред самими собою: сил отбить у султана Царьград нам пока не достаёт. Однако ж достанет! Придет время — достанет! Славой себя покроем всесветной и богатства обретём несметные. А для того нужно нам поначалу подсобить государю Димитрию Ивановичу — дай ему бог здоровья! (и пришлый казак вновь посёк воздух пред грудью крестным знамением) отбить под его истинную, Богом данную власть град Москву, ибо она уже век как верно «Третьим Римом» по праву зовётся. А заодно зовется и новым православным Царьградом, коим ещё недавно правил истинно великий царь Иван Васильевич, упокой Господи его душу! (И в третий раз истово перекрестился пришлый). Недаром на нее и ляшский король, и султан — оба зарятся. Пособим, побьём бояр москальских и купчин, предавших государя, Иван Васильича сына и законного наследника, да и продавшихся ляхам. А у бояр и московских купцов тех богатств — так и у султана глаза ослепли б зреть. Едва не каждый из вас почести и дары обретёт, разве только полковникам положенные…
Пока пришлый говорил, тихо пошевелил губами Сова, даже Тарас в первом ряду не услышал его слова: «Эк высоко башку задирает, кабы шапка не слетела!»
— Ляхам, кои тот Третий Рим, уже прибрать к рукам задумали, крепкий козацкий кулак покажем, — продолжал пришлый. — А потом и сам Ерусалим пойдёт отбивать у поганых. Ибо то царь Димитрий Иванович и замыслил свершить с вашей, панове козаки, грозной православной подмогой.
— А коли бояре да купцы поганые успеют разбежаться со всеми своими скарбницами прежде, чем мы до твоего Рима москальского дойдём, кто ж тогда нам довольство окажет? Кто ж издержки пути покроет? — Вот какой умный послышался вопрос из товарищества, морем-океаном стоявшем под стенами Дома Рады.
Поверить было трудно, а только тот умный вопрос, который скорее жидовину, нежели козаку первым на ум прискачет, задал тот же Лука Малой. И то особо отметил про себя кошевой: «А ведь в Лукашке бесов легион, и среди них неглупые водятся!»
— А вот вам… — И словно факир, раскатил пришлый длинную хартию, кою держал трубкою в левой руке: — За подмогу вам, панове, такие права и привилегии на Москве, такие кормы-жалованья, какие и не снились вам в Украйне!
— Добре! Слава царю православному! — поднялись к небу крики.
Продолжил поднимать козачий дух пришлый:
— Кабы увидел их ляшский король Жигимонт, так позеленел бы и сдох от злости! Так что ж? Разве не славная на все века цель — поход на Рим? Аттила ходил — и прославился на века!
И снова повернул на вопросы-искушения:
— Разве слабее будем Аттилы, Бича в ту пору Божьего? Да и кому отдадим Москву, третий, православный Рим? Ведь, панове, Москву нынче или Богом данный православный царь Димитрий Иванович себе по закону вернёт, или лях Жигимонт прикарманит. И уж тогда обложат нашу Украйну ляхи с трёх сторон света, а на четвёртой — хан с султаном! Аки дракон огнедышащий челюстями нас сожмет, никуда потом не деться. Так что ж, попустим ли ляхам-католикам забрать Москву и всё царство её православное?
— Не попустим! Неможно! К чёртовой матери Сигизмунда! — раздались крики. — Берём Москву!
— Идём же взять и уберечь Рим православный! — даже не крикнул, а почти шепнул пришлый козак.
Тут уж и вовсе полыхнуло товарищество «едиными усты, единым сердцем», как может полыхнуть сухая степь от удара молнии:
— На Рим! На Москву!
Будто весь мир разом воодушевились завоевать козаки.
Спокойно и величественно обозревал пришлый казак быстро созревший урожай своего воззвания.
Сова уже не пучил глаза, а моргал ими быстро, как бы семеня веками, — и тотчас их оба вновь закрыл, когда прорвалось из коша:
— Веди! Будь кошевым! Бери булаву!
Не колдовской ли силой обладал пришлый, если на один его властный жест — повёл он рукой, как коня по хребту погладил, — тотчас вновь затих кош?
— Кошевой есть у вас добрый, панове товарищество! — сказал он. — С умом кошевой Тихон Лукьянов-Сова.
Сам Сова не шевельнулся даже, зная, что себя в эту минуту выставлять нельзя, за палицу — не цепляться. А то от своих же козачков тою же палицей кошевого можно вмиг на самый чуб печать гробовую получить, как с иными властолюбцами, кошевыми на день-час, не раз в былые года случалось.
— Его святое дело — лад на Сечи хранить, покуда славный гетман Пётр Сагайдачный бусурманам кишки обмолачивает вместе с Михайло-атаманом. Верно?
— Верно! Добро баешь! С умом Сова!
Сова только поклонился низу, а слов благодарности не рёк, почитая то бесплодным в общем гаме.
— А кто со мной, как за простым атаманом, пойдёт, того сам православный царь Димитрий Иванович к сердцу прижмёт, — пообещал пришлый казак и добавил, не страшась: — За то и поручусь, как истинно жалованный царский боярин!
— Веди! Веди на Москву, болярин! — вновь полыхнуло козачье войско.
И вдруг колыхнулось оно волнами, как вода от столкнутой в неё лодки. И сверху стало видно, как сквозь задние ряды вперед стало двигаться-напирать что-то большое, округлое, весу немалого. Козаки раздвигались и смыкались за ним. То была бочка.
— Покропи! Покропи! — стали выкрикивать сначала те, кого та бочка раздвигала, а потом уж и вовсе поднялся хор единый: — Покропи! Покропи!
Тут с особой ухмылкой — мол, сам накликал, да не слабо ли будет? — глянул сбоку Сова на пришлого. А казак в донской сряде ощутил быстрый взгляд кошевого — и только правую руку свою в бок упёр, так что локоть его упёрся в кошевого. Тот взял да подвинулся. Тихий был кошевой Тихон Сова, как его только и выбрали? Как-как?! Да по весомому слову гетмана Сагайдачного, оставившего Сову присмотреть на Сечью.
Меж тем бочка подступила к дому. Была она на три четверти полна дёгтем.
— Покропи! — кричали козаки. — Спускайся!
— А чего мне спускаться? Я отсюда живее сойду, ждать себя не заставлю! — грозно и уверенно ответил пришлый. — Да и плеску больше станет — все и окропитесь, как первые, так и последние зараз без очереди обид!
Взор его стал наливаться жаром — дёгтю бы от такого взора закипеть:
— Да только маловата бочка-то мне. Как бы не треснула. Поднимите повыше сюда её.
Вот уже и стал атаманом для низовых пришлый донец. Десятки сильных рук подхватили тяжеленную бочку и подняли на полвысоты до галереи.
— Ну, теперь держите крепко, тяжёл я! — умело искушал сечевиков пришлый.
— Не бойсь! Прыгай! Кропи! — был ему единодушный ответ.
— Окажи милость, пане кошевой, — тихо, дружелюбным тоном попросил пришлый Сову. — Подержи, благодарен тебе буду.
Сова подставил руки. Пришлый живо скинул с себя на руки кошевого свой тот богатый, синий с отливом жупан, отороченный красной парчою, за сим — густую шапку, сверху хартию положил. Тотчас легко перемахнул он через балясины, встал пятками на край, носками — на воздуси, отпустил десную руку, вольно, всем на вид, перекрестился ею — и спрыгнул прямиком и точно в тёмное жерло бочки.
Ухнуло — будто мортира вхолостую. Тяжел был пришлый, да и козаки не слабы: не дали бочке до земли опуститься от падения тяжести. Крупен телом был пришлый — разом, как и задумал он, дёготь снопом из бочки взлетел! Да так высоко и широко, что сам кошевой Сова едва успел вглубь отступить — не желал он кропиться, как и не собирался на Москву идти, да и пачкаться не любил.
И правда, разом окропило дёгтем едва не всё войско. Те, какие слишком в стороне оказались, руки подставляли. А уж потом всем, кому с воздуха дегтярного кропления не досталось, досталось с чёрной руки пришлого — он сам прошёлся по рядам и помазал чистые лбы под громкие славословия.
Тарас, хоть и близко, стоял, а ему тоже, на удивление, не досталось. Он видел, как падают на него с неба тяжёлые чёрные капли дёгтя, но никакой красоты в том не зрел, не то что в алмазных каплях святой воды, разлетающихся от руки батюшки со священного кропила в ясный день при водосвятии. И о чудо: ни одна из многих чёрных капель, приходившихся на его место, так и не упала на Тараса — все те капли успевали подхватить широкие ладони жадных до дегтярного посвящения козаков. Бытовало суеверие: от такого дёгтя крепче потом рукоятка сабли к ладони и пальцам липнет, вражеская сабля — по плоти только и скользнет.
Пришлый донец даже удивился чистоте Тараса, когда подошёл к нему:
— А ты как же увернулся, белявчик?
— Так не попало, застили мне, твоя милость, — просто ответил Тарас.
Пришлый усмехнулся со странной пристальностью во взоре:
— Что же вы, здоровые детины, малого, да удалого козака обидели, мощью своей погребли? — вопросил он кош, однако никуда не поворачиваясь, а так же пристально глядя сверху вниз на Тараса. — На же вдосталь, белявый козачок! Радуйся!
И он провёл своей чёрной рукою прямо по лицу Тараса, в один миг обратив его ликом в ефиопа. Что тут же приметили козаки и принялись хохоча со всех сторон домазывать Тараса в мурина с головы до ног.
Через два часа пришлый донской казак после доброй, нечаянной бани и смены сряды не на чистую, а на самую новую сидел в верхней светлице сечевой избы. Он возвышался, повернувшись к трапезному столу боком, расставив в стороны свои мощные длинные ноги, положив на столешницу левый локоть, правой же держа и не ставя на стол большую серебряную чарку с мёдом. Он думал.
Он был весь снаружи чист, как ещё в жизни не бывал, и от чистоты густо красен, как новорождённый, только нет-нет да и подносил к ноздрям левую кисть тылом, принюхивался и снова морщился. Но морщился он не только от дегтярного духа, въевшегося в кожу даже доброй бане в посрамленье. Морщился он и от своих же мыслей-дум, налившихся тягучим дёгтем. Те думы изливались из его разума в сердце, наполняя душу тёмным вязким весом. Чуб его опускался всё ниже, хотя бы в самое время чубу вскидываться от радости — сечевики уже повсюду гремели уздечками по зову его и привезённой им царской хартии.
Другой рукой он поднимал с бедра чарку, но чаще подносил её не к устам, а к горячему своему лбу.
Кошевой Тихон Сова сидел обонпол стола, повернувшись в другую сторону и тем как бы показывая, что не мешает пришлому думу думать, а сидит сам по себе на правах терпеливого хозяина. Свою чарку Сова держал на столе и поглядывал на неё одним глазом, при том осторожно приподнимая взор на пришлого.
Сова пока молчал, но думал не о своём чём-либо, а о пришлом казаке. Думал он так:
«И куда тебя бесы гонят, битюга длинногачего! До смертинки — две пердинки, а ты и вторую свою не успеешь услыхать-обонять, как тебе её колом заткнут! (Мудр был в летах Тихон Сова, прозорлив — недаром его оставил на Сечи не для боя, а для присмотра сам Пётр Конашевич-Сагайдачный!)
Гулял бы вволю у себя на Дону — так продолжал думу Сова. При твоих-то жеребых статях стал бы первым на Дону атаманом, всему товариществу на гордость, диво и память добрую! А так кто ты есть, хоть и виден издали да слышно тебя, как хуторского петуха, за семь вёрст? «Боярин»? Какой ты, к бесам, боярин! В чужую породу полез. Видал я бояр да высокогербовых ляхов. Вот кто породой пышит, как солнце — жаром! Да и какой-такой царь-государь тебя боярством угостил да искусил? Тот москаль, что уж трижды из гроба выскочил? Что ж за цари такие у москалей пошли, волкодлаки, что ль, аль упыри? А как перебесится Русь, так что, думаешь, оставят ли тебя в своём ряду истинные по древней крови бояре на вонь и позор себе? Эх!»
Так примерно думал кошевой Тихон Сова и жалел, что запруды начавшемуся движению поставить не в силах: сам гетман Сагайдачный прислал ему письмо с велением — если оставшихся на Сечи козаков не ляхи, а донцы или царские бояре на свой кошт позовут Москву воевать, то прочие курени пустить, а самому остаться Сечь сторожить со своим куренём.
Имя пришлого казака было Иван Мартынович Заруцкий. Племени он был русского, роду тернопольского, по приписке — казак донской да перекати-станицы. Сам себя он называл «казаком вольным», а ныне ещё и «боярином московским».
И вправду подумать, какие бесы гнали его в самое пекло разгоревшейся на Руси смуты? Да, наверно, можно было бы определить породу тех бесов, кабы задать Заруцкому такой прямой вопрос: «А променял бы ты, лихой казаче, тридесять лет степенного атаманства хоть на один день полного царства? Вон как заговорщик, покойного государя Иоанна Васильевича конюший Ивашка Фёдоров, коего сам царь, про крамолу того узнав, одел в свои одежды, на свой трон с почётом усадил и царские почести ему, как простой государев слуга и холоп, воздал, а за сим тотчас и проткнул на троне длинным ножом насквозь, так что острие даже до орла царского достало». И немного сомненья в том, что вольный казак Заруцкий, тёзка пронзённого царского боярина-конюшего, ответил бы: «Коли не шутя бы поклонился мне сам царь при моей угрозе ему, а потом, осильнев ратями, навалился бы и хоть бы разорвал меня в клочья, то и на един час такой власти всю жизнь, не задумываясь, променял бы!» Вот он, каков тот бес! Изгоняется ли такой постом и молитвой? Про иные времена не скажем, а спросим, кто из одержимых в пору московской смуты окстился, кто без мук и крови очистился? Легионы бесов вырвались из преисподней и шныряли по Русской земле, брезгуя свиньями, а людьми — отнюдь нет!
«Что ж ты пригорюнился теперь? — думал и недоумевал про пришлого казака Тихон Сова. — Али войска тебе тут мало показалось?»
Как в воду смотрел Сова. Про то и мучили думы «казака-боярина» Заруцкого, что он сам про себя никак решить не мог — то ли мало ему запорожского войска, то ли слишком много.
Зная заведомо, что немало козаков с Конашевичем ушли на юг бесермен бить, Заруцкий рассчитывал привести к Москве — в подмогу тому, кому он присягнул как царю Димитрию Ивановичу, — самое великое тысячи три конницы козацкой. А собиралось уже втрое больше! И страшной в бою пехоты запорожской тоже тотчас могло двинуться не меньше, да покуда пехота была не в прок: долго ей идти до Москвы, а нужно теперь долететь ветром. А девять тысяч уже было жаль отдавать под начало хоть и самого царя! С девятью тысячами можно было подумать и о своих делах. С девятью тысячами можно было идти не сразу на Москву, а погулять степями и на такую свою силу пособрать, как на большой и тяжелый ком снега зимою, ещё столько же да полстолько же! А тогда уж и поразмышлять над судьбой сугубо!
Так бы и поступил рисковый казак, кабы не стоял у него перед глазами ещё дымивший кровью неудачи «шлях» судьбы Болотникова. Болото тоже войско собрал немалое, всякой сволочи к нему отовсюду прилипло, как мух к дерьму, и даже силу он показал, раз-другой откинув царские полки. Да ведь умостил своим войском весь «шлях», растерял войско, припавшее духом, и теперь сам в каргопольских узах гниёт, позорной смерти ожидая!
Тихон Сова не любил, когда чужой человек подле него долго молчит — такой всегда чем-нибудь да опасен. Дождался он, пока пришлый вновь поднесёт чарку не ко лбу, а ко рту… И заговорил с намёками, пока тот отпивал крупными глотками, ворочая вверх-вниз кадыком величиной с булыжник.
— Эх! А ведь и вправду ты, Иван Мартыныч, лихо козачков под свою руку закалил! И огоньком, и холодком! Ты бы тут, на Сечи, и булаву мог бы взять играючи, коли захотел бы.
Заруцкий поставил чарку на колено, повел усами.
— На что мне булава? — усмехнулся он и только после усмешки повернул серьёзную голову к Сове. — Я теперь боярин. Я теперь и скиптру держать могу, не обожгусь.
— Обижаешь, Иван Мартыныч, Сечь, — мирно заметил Сова, неохотно радуясь тому, что не ошибся в своих молчаливых насмешках и опасениях по поводу пришлого. — Иные коронные бояре и магнаты познатнее московских да и побогаче их за великую честь почитали стать кошевыми и в свою руку нашу булаву взять. И смелость к тому находили.
Заруцкий пригнул голову набок, остро прищурился:
— Какие-такие «коронные бояре»? Ляхи, что ль, Сигизмундовы?
— Да у коронных ляхов булава запорожского кошевого в чести не меньше княжеского пернача, — отвечал Сова. — Иные и подержали её в руке.
— Что несёшь-то, кошевой? — криво завозил усами Заруцкий. — Ведь у вас первым делом перекреститься православно надо, чтобы простым сечевиком признали, не то что гетманом. Что же ты брешешь?
— Оно, конечно, так и есть, — кивнул Сова, — для любого приходящего вновь козака… Но ежели кто из высокородных поклониться готов Сечи и послужить ей даже против круля, а к тому же отважен до безрассудства, тогда к храбрости и знатности на Сечи особый подход. Вот о Самеке, Самуиле Зборовском слыхал?
— Что-то свистит в левом ухе, — небрежно отвечал Заруцкий. — Может, и слыхал.
— Как до меня было, не скажу, а то, что сам, своими глазами видел, — и тотчас выпучил оба глаза Сова, так что неволей страшен стал, — тебе расскажу. А ты решишь, как на то смотреть, с какого боку.
То было тридесять лет назад, ещё на Токмаковской Сечи, в тот самый год, когда пришел на Сечь совсем молодой козак Тихон, Тишка тогда. Однажды поглядели козачьи сторожа за реку и глазам свои не поверили: подходит с той стороны невеликое ляшское войско. Подступает, ничуть не таясь, и разодето, как на королевский парад-смотр! А всего-то три сотни верховых — дробным залпом сечевой гарматы разом скосить в половину.
«Чего надо, ляхи?» — крикнули сторожа.
Выехал вперед самый пышный и дородный и кричит на руськом наречии: мол, ротмистр коронный Самуил Зборовский желает с кошевым говорить.
«Эк ты храбро, пане, выдумал-надумал! — отвечали козаки. — Переплавляйся сам, а мы кошевого пока спросим, не занят ли он, чтоб на тебя выйти-подивиться».
Коротко говоря, вскоре окружили на своём берегу козаки отряд ляхов, весь состоявший из гербовых отпрысков. Окружили плотно — одним весом, без боя, могли сдавить-подавить ляхов. Окружили и смотрят молча. Те, однако, молодцами, сидят в сёдлах спокойно, только пальцы на рукояти сабель положили.
Один куренной атаман не сдержался:
— Никак обезумели, ляхи! Сворой борзых Сечь брать! Положить вас всех — как с борща пропердеться!
— Да и у вас немало пропердеться не успеют! — с весёлым смехом, задорно отвечал сам ротмистр Зборовский. — А оставшиеся пожалеть успеют, что так и не узнали добрых известий.
— Каких таких?
Подъехал любопытствовать и кошевой. Козаки расступились.
— Ну, ясновельможный, выкладывай свои известия открыто, — сказал тогдашний кошевой. — У меня от ватаги тайного нет.
— Начну я с того, что нынче с вами я заодно, — рек ясновельможный. — Вы короля не любите издали, а мне он стал вблизи и вовсе постыл.
По рассказу ляха-магната, обидел его донельзя король Стефан Баторий. Началось же с того, что пред очами короля не оказал пану Самеку происхождения какой-то придворный вельможа-шляхтич. За это Зборовский и треснул его по-простому кулачищем так, что с того во все стороны его пуговки-брильянты разлетелись и перья все поломались. «Что за варвар-грубиян хуже невежи-козака! — вскричал круль. — Вон из моего дворца и из Речи Посполитой вон! У меня шляхта вежлива и любезна!»
«Ах так, твоё ж величество! — скрежетнул зубами Зборовский. — Как я «козак» по твоему слову, так в «козаки» и перекрещусь!»
Отряс придворный прах со стоп своих пан Зборовский, а, прежде чем Речь Посполитую покинуть, поездил по ней петлями да набрал себе лихую шляхетскую хоругвь из молодых дворян неробкого десятка, коих отцы наследством обидели в пользу старших, а к ним в придачу — дворянчиков обедневших и просто приключения искавших. Все они не побоялись явиться прямо на Сечь, зная, что могут их там порубить без расспросов, да зато и самим тогда напоследок душу отвести, отметиться навек отчаянным делом, а не пирушкой.
— А вот и добрые известия, — продолжил пан Зборовский. — Король собрался Московию воевать да и двинулся уж в неё с западной стороны. Значит, все ратные москали ему же навстречу потянутся. Для нас вся южная сторона Московии открыта уже. Вот и предлагаю я вам, милостивые панове, погулять на славу лёгким да выгодным походом. Мои-то юноши поиздержались: на пузах шёлк, а в пузах щёлк. А и сам бы я размялся да слух до короля пустил, чтоб уразумел он — зря прогнал храбрейшего шляхтича… да и он, я, то есть, в точности его веление козаком стать исполнил бы, ибо веления крулевские на ветер не бросаются. А чтобы и вы, храбрые панове низовые, знали, что не пятой ногой я к собаке суюсь на подмогу, так я взнос с собой прихватил — шесть пушек лучших немецких дарю и иного оружия да и денег столько, что в лишний поход идти не надо.
— Да где ж твои пушки-то, ясновельможный? — с сомнением вопросил кошевой.
— Так ясное дело, припрятал до поры, — как бы удивляясь простоте кошевого, сказал магнат Зборовский. — Кабы вы меня издали прямо с пушками увидели, так не расспросами, а своими же пушками зараз бы и встретили, разве нет? Да и пригодились бы ещё мне пушки, если бы вы не понятливы оказались и пришлось бы от вас ноги уносить…
— Ай, Сократ, а не лях! — раздался высокий голосок сечевого писца, слушавшего переговоры с казачьего тыла.
Рассмеялись козаки. Дело было сделано! Пустили на Сечь бедового ляшского вельможу. В первые же дни он перепил всех на свои деньги и на свои же всех упоил. Развеселил и раззадорил походом на москалей козаков так, что на пятый день гульбы, когда уж ни одного шинка целым и в дальней округе не осталось, дружно вручили ему козаки булаву, а опохмелившись, пожалеть о том не успели, как уже двинулись в поход. И не обманул лях-магнат — вовремя погуляли на севере козаки, много добра москальского прихватили, да и шляхтичи юные поправились своим старшим братьям на зависть.
— Да и другой отважный лях, Кшиштоф Косинский, тоже булавой за натуру свою лихую и за обиду на короля наделен был, — открывал Сова Заруцкому отнюдь не подноготную Сечи. — И закончили оба дни свои достойно, по-нашему, по-низовому. Косинский погиб, когда Черкассы штурмом брал. А Самек-то Зборовский и вовсе королю ультиматум предъявил, да попался и голову на плахе сложил, аки славный наш предводитель Наливайко. А полвека назад был у нас один атаман, он же ротмистр коронный. Наши-то его Богданом звали, а был он Бернаром, наичистейшим немцем, власами белее того белявчика, коего ты последним мазанул. Бернард Претвич — истинное имя ему. Вот храбрец был! Прославился как «степной лыцарь». Семьдесят битв против татар провел, во всех победил! Ему, немцу-то, булаву, как слышал, предлагали, да он отказался с низким поклоном. На то сослался, что уж подписался-присягнул наёмником крулю, в поточную оброну[13]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна смуты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других