Виктор Цой – уста к небу, уста к земле

Сергей Шкляев, 2022

Виктор Цой… Звезда и таинственный собеседник многих поколений… Его песни, многим знакомые с детства, внешне просты и понятны, но одновременно и парадоксально – не просты и не понятны. Они подобны шкатулке с двойным, или даже тройным, дном. Многие, слушая их, узнают себя, видят отражение своих мыслей и чувств. В книге «Виктор Цой – уста к Небу, уста к земле» читатель познакомится с новым, ранее неизвестным и неожиданным взглядом на смысл этих песен. Каждое творение музыканта, анализируемое в рамках данной книги, рассматривается в свете опыта Православной Церкви, в каждом из них музыкант ищет глубинный смысл жизни, ищет Богообщения. Книга вскрывает глубочайший смысл творчества Виктора Цоя, она может помочь читателю сделать правильные шаги к Богу, глубже познать свою внутреннюю природу, помочь разобраться в себе. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Звезда

Волчий вой да лай собак,

Крепко до боли сжатый кулак,

Птицей стучится в жилах кровь,

Вера да надежда, любовь.

«За» голосуют тысячи рук,

И высок наш флаг.

Синее небо да солнца круг,

Всё на месте, да что-то не так.

Припев:

В небе над нами горит звезда,

Некому, кроме неё, нам помочь,

В тёмную, тёмную, тёмную ночь.

Ночь прошла, а за ней — гроза,

Грустный дождь, да ветер-шутник.

Руки в карманы, вниз глаза

Да за зубы язык.

Ох, заедает меня тоска,

Верная подруга моя.

Пей да гуляй, пой да танцуй,

Я с тобой пока.

Припев:

Волчий вой да лай собак.

Это ассоциируется с описанием мест лишения свободы. С грехопадением первых людей. Земля стала местом ссылки, большой тюрьмы для Адама и его потомков.

Тело — это инструмент, средство проявления воли, средство для приобретения опыта («от-пыта», от слова «пытка») и проявления внутреннего самоопределения нашего духа. И этот инструмент (тело) в своё время отойдёт в землю на хранение, на склад (кладбище) до Воскресения и Страшного Суда.

Представьте исправительную колонию, территориально граничащую с лесом. Здесь слышен вой волков и ответный, трусливый лай-скулёж собак.

Один очень обеспеченный человек сказал, что при всех внешних благах он приходит домой и «волком воет» от того, что ему чего-то не хватает. Хотя семья, дети и деньги у него есть. (Дух его тосковал по Богу).

И в зоне, при вое волков, собаки лают от страха и слабости, зовя людей себе на помощь, им плохо. Но и волки воют, хотя они и на свободе, но им плохо, и они от «сиротства и горечи» воют. Плохо человеку и в зоне, и на свободе. И там, и там люди заходят в «тупик» и по-разному кончают жизнь самоубийством. Это звучит как диагноз человеку без Бога: всюду тебе, человек, плохо, хоть вой, хоть лай…

Крепко до боли сжатый кулак.

Это образ собранности всех чувств и сил человека в экстремальных ситуациях и при серьёзном служении кому или чему-либо. Расслабленная, распущенная рука небоеспособна. А Виктор Цой — воин. Он поёт о брани (войне) духовной с духами зла.

Птицей стучится в жилах кровь.

Это образ нашего духа, который бьётся и стучится как птица, знающая свободу, но посаженная в клетку жил, в тело. И бьётся наш дух, исполненный Духом веры, надежды, любви. Бьётся, стремясь к Бытию подлинному, в Боге. Как кровь в организме несёт питание и кислород всем клеткам организма, так и Духом Божиим всякая душа и дух человеческий живёт подлинной, а не фальшивой жизнью.

Вера да надежда, любовь.

О значении последних слов писал выше. Такое определение «родства» добродетелей, как бы звеньев в цепи, находим, прежде всего, у апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). И Виктор Цой осознанно пишет под «диктовку» Небесную и проговаривает через эти слова авторство Того, Кто говорит с нами через его песни.

«За» голосуют тысячи рук,

И высок наш флаг.

Думаю, это сказано о том времени, в котором жил Виктор Цой и вся наша страна. Гигантское, но сгнившее внутри «дерево» — политико-экономическая система СССР — вот-вот рухнет. Но по инерции тысячи рук вновь голосуют за безальтернативную правящую партию КПСС. Флаг СССР ещё высок, но скоро развалится страна и рухнет её флаг.

Хотя земной смысл соответствует тексту, но ведь Цой не о политике пел. Здесь есть глубинный смысл. Аналог погибшего СССР есть образ безбожного и внутренне необратимо гибельного мировоззрения, которым мы все в разной степени заражены. Поэтому Виктор Цой, не лукавя, спел: «И высок наш флаг».

То есть все люди как бы находятся под знаменем духа неверия, недоверия Богу. Святые отцы силу убийственности этого духа уравнивают с другими злыми духами: гордостью, завистью, блудом, ропотом, хулой, унынием, тоской, убийством и самоубийством.

Их много, и не все их возможно озвучить в силу их синтеза. Из Гадаринского бесноватого, по свидетельству Евангелия (см.: Лк. 8, 26–39), вышел легион бесов (от двух до пяти тысяч). «Имена» этих бесов-страстей невозможно озвучить в силу их множества и скудости языка. И за этот дух безбожия продолжают безумцы поднимать «за» тысячи рук, лишая себя спасения.

Синее небо да солнца круг.

Здесь прямой и буквальный смысл.

Всё на месте, да что-то не так.

Если смотреть на этот трёхмерный мир (длина, высота, ширина) обычным плотским взглядом, то кажется, что всё хорошо. Но внимающий себе и Богу начинает чувствовать некий очень тайный подвох в этом мире. Это чувствует дух. Он распознаёт, ощущает, что в этом мире присутствует диавол.

В зашифрованной сказке о духовной жизни и брани — «Приключение Буратино, или Золотой ключик» есть подобный сюжет. Буратино своим длинным носом протыкает холст на стене с нарисованным на нём кипящим котлом с мясом. И обнаруживает через образовавшуюся дыру потаённую дверь.

Эта сказка про нас. Длинный нос — это образ пытливого и голодного до Истины некоего «всезнайки». Это образ любознательного, ищущего правду и Истину «носа».

Нарисованный, кипящий котёл есть образ человеческой жизни без Бога. Кипит и бурлит внешне, варится некое блюдо. Но дух человеческий этим не насыщается, он мучится от голода. У духа — своя пища, она не земная.

Нарисованным котлом директор кукольного театра Карабас Барабас замаскировал узкий вход в иной мир (в Царствие Небесное). С тюркского языка Карабас — чёрная голова, а Барабас — это имя разбойника Варавы (Барабы) из Евангелия. Он был мятежник и убийца. Всерьёз задумывающиеся о сути земной жизни люди с Виктором Цоем и Буратино скажут: «Здесь что-то не так».

О каком-то неправильном, изуродованном состоянии мира пел и Владимир Высоцкий в песне «Кони привередливые». Это был крик его души и духа — «всё не так, как надо», «мне ж, как птице в клетке». И о болезни церковных людей он спел: «Эх, и в Церкви всё не так, всё не так, как надо». Последнее высказано от боли, от чувства того, что в Церкви одновременно соприсутствует и властвует ложный, лицемерный «двойник» Церкви.

По сути, это «лжецерковь», которая стремится упразднить, уничтожить Церковь изнутри. Это люди, которые имеют тот же дух сатанинский, что обитал в Иуде Искариоте и в тех, которые требовали распять Христа. При этом формально, «по букве», они были очень правоверными людьми. «Мир лежит во зле» (см.: 1 Ин. 5, 19). Мы все инфицированы злом. О том, что «что-то не так», мы слышим и в других стихах Цоя.

А мне приснилось: миром правит любовь,

А мне приснилось: миром правит мечта,

И над этим прекрасно горит звезда,

Я проснулся и понял — беда!

Во всех песнях Виктора Цоя звезда — образ Христа.

В небе над нами горит звезда,

Некому, кроме неё, нам помочь,

В тёмную, тёмную, тёмную ночь…

Рассматривая текст формально, мы видим смысловое противоречие в песне. «Синее небо да солнца круг», — всё светло и прекрасно, светит солнышко, и вдруг это называется… трижды (многоступенчатая) — тёмная ночь.

По сути, здесь нет противоречия, так как речь идёт о метафизической ночи греха. При светящем, привычном для нас солнце и чистом небе одновременно соприсутствует господство зла в мире людей, в их духе и душах — тёмная, тёмная, тёмная ночь.

Земную жизнь без Бога святые отцы сравнивали с блужданием в ночи. Христос говорил: «Я Свет миру» (см.: Ин. 8, 12). Пребывая телом на земле, человек внутренне, духом своим идёт либо к Богу, либо от Бога. Творит волю Божью или диавольскую. Последнее определяет вечную участь человека.

Поэтому Виктор Цой возглашает о Христе как о помогающей Звезде, освящающей заблудшим путь в ночи греха: «Некому, кроме Неё, нам помочь». У ночи есть и иные толкования, которые прозвучат в других песнях Виктора Цоя.

Ночь прошла, а за ней гроза.

В жизни каждого человека есть «ночь» греха. И днём, и ночью тёмные тучи, образы духов зла, стремятся закрывать Солнце Правды — Христа. Но в грозу, во время смятения, хмурое небо озаряют блистания молний. Грозу, «гнев» Божий на свой брак с диаволом, на свои грехи, «призывает» и обрушивает на себя некающийся человек.

О такой грозе, где гром, как глас Божий, «гневается на злую серость» и молниями Небесного света освящаются ум и дух человека, поёт Виктор Цой. Его самого, тайно ищущего Бога, озаряют некие частные божественные откровения. Отсюда и его таинственные стихи-песни.

Грустный дождь да ветер шутник.

Это вновь образы нечистых духов-искусителей. Они мешают войти в глубины познания себя и Бога. Взгляните на канонические иконы «Рождества Христова». Там, с краю, есть образ грустящего и погружённого в раздумья Иосифа Обручника.

К Иосифу склоняется лохматое существо и что-то ему говорит. Это образ беса-искусителя, который склоняет Иосифа выдать Богородицу на побиение камнями, убеждая, что зачала она от прелюбодеяния.

Цой поёт о подобном, когда бес шепчет: «Небесных молний не было, тебе показалось, не думай о них, живи, как прежде, с серой внутренней тоской, грустным дождём внутри (в сердце — духе)». В песне «Подросток» Виктор Цой так сказал: «Попробуй спастись от дождя, если он внутри (тебя)».

В напарники в мошенничестве первому духу-искусителю является бес «легкомыслия» — «ветер-шутник». Он с озорством подскакивает к мыслителю и панибратски говорит: «Хватит, Витя, грузиться философией. Пойдём, выпьем, развлечёмся. Давай фактически реализуем сюжеты лихой песни «Мама — анархия, папа — стакан портвейна…» или песни «Прохожий».

Руки в карманы, вниз глаза.

Руки, образ внешней деятельности, прячутся внутрь карманов. Это места для ценных вещей, это сокровищницы, хранилища. Туда, внутрь себя, переносит Цой свою деятельность. Руками закрываются карманы от внешних «карманников» (бесов и людей, ими водимых, как куклы), ненужных визитёров, лезущих в дух и душу.

В карманы прячутся руки и во избежание рукопожатий, даже с формально близкими людьми. Для глубоких раздумий требуется уединение от всех, кроме Бога. Человеку нужна внутренняя «пустыня» от постороннего людского присутствия. Глаза также прячутся вниз во избежание внешних, мешающих впечатлений и развлечений. Глаза — только на дорогу, чтобы не упасть в яму.

Христа ради юродивый, Афанасий Андреевич (Сайко), из города Орла, поговорками учил. Одна из них: «Глаза как тормоза, нос как паровоз, губы как трубы». «Глаза как тормоза», — глаза надо придерживать, чтобы не бегали по сторонам.

«Нос как паровоз», — паровоз не сворачивает с намеченного пути, так как идёт по рельсам, если он с них сойдёт, то это может обернуться катастрофой. Так и в жизни нельзя сворачивать с избранного пути, с пути Божьего. «Губы как трубы», — чтобы воспевать и восхвалять славу Божию.

Так в своих псалмах говорит царь Давид: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных» (см.: Пс. 150). Виктор Цой спел о том же: «Глаза — тормоза. Вниз глаза» (Не глазей по сторонам, не развлекайся, не рассеивайся на пустое).

Да за зубы язык.

Для внешних — нет слова, да и они не поймут. Надо внутри себя разобраться, осознать глубины, приоткрывающиеся в себе. Слова мешают, нужна молитва при молчании ума. Нужно частное откровение Бога духу и уму человеческому. Нужен Утешитель с Небес, и любой «третий» (человек) здесь будет лишним.

Ох, заедает меня тоска, верная подруга моя.

Пей да гуляй, пой да танцуй, я с тобой пока.

Тоска и печаль бывают двух видов: греховная и не греховная. Первая — от действия на человека особого демона. Это очень опасное состояние, и нельзя себя отдавать ему. Вторая Тоска — печаль по Богу — также может иметь значение как общая и тайная характеристика общества.

Тоска — верная «подруга», неизбежность, которая мучает, заедает тех, кто ещё не нашёл Бога. Поэтому она — в кавычках подруга. Слово «подруга» в древности звучало как другиня (другая, как я). Отсюда же и слова «друг», «дружина».

Далее опять диалог с внешним человеком, подобный тому, что описан выше, в песне «Группа крови»: «Я хотел бы остаться с тобой». Этот диалог, как маска, для маскировки от внешних наблюдателей своего внутреннего поиска Звезды — Христа.

Виктор Цой в этом фрагменте поёт для людей, не способных понять его внутренние переживания, успокоительное для нихуверение: «Пейдагуляй, пой да танцуй, (отвлечение от гнетущей и заедающей внутренней тоски), я с тобой пока». Именно — пока!

Слово «пока» выдаёт тайные намерения автора уйти с маскарада псевдо-счастливых и духовно беззаботных людей и идти к Звезде по имени Солнце, Звезде Правды и Любви, ко Христу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я