Собрание сочинений рядового писателя включает в себя рассказы, написанные на протяжении нескольких лет. В своих рассказах писатель описывает жизненные ситуации, которые мы не замечаем, а если видим, то проходим мимо. Его герои списаны отчасти с его жизни и жизни его знакомых попутчиков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание сочинений. Том седьмой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О книгах и поэзии
Книги как корабли мыслей, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Немножко о красоте.
Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть, как инстинкт заложенная природой.
Чувство прекрасного — это нечто такое. Что принадлежит вкусу и вкусы воспитываются годами детства, годами взросления, — поэтому и понятия красоты разные у разных народов, также, как разнятся вкусы пищевые, — китайцам и полинезийцам нравится перец и все острые блюда, а для европейца — перец сжигает ротовую полость.
Даже прекраснейшая из обезьян безобразна для людей.
Другое дело красота природы. Красота природы не нуждается в дополнительных украшениях — больше всего природу красит отсутствие украшений, она прекрасна сама по себе.
Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельности жизненных энергий. Очарование — это всегда красота в движении.
Идеальная красота, самая восхитительная наружность — ничего не стоят, если ими никто не восхищается. Идеал — выступает, как кульминационный пункт логики, подобно тому, — как красота есть не что иное, как вершина истины. Так сказал один философ.
Высота чувств находится в прямом отношении с глубиной мыслей. Сердце и ум — это два конечных баланса. Опустите ум в глубину познания — и вы поднимете сердце до небес.
Красота в любви — это открытое рекомендательное письмо. Заранее завоевывающее сердце.
Но иногда. Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах её созерцающего.
Обрывая лепестки цветка, ты не приобретешь его красоты. Уж таков её обычай: красота всегда права.
Всегда надменна красота.
Да. Но жесткость — некрасива.
Этот мир — мир диких бурь, укрощается музыкой красоты.
Поэзия.
Красота — родник поэзии. Красивые выражения украшают красивую мысль и её сохраняют.
Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему, и наоборот, красноречие — дело рассудка, который оживляется чувством.
Поэты пишут глазами любви, и только глазами любви следует их судить.
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Молодые поэты льют много воды в свои чернила. Другие поэты похожи на медведей. Которые постоянно сосут собственную лапу, не могут вылезти из своей берлоги.
Одного вдохновения для поэта недостаточно — требуется вдохновение развитого ума. Поэтическое произведение должно само себя оправдывать. Ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово.
Один из больших политиков замечательно выразил суть воспитания: «Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной». (Томас Джефферсон).
Отсюда можно сделать заключение — законы нам показывают только грязную сторону. А поэзия красоту нашего мира.
Не продается вдохновенье.
Но можно рукопись продать.
Не тот поэт —
Кто рифмы плесть умеет.
От того же Пушкина узнаем.
В литературном мире нет смерти, и мертвые также вмешиваются в наши дела и действуют вместе с нами, как живые. Книги, слова живших давно людей передают нам и чувства, и знания.
«Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь. Какая ни есть в человеке, и выставишь её таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? «Спрашиваю: разве это не похвала добру?» — говорил об искусстве Гоголь, Николай Васильевич.
Поэты берутся не откуда-нибудь из-за морей-океанов, но исходят из своего народа (как Есенин). Это как огни, вылетевшие из костра искорки, передовые вестники силы народной.
«Поэзия есть высший род искусства», — вообще, считал Белинский.
Тургенев же отразил понимание поэзии более полно: «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».
В прозе мы остаемся на твердой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты, — признавал и Бальзак, — Есть поэты которые чувствуют, и поэты, которые выражают.
Всё что говорил Бальзак о литературе относится и к поэзии:
«Писатель (и поэт) существует только тогда, когда тверды его убеждения. Улучшать нравы своего времени — вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики». И это правильное мнение, по-моему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание сочинений. Том седьмой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других