1. книги
  2. Стихи и поэзия
  3. Симон Осиашвили

Дорогие мои старики

Симон Осиашвили (2020)
Обложка книги

Пронзительное стихотворение Симона Осиашвили «Дорогие мои старики», ставшее песней на все времена, дало название сборнику стихов этого замечательного автора. Глубокий лиризм, тонкая ирония и мастерское владение словом порадуют истинных ценителей поэзии, а любители песенного жанра с удовольствием вспомнят всенародно любимые «Не сыпь мне соль на рану», «Мамины глаза», «Колодец», «Зимний сад», «Все мы бабы — стервы», «Ты не ангел» и десятки других произведений, вошедших в золотой фонд отечественной песни. Стихотворное повествование органично переплетается с рассказом Симона Осиашвили о его непростой судьбе, мистических случайностях, радикально изменивших его жизнь, творческих встречах с известными исполнителями и о том, как рождались его самые знаменитые песни. Сюрпризом для читателя будет впервые публикуемая проза Симона Осиашвили, в которой он предстает как писатель, тонко проникающий в психологию разных персонажей.

Автор: Симон Осиашвили

Жанры и теги: Стихи и поэзия

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дорогие мои старики» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Все цветы

Я прервал повествование на рассказе о своих литинститутских буднях. А ведь были еще и праздники. Вернее, каникулы — для студента любого возраста это всегда праздник. На каникулы я, естественно, ездил в свой родной город Львов, где оставались мои родители и мои друзья. Поэтому мне там было хорошо. Львов первой половины восьмидесятых годов прошлого века был чем-то средним между нашей Прибалтикой и всей остальной страной. Не такой европейский, как Рига или Таллин, но и не такой советский, как все остальные наши города. Сказывалось то, что несколько столетий он входил в состав Австро-Венгрии и Польши, а советская власть там установилась фактически только после войны. Поэтому архитектура, ландшафты да и традиции были не вполне советскими. Ну и кроме того, так как Львов был столицей Западной Украины, то и влияние украинского языка было очень сильно. Практически никто из русскоязычных львовян не говорил по-русски правильно, даже не владея в полной мере украинским языком. Кстати, я-то украинский знаю в совершенстве, потому что у меня было много приятелей украинцев, и вообще я считаю, если живешь среди людей определенной национальности, нужно уметь говорить на их языке. А великодержавное отношение к этому вопросу до добра не доводит, в том числе и на бытовом уровне. Так вот, это знание украинского языка, помогая мне быть своим во Львове, сыграло со мной злую шутку в Москве. Оказалось, что в моей речи было очень много украинизмов, неправильных ударений и глагольных форм, причем это проявлялось не только в разговоре, но и в стихах. Но я не обижался, когда мне делали замечания, наоборот, просил как можно чаще указывать на мои ошибки, чтобы я их преодолел. Ну и довольно быстро я избавился от этого недостатка, помог, наверно, музыкальный слух — и теперь я уже сам остро реагирую на неправильности в русском языке, которых сегодня так много и в разговорной речи, и, увы, в песнях. Потому что тексты пишут все подряд, кто и говорить-то толком не может, а худсоветов, к сожалению, не осталось и критерий только один — прибыль. А то, что калечится родной язык, современных радиокоролей не волнует. Главное — рейтинг. Впрочем, я отвлекся. А говорили мы о моих львовских каникулах, которые я проводил в основном в кофейнях, кои в почти европейском Львове были на каждом углу. И вот однажды я там разговорился с одним молодым человеком, который оказался композитором, студентом консерватории. И вот он ко мне пристал с предложением написать песню. Я отказываюсь, мол, какие песни, я занимаюсь серьезной поэзией, а это низкий жанр и все такое. Но он не отставал, а мы подружились и встречались почти ежедневно — и я понял, что мне проще согласиться, чем убедить его в своей позиции. И я написал нечто, что, как мне казалось, могло бы быть текстом песни, — а через две недели мой новый приятель позвал меня во Дворец молодежи послушать нашу песню. И вот я в зале, полном зрителей, и музыканты поют стихи, которые я сочинил. И пятьсот человек их слушают, представляете? Нет, вы не можете этого почувствовать, но поверьте, это невероятное ощущение. Потому что кто сегодня, в наше непоэтическое время, интересуется стихами? Ведь эпоха стадионной поэзии канула в Лету вместе с шестидесятыми годами, а сейчас ну кому я могу показать свои стихи? Ну послушают их пять — десять ненормальных, а остальным и дела нету. И я понял: вот он, выход к аудитории. Я обязательно буду писать песни, но только такие, чтобы их тексты были самоценными, чтобы их не стыдно было дать почитать глазами, без музыкальной поддержки. Вот так случай привел меня к песне. А не зайди я тогда в ту кофейню, не разговорись я с тем парнем — и не было бы сегодня песен Симона Осиашвили. Это я к тому, что это уже второй случай, который кардинально изменил мою судьбу. Второй, но не последний. Но об этом позже, а пока что я вернулся в Москву, полный желания писать песни с самыми лучшими композиторами. Но одного желания мало — никто не ждал меня на этом поле, никто не собирался поддерживать. И только почта была за меня. Да-да, я выписал из справочника Союза композиторов адреса тех авторов, чьи песни мне нравились, и разослал им свои стихи. А потом звонил им и… И в основном они мне говорили, что мои стихи им не интересны. Помнится, так же мне ответил и замечательный композитор Марк Минков. А потом, через несколько лет, когда в моем багаже уже были и «Дорогие мои старики» и «Не сыпь мне соль на рану», дома у меня зазвонил телефон, и голос в трубке назвался именно Марком Минковым, который предлагал мне посотрудничать — конечно, я согласился, не напоминая ему о нашем первом разговоре… Так вот, в основном композиторы вежливо меня посылали, и только Владимир Мигуля, Царство ему Небесное, сказал, что мои стихи ему понравились, и пригласил меня к себе. Я был поражен, когда увидел его рабочий стол, заваленный стихами, которые ему слали ото всюду — все же он был очень популярным композитором. И как он в этом потоке выудил мои опусы — непонятно. Повезло мне, что ли, не знаю. И вот Мигуля, отложив мои листки в сторону, говорит, что есть у него одна мелодия и хорошо бы, если бы я написал на нее стихи. На профессиональном жаргоне это называется «писать на рыбу». Это для меня была незнакомая работа, но я, конечно, не отказался — уж очень хотелось мне сочинить песню с известным композитором. Я и сочинил, только получилось забавно: Мигуле стихи понравились, но он написал на них другую музыку. Так родился первый в моей жизни шлягер, который назывался «Дни летят», исполнила его София Ротару — и через месяц песню запела вся страна. Но тут Мигуля обратил мое внимание, что его исходная мелодия осталась не у дел и предложил написать на нее новые стихи. Что я и сделал, но Мигуле не понравилось то, что я сочинил, — и тогда я снова обратился за помощью к почте. Давид Тухманов, которому я отправил эти стихи, написал на них музыку. Так в моей жизни появилась песня «Старое зеркало», ее исполняли и Катя Семенова, и Ирина Аллегрова, а я получил за нее первый свой диплом на телефестивале «Песня года». Это был 1986 год. Всего этих дипломов у меня 23 штуки. А в 2004 и в 2012 годах мне был дважды вручен «Памятный приз им. Р. Рождественского за вклад в развитие отечественной эстрадной песни».

Особенно мне приятно, что некоторые песни, соавтором которых я являюсь, стали визитными карточками для многих артистов, исполнивших их: для Вячеслава Добрынина это «Не сыпь мне соль на рану», для Тамары Гвердцители — «Мамины глаза», для Игоря Саруханова — «Дорогие мои старики», для Ирины Аллегровой — «Все мы бабы — стервы», для Алексея Глызина — «Зимний сад» и «Ты не ангел», для Ирины Понаровской — «Ты мой бог», для Ярослава Евдокимова — «Колодец», этой песней он начинает и заканчивает концерт уже тридцать лет. А под песню «Все цветы» Николай Басков обходит зрительный зал и буквально собирает урожай букетов.

Я благодарен всем артистам, давшим жизнь моим песням, и считаю их полноправными соучастниками успеха этих произведений. Я глубоко убежден, что кроме композитора и поэта певец является полноценным «родителем» песни, потому что исполнением можно подарить песне крылья, а можно и приземлить ее, чему есть немало примеров. Так Алла Пугачева мало того, что замечательно спела песню «Одуванчик» на мои стихи, так она еще и придумала очень глубокий видеоряд, повернувший произведение совсем другой гранью. У меня облетающий одуванчик был символом любви, не выдержавшей порывов жизненных ветров, а Алла Борисовна показала на экране призывников, которых стригут «под ноль», привнеся в песню такую пронзительную интонацию, которую я как автор и не закладывал в нее.

Я с удовольствием вспоминаю эти и многие другие песни, а также артистов, которые дали моим стихам жизнь — им я их и посвящаю.

Не сыпь мне соль на рану

Вячеславу Добрынину

Ну почему меня не лечит время?

Ведь столько дней прошло с той черной ночи,

Когда, захлопнув дверь, ушла ты в темень,

А рана заживать никак не хочет.

Зачем звонишь, когда почти уснули

Воспоминанья о минувшей боли?

Мы календарь с тобой перевернули —

Так дай мне право жить своей судьбою.

Не сыпь мне соль на рану,

Не говори навзрыд,

Не сыпь мне соль на рану —

Она еще болит…

Когда-нибудь еще раз позвонишь ты,

И я, чтоб мы с тобою стали квиты,

Тебе отвечу: «Знаешь, третий лишний…»,

Быть может, полоснув по ране бритвой.

Зимний сад

Алексею Глызину

Которую неделю

Метут метели —

Не видно неба над землей…

И вот в такую вьюгу

Столкнулись мы друг с другом

В саду, где встретились весной.

Наверное, случайно,

Мы друг от друга в тайне

Вернулись оба в этот сад —

Расстались мы однажды,

И нам уже не важно,

Кто прав из нас, кто виноват.

Зимний сад, зимний сад

Белым пламенем объят —

Ему теперь не до весны.

Зимний сад, зимний сад —

Белым сном деревья спят,

Но им, как нам, цветные снятся сны.

Наверно, мы напрасно

В былой вернулись праздник,

Когда такие холода —

И, как другим прохожим,

Нам холодно, но все же

Зачем-то мы пришли сюда…

Ты не ангел

Алексею Глызину

Сколько всего о тебе говорят,

Только все это напрасно —

Где снегопад, ну а где звездопад,

Сам я смогу разобраться.

Мне ведь совсем незачем знать,

Что там с тобой было раньше, —

Раз ты меня научила летать,

Значит, не может быть фальши.

Ты не ангел,

Но для меня, но для меня

Ты стала святой.

Ты не ангел,

Но видел я, но видел я

Твой свет неземной.

Пусть не ангел ты,

Но если мне темно,

Приносишь ты счастливую весть,

Пусть не ангел ты —

Мне это все равно,

Ведь для меня

Сошла ты с небес.

Сморишь ты в зеркало или в окно —

Волосы вьются по ветру…

Даже не знаю, за что мне дано

Счастье увидеть все это.

И не потом, и не сейчас

Не разлучить нас с тобою —

Люди когда-то, задолго до нас,

Это назвали любовью.

Пепел любви

Алексею Глызину

Приговор, приговор

Вынес я сейчас

Любви:

Нам не быть вдвоем.

Был костер, был костер,

Но давно угас,

А мы

Угли бережем.

Но не согреемся мы

На пепелище любви.

Я сожгу, я сожгу

Письма от тебя:

Пускай

Жизнь рассудит нас…

И врагу, и врагу

Не желаю я

Того,

Что со мной сейчас.

Только уж лучше, чем тлеть,

Вспыхнуть — и сразу сгореть.

Ветер, ветер, ветер-бродяга

Без следа развеет этот горький дым.

Пеплом, пеплом станет бумага,

Пеплом твоим и моим.

В тишине, в тишине

Тлеет, чуть жива,

Свеча —

Я склонюсь над ней.

Пусть в огне, пусть в огне

Корчатся слова,

Поверь,

Мне еще больней.

Но я стерплю эту боль,

В дым обращая любовь.

Колодец

Ярославу Евдокимову

За дорогой кольцевой,

Как привет из прошлого,

Повстречался нам с тобой

Уголок заброшенный.

Опустевший старый дом,

Без вины покинутый,

И колодец под окном

С небом опрокинутым.

Колодец, колодец,

Дай воды напиться!

Колодец, колодец,

Дай неба глоток.

Быть может, быть может,

Еще возвратится

Счастливое время

И в наш уголок.

Мы не зря пришли сюда:

Здесь обиды кончатся,

И прощаться навсегда

Нам с тобой расхочется.

Мы сюда еще придем,

Чтоб в ошибках каяться —

Ведь в колодце даже днем

Звезды отражаются.

Дни летят

Софии Ротару

В юности кажется: жизнь бесконечной

Будет всегда —

Можно мгновения тратить беспечно,

Дни и года.

Но незаметно полжизни проходит —

Не возвратить…

И невозможно ушедшие годы

Снова прожить.

Дни летят,

За рассветом — закат,

За годами — года,

Дни летят…

Не забудь,

Что ни дня не вернуть,

Не вернуть никогда —

Не забудь.

Пусть нам достались несхожие судьбы,

Нужно суметь

Выбрать дорогу и всех, кого любим,

Счастьем согреть.

Нужно спешить, нужно жизни навстречу

Сердце открыть —

Жизнь так прекрасна и так

быстротечна —

Нужно спешить.

Все цветы

Николаю Баскову

Кружится Земля,

И ночь сменяет день —

Только для меня

Часы стоят,

Потому что я

Счастливей всех людей —

Мне Бог с небес послал

Тебя!

Все цветы,

Что только есть на свете, я сорву,

Чтобы ты

Открыла сердце мне свое…

Все цветы

Тебе одной лишь только я дарю,

Все цветы,

И сердце верное мое.

Как мне хорошо

Смотреть в глаза твои

И своей душой

Прильнуть к твоей…

Кружится Земля

Сейчас для нас двоих —

Нет больше никого

На ней.

На небе след моих губ

Филиппу Киркорову

Я бы спел тебе песню, но ты ее не услышишь,

Я построил бы дом, но ты в нем не захочешь

жить —

И огромное небо, свернувшись, лежит на крыше,

Я смотрю на него — и не знаю, о чем просить.

На небе след моих губ —

Это я целовал тебя,

На небе след моих рук —

Это я обнимал тебя.

У неба цвет твоих глаз,

Оно плачет и плачет дождем —

Небо помнит о нас —

Это мы забыли о нем.

Может, мы заблудились, когда улетали

к звездам,

Может быть, потеряли друг друга в земной

толпе…

И я небо листаю, как будто читаю прозу —

А когда-то стихи я на небе писал тебе.

За милых дам

Михаилу Шуфутинскому

Мне нравятся все женщины на свете:

Блондинка ли, брюнетка — все равно…

Признаюсь, не бросая слов на ветер,

Что для себя решил я уж давно:

«За милых дам, за милых дам!» —

Мой первый тост и тут и там.

Без милых дам, без милых дам

Как день прожить — не знаю сам.

Для милых дам, для милых дам

Всегда я свеж не по годам —

И если надо, жизнь отдам

За милых дам!

А тем, кто без подруги пропадает,

Открою я сейчас один секрет:

Ведь некрасивых женщин не бывает,

Бывают лишь мужчины так себе.

Но, как никто, нуждаюсь я в совете,

Ведь мучаюсь я каждую весну:

Мне нравятся все женщины на свете,

А выбрать надо все-таки одну.

Капля в море

Валентине Легкоступовой

Я рукой поглажу море —

На щенка похож прибой.

Жаль, что мы с тобою в ссоре —

Был бы рядом ты со мной.

Собралась я, было, плакать,

Но шепнула мне волна,

Что слеза — всего лишь капля,

Капля в море не видна.

Капля в море, капля в море,

А на море — корабли.

Капля горя, капля горя

В море солнца и любви.

Если есть начало ссоры,

Значит, будет и конец —

И случится очень скоро

Встреча наших двух сердец.

Были волны, словно горы,

Станут тихими потом —

И тогда мы нашу ссору

Каплей в море назовем.

Я пришел к тебе совсем

Александру Буйнову

Мы сидим с тобой на старой кухне,

Молча тянем горькую со льдом…

Раньше думал я, что небо рухнет,

Если мне вернуться в этот дом.

Но уходит жизнь, как лед в бокале,

И теперь я стал совсем другим:

Мы так долго врозь с тобой молчали,

Так давай же вместе помолчим.

Я пришел к тебе совсем,

И не спрашивай зачем,

Я пришел — и этим все сказал.

Я пришел к тебе совсем,

И спрошу тебя: «Ты с кем?» —

И ответ увижу по глазам.

Я так долго маялся по свету,

Все чего-то нового искал,

И не понимал, что кухня эта —

Для меня единственный причал.

Мы от одиночества устали,

Но теперь-то мы с тобой вдвоем…

Ничего, что тает лед в бокале —

Вместе мы и теплую допьем.

Бабушки-старушки

Вячеславу Добрынину

У подъезда кто сидит

Целый день обычно?

Кто на нас всегда сердит

И ворчит привычно?

Кто ругает снег за снег,

Дождь за дождь ругает

И, конечно, лучше всех

Все на свете знает?

Бабушки, бабушки, бабушки-старушки,

Бабушки, бабушки — ушки на макушке.

Бабушки, бабушки, мы вас уважаем,

Только как вас понять, мы, увы, не знаем.

Кто когда к кому пришел,

Кто чего нарушил —

Все известно хорошо

Бабушкам-старушкам.

Покачают головой

Строго и сурово —

И боится их порой

Даже участковый.

Спасатель

(Ах друзья мои, друзья)

Вячеславу Добрынину

На лодочной на станции

Работаю спасателем,

И ангелом-спасителем

Зовут меня не зря:

Хотите, не хотите ли,

Спасу вас обязательно —

Ведь все, кого я выручил,

Теперь мои друзья.

Ах, друзья мои, друзья!

Как вы там живете-можете?

Ах, друзья мои, друзья!

Теперь вы все — моя родня.

Когда-нибудь, когда-нибудь

Вы тоже, тоже мне поможете:

Когда-нибудь от одиночества

Спасете вы меня!

На лодочной на станции

Ангары все задраены,

Ледком вода подернулась,

И можно отдыхать…

Но я все дни по берегу

Слоняюсь неприкаянно —

Мне очень-очень хочется

Кого-нибудь спасать.

Одуванчик мой, моя любовь

Алле Пугачевой

Голодный ветер просит есть,

И я кормлю его с руки —

Мне одуванчиков совсем, совсем не жаль,

Но сердце рвется на куски.

Душа, голодная, как зверь,

Опять в мою стучится жизнь —

Ее одной любовью можно накормить,

Но где мне взять ее, скажи?..

Одуванчик мой, моя любовь, прости —

Время нелюбви сейчас на белом свете.

Одуванчик мой, моя любовь, лети —

Встретимся с тобой потом, когда утихнет ветер…

Глаза слезятся на ветру,

Но я рукой смахну слезу —

Пусть одуванчики подстрижены под ноль,

Им эта стрижка так к лицу.

И мне к лицу моя печаль —

И, значит, не узнаешь ты,

Что без любви душа подстрижена под ноль,

Как эти бывшие цветы…

Продавец цветов

Валерию Леонтьеву

Если б я служил в цветочном магазине,

Я бы все цветы бесплатно раздавал,

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Симон Осиашвили

Жанры и теги: Стихи и поэзия

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дорогие мои старики» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я