«Рассвет самообразования» — книга для тех, кто готов взглянуть на обучение по-новому. Она помогает найти в обучении не скучную обязанность, а способ раскрыть себя и управлять своей жизнью. Это возможность переосмыслить привычные подходы, найти вдохновение и превратить знания в инструмент для создания того будущего, о котором ты мечтаешь. Автор: Цеплит Слава — педагог с 20-летним стажем, который стал учителем, чтобы изменить систему образования. Столкнувшись с её неповоротливостью, он решил создать собственную систему и технологию самообразования — доступную, вдохновляющую и работающую для каждого. Даже быть писателем он учится сам. Эта книга — первая из серии «Рассвет самообразования», и её цель — поделиться опытом, который помог ему и может помочь каждому поверить в свои силы и изменить жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рассвет самообразования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Человек и мир — всегда в движении. Мы меняемся, потому что вынуждены, потому что обстоятельства диктуют свои правила. Мир диктует — мы адаптируемся. Но чьё это движение? План мира или ваш план? Цели внешние или ваши собственные? Вопросы, которые редко звучат, но именно от них зависит, кто вы — зритель или автор своей жизни.
Меняться можно по-разному. Иногда, исходя из советов, иногда из интуиции. Но самый разумный, современный и управляемый способ для осознанных перемен — это образование. И тут многие поморщатся: это слово чаще всего вызывает усталость, ассоциации с чем-то скучным и обязательным. Но что, если перевернуть эту мысль?
После этой книги вы пересмотрите всё, что знали об обучении, воспитании образовании и науке. Вы наконец увидите в этих понятиях не нагрузку, а силу.
Образование — это инструмент, изначально созданный для того, чтобы объединять людей, за счет их направленного формирования и усреднения. Оно формировало общие правила, нормы, базу для сосуществования. Но теперь его ограничения стали очевидны. Система сложна, многоступенчата, перегружена чужими представлениями о том, что нужно именно вам. Руководители с их интерпретациями передают указания директорам, те — учителям, и так до вас. Итог: обрывки знаний, посредственные смыслы, инструкции, не учитывающие современность и вашу уникальность. Это было нормой, пока доступ к информации был ограничен, а сложность её освоения — велика.
Но время изменилось. Наступает новая эра — Рассвет Самообразования. Эпоха, где учиться можно иначе. Эпоха, где каждый из нас может стать архитектором своих знаний, своей жизни, своей роли в мире. Эпоха, где ваши идеи и действия способны влиять на ход истории.
Почему это происходит именно сейчас? Вот три ключевых фактора, которые определяют этот переход:
1. Стремление к самодостаточности и свободе. Сегодня мы хотим быть не просто частью системы, а уникальными личностями и её осознанными творцами.
2. Информация доступна всегда и везде. Границы исчезли. Вопрос в том, как вы с этим распорядитесь.
3. Искусственный интеллект и технологии. Эти инструменты могут забрать на себя рутину обучения и дать вам главное — время для размышлений, творчества и развития.
Самообразование — это путь, который выбрал я. Это инструмент, который открыт каждому, у кого есть мышление, интернет и желание открыть себя и мир. Это не просто способ учиться, но также радость и польза от самого процесса. Это возможность постоянно меняться и чувствовать, как меняется жизнь.
Самообразование — это еще и проект. Ваш проект. Уникальный, личный, связанный с вашими целями, ресурсами, амбициями. Это импульс, который запускает новые вопросы, открывает двери к новым возможностям и формирует вашу новую реальность. Это движение, в котором вы — автор своей жизни.
Урок номер ноль
Прежде чем погрузиться в процесс самообразования, давайте определим, что именно оно собой представляет и почему это важно.
Разберем самообразование на части:
— Образование, в целом — это всё, что помогает нам развиваться, меняться и формировать себя, включая платформы, ресурсы и методики.
— «Само» — это наша личная позиция, наш выбор и инициатива.
— Позиция — это проектная модель нашей личности, определяющая, как мы подходим к обучению и не только.
— Проектная — значит инициативная, целесообразная, планируемая, контролируемая и рефлексируемая.
Не ругайте себя, если пока что-то неясно — возможно, какие-то термины, концепции или подходы кажутся сложными для понимания. Это нормально, и не останавливайтесь. Это не ваша вина и даже не вина вашего мозга. Объективно говоря, в этом нет виноватых. Просто до сих пор никто не знал, как научить вас понимать это, но теперь я здесь, чтобы помочь. Скажу больше: с помощью инструментов, техник и методов, описанных в данной книге, и конечно практики, вы научитесь этому сами.
Эта книга — как образовательное путешествие.
Оно начинается с познавательных пейзажей и внимательного экскурсовода, который будет подсказывать, куда смотреть и когда остановиться, чтобы осмыслить увиденное. А продолжится путешествие новыми познавательными квестами, где вы будете преодолевать реки непонимания и отдыхать под ночным небом, усыпанным звездами открытий и новых терминов. И конечно, вы окажетесь в настоящих интеллектуальных приключениях с лабиринтами смыслов и погонями за ускользающими контекстами.
Для того чтобы начать влюбляться в процесс самообразования, предлагаю вам сделать первый шаг. И прямо сейчас, ответьте сами себе:
— Что бы вы хотели изучить, если бы не было никаких ограничений? Позвольте себе мечтать без границ. Представьте, что вы можете освоить любую тему, навык или область знаний. Что это будет?
— Каким вы видите идеального Ученика? Опишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий ученик. Почему эти качества важны?
— Какую маленькую цель вы можете поставить на ближайшую неделю, чтобы начать это путешествие? Пусть это будет нечто простое, но конкретное — например, прочитать одну статью, посмотреть образовательное видео или найти книгу, которая давно вас интересовала.
Постарайтесь представить каждое из своих решений ярко и подробно. Создайте в своём сознании образ того, кем вы становитесь. Пусть этот образ начнет формировать в вас новую образовательную внутреннюю личность — Ученика, готового к развитию и познанию. Позвольте себе погружаться в этот процесс постепенно, шаг за шагом, открывая для себя новые горизонты знаний и саморазвития.
Теперь давайте вместе представим пространство, где будут проходить все наши образовательные процессы. Перед вами открываются просторы вашего сознания — океаны безграничных возможностей, полные неисследованных уголков и новых открытий.
Ваш интеллект — это свет, который освещает путь и помогает увидеть новые горизонты.
Мышление — это инструмент, позволяющий находить лучшие маршруты.
А память — это хранилище, где сохраняются все знания и опыт.
Каждый шаг в этом путешествии — это новое открытие, которое развивает ваш интеллект, мышление и память, делая вас сильнее и мудрее.
Не останавливайтесь — это главный совет, который несет эта книга, потому что только постоянное движение вперед позволит вам осваивать новые горизонты и расти. Остановка — это потеря возможностей, а движение — ваш путь к достижению целей. Остальное — чистые инструкции, концепции и алгоритмы без лишней воды. Я столько всего придумал, проверил, изучил, разобрал и разработал — от методов планирования до техник рефлексии и самоконтроля, что просто не могу не поделиться этим с вами. Если эти новые знания изменят вашу жизнь к лучшему, передайте их тем, кто важен для вас. Пусть мир станет немного умнее, добрее и интереснее.
Знакомство
Перейдем на ты? Меня зовут Слава. Теперь, когда ты читаешь эту книгу, я могу назвать себя еще и Писателем. Писатель — это новая роль, которую я освоил совсем недавно. Я сделал это, используя Самообразование, его инструменты и технологии, которые помогают изучать новое самостоятельно, осваивать знания через различные инструменты, практику и рефлексию.
Но, пожалуй, одна из основных моих личных позиций — это Учитель. Учителем для тебя я буду только до середины книги, а дальше перейду в позицию друга, партнера, товарища. Дочитав и разобрав эту книгу полностью, ты сможешь быть учителем для себя сам.
Мне нравится осваивать новые роли и создавать новые проекты, а самый главный из них — моя увлекательная, счастливая жизнь. Я не профессионал, а любитель в этом деле. И, может, именно поэтому все так успешно получается.
У меня нет особых регалий в жизни. Главное, чем я горжусь, — это то, что живу такую жизнь, какую хочу. Я люблю жизнь, своих близких и себя, и свободен от многих вещей, порожденных культурой и эпохой потребления.
Я всю сознательную жизнь посвятил самообразованию, и теперь это моё главное хобби, мой опус, и, видимо, теперь еще и книга.
Небольшое дополнение. Пока я работал над этой книгой, мне пришло еще несколько идей писательского творчества. Возможно, на момент прочтения тобой этого текста в интернете и на полках уже несколько моих творений. Я не хвастаюсь, а только подтверждаю то, что Самообразование работает, и то, что с его помощью мы можем быть кем угодно.
Я — Проект
Кто такой или что такое Я?
По сути, это ключевая тема всех моих написанных и будущих книг. Нам предстоит разбираться с этим и определяться всю жизнь. Когда мы говорим «Я», мы имеем в виду не всё наше существо, а лишь определённую его часть, аспект или контекст. Поскольку мы хотим менять себя и мир, важно привыкнуть регулярно знакомиться с новым собой и переопределять своё Я. Разобраться, что представляет собой Я и из чего строится внутренний мир, — одна из ключевых задач самообразования. Главный предмет изучения в самообразовании — это ты сам, даже когда ты изучаешь мир или вселенную.
Что такое проект?
Проектом мы будем называть процесс создания чего-либо и воплощение этого в жизнь, в нашу действительность.
Проектно — значит:
— Инициативно — по моей воле, с моей ответственностью.
— Актуализировано — проверено на наличие смысла и последствий.
— Спланируемо — содержащее цели, задачи и, желательно, стратегию.
— Контролируемо — рефлексия, правки и гибкость на каждом шаге проекта.
— Рационально — подтверждается фактами и не противоречит логике.
Звучит несложно… Но как всё это применить к себе? Как сделать себя Проектом? Как сделать свою жизнь более проектной? Эта книга — первая в серии «Я — Проект», и она раскрывает начальную, но важнейшую проектную позицию Ученика. В книге ты найдешь инструкции, техники и инструменты, которые помогут понять, как превратить самообразование в личный проект. Здесь также будут вопросы, на которые каждый из нас должен будет ответить по-своему.
Эта книга — тоже проект, и, конечно, у неё есть инициатор, свои цели, смыслы, задачи и стратегия, которые я обязательно раскрою в процессе нашего путешествия.
Проекты окружают нас повсюду. Их так много, что у людей не возникает интуитивного желания создавать что-то своё. Кажется, что проекты уже заполнили все ниши, и этого достаточно. Однако, чем больше проектов — тем больше в мире порядка. И если ты думаешь, что всё уже придумано и создано, — знай, что сто лет назад большинство людей думало так же.
Возвращаясь к теме книги, еще раз закрепим, что самообразование — это твой уникальный образовательный проект, который мы будем строить вместе, шаг за шагом. Такие шаги в проектах называются итерации.
Итерации, как проектные шаги
Можно сказать, что это попытка или версия сделать что-то определенным образом, но в отличие от простых шагов-попыток, в итерациях есть:
• План (хотя бы примерный).
• Сроки — или по-другому: дэдлайн, например, за какое время или до какого числа я планирую это сделать.
• Рефлексия — разбор для понимания, как и что делать в следующей итерации.
Первая итерация этой книги представляла собой надиктованные аудиосообщения в Телеграм. Вторая итерация включала лекции и семинары, а третья — схемы, карты и концепции. Эти шаги иллюстрируют, как проект может трансформироваться и развиваться на каждом этапе. В конце концов, я решил, что это будет книга. Если в этой версии книги ты найдешь что-то неправильное, опасное или, наоборот, полезное и вдохновляющее, напиши мне в Телеграм: @Slavaabc.
Чтобы закрепить тему «Я-проект», предлагаю выполнить небольшие упражнения:
— Представь три качества или навыка, которые ты хотел бы развить в рамках своего «Я-проекта».
— Поразмышляй о своём идеальном «Я» через год. Каким ты его видишь? Какие изменения и новые возможности ты ожидаешь?
— Вспомни, какие маленькие шаги ты можешь предпринять уже сегодня, чтобы начать трансформировать своё «Я» в проект.
Можешь записать это, проговорить, или просто дай себе время осмыслить эти вопросы. Пусть это станет началом твоего путешествия в проект «Я».
Университет Самообразования
Эта книга — самостоятельное произведение, созданное для личного пользования, и одновременно часть масштабного проекта, который развивается параллельно. К концу 2024 года в городе Геленджик мы запускаем Университет Самообразования — место, где наша концепция обретает реальное воплощение. Если тебе интересно увидеть это своими глазами или, возможно, создать такой Университет в своём городе, свяжись со мной в Телеграм: @Slavaabc.
Этот проект — не просто идея, это шаг к переменам. Мы вместе можем строить мир, где самообразование — это реальность, наполненная новыми возможностями и величием мысли.
Что такое образование?
Начнем с того, что каждый из нас, вне зависимости от возраста, всегда участвует в образовательных процессах. Мы все растем, меняемся и учимся, и именно этот процесс делает нашу жизнь сильнее и интереснее. Образование может быть формальным, как школы, вузы или курсы повышения квалификации. Формальное образование ставит перед нами конкретные цели: освоение знаний, развитие навыков, получение диплома. Эти цели позволили человечеству сделать огромный скачок вперёд, создав культурную революцию и заложив основу для прогресса. Однако мир меняется быстрее, чем формальное образование успевает адаптироваться. Оно — большая и медленная машина, которая не всегда успевает предложить нам то, что действительно актуально.
Со временем вместе с формальным стало развиваться и неформальное образование. Оно ориентировано на цели и задачи самого ученика, ставит его на один уровень с преподавателем. Такие школы и организации сейчас — довольно распространённое явление по всему миру.
Мы также все участники бытового образования — учимся каждый день, просто проживая жизнь, из взаимодействий с другими людьми и повседневных ситуаций. Это образование без границ, где каждый момент — может быть уроком, а каждый человек — учителем.
Вопрос к тебе: Чему ты учишься у жизни? Чему хочешь научиться? Какие цели ты ставишь своим учителям?
Эти вопросы не из легких. Ответить на них искренне — задача, которая может вызвать внутренний дискомфорт. Но именно такие вопросы ведут к настоящим открытиям. Если ты не остановишься, впереди тебя ждёт много удивительных озарений. И, если ты откроешь свой разум, то научишься получать удовольствие от вопросов и сложных задач. А если тебе уже это нравится — тем лучше и быстрее пойдет весь процесс.
Давай взглянем на своё образование как на захватывающее путешествие, где каждый этап — важный шаг к твоему будущему. Что ты уже успел пройти, и какие вершины тебе ещё предстоит покорить? Представь свою жизнь как масштабный проект, в котором каждое знание и навык создают прочный фундамент для будущего.
Перед тобой — разные пути, которыми ты шёл. Формальное образование — это тот маршрут, который помогал тебе выстраивать систему и понимать правила игры. Оно закладывало основу твоего понимания мира и давало уверенность в обществе. Однако вместе с этим оно сформировало и определённые ограничения — убеждения и стереотипы, которые могут мешать тебе мыслить свободно и видеть новые возможности.
Подумай, какие из этих знаний стали основополагающими для тебя, а какие — ограничивающими? Как они укрепили твой фундамент и где, возможно, ограничили твой рост?
Также, вспомни свой опыт неформального образования. Это были моменты, когда ты начал строить что-то уникальное. Ты добавлял элементы, которые действительно тебе интересны и отражают твою личность. Эти знания были добыты тобой, и именно они делают твой путь особенным.
Теперь представь науку как инструмент исследования. Это твой способ расширять границы возможного, задавать вопросы и искать ответы. Представь, что ты пытаешься понять, как устроена вселенная, или найти способ улучшить жизнь на планете. Именно такие цели помогают нам двигаться вперёд и открывать новые горизонты. Этот процесс не только помогает тебе понять мир вокруг, но и развиваться внутренне, как личность.
Какие вопросы, возникающие у тебя, толкают тебя вперёд, заставляют искать больше?
Самообразование — это не просто потребление знаний, а также их создание, осмысление и применение в жизни. Вспомни моменты, когда приобретённые знания помогали тебе делать важные шаги, менять что-то в себе или в окружающей реальности. Этот процесс — твой, он не закончен, и каждое твоё действие создаёт твою собственную историю образования.
Пусть эта картина поможет тебе осознать, что образование — это еще и процесс творения. Это то, что помогает тебе расти, менять мир вокруг и строить то будущее, которое ты видишь для себя.
Какой же смысл осваивать навык самообразования и различные технологии персонального обучения?
Главный смысл — это свобода и самодостаточность. Свобода выбирать свои цели и ценности. Свобода от чужих мнений и устаревших представлений о мире и себе. Это возможность самому решать, каким ты хочешь видеть своё будущее.
Самообразование не противоречит тем формам обучения и воспитания, к которым ты привык. Оно расширяет эту картину и добавляет в неё тебя, твою волю, твои смыслы, особенности твоей личности и специфику твоего жизненного пути.
Образование — это не подготовка к жизни, потому что жизнь уже идёт прямо сейчас. Будь тебе 15 лет и ты учишься в школе, или 35 лет, и ты осваиваешь новую компетенцию для расширения бизнеса — каждый день это жизнь и возможность для роста.
Образование должно преобразовывать жизнь, открывать новые возможности, цели и смыслы. Оно — часть жизни, и, разобравшись в его правилах, инструментах и возможностях, мы сможем смело сказать, что образование с нами навсегда.
Мы не будем фокусироваться на проблемах и рассуждать, почему сейчас это не так и чем плохо стандартное образование. Вместо этого мы сосредоточимся на идее и цели сделать по-новому и создать так, как нужно тебе.
Вспомним три основных инструмента для образования, которые ты уже знаешь — это обучение, воспитание и научный подход.
Обучение помогает нам расширять свой кругозор и приобретать новые знания, умения и навыки.
Воспитание влияет на наши ценности и помогает формировать характер, делая нас сильнее и осознаннее.
А научный подход позволяет глубже понять мир, учит критически мыслить и проверять всё, что мы узнаём.
Наша первостепенная задача — добавить к этим инструментам твою жизненную позицию САМО:
• Самообучение — технология, которую мы разберем в 3 главе.
• Самовоспитание — технология, о которой мы подробно поговорим в 7 главе.
• Наука в позиции САМО — это когда каждый из нас становится немножко ученым. Научный подход необходимо примерить на себя, сделав его основой для проверки, сравнения и открытий в работе с любой информацией.
Наука и её роль
Наука — это наше стремление понять, как устроен мир вокруг. Это процесс исследования, система предположений и открытий, которая постоянно развивается, чтобы дать нам всё более точное понимание реальности. Например, долгое время люди верили, что Земля находится в центре вселенной, пока наука не предоставила новые данные, опровергшие это представление. Именно такие предположения, их последующая проверка и корректировка позволяют нам углубляться в понимание реальности.
Мир гораздо больше, шире и глубже, чем мы способны понять, даже если бы все люди были учёными. Занятия наукой не просто открывают нам новые знания и секреты — они развивают возможности нашего мозга. И поэтому нас ждут новые открытия о себе, людях и мире в целом.
Занимаясь наукой, ты учишься задавать вопросы. Не бояться сомневаться, искать правду там, где её не видят другие. Это невероятное приключение — раздобыть ответ, которого не знал никто до тебя. Каждый новый шаг в этом пути открывает не пределы, а новые горизонты.
Теперь давай поговорим о том, что нужно для занятий наукой, какая цена и что мы, так сказать, теряем. Да, цена есть. Прежде всего — это время. Не всё решается в одно мгновение. Тебе придётся приложить усилия, быть терпеливым. Но самая главная «плата» за науку — признание того, что ошибаться это нормально. Принятие своей неправоты, умение признавать свои ошибки — это не слабость, а сила. Ведь только тот, кто готов переосмысливать, способен учиться и двигаться вперёд.
А с каждым ответом, с каждой пройденной преградой ты становишься сильнее. Ты начинаешь видеть то, что было скрыто для других. В твоих руках появляются инструменты, чтобы менять мир. Способность мыслить критически, задавать вопросы, принимать свои ошибки и стремиться к истине — это путь сильной личности.
Начни с малого. Одно прочитанное сегодня правило, одна решённая задача, одна концепция, которую ты понял и объяснил себе. Каждый маленький шаг — это кирпич в фундамент твоей уверенности и силы.
Наука открывает двери в будущее. Кто знает? Возможно, именно ты найдёшь ключ к одной из этих дверей. Только начни. И пусть ошибки не будут твоим врагом — они будут твоей дополнительной информацией. Это цена, но она не сравнится с той силой, которую ты получишь взамен.
Ошибки учат нас, укрепляют и помогают становиться лучше. Ошибки — это не поражения, а необходимые этапы на пути роста и открытия нового. Мы с тобой только начинаем путь самообразования, и я уверен, что нас ждут не только сложности, но и большие победы. Всё, что ты уже знаешь или думаешь, что знаешь, обязательно найдёт своё место в этом пути.
Не бойся ошибаться — каждый шаг, даже если он кажется неверным, приближает нас к истине и делает наше путешествие по-настоящему ценным.
На каком бы уровне ты ни был, мы не будем ничего обнулять или отвергать. Мы будем расширять и углублять твои образовательные успехи, навыки и инструменты. Мы будем всё проверять и подвергать сомнению. И я хочу, чтобы ты был готов признать свои ошибки, если мы их найдём.
Все, кто делал открытия, точно ошибались и возможно, даже то, что мы все сегодня считаем правильным — тоже чья-то ошибка. В конце концов все научные данные — это просто удачные актуальные предположения.
Зачем нам новые термины и понятия?
Перед тем как перейти к новым терминам и понятиям, давай разберёмся, зачем они нужны в самообразовании:
— Новые термины добавляют слова в наш словарный запас, что помогает лучше выражать мысли и эмоции.
— Новые понятия углубляют понимание определённых тем, делая нас более компетентными в конкретных областях.
— Знание специализированных терминов позволяет быстрее и эффективнее усваивать новую информацию.
— Новые понятия побуждают нас анализировать и переосмысливать уже известные знания, развивая критическое мышление.
— Овладение новыми терминами стимулирует мозг к поиску новых связей и ассоциаций, что способствует инновациям и креативному мышлению.
— Знания новых терминов улучшают наше общение и понимание в профессиональных и личных взаимодействиях.
Ключевые смысловые понятия этой книги и Жизни
Теперь, когда мы осознали, что образование — это не просто этап, а часть нашего жизненного пути, давай глубже рассмотрим три ключевых понятия: энтропия, искусственный интеллект и эмерджентность. Эти понятия не являются абстракциями, а выступают ключами к пониманию наших проблем и раскрытию истинных возможностей.
1. Энтропия
Энтропия — это то, что заставляет нас постоянно развиваться, предпринимать действия и заботиться о себе. Она не позволяет нам оставаться в состоянии покоя, требуя активного участия, чтобы поддерживать порядок в жизни. Энтропия — это мера беспорядка или хаоса в системе, и хаос всегда стремится захватить контроль. Когда человек ничего не делает и не думает, его тело, мозг и жизнь становятся менее организованными и более хаотичными. Это происходит потому, что без активного участия человека его тело и жизнь подвергаются естественным процессам распада и деградации. Например, информация забывается, если с ней не взаимодействовать; отношения рассыпаются, если не уделять им внимание; понимание себя теряется, если не изучать себя; интерес к миру угасает, если не стремиться его познать.
Энтропия — это понятие, которое ты можешь наблюдать в жизни. Например, беспорядок на дорогах без правил и регулирования, или беспорядок в комнате, если не заниматься её организацией. Представь, как одежда и вещи начинают накапливаться в углу комнаты, если их не убирать; как растения в саду начинают зарастать сорняками, если за ними не ухаживать. Даже отношения с близкими могут ослабнуть, если не уделять им внимания и заботы. Энтропия присутствует в каждом аспекте нашей жизни, если мы не предпринимаем сознательных действий для поддержания порядка. Главное в контексте энтропии — понять, что, когда я ничего не предпринимаю, мир не ждёт и не стоит на паузе, а его величество Хаос разрушает и остужает всё в моей жизни.
Энтропия является фундаментальным законом физики, который применяется ко всем системам, включая живые организмы и социальные структуры. Энтропию можно уменьшить, но никогда полностью устранить. Если мы не проявляем свою волю, целеустремлённость и активность, энтропия растёт и в нашей голове, и в жизни, а вокруг нас становится всё больше беспорядка. Именно поэтому нам нужно самообразование — чтобы осознанно противостоять хаосу, поддерживать порядок и развиваться как личности. Без стремления к обучению и самосовершенствованию мы автоматически подпадаем под влияние энтропии, теряя контроль над своей жизнью.
2. Искусственный интеллект
Мы уже упоминали его, когда говорили о том, почему именно сейчас наступает рассвет самообразования. Для тех, кто уже пользуется этой технологией, всё кажется простым, но на самом деле это только на первый взгляд. Искусственный интеллект — это перспективное направление, его изучение и использование даёт большие преимущества в жизни. Сегодня для меня ИИ — это ускоритель и объективизатор человеческой мысли. Как калькулятор помогает считать, так, например, нейросеть GPT помогает ускорять рутинные процессы мышления, освобождая ресурсы для осознания смыслов, связей и сути вещей.
Через несколько лет ИИ станет обыденным инструментом в быту и прогрессе человека. Он будет интегрирован в повседневные процессы: умные помощники будут управлять нашими домами, персонализированные приложения помогут нам поддерживать здоровье, а автоматизированные системы позволят оптимизировать работу и обучение. Так что, если ты ещё не освоил его, самое время начать. В каждой главе мы будем осваивать новые способы образовательного взаимодействия с GPT. Кстати, ты можешь уже проверить вместе с ним информацию про энтропию.
3. Эмерджентность
Эмерджентность — это сила, которая может противостоять энтропии. Она возникает в системах, где есть связи и простые, логичные правила между частями. Например, человеческие общества, экономика, технологии. Эмерджентность означает, что в результате простых и рациональных взаимодействий появляются новые свойства, которых не было у частей системы по отдельности. Например, коллективное поведение муравьёв, которые вместе строят сложные сооружения, или формирование сознания в человеческом мозге — это примеры эмерджентных свойств, возникающих благодаря взаимодействию множества элементов.
Еще одним примером эмерджентности можно назвать технологии. Но не все технологии уменьшают энтропию. Например, робот-пылесос может навести порядок, но его создание увеличивает энтропию на этапах производства, логистики и потребления ресурсов. Можно также привести в пример устаревшую систему образования, которая изначально создавалась для нужд индустриальной эпохи. Сейчас она больше способствует росту энтропии, так как не соответствует современным потребностям общества: устаревшие методы преподавания, отсутствие персонализации и подавление творческого подхода приводят к демотивации и потере интереса у учащихся, создавая больше хаоса и упущенных возможностей, чем порядка.
В этом абзаце ты прочел о «Индустриальной эпохе»… Знаешь ли ты в чем она заключалась и в чем ее разница от остальных эпох? Если нет или не совсем, то сложно будет понять весь смысл. Поэтому, давай мы с тобой сразу введем одно из простых эмерджентных самообразовательных правил прочтения этой книги:
Если в тексте прочел что-то неизвестное или не до конца понятное, можно остановиться и найти дополнительную информацию. Можешь использовать нейросети, или другие, удобные тебе ресурсы.
Далее мы разберем и другие правила. Можно сказать, что эта книга о том, как создать эмерджентность в своей системе самообразования. Для эффективной эмерджентной образовательной технологии важно, чтобы каждый участник понимал суть, правила, инструменты и принципы. И, конечно, чтобы у каждого участника был свой интерес и понимание своих возможностей. Это и есть практическая цель самообразования.
На протяжении книги, да и в жизни, мы ещё не раз коснёмся всех этих понятий. Я уверен, что ты поймёшь, насколько всё может быть простым и увлекательным. Меняться сложно, учиться сложно… но это только потому, что пока не понятно как.
Интерактивное закрепление новых понятий
Теперь, когда мы разобрались с этими важными понятиями, давай попробуем применить их на практике. Я хочу предложить тебе несколько вопросов и заданий для размышления, чтобы закрепить материал и почувствовать, как эти идеи могут работать в твоей жизни:
— Энтропия вокруг тебя: Вспомни три аспекта своей жизни, где ты замечаешь проявления энтропии. Это может быть беспорядок в квартире, упущенные возможности в работе или забытые цели. Подумай, какие шаги ты можешь предпринять, чтобы уменьшить энтропию в этих областях.
— Использование ИИ: Задумайся, как ты можешь использовать искусственный интеллект для самообразования или упрощения своей повседневной жизни. Если ты ещё не пользовался такими инструментами, как GPT, попробуй задать ему вопрос о том, что тебе интересно, и посмотри, как он может помочь.
— Эмерджентность в самообразовании: Подумай о группе людей, с которыми ты взаимодействуешь. Какие простые правила или принципы могут помочь создать эмерджентное взаимодействие? Возможно, вы можете вместе работать над проектом или обучаться чему-то новому, чтобы создать результат, выходящий за рамки индивидуальных усилий.
Эти упражнения помогут тебе не только понять теорию, но и начать применять её в жизни, делая своё образование и развитие более осознанным и эффективным.
А дальше мы поговорим о том, к чему сегодня стремится каждый разумный человек, и как самообразование поможет этого достичь.
Самодостаточность
Самодостаточность всегда была для меня синонимом свободы, но свобода — слишком личное и философское понятие, чтобы использовать его как цель или критерий. Самодостаточность, в отличие от свободы, можно измерить и использовать, чтобы понять, насколько успешно ты овладеваешь навыками самообразования и персонального обучения.
Что такое самодостаточность? Давай опишем её формулу так: целостность плюс счастье, плюс собственные смыслы, плюс осознание своего потенциала.
Попробуем проще: самоуважение плюс финансовая, социальная и эмоциональная свобода, а также такие инструменты для самореализации, как технологии, знания, навыки и опыт. В позиции Самодостаточности нет места для гонки за успехом, совершенством или статусом. Мы говорим о внутреннем ощущении баланса между своими сильными и слабыми сторонами, свободами и ограничениями.
Самодостаточность — это новый формат отношений с собой и миром. Независимо от того, кем мы стали и чего достигли, важно видеть, чем можно гордиться, и понимать, к чему стремиться. Быть самодостаточным — значит уметь делать всё, что необходимо самому, но при этом, умело использовать внешние ресурсы для большей эффективности. В самообразовании такими ресурсами могут быть книги. Конечно, во всем можно разобраться самому к своим шестидесяти годам, но, если еще и опираться на опыт других, ты научишься гораздо быстрее.
В некоторых делах действительно лучше попробовать самому, чем искать ответы в книгах или у учителей.
Второе эмерджентное правило самообразоавания:
— Чем меньше цена ошибки в том, что я собираюсь изучать, тем раньше нужно начинать практику в этом деле. И наоборот.
— Если я не знаю цену ошибки, то лучше начать изучение именно с её понимания.
Ошибка — естественный результат изучения чего-то нового, но современная система образования учит нас избегать ошибок. Система оценок добавляет к этому эмоциональный компонент:
пятёрка — молодец
двойка — балбес
Отношение к ошибкам формируется с детства, и для многих оно стало устойчивым. Но если задуматься, можно увидеть, как система манипулирует нами, подменяя понятия.
Отсутствие ошибок — то есть Пятерка: говорит о том, что проверочная работа слишком проста для ученика, и ему нужно задание другого уровня для развития, а не очередная похвала.
Предельное количество ошибок — то есть Двойка: должна сигнализировать учителю, что задание слишком сложное, непонятное или ученик не в ресурсе — это необходимость обсудить ситуацию, а не повод для порицания.
Передайте это своим учителям. «Учитель» в этой книге — это любой человек, который учит и проверяет, как ты научился. Возможно, они не изменятся и не изменят своих методов, а значит, измениться нужно нам. Здесь также важна самодостаточность. Мы можем обходиться без оценивания со стороны, но привыкли к этому или просто не пробовали по-другому.
Самодостаточность — это способность действовать, ошибаться и оценивать свои результаты самому. Обратная связь бывает полезной для самооценивания: она помогает взглянуть на свои действия со стороны и заметить то, что самому может быть не видно. Главное, чтобы чужое мнение не становилось основным ориентиром, а служило дополнительным источником для размышлений и роста.
Самодостаточность невозможна без рефлексии. Мы должны рефлексировать и ошибки, и успехи.
Ошибки — естественная часть пути ученика, а успех — естественное следствие осмысленных ошибок.
Рефлексия — это обдумывание и осмысление опыта и отличный инструмент для самообразования.
Ответственность и самодостаточность
Ещё один важный компонент самодостаточности — это ответственность. Прежде всего, ответственность перед собой и за себя: за свою жизнь, выбор, тело, здоровье, интеллект, жизненные позиции и участие в жизни мира. Самодостаточные люди:
— Не нуждаются в подчинении кем-либо или кого-либо.
— Умеют говорить «нет».
— Имеют своё мнение и легко (если нужно) могут им ни с кем не делиться.
— Строят здоровые привязанности с близкими людьми.
— Не допускают зависимости в свою жизнь.
— Мотивируют себя сами, своими целями и смыслами.
— Не нуждаются в контроле.
— Способны создавать задачи сами себе.
Самодостаточность — это то, к чему мы будем стремиться на пути самообразования и одновременно то, что нам будет необходимо на этом пути. Глядя на это описание, может показаться, что самодостаточность далека от нас сегодняшних. Но важно помнить, что это достижимая цель, к которой мы будем двигаться шаг за шагом. Впереди нас ждёт много увлекательных задач и вызовов. Чаще всего мы будем бросать вызов себе, но иногда — миру, нормам и правилам.
Согласно принципам образования, начнём с самого простого и доступного. А далее будем углубляться и усложнять. Это книга о самообразовании, а значит, у тебя будет своя личная стратегия и индивидуальная скорость изучения материала. Главное — не останавливайся. Возвращайся и перечитывай непонятное столько раз, сколько нужно. Можешь год изучать одну главу, а потом за неделю разобраться с другой. Если ты будешь не просто читать, а изучать написанное, то твоя скорость и качество обучения будут расти вместе с углублением в книгу. Все компоненты и инструменты, описанные здесь, я использую практически ежедневно, делая свою жизнь увлекательнее, насыщеннее и осознаннее.
Чтобы закрепить понимание самодостаточности, предлагаю применить немного воображения:
— Визуализация своих ресурсов: Представь, что ты стоишь на вершине холма, окружённый своими ресурсами. Это могут быть книги, навыки, поддержка друзей — всё, что помогает тебе двигаться вперёд. Постарайся визуализировать, как каждый из этих ресурсов усиливает твою устойчивость и самодостаточность. Какую роль играет каждый ресурс в твоей жизни?
— Сценарий будущей победы: Вообрази, что ты достиг уровня самодостаточности, о котором мечтаешь. Как изменилась твоя жизнь? Как ты принимаешь решения? Какие новые возможности перед тобой открылись? Представь это в деталях, чтобы лучше понять, как можно двигаться к этому состоянию уже сейчас.
— Метафорический диалог с собой: Представь, что самодостаточность — это персонаж. Как она выглядит? Какие советы она может дать тебе, чтобы стать более независимым и уверенным? Представь короткий диалог с этим персонажем.
Следующий самодостаточный инструмент для изучения, обучения и исследования, который позволит понять, что нужно менять и над чем работать — это позиции.
Позиции
Позиция — это сочетание наших взглядов, убеждений и установок, через которые мы смотрим на себя и мир. Это наш образ восприятия, который формируется и меняется на протяжении всей жизни.
Позиция не статична — она может изменяться, создавая новые мнения и убеждения. Наше нынешнее восприятие себя влияет на наше будущее. Позиции часто формируются на подсознательном уровне под воздействием обстоятельств. Иногда они помогают нам лучше понять себя, иногда служат для защиты, а порой позволяют произвести впечатление или установить границы.
Но гораздо интереснее изучить проектные позиции — те, которые мы можем сознательно создавать и редактировать. Проектные позиции — это временные ментальные модели, которые мы используем для исследования и тестирования своих новых характеристик, функций и возможностей. Ментальное — это то, что относится к нашему мышлению, эмоциям и внутреннему миру чувств. Например, можно представить проектную позицию уверенного человека, в которой ты сознательно принимаешь поведение уверенного человека на какое-то время, чтобы понять, как это влияет на твои взаимодействия и самоощущение. Затем, после успешного тестирования, мы можем интегрировать эту позицию в свою личность.
Проектные позиции позволяют нам гибко исследовать себя и мир, экспериментировать с новыми ролями и подходами. Например, ты можешь попробовать быть более публичным или более эмпатичным, не боясь неудачи, потому что это всего лишь эксперимент.
Однако сделать наши позиции самодостаточными в современном мире непросто. Современное общество оказывает давление через социальные сети, стремление к успеху и постоянное сравнение, что часто приводит к созданию позиций на основе конкуренции и противоречий, а не внутренней устойчивости. Перед тем как перейти к формулировкам, важно понять, почему эти позиции так значимы. Они формируют наше восприятие себя и окружающего мира, и от того, какую позицию мы выбираем, зависит, как мы взаимодействуем с другими и как воспринимаем свои возможности.
Вот четыре формулы, которые представляют основные типы восприятия и взаимодействия. Они помогают понять, как мы относимся к себе и к другим, и служат основой для формирования наших позиций:
1. Я в порядке — Ты в порядке (Я+; Они+)
— Я уверен в себе и считаю, что другие заслуживают доверия и уважения.
— Пример: «Я достоин любви и уважения, и Они тоже».
Эта позиция — основа для позитивного взаимодействия с миром. Она позволяет чувствовать себя устойчиво, уважать себя и других, что создаёт фундамент для гармоничного личностного роста и конструктивных отношений. С этой позиции мы можем создавать и развивать проектные позиции, поддерживающие наш рост и взаимодействие с окружающими.
2. Я в порядке — Ты не в порядке (Я+; Они-)
— Я уверен в себе, но думаю, что другие проблематичны или не на моём уровне.
— Пример: «Я молодец, а все вокруг делают что-то не так».
3. Я не в порядке — Ты в порядке (Я-; Они+)
— Я сомневаюсь в себе и считаю, что другие лучше меня.
— Пример: «Все вокруг такие умные и успешные, а у меня ничего не выходит».
4. Я не в порядке — Ты не в порядке (Я-; Они-)
— Я разочарован в себе и также скептически отношусь к другим.
— Пример: «Всё плохо: и я, и ты, и весь мир вокруг».
Как ты уже понял, самодостаточной можно назвать только первую позицию: «Я в порядке — Они в порядке». Остальные позиции не являются самодостаточными, так как они основаны на негативных оценках себя или других, что препятствует гармоничному росту, снижает уверенность и мешает эффективному взаимодействию с миром. Первая позиция, основанная на уважении к себе и к другим, даёт нам устойчивость и уверенность. Опираясь на неё, мы можем позитивно и конструктивно создавать новые проектные позиции, позволяющие развиваться и взаимодействовать с окружающим миром максимально эффективно. Первая позиция помогает нам сохранять баланс, открытость и готовность к сотрудничеству, что является основой для успешного личностного роста.
Алгоритм формирования новой, проектной позиции:
1. Найти, определить или создать образ своей новой позиции (например, позиции ученика).
2. Узнать или придумать быт человека в такой позиции — как он живёт, какие привычки и поведение ему присущи.
3. Сделать внутренний самоманифест — сильное и понятное заявление самому себе, что я теперь в этой позиции, с конкретными её характеристиками (лучше записать это текстом).
4. Изучить опыт похожих кейсов-людей в этой позиции, чтобы найти плюсы и минусы.
5. Пробовать делать то, что делают в этой позиции — раз я уже это делаю, значит, я уже в этой позиции.
6. Целеполагание и осмысление, зачем эта позиция конкретно мне и к чему она должна меня привести, что мне может дать.
7. Манифест близким, тем, кто точно поддержит или даст объективную обратную связь.
8. Углубление, совершенствование и индивидуализация этой позиции — получение результатов и адаптация позиции под свои особенности.
9. Рефлексия и анализ полученных результатов и возможных проблем, возникающих от этой позиции.
10. Осознанное решение о том, что из этой позиции можно оставить себе и встроить в свою личность, а что останется просто опытом.
По такому же алгоритму я формировал и свою позицию писателя. Это было довольно просто… Хотя, если бы пару лет до этого меня спросили о планах или перспективных проектах я бы точно не предположил, что смогу писать и уж точно, я бы не поверил, что мне это понравится.
Психологические роли и их влияние
С течением времени устойчивые позиции превращаются в наши роли. Психологическая роль — это набор компонентов поведения, которые человек принимает и проявляет в разных ситуациях и отношениях. Это как «маска» или «образ», который мы выбираем в зависимости от того, с кем общаемся и в какой ситуации находимся. Можно сказать, что все наши нынешние роли — это бывшие, укрепившиеся позиции или их части. Например, роль учителя во мне могла начаться как позиция стремления делиться знаниями и помогать другим, а затем развиться в устойчивую личностную роль.
Если я не управляю своими позициями, то в итоге получаю комплекс ролей, которые создаются сами по себе, без моего осознанного участия. Управлять своими позициями можно через осознанное наблюдение за своим поведением, регулярную рефлексию и постановку целей, направленных на развитие желаемых качеств. Проектируя свои позиции, рефлексируя над ними и внося изменения, я словно программирую свои будущие роли и другие компоненты личности, что уже можно назвать Самообразованием.
Важно понимать, что какая бы ни была твоя позиция, без её презентации и позиционирования в неё никто не поверит — возможно, даже ты сам. Мир не всегда справедлив, и часто тот, кто громче заявляет о себе или просто имеет нужные связи, получает признание. А тот, кто много трудится и действительно является ярким представителем какой-то позиции, но не заявляет об этом публично, остаётся в тени. Если тебе, как и мне, всё равно, что думают другие, ты можешь не обращать внимания на этот аспект и рекламироваться только тогда, когда сам захочешь. А для этого необходимо научиться принимать только те отзывы и оценки, которые действительно важны для тебя, то есть, опять же, становиться самодостаточным.
Позиция Ученика
Позиция ученика — это основа самообразования. Она определяет наше отношение к знаниям и способ взаимодействия с миром. Например, человек с позицией ученика может активно искать новые возможности для обучения на работе, задавать вопросы коллегам, делиться своими находками и использовать каждый опыт для личного роста. Это позволяет не только глубже понимать предмет, но и формировать более конструктивные отношения с окружающими. Позиция ученика — это целостный подход к жизни, при котором человек всегда открыт к новым знаниям, готов задавать вопросы, искать ответы и стремиться к совершенству.
Учение — это активное действие. Быть учеником означает не просто воспринимать информацию, а стремиться понять её, находить связи, проверять на практике, сомневаться и переосмысливать. Например, изучая новый язык, активное обучение включает общение с носителями языка, написание текстов и анализ ошибок. Такая позиция помогает глубже усваивать материал, развивать необходимые навыки и поддерживать внутреннюю мотивацию.
Позиция ученика играет важную роль в становлении личности. Она формирует устойчивость к трудностям, позволяя не сдаваться при неудачах и искать новые пути. Позиция ученика помогает адаптироваться к изменениям, быстро реагировать на новые обстоятельства и извлекать уроки из каждого опыта. Принятие этой позиции — первый шаг на пути к осознанному самообразованию, которое превращает знания в инструмент для создания лучшей версии себя.
В этой книге мы рассмотрим, как позиция ученика может стать вашим постоянным спутником на пути развития, какие еще преимущества она даёт и как её использовать для достижения целей в обучении и жизни. Выполнение заданий и применение инструментов, описанных здесь, помогут вам сформировать сильную и устойчивую Позицию Ученика.
Эта книга — приглашение воспринимать самообразование не как временное усилие, а как образ жизни.
Итоги Предисловия
Эта книга для тех, кто готов взять жизнь в свои руки, стать силой перемен и изменить мир к лучшему.
Рассвет Самообразования — это новая эпоха образовательных технологий и формирования уникального стиля жизни. Книги, курсы, видео-хостинги, платформы с открытым доступом и искусственный интеллект уже сегодня позволяют каждому учиться в любое время и в любом месте.
Сейчас важно не просто учиться, а создавать свой собственный подход к обучению, чтобы превратить знания в реальные изменения, ведь идеи и действия каждого могут изменить историю.
Три ключевых фактора актуальности Самообразования:
— Стремление к самодостаточности и свободе.
— Доступность информации для каждого, в любое время.
— Искусственный интеллект и технологии, которые могут выполнять функции учителей.
Образование может стать безграничной областью возможностей, если мы добавим к нему новую позицию «Само» — самостоятельное управление своими решениями, своим вниманием, где личная инициатива и ответственность играют ключевую роль.
У нас всё получится — каждый шаг приближает нас к мечте, каждая ошибка делает нас сильнее и мудрее.
Проектно — значит: инициативно, целесообразно, планируемо, контролируемо, рефлексируемо. Шаги в проектах называются итерациями, которые нужно планировать и рефлексировать. Каждая из них может быть простой, как, например, прочитать предисловие этой книги.
Если тебе интересно, но что-то остаётся непонятным — напиши мне, и я помогу разобраться. @Slavaabc в Телеграм.
На протяжении этой книги мы будем формировать твой стиль Самообразования и знакомиться с самообразовательными технологиями.
Три главных инструмента образования — это Обучение, Воспитание и Научный подход.
Научный подход заключается в проверке, экспериментах и непрерывном поиске истины. Цена занятий наукой — признание ошибок и неправоты. Ошибки в обучении — это ценный опыт и источник знаний для рефлексий.
Наша инициатива, само-позиция и проектность нужны нам для противостояния Энтропии, которая всегда действует по умолчанию. Энтропия — это сила хаоса и беспорядка, возникающая там, где отсутствует целенаправленная активность. Без нашего вмешательства энтропия ведет к деградации и разложению, как в личной жизни, так и в окружающем мире. Даже когда есть порядок, но отсутствуют действия для его поддержания, энтропия неизбежно превращает его в хаос.
Эмерджентные системы нашего естественного и искусственного интеллекта помогают противостоять энтропии, поддерживая порядок и развитие.
Самодостаточность — это способность делать всё самому, но при этом использовать внешние ресурсы для достижения максимальной эффективности. Мы решили, что самодостаточность станет целью и ориентиром на нашем пути изменений.
Главная позиция этой книги: Ученик. Мы разберём, что необходимо для её создания, и вместе будем развивать эту позицию. В процессе ты освоишь такие ключевые навыки, как критическое мышление, устойчивость к трудностям, способность к саморефлексии и самостоятельному обучению, а также научишься видеть возможности для роста в каждом жизненном опыте.
В итоге обучение станет твоим образом жизни, хобби и ежедневной страстью. А подробнее о формировании позиций и ролей мы поговорим в серии «Я — Режиссер», книги «Рассвет Самообразования»
Пришла пора меняться и менять мир. Но для начала мы этому научимся. Самый современный, разумный и увлекательный способ меняться — это обучаться, изучать, исследовать.
Предисловие подошло к концу, и теперь мы готовы перейти к основным инструментам и техникам, которые помогут тебе построить свой стиль самообразования и сделать обучение увлекательным процессом.
А в первой главе ты узнаешь, как создать свой «Второй мозг»! Представь инструмент, который снимает нагрузку с основного мозга и помогает ускорить процесс обучения, сделав его приятнее. Мы рассмотрим, как превратить простой блокнот или приложение в надёжное системное хранилище, чтобы развивать мышление и сохранять самое важное без стресса.
Давай сделаем следующий шаг и превратим знание в силу, которая откроет для тебя новые горизонты и даст возможность изменить свою жизнь к лучшему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рассвет самообразования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других