Почитание Богоматери является одной из отраднейших сторон христианства, и угаснет оно только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, ласки и заботы. Уже более двух тысяч лет человечество испытывает на себе любовь всеобъемлющего, безграничного сердца Девы Марии, Матери Божией. Не страхом, не угрозами, а любовью и милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Книга Софии Снессоревой, одна из лучших книг о Богородице и ее чудотворных иконах, (оригинальное название – «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православною Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери») публикуется с сокращениями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Богородица. Небесная Заступница России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Учение Православной Церкви о Божией Матери[2]
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы.
Прежде нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в вечном совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого.
Как заря искупления воссияла Пречистая Дева в то время, когда наши прародители, преступив заповедь Творца своего, внимали в страхе и трепете грозному приговору Правосудного Судии; уже в этом приговоре просияло благодатное обетование Его благости к падшим созданиям: «Семя жены сотрет главу змия», — и это первое из всех божественных обетований раскрывалось во всех последующих событиях прообразовательного времени, и все с большею точностью, по мере приближения предопределенного времени.
Господь повторял это обетование неоднократно, чтобы приготовить людей к принятию обещанного Спасителя мира; не изгладилось оно из памяти людей и после рассеяния их по лицу земли; за далекие горы и моря они уносили с собою эту отрадную, хотя далекую, надежду. Века проходили за веками, исчезали народы, появлялись новые страны, изменялись постановления и обычаи, но вера в Спасителя, грядущего от Пречистой Девы, сохранялась незыблемо. Пять тысячелетий прошло в ожиданиях, и наконец, в определенное судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли тени Ветхого Завета и на горизонте вселенной явилась Путеводная Звезда, чтобы привести погибавшее человечество к спасительной пристани.
Все события Ветхого Завета представляют как бы тень или предызображение новозаветных лиц и событий и имеют предметом своим главным образом Спасителя мира — Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Пресвятой Девы.
Первобытная, девственная земля, не возделанная человеческими трудами, не орошенная дождем, произрастила все разнообразие и великолепие растительной природы и послужила для создания тела первого человека: это является, по мнению Святых Отцов, первым указанием на Деву Марию, из которой благоволил воплотиться Бог Слово. Пречистая Дева, как одушевленный рай, проявила в Себе дивные плоды добродетелей, имела в себе Господа — «древо жизни, насажденное богоначальнейше чревоносящи и рождающи», — и в Нем подала людям избавление от вечной смерти и даровала жизнь вечную, как и Сам о Себе Господь Иисус Христос говорил: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день». От Евы, первой согрешившей жены, произошел на землю весь род человеческий, рожденный в страданиях и для страданий; грехопадением Евы введена смерть в мир и человек изгнан из рая. Дева Мария принесла миру жизнь вечную в рожденном Ею Богочеловеке и возвратила людям вечное блаженство.
Патриарх Ной строил ковчег из негниющего дерева в продолжение ста лет и в этом ковчеге спасся со своим семейством от Всемирного потопа; в этом видно ясное предызображение Пречистой Девы Марии, от которой рождается Христос, предлагающий верное спасение всем верующим в Него и прибегающим под державный покров Его Пречистой Матери. Послепотопный мир населился от Ноя и его детей; христиане, дети Нового Завета, ведут свое начало от Христа, рожденного от Девы Марии. Голубица, выпущенная Ноем из ковчега и принесшая ему масличную ветвь, предызображает Деву Марию, родившую Спасителя мира от потопа греховного и рождением Его возвестившую окончание гнева Божия и совершенный мир на земле.
Патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором ему показана лествица, основанием утвержденная на земле, вершиною достигавшая неба; Святая Церковь называет Деву Марию лествицею духовною, рожденную от земли и соединившую землю с небом; чрез Нее, как чрез лествицу, сошел на землю Бог и открыл вход в Царство Небесное всем верным последователям своим, прибегающим к покрову Матери Бога Вышнего.
Образ Божией Матери видел Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Предызображаемое пламенем и купиною ясно открылось в тайне Девы: купина горит и не сгорает, Дева рождает Свет и пребывает нетленною. По этой причине Святая Церковь Неопалимою Купиною именует Богоматерь, и нередко Она изображается окруженною огненным сиянием.
Облачный столп, осенявший днем и озарявший ночью огненным светом израильтян, выведенных Моисеем из Египта, есть указание на Приснодеву Марию, как на светоносное облако, носившее Бога, ведущее людей в землю обетования, в Царство Небесное, изливающее на них живоносный источник милости и благодати Божией.
В Черном море, пропустившем по сухому дну израильтян и потопившем фараона с его полчищами, видим образ Неискусобрачной Невесты, которая, чрез непорочное рождение Иисуса Христа, соделалась морем погибели для мысленного, гордого фараона и водами спасения, необоримою стеною для верных, безропотно несущих крест свой за Ее Божественным Сыном.
Когда израильтяне, странствуя по безводной пустыне, претерпевали жажду от недостатка в воде, Моисей, по повелению Бога, ударил жезлом в каменную гору — и оттуда истекла вода, утолявшая жаждущих; Пресвятая Дева, чрез рождение от Нее Господа нашего Иисуса Христа, явилась источником благодати, утоляющей жажду жизни вечной.
Плодоносна была Ханаанская земля, обетованная израильтянам; она «кипела млеком и медом», по выражению Св. Писания. Пресвятая Дева, произрастившая нам хлеб жизни, есть истинная земля обетованная, из которой течет мед и млеко.
У израильтян были, по заповеди Божией, отдельные города, в которых могли иметь безопасное убежище неумышленные убийцы. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», пристанище, ограждение, утверждение и священное прибежище.
Бог питал евреев манною, ниспадавшею с неба; в ковчеге Завета был поставлен золотой сосуд, наполненный этим небесным хлебом, и в этом видит Святая Церковь образ Матери Божией. «Христа бо носила ecи, — воспевает Ей Святая Церковь, — манну разума, одождившего всем чтущим Тя». В Приснодеве Марии вмещалась манна жизни, Христос, пришедший в мир — грешных спасти и души верующих насытить хлебом бессмертия.
Скиния[3] Моисеева и храм Соломонов преисполнились славы Господней, как только были освящены: Пресвятая Дева есть пречистый храм Спасов и священное сокровище славы Божией, вместилище Бога невместимого.
Место, где находился ковчег Завета, называлось Святая Святых и было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он входил туда для кропления жертвенною кровью: ясное предызображение Матери Божией, как вместилища воплощенного Слова Божия. «Радуйся, Святая Святых большая», — воспевает ей Церковь. В кивоте Завета, покрытом золотом вне и внутри, вмещались скрижали закона: из кивота святыни Пречистой Девы, позлащенной Духом Святым, явился сам Господь-Законодатель.
Сухой жезл Аарона процвел и был положен в ковчеге на память будущим народам: Пресвятая Дева произошла от бесплодных родителей и поистине есть тайный жезл, цвет неувядаемый…
Воскурение пред Господом фимиама означает возношение молитвы к престолу Всевышнего, потому и золотая кадильница, которая находилась за второю завесою скинии, представляет образ Пресвятой Девы. «Радуйся, Кадильнице, золотой сосуд, радуйся, приятное молитвы кадило», — воспевает Ей Святая Церковь, научая нас прибегать к Богородице как усердной заступнице нашей, неусыпаемой молитвеннице об утолении печалей наших.
Светильник с семью неугасаемыми лампадами, находившийся в скинии, опять образует Пречистую Деву, родившую Истинный Свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир, и освещает вечною жизнию сидящих во тьме и сени смертной.
Трапеза из негниющего дерева, находившаяся в скинии для возложения на нее в жертву Богу двенадцати хлебов, есть предызображение Приснодевы, которая вмещала в Себе сшедший с небес хлеб — Христа, питающий нас для жизни вечной.
Медная умывальница, устроенная во дворе скинии для омовения жрецов, прообразует Пречистую Деву, от которой родился Господь Иисус Христос, открывший всем доступ ко святому крещению, в котором верующие омываются от душевной нечистоты. «Радуйся, бане, омывающая совесть», — воспевает Божией Матери Церковь.
Израильтяне, по указанию Моисея, приносили в жертву Богу животных без физических недостатков; Пречистая Дева еще трехлетним младенцем была приведена родителями во храм, как чистейшая и всенепорочная жертва.
Когда ангел возвестил Гедеону, судье израильскому, волю Божию об избрании его для спасения народа от власти язычников, тогда Гедеон пожелал получить удостоверение, что на то есть благословение Божие, и сам избрал для того знамение: если на руно, положенное им на гумне, ночью сойдет роса, а кругом него земля будет суха, значит, его избрание угодно Богу, — это исполнилось. В следующую же ночь, по его же желанию, руно осталось сухим, а земля кругом была покрыта росою. Руно, орошенное росою, прообразует Пречистую Деву, орошенную небесным и божественным дождем, сшедшим на Нее. «Пречистое Твое чрево Гедеон виде, Дево чистая, в неже, якоже дождь. Слово сошед воплотися Божественным Духом», — воспевает Святая Церковь. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою, и Дева Мария по рождестве Господа, пребыла Девою, между тем как земля увлажилась росою истинной веры во Христа Спасителя.
Три отрока — Анания, Азария и Мисаил — не устрашились ярости царя вавилонского и не поклонились твари вместо Творца, за что были ввержены в раскаленную печь и сохранились невредимы силою Всевышнего: это прообразует Деву, зачавшую Зиждителя мира и не опаленную от огня Божества. Как пещь огненная для отроков послужила орудием не истребления, а жизни и обновления, так чрез Пресвятую Деву мир достиг своего обновления.
Слово вселилось в Деву и, приняв плоть, сохранило Ее нетленною, и это предызображается пророком Ионою, сохранившимся в утробе кита невредимо.
Все прикровенное в преобразованиях ветхозаветных с большею ясностью раскрывается в пророчествах. Первое предсказание о Божией Матери заключается в обетовании об Искупителе, данном в раю, вслед за грехопадением наших прародителей: «семя жены сотрет главу змия»; это семя — Господь наш Иисус Христос, рожденный от Девы Марии.
По мере приближения времени, в которое должен был явиться на землю Искупитель мира, пророчества об этом явлении произносятся все с большею ясностью. Царственный пророк Давид провозгласил многие точные предсказания: «Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоей!..» Воспевая славу Мессии, он так пророчествует о Пречистой Деве: «Вся слава дщери Царевы внутрь! Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Вся слава дщери Царевы внутрь! Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе». Все ветхозаветные пророки провозглашали о великом событии, грядущем в мир чрез Пречистую Деву. Величайший из пророков Исайя воскликнул о Ней: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог». В Ветхом Завете ясно указано, что Матерь Божия произойдет из рода Давидова, родит Сына безмужно и по рождестве Его пребудет Девою, что Она будет украшена всеми добродетелями и прославлена.
Душою, глубоко верующею, преклонимся пред величием Пречистой Девы, Матери Господа нашего Иисуса Христа! Призовем Ее на помощь нашим немощам: мы же, по бессилию своему, не находим слов, чтобы достойно прославить Матерь Бога нашего, Заступницу усердную за нас грешных.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Богородица. Небесная Заступница России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других