1. Книги
  2. Личная эффективность
  3. Стивен Кови

Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности

Стивен Кови
Обложка книги

Обновленное и дополненное издание мирового супербестселлера, который по праву считается книгой № 1 о личностном росте. Она повлияла на жизни миллионов людей во всем мире, включая президентов и глав крупных корпораций, звезд спорта, политики и шоу-бизнеса, педагогов и родителей. В ней изложен системный подход к определению жизненных задач, который поможет читателю понять себя и четко сформулировать приоритеты. Авторы объясняют, как достигать самых важных целей, и показывают, что каждый человек может стать лучше вне зависимости от его социального положения, возраста и других факторов. Речь идет не об изменении имиджа, а о настоящих переменах, самосовершенствовании своей сути. В книге нет простых решений или обещания мгновенных чудес. Любые позитивные изменения требуют времени, работы и упорства. Но для людей, стремящихся максимально реализовать потенциал, заложенный в них природой, эта книга — практичная и полезная дорожная карта. «Прежде чем вы приступите к чтению «Семи навыков высокоэффективных людей», хочу заверить: вам предстоит увлекательное приключение, связанное с приобретением новых знаний. Поделитесь тем, что узнаете, со своими близкими. А самое главное, начните применять все узнанное на практике. Помните: знать и не сделать — все равно что не знать. Уметь и не делать — все равно что не уметь. По своему опыту могу сказать, что жить, следуя семи навыкам, — значит вести непрерывную борьбу, главным образом потому, что чем больших высот вы достигаете, тем сильнее изменяется характер встающих перед вами задач; подобное же происходит, когда вы учитесь кататься на лыжах, играть в гольф, в теннис или овладеваете любым другим видом спорта». В юбилейное издание, выпущенное в честь 30-летия со дня первой публикации, вошли важные дополнительные материалы, помогающие найти решение таких острых современных проблем, как стресс, нарушение коммуникации и снижение мотивации — с помощью семи важных поведенческих принципов, предложенных Стивеном Р. Кови — выдающимся экспертом в вопросах организационного руководства, общения и управления жизнью. «Наш отец никогда не учил ничему, чего бы вначале не испытал в жизни сам. Это особенно верно в отношении «семи навыков», которые он изучал и разрабатывал на протяжении многих лет, задолго до публикации книги. Он был мастером проактивной жизни, и нам, детям, к нашей великой досаде, никогда не позволялось оправдываться или винить в своих проблемах обстоятельства, друзей или учителей. Нас просто учили, что мы должны «сделать это» или «выбрать другой ответ». Для кого Для людей, которые хотят разобраться в своей жизни и изменить ее к лучшему, научившись использовать те возможности, что им предоставляет жизнь, и максимально полно раскрыть свой потенциал.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть вторая

Личная победа

Навык 1

Будьте проактивны

Принципы самовосприятия

Не знаю в жизни ничего более воодушевляющего, чем бесспорная способность человека путем сознательных усилий возвышать свою жизнь.

Генри Дэвид Торо

Читая эту книгу, попытайтесь взглянуть на себя со стороны. Попробуйте мысленно перенестись в дальний угол комнаты и представить, что сидите за столом и читаете книгу. Можете ли вы взглянуть на себя глазами другого человека?

А теперь сделайте вот что. Задумайтесь о том, какое у вас сейчас настроение. Способны ли вы дать ему название? Что вы чувствуете? Как бы вы описали свое эмоциональное состояние?

Теперь подумайте о том, как работает ваша мысль. Быстро, напряженно? А может, вы чувствуете, что мечетесь между попытками выполнить эти интеллектуальные упражнения и понять их смысл?

Вы сейчас делали то, что может делать только человек. Животные такой способностью не обладают. Мы называем это самоосознанием или умением анализировать собственный мыслительный процесс. Вот почему человек занимает господствующее положение в этом мире и постоянно развивается, от поколения к поколению.

Эта способность позволяет нам учиться не только на своем, но и на чужом опыте. Благодаря ей мы можем овладевать нужными навыками и отказываться от ненужных привычек.

Мы не есть наши чувства. Мы не есть наши настроения. Мы даже не есть наши мысли. Сам факт того, что мы способны думать о них, отделяет нас и от них, и от мира животных. Самоосознание побуждает нас оценивать даже то, как мы видим самих себя — парадигму самого себя, наиболее фундаментальную парадигму эффективности. Оно влияет не только на наши установки и поведение, но и на наше восприятие других людей. Оно становится для нас картой, помогающей нам понять саму суть человеческой природы.

Не осознав, какими мы видим себя (и других), мы не сможем понять, как другие видят и воспринимают себя и окружающий мир. Мы будем, сами того не осознавая, проецировать на их поведение собственные намерения, при этом сохраняя уверенность в своей объективности.

Это серьезно ограничивает как наш собственный потенциал, так и способность взаимодействовать с людьми. Но благодаря уникальной человеческой способности — самоосознанию — мы можем оценить свои парадигмы и понять, что лежит в их основе — реальность и принципы или же условия и условности.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО

Если наше представление о самих себе формируется только социальным зеркалом — существующей на данный момент социальной парадигмой, а также мнениями, установками и парадигмами окружающих, — то оно напоминает отражение в кривом зеркале.

— Ты всегда опаздываешь!

— Почему у тебя вечный беспорядок?

— Тебе бы в цирке выступать!

— Ты ешь как свинья!

— Но это же элементарно! Как ты не понимаешь?

Такие оценки обрывочны и необъективны. Часто они скорее проекция проблем и недостатков дающих их людей, чем наше реальное отражение.

Подобные проявления современной социальной парадигмы показывают, что наше поведение в огромной степени детерминировано различными программами и условиями. Когда мы, признав власть условий над нашей жизнью, говорим, что они ее детерминируют и мы не можем сопротивляться их влиянию, мы создаем искаженную карту.

Фактически существует три вида социальных карт — три теории детерминизма, которые широко применяются для объяснения человеческой природы, порознь или в различных комбинациях. Согласно теории генетического детерминизма, все в вас заложено предками. Именно поэтому у вас такой темперамент. У ваших дедушки с бабушкой был крутой нрав, и он записан в вашей ДНК. Он переходит из поколения в поколение, вот вы его и унаследовали. Вдобавок ко всему вы ирландец, а ирландцам такое вообще свойственно.

Теория психического детерминизма утверждает, что таким, какой вы есть, вас сделали родители. Свойства вашей личности и характера были заложены в младенчестве и раннем детстве. Именно поэтому вы боитесь выступать перед аудиторией — так вас воспитали родители. Каждый раз, совершая ошибку, вы испытываете острое чувство вины, потому что в глубинах эмоциональной памяти отпечаталось время, когда вы были маленьким, беззащитным и зависимым. Разве можно забыть, как вас подвергали эмоциональному наказанию, отвергали, сравнивали с другими, если вы что-то делали не так хорошо, как ожидалось?

Если верить теории детерминизма окружающей среды, во всем виноват ваш начальник, или жена, или непутевый отпрыск, или сложившаяся финансовая ситуация, или политика государства. Ответственность за ваше нынешнее положение лежит на ком-то или на чем-то в вашем окружении.

Каждая из этих карт основывается на теории «стимул — реакция», которая чаще всего ассоциируется с опытами, которые Павлов ставил на собаках. Основная идея состоит в том, что мы запрограммированы определенным образом реагировать на тот или иной раздражитель.

Насколько точно и функционально эти детерминистские карты описывают саму территорию? Насколько четко эти зеркала отражают истинную природу человека? Не становятся ли они самореализующимися пророчествами? Основаны ли они на принципах, в правоте которых мы внутренне убеждены?

МЕЖДУ СТИМУЛОМ И РЕАКЦИЕЙ

Помочь нам в ответе на эти вопросы может поучительная история Виктора Франкла.

Франкл был детерминистом, воспитанным на психологической теории Фрейда, которая утверждает, что детский опыт формирует ваш характер и личность и определяет всю жизнь. Ограничения и параметры вашей жизни установлены, и вы почти ничего не можете в ней изменить.

Кроме того, Франкл был психиатром и евреем по национальности. Он оказался узником нацистского лагеря смерти, где ему довелось испытать тяжелейшие мучения и стать свидетелем явлений, столь несовместимых с нашими представлениями о человечности, что их невозможно описать без содрогания.

Его родители, брат и жена погибли в газовой камере. Из всей семьи уцелела лишь сестра. Сам Франкл пережил пытки и бесчисленные унижения; он никогда не знал, что случится в следующий момент: отправят ли его прямиком в печь или же он уцелеет и будет убирать трупы или выгребать пепел несчастных.

Однажды, сидя нагишом в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой» — той свободой, которую никто из его мучителей-нацистов не мог у него отнять. Они имели власть над всем, что его окружало, могли причинить боль его телу, однако сам Виктор Франкл являлся существом, осознающим себя, и мог отстраненно смотреть на все, что с ним происходило. Его внутренняя сущность оставалась неуязвимой. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между тем, что на него воздействовало, то есть раздражителем, и его реакцией на происходящее находилась свобода выбора этой реакции.

В воображении Франкл стал представлять себя в различных ситуациях — например, читающим лекции после освобождения из концлагеря. Он мог в мыслях перенестись в аудиторию и как бы со стороны увидеть, как рассказывает студентам об уроках лагерной жизни.

Посредством многократного повторения этих упражнений, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных, привлекая на помощь память и фантазию, Франкл взращивал в себе свою маленькую, едва зародившуюся свободу, пока та не выросла и не сделала его более свободным, чем охранявшие его тюремщики. У них была бóльшая внешняя свобода — бóльшая свобода действий, бóльшие возможности выбора, а он располагал большей внутренней свободой — внутренней силой для реализации своих возможностей. Франкл сделался вдохновляющим примером для всех, кто окружал его, даже для некоторых надсмотрщиков. Он помог людям увидеть смысл жизни и сохранить достоинство, несмотря на тяготы существования в неволе.

Находясь в невыразимо тяжелых обстоятельствах, Франкл воспользовался человеческим даром самоосознания и открыл фундаментальный принцип человеческой природы: между стимулом и реакцией у человека остается свобода выбора.

Именно в свободе выбора заложены те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самоосознания мы обладаем воображением — способностью создавать нечто новое в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью — глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, а также того, насколько наши мысли и поступки соответствуют общепринятым нормам поведения. И кроме того, мы располагаем независимой волей — способностью действовать, руководствуясь самоосознанием, а не внешним влиянием.

Даже самые умные животные лишены подобных способностей. Говоря компьютерным языком, их поведение запрограммировано инстинктами и (или) дрессировкой. Их можно обучить ответственности, но они не могут принять на себя ответственность за это обучение. Иными словами, они не могут управлять им, не способны изменить программу. Они даже не осознают того, что их обучают.

Но именно в силу своих человеческих качеств мы способны создавать для себя программы, никак не связанные ни с инстинктами, ни с предыдущим обучением. Вот почему возможности животного ограничены, а человека — безграничны. Однако если мы, подобно животным, будем руководствоваться в поступках лишь инстинктами, условиями, условностями и коллективным опытом, то сами ограничим свои возможности.

Теория детерминизма появилась в результате изучения поведения животных — крыс, обезьян, голубей, собак, — а также людей с нервно-психическими отклонениями. Хотя подобная карта и может вызывать интерес у некоторых исследователей, вся история человечества и самоосознание подсказывают нам, что она не дает полного представления об описываемой ею территории.

Уникальные способности возвышают нас над миром животных, и от степени их развития зависит возможность реализации нашего уникального потенциала. Между стимулом и реакцией заключена наша величайшая сила — свобода выбора.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОАКТИВНОСТИ

Открыв фундаментальный принцип человеческой природы, Франкл создал точную собственную карту, опираясь на которую, начал развивать первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, — навык проактивности.

Хотя термин проактивность довольно широко используется в деловой литературе, вы вряд ли найдете это слово в большинстве словарей. Это нечто большее, чем просто активность. Оно означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших собственных решений, а не от окружения. Мы можем подчинять свои чувства внутренним ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность.

Корнем слова «ответственность» является «ответ» — наш ответ на происходящие события. Высокоэффективные люди не уклоняются от ответственности. Они не объясняют свое поведение обстоятельствами и непростой ситуацией. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт условий, основанный на чувствах.

По природе своей мы проактивны, и если наша жизнь начала зависеть от обстоятельств, то только потому, что мы — сознательно или нет — сделали свой выбор и позволили собой управлять.

Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто зависят от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, это сказывается на их настроении и работоспособности. Проактивные люди носят свою собственную погоду в себе. Для них не имеет значения, дождь на улице или светит солнце. Их движущая сила — ценности, и, если ценностью для них является высокое качество работы, оно никогда не будет зависеть от погоды.

Реактивные люди, кроме того, зависят от среды, «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию. Реактивные люди ставят свою эмоциональную жизнь в зависимость от окружающих, позволяя чужим слабостям влиять на себя.

Сущность проактивной личности — в способности подчинять импульсивную реакцию своим ценностям. Реактивными людьми движут чувства, обстоятельства, условия и окружение. Проактивными людьми движут ценности — обдуманные, тщательно отобранные и усвоенные.

На проактивных людей также воздействуют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на эти стимулы, сознательная или нет, — это выбор, основанный на ценностях.

Элеонора Рузвельт однажды сказала: «Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия». Ганди высказал похожую мысль: «Нас невозможно лишить самоуважения, если только мы сами его не отдадим». Именно готовность уступить, покорность происходящему наносят нам гораздо больший вред, чем сами события.

Я понимаю, что принять эту мысль очень трудно, особенно после того, как мы долгие годы оправдывали свои несчастья обстоятельствами или поступками других людей. Однако до тех пор, пока человек открыто и честно не скажет: «Сегодня я такой, какой есть, потому что вчера сделал определенный выбор», он не сможет заявить: «Я сделал другой выбор».

Однажды я читал в Сакраменто лекцию на тему проактивности, и прямо во время моего выступления какая-то женщина вдруг встала с места и начала что-то эмоционально говорить. Народу было много, и очень многие слушатели повернулись в ее сторону. Женщина, опомнившись, страшно смутилась и снова опустилась на свое место. Но, видимо, ей трудно было сдержаться, и она принялась объяснять что-то людям, сидевшим рядом с ней. Вид у нее был возбужденный и одновременно счастливый.

Я еле дождался перерыва, чтобы узнать, в чем дело. И когда он наступил, сразу подошел к этой женщине и спросил, не поделится ли она со мной тем, что ее так взволновало.

— Вы представить себе не можете, что со мной произошло! — воскликнула она. — Я работаю сиделкой у самого брюзгливого и самого неблагодарного человека в мире. Что бы я ни делала, все ему не так! Он меня ни разу не похвалил, я для него вообще ничто! Он без конца меня пилит и во всем, что я делаю, находит недостатки. Этот человек превратил мою жизнь в кошмар, и я часто срывала гнев на домашних. С другими сиделками происходит то же самое. Мы прямо-таки молимся, чтобы поскорее от него избавиться.

И тут появляетесь вы и заявляете, мол, ничто и никто не может причинить мне зла без моего на то согласия и, дескать, я сама выбрала себе такую несчастную жизнь — в общем, я никак не могла с этим согласиться.

Но я продолжала думать об этом и задала себе вопрос: «Есть ли у меня силы, чтобы самой выбрать, как относиться ко всему этому?» И когда я наконец осознала, что такие силы у меня есть, когда я, проглотив эту горькую пилюлю, признала, что действительно сама выбрала такую жизнь, то одновременно поняла, что могу сделать выбор не быть несчастной! В этот момент я и вскочила с места. Я чувствовала себя так, словно меня выпустили из тюрьмы Сан-Квентин. И мне захотелось крикнуть всему миру: «Я свободна! Я вырвалась из заточения! Никогда больше не позволю, чтобы моей жизнью управляло отношение других людей».

Нам доставляет боль не то, что происходит, а наше отношение к происходящему. Разумеется, какие-то события могут доставлять нам моральные страдания или вызывать материальные трудности. Но наш характер, наша внутренняя сущность ни в коей мере не должны страдать от этого. Собственно говоря, самые тяжелые испытания — это горнило, в котором выковывается наш характер и крепнут наши внутренние силы — свобода, необходимая для того, чтобы и дальше справляться с тяжелыми обстоятельствами и воодушевлять на это других людей.

Франкл был одним из многих, кто в труднейших обстоятельствах оказался способен развить в себе внутреннюю свободу и оказать благотворное, вдохновляющее воздействие на окружающих. Рассказы американских солдат, попавших в плен во Вьетнаме, убедительно свидетельствуют о преображающей силе внутренней свободы и о влиянии, которое ее ответственное использование оказывает на тюремные порядки и на других узников.

Каждый из нас знаком с людьми, которые, оказавшись в непростых обстоятельствах, страдая от тяжелой болезни или получив физическое увечье, сохраняют при этом удивительную жизненную силу. Как вдохновляет нас их пример! Ничто не производит на человека более сильного и неизгладимого впечатления, чем сознание того, что другой преодолел страдания, победил обстоятельства и стал воплощением и выражением тех ценностей, которые вдохновляют, облагораживают и возвышают нашу жизнь.

Одним из самых важных периодов нашей с Сандрой совместной жизни мы считаем четыре года, проведенные рядом с нашей доброй приятельницей Кэрол, которая была неизлечимо больна раком. Она была одной из подружек Сандры на нашей свадьбе и ее самой близкой подругой в течение целых двадцати пяти лет.

Когда болезнь вступила в завершающую стадию, Сандра подолгу просиживала возле постели Кэрол, помогая писать историю ее жизни. Возвращаясь домой после этих длительных и нелегких занятий, Сандра была преисполнена уважения к мужеству подруги и восхищена ее желанием написать своим детям послания, которые предстояло вручить им в определенные периоды их жизни.

Кэрол старалась принимать как можно меньше болеутоляющих средств, чтобы полностью управлять своим сознанием и душевным состоянием. Она нашептывала свои мысли на диктофон или непосредственно записывавшей за ней Сандре. Кэрол была настолько проактивна, настолько мужественна, настолько заботилась о других, что стала источником силы для многих, кто был рядом с ней.

Никогда не забуду, как, посмотрев в глаза Кэрол за день до ее смерти, я ощутил в них необыкновенную внутреннюю силу, неподвластную тяжелой болезни. В них отражался ее живой характер, желание делать добро и служить близким, а еще в них были любовь, забота и благодарность.

На протяжении многих лет я часто спрашивал у слушателей, доводилось ли им находиться рядом с умирающим человеком, который до самой последней минуты проявлял удивительную силу духа, излучал любовь и сострадание и стремился быть полезным для других. Как правило, около четверти слушателей отвечали утвердительно. Затем я спрашивал, будут ли они всегда помнить этих людей, изменились ли они сами — хотя бы на время, — вдохновленные таким мужеством, поразило ли их оно до глубины души и вдохновило ли на проявление собственного сострадания. Практически всегда и на этот вопрос звучал утвердительный ответ.

По мнению Виктора Франкла, существует три основных вида ценностей: ценности переживания — открытые опытным путем; ценности творчества — те, что мы сами привносим в нашу жизнь; и ценности отношений — они характеризуют нашу реакцию в трудных ситуациях, например при тяжелой продолжительной болезни.

Мой собственный опыт общения с людьми подтверждает мысль Франкла о том, что высшим типом ценностей являются ценности отношений. Иными словами, наибольшее значение имеет то, как мы реагируем на происходящее.

Сложные ситуации часто вызывают сдвиг парадигмы, изменяют взгляд людей на мир, на самих себя и других, а также на то, чего от них требует жизнь. Изменение их восприятия отражает ценности отношений, которые возвышают и вдохновляют всех нас.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Человек по природе склонен действовать, а не становиться объектом воздействия. Это, с одной стороны, наделяет нас способностью самим выбирать, как реагировать на определенные обстоятельства, а с другой — побуждает нас моделировать эти обстоятельства.

Проявлять инициативу не означает быть назойливым, бесцеремонным или агрессивным. Это означает осознавать свою ответственность за определенное развитие событий.

Многие годы я советовал людям, которые стремятся получить хорошую работу, проявить инициативу: определить свои интересы и протестировать способности, изучить отрасль, в которой действует интересующая их организация, и даже конкретные проблемы, с которыми она сталкивается, а затем подготовить эффективную презентацию, демонстрирующую их способность помочь организации в решении ее проблем. Такой метод называется «продажа решений», и это ключевая парадигма успеха в бизнесе.

Как правило, люди соглашались: большинству была очевидна результативность такого подхода к поиску работы и продвижению по службе. Однако многие не сумели сделать правильные шаги и проявить инициативу, чтобы осуществить задуманное.

— Не знаю, куда обратиться, чтобы пройти тест на выявление интересов и способностей!

— Как изучить проблемы отрасли и организации? Никто не хочет мне в этом помочь.

— Представления не имею, как подготовить и провести эффективную презентацию!

Многие ждут, что то или иное событие произойдет само собой, или считают, что кто-то другой должен о них позаботиться. Однако хорошую работу получают в результате только проактивные люди: они решают проблемы, а не говорят о них, проявляют инициативу и, опираясь на принципы, делают все необходимое для выполнения задачи.

Стоит в нашей семье кому-нибудь, пусть даже самому младшему ее члену, занять безответственную позицию и ждать, пока кто-то другой проявит инициативу или предложит готовое решение, как мы тут же говорим:

— Задействуй свои «Н и И» (находчивость и инициативу)!

Надо сказать, что часто еще до того, как мы скажем это, сам замешкавшийся спохватывается:

— Ой, где же мои «Н и И»?

Напоминая людям об ответственности, вы не унижаете их, а оказываете им поддержку. Проактивность есть часть человеческой природы, и, хотя ее ген может дремать, он есть у каждого. Проявляя уважение к проактивности, заложенной в характере других людей, мы предлагаем им по крайней мере одно четкое, ничем не искаженное отражение в социальном зеркале.

Разумеется, необходимо учитывать и уровень зрелости личности. Нельзя ожидать эффективного творческого сотрудничества от эмоционально зависимых людей. Но мы можем как минимум поддерживать в них то, что дано им от природы, и создать атмосферу, в которой они смогут использовать имеющиеся возможности и решать проблемы, все более и более полагаясь на самих себя.

ДЕЙСТВОВАТЬ ИЛИ БЫТЬ ОБЪЕКТОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ?

Инициативные и безынициативные люди отличаются друг от друга как день и ночь. Речь идет не о 25 — или даже 50-процентном, а о 5000-кратном различии в эффективности, в особенности если мы говорим о тех, кто умен, сознателен и чуток по отношению к другим.

Чтобы установить эффективный Р/РС-баланс, необходимо проявлять инициативу. Инициатива нужна и для овладения семью навыками. Изучая остальные шесть навыков, вы увидите, что успешность освоения каждого из них зависит от натренированности вашего мускула проактивности. Каждый навык передает вам ответственность за собственные поступки. Если же будете ждать стороннего воздействия, то оно непременно появится.

Однажды я работал с группой сотрудников 20 фирм — производителей бытовой техники. Они ежеквартально встречались, чтобы в неофициальной обстановке поделиться опытом и обсудить проблемы.

Это происходило во времена сильнейшего экономического спада, от которого отрасль пострадала в наибольшей степени. Когда мы начинали занятия, мои слушатели были довольно подавлены.

В первый день занятий мы обсуждали вопрос «Что с нами происходит и почему?». А происходило тогда многое. Конъюнктура рынка была крайне неблагоприятной. Росла безработица, и многим из участников встречи приходилось для поддержания жизнеспособности предприятия увольнять своих друзей. К концу первого дня настроение у всех стало еще более подавленным. На второй день мы обратились к вопросу «Что ожидает нас в будущем?». Мы проанализировали тенденции развития ситуации, высказав предположение, что эти изменения будут определять наше будущее, и к концу второго дня погрузились в еще большую депрессию. Все знали: прежде чем улучшиться, ситуация должна стать еще хуже.

Поэтому на третий день мы решили сосредоточиться на проактивном вопросе «Какова наша реакция на ситуацию? Что мы собираемся предпринять? Как именно мы можем проявить инициативу?». Утром мы поговорили об управлении и снижении затрат. Днем обсудили возможности расширения рынка. По всем этим вопросам мы проводили мозговой штурм, а затем сосредоточивались на нескольких практических, вполне осуществимых задачах. Это обсуждение завершилось на новой ноте — радостного возбуждения, надежды и проактивности.

В самом конце третьего дня мы подвели итоги конференции, ответив на вопрос «Как обстоят наши дела?». Ответ состоял из трех частей. Часть первая: «Мы оказались в тяжелом положении, и тенденции развития ситуации говорят, что, прежде чем настанет улучшение, она должна еще усугубиться». Часть вторая: «Но у нас есть эффективные планы усовершенствования управления, снижения затрат и увеличения доли на рынке». Часть третья: «Следовательно, дела идут лучше некуда».

Что сказал бы на это человек с реактивным складом ума? «Да бросьте вы! Хватит прятаться от фактов! Вы держитесь исключительно благодаря позитивному мышлению и самоуспокоению, но рано или поздно придется взглянуть правде в глаза».

Но именно в этом и заключается разница между позитивным мышлением и проактивностью. Мы смотрим в глаза действительности — как сегодняшней, так и завтрашней. Помимо всего прочего, эта действительность подсказывает, что мы сами в состоянии выбрать позитивную реакцию на внешние обстоятельства — сегодняшние и завтрашние. Если бы мы не смотрели в глаза действительности, нам пришлось бы примириться с мыслью, что нашу жизнь определяет происходящее вокруг нас.

Проактивными могут быть различные виды бизнеса, общественные группы и организации, включая семьи. Они способны объединять творческие силы и находчивость проактивных людей, создавая проактивную культуру организаций. Организации вовсе не обязательно должны зависеть от внешних обстоятельств; они могут проявлять инициативу для реализации ценностей и целей людей, которых объединяют.

ВСЛУШИВАЙТЕСЬ В СОБСТВЕННЫЕ СЛОВА

Поскольку наша позиция и поступки определяются нашей парадигмой, их тщательный анализ часто может дать представление о том, какие «карты» легли в их основу. Довольно точным показателем степени проактивности является, например, наша речь.

Реактивные люди пользуются выражениями, снимающими с них ответственность.

— «Вот такой уж я есть». Я так устроен. Ничего не могу с этим поделать.

— «Он выводит меня из себя!» Я за себя не отвечаю. Моей эмоциональной жизнью управляет нечто, мне неподвластное.

— «Я не могу этого сделать. У меня просто нет времени». Мною управляют внешние обстоятельства — дефицит времени.

— «Ну почему моей жене не хватает терпения?!» Мою эффективность ограничивают поступки других людей.

— «Мне придется это сделать». Обстоятельства вынуждают меня к определенным поступкам. Я не свободен в выборе собственных действий.

Речь реактивного человека основана на парадигме детерминизма, и вся ее суть заключается в перекладывании ответственности. Я не отвечаю за то, что происходит, я не способен принять решение.

Однажды ко мне обратился студент:

— Не могли бы вы отпустить меня с занятий? Я вынужден поехать на соревнования по теннису.

— Вы вынуждены поехать или решили поехать? — спросил я.

— Я действительно вынужден! — воскликнул он.

— А что будет, если вы не поедете?

— Ну… меня исключат из команды.

— И как вам понравится такой результат?

— Совсем не понравится.

— Иными словами, вы решили поехать, потому что хотите остаться в команде. А что будет, если вы пропустите мои занятия?

— Не знаю.

— А вы подумайте. Каким, по вашему мнению, будет естественное последствие того, что вы пропустите занятия?

— Но вы ведь не исключите меня, правда?

— Это было бы социальным, то есть искусственным, последствием. Если вы перестаете быть членом теннисной команды, то перестаете играть в теннис. Это — естественное последствие. А каким будет естественное последствие отсутствия на занятиях?

— Ну, наверное, не получу знаний?

— Совершенно верно. Поэтому вы должны взвесить оба эти последствия и сделать выбор — принять решение. Убежден, будь я на вашем месте, я решил бы поехать на соревнования по теннису. Только никогда не говорите, что вынуждены поступить так или иначе.

— Я решаю поехать на соревнования, — смущенно произнес студент.

— И пропустить мои занятия?! — с деланым возмущением воскликнул я.

Серьезная проблема заключается в том, что эти реактивные высказывания превращаются в самореализующиеся пророчества. Люди все больше убеждают себя в собственной детерминированности и сами создают доказательства, поддерживающие в них эту веру. Они все сильнее ощущают себя жертвами, не способными контролировать ситуацию и не отвечающими за свою жизнь и судьбу. Во всем, что с ними происходит, они обвиняют внешние силы — окружающих, обстоятельства и даже звезды.

На одном из семинаров, где я рассказывал о концепции проактивности, ко мне обратился один слушатель:

— Стивен, мне нравится то, что вы говорите. Но ситуация ситуации рознь. Вот, например, моя семейная жизнь. Я очень обеспокоен. Мы с женой уже не испытываем друг к другу прежних чувств. Наверное, я ее просто больше не люблю, да и она меня тоже. Что я могу с этим поделать?

— Что, совсем никаких чувств не осталось? — спросил я.

— Вот именно! — подхватил он. — А у нас трое детей, нас волнует их судьба. Что вы мне посоветуете?

— Любить ее! — ответил я.

— Я же говорю, никаких чувств уже не осталось!

— Любите ее!

— Нет, вы не поняли! Никакой любви уже больше нет!

— Тогда любите ее! Если чувство ушло, то у вас есть хорошая причина, чтобы любить ее!

— Но как же любить, если не любишь?

— Послушайте, мой друг, «любить» — это глагол, он означает действие. Любовь-чувство есть плод любви-действия. Так любите же ее! Служите ей. Жертвуйте собой. Слушайте ее. Сопереживайте ей. Цените ее. Поддерживайте. Ну как, вы готовы любить ее?

В литературе любого прогрессивного общества часто используется глагол «любить». Реактивные люди преобразовали выражаемое им действие в чувство. Ими управляют чувства. Голливуд десятилетиями внушает нам веру в то, что мы не отвечаем за происходящее, что мы — заложники собственных чувств. Однако голливудский сценарий — это не объективное описание реальности. И если нашими действиями управляют чувства, то это означает, что мы, сняв с себя ответственность, сами это допустили.

Проактивные люди превращают любовь в действие. Любить — значит что-то делать: чем-то жертвовать, отдавать всего себя, подобно матери, дающей жизнь младенцу. Если вы хотите узнать, что такое любовь, познакомьтесь с теми, кто жертвует собой ради других, даже ради своих обидчиков или тех, кто не ответит взаимностью. Если вы родитель, то возьмите за образец свою любовь к ребенку, ради которого вы приносите себя в жертву. Любовь — это ценность, которая проявляется в поступках любящих. Проактивные люди подчиняют чувства ценностям. Любовь-чувство можно вернуть любовью-действием.

КРУГ ЗАБОТ / КРУГ ВЛИЯНИЯ

Еще один прекрасный способ определить степень проактивности — это посмотреть, на что мы тратим бóльшую часть времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений: здоровье, дети, служебные проблемы, национальный долг, угроза ядерной войны.

Все эти вещи мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, поместив их в круг забот.

Если мы присмотримся к нему, то увидим, что часть входящих в него вещей контролировать не можем, а другие подвластны нашему влиянию. Эту группу ЗАБОТ мы можем поместить в меньший по размеру круг влияния.

Определяя, на каком из этих двух кругов мы фокусируем большую часть времени и энергии, мы можем судить о степени своей проактивности.

Проактивные люди фокусируют усилия на круге влияния. Они направляют свою энергию на то, что подвластно их воздействию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает круг влияния.

Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в круге забот. Они концентрируются на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они не в силах повлиять. Это проявляется в постоянных жалобах и обвинениях, в высказываниях реактивного характера и в позиции жертвы. Вырабатываемая при этом негативная энергия плюс игнорирование сфер, в которых человек способен что-то сделать, еще сильнее уменьшает его круг влияния.

Фокусируясь на круге забот, мы позволяем его содержимому управлять нами. Мы не проявляем проактивную инициативу, которая необходима для позитивных изменений.

Выше я рассказывал вам о сыне, у которого были серьезные проблемы в школе. Мы с Сандрой были глубоко озабочены его явными недостатками и отношением окружающих к нему.

Но и то, и другое входило в наш круг забот. Концентрируя внимание на этих вещах, мы только усилили ощущение собственной несостоятельности и беспомощности и зависимости нашего сына.

И только обратившись к своему кругу влияния и сосредоточившись на собственных парадигмах, мы начали вырабатывать позитивную энергию, которая изменила нас и в конечном счете повлияла и на сына. Начав работать над собой, вместо того чтобы переживать о создавшейся ситуации, мы смогли повлиять на нее.

Бывают обстоятельства, когда в силу служебного положения, материального благосостояния, общественного статуса или связей человека его круг влияния оказывается шире круга забот.

Такая модель отражает еще один реактивный эгоистический стиль жизни, сфокусированный на круге забот, и является следствием эмоциональной близорукости человека.

У проактивных людей круг забот не бывает меньше круга влияния. Они берут на себя ответственность за эффективность своего влияния и направляют его на приоритетные вещи из круга забот.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, КОСВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, относятся к одной из трех категорий: проблемы, находящиеся под нашим непосредственным контролем (то есть те, решение которых зависит от нас); проблемы, находящиеся под нашим косвенным контролем (их решение зависит от других людей); проблемы, находящиеся вне нашего контроля (на них мы никак не можем повлиять: например, это наше прошлое или уже сложившаяся ситуация). Проактивный подход заключается в том, что первый шаг к решению проблем всех трех типов должен делаться внутри существующего круга влияния.

Проблемы, находящиеся под нашим непосредственным контролем, можно решить, совершенствуя свои навыки. Очевидно, что они находятся в нашем круге влияния. Это личные победы (навыки 1, 2 и 3).

Для решения проблем, находящихся под нашим косвенным контролем, можно прибегнуть к изменению методов влияния. Это победы в сфере взаимодействия (навыки 4, 5 и 6). Я выделяю более 30 методов влияния, они отличаются друг от друга так же, как сочувствие — от конфронтации, а личный пример — от словесного убеждения. В арсенале большинства всего три-четыре метода. Обычно все начинается с уговоров, а если они не срабатывают, спорящие либо разбегаются, либо вступают в борьбу. Насколько же приятно сознавать, что можно освоить новые методы воздействия вместо того, чтобы постоянно пытаться «исправить» других с помощью старых, неэффективных приемов.

Проблемы, находящиеся вне нашего контроля, требуют лишь того, чтобы мы приняли на себя ответственность и, сменив озабоченность на улыбку, естественно и спокойно приняли эти проблемы такими, каковы они есть, и научились жить с ними, даже если это нам не нравится. Это вовсе не означает, что мы позволяем проблемам управлять нами. Мы действуем в духе молитвы Общества анонимных алкоголиков: «Боже, дай мне мужество изменить то, что я могу и должен изменить; смирение, чтобы принять то, что изменить нельзя; и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

К какой бы категории ни относилась та или иная проблема, мы можем сделать первый шаг к ее решению. Развитие навыков, изменение методов влияния и отношения к проблемам, неподвластным контролю, — все это находится в пределах круга влияния.

РАСШИРЯЯ КРУГ ВЛИЯНИЯ

Вдохновляет осознание того, что, выбирая, как реагировать на обстоятельства, мы серьезно влияем на них. Изменяя часть химической формулы, мы полностью меняем конечный результат.

Несколько лет я работал с организацией, возглавляемой очень динамичным человеком. Он обладал чутьем на новые веяния. Он был личностью творческой, яркой, наделенной способностями и талантами — и всем это было очевидно. Однако его стиль управления был крайне авторитарным. Он относился к людям как к марионеткам, у которых не может быть своего мнения. С подчиненными он разговаривал примерно так: «Пойдите туда… Принесите то… Сделайте это… А теперь — вот это… Решать буду я!»

В конечном счете он настроил против себя весь управленческий персонал. Люди собирались в коридорах и жаловались друг другу на босса. Они обсуждали сложившуюся ситуацию очень серьезно и аргументированно, выдвигая дельные предложения, — так, словно пытались изменить сложившуюся ситуацию. Но они вели эти разговоры бесконечно, изо дня в день, перекладывая всю ответственность за происходящее с себя на руководителя и на его недостатки.

— Вы не представляете, что он выкинул на этот раз, — говорил один. — На днях он явился ко мне в отдел. У меня уже все было подготовлено и спланировано, а он пришел и отдал прямо противоположное распоряжение. Все, что я делал несколько месяцев, было перечеркнуто. Прямо не представляю, как теперь с ним работать. Когда он наконец уйдет на пенсию?

— Ему пятьдесят девять, — отвечал другой. — Сможешь потерпеть еще лет шесть?

— Ну, не знаю. По-моему, он из тех, кто вообще не уходит на пенсию.

Но один из руководителей был проактивным. Он руководствовался ценностями, а не чувствами. Он был инициативен, разбирался в ситуации и предвидел развитие событий. Он не закрывал глаза на слабости начальника, но не критиковал их, а старался компенсировать. Он старался сглаживать недостатки авторитарного стиля президента компании, выступая буфером между ним и своими подчиненными. В то же время он опирался на сильные стороны своего босса — на его видение, талант, творческие способности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я