Настоящая книга посвящена истории и богословию иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева. Иконография иконы рассматривается в широком контексте памятников древнего христианского искусства, а богословие образа, его вневременное благовестие, раскрывается с помощью литургических и святоотеческих творений. Автор исследования схиархимандрит Гавриил (Бунге) ― настоятель Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано (Швейцария), известный православный богослов. Издание иллюстрировано и адресовано широкому кругу читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Другой утешитель. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева
Достойным чадам преподобного Сергия Радонежского с любовью посвящается
Глава I. Первообраз и образ
«Бог есть дух», — говорит Христос (Ин. 4:24); Он есть абсолютное Бытие, не связанное ни со временем, ни с пространством. И потому «истинные поклонники Отца» не поклоняются Ему ни на горе Гаризим, ни в Иерусалиме, но поклоняются Ему «в духе и истине». Вот почему любая попытка изобразить Бога, «описать» Его, изначально лишена всякого смысла, ибо как можно изобразить то, что пророки метко обозначают как «ничто». Материальных «образов» невидимого, нематериального и бестелесного Божества нет и быть не может. Следовательно, ветхозаветный запрет на изображение Бога и для Церкви остается обязательной действующей заповедью.
Бог Откровения, которое есть не что иное, как Самооткровение, — это отнюдь не некий абстрактный и безликий «принцип». Более того, Сказавший о Самом Себе «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14) являет Собой личное Бытие в высшем, абсолютном смысле.
Поэтому Писание говорит, причем не в одном только метафорическом смысле, о «лице Божием» и даже об «образе Божием». Этот «образ Божий» не существует вне Бога и не может быть кем-то создан. Бог таинственным образом несет Свой собственный «образ» в Самом Себе, почему отцы и отождествляли «образ» и «лик». Этот живой «образ Бога» (2 Кор. 4:4) есть «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18).
Единородный Сын — Слово, которое «стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Таким образом, Отец, Которого «не видел никто никогда» (Ин. 1:18), как бы представлен в Своем Сыне «лицом», посредством которого Он обращается к миру, открывает Себя. Он совершает это от начала творения, но благодаря воплощению Единородного Сына это «лицо» становится «видимым» для нас. Поэтому Сын и говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).
Следовательно, Сын, «сияние славы и образ ипостаси» Отца (Евр. 1:3), Единородный Сын, Который «явил» Отца (см. Ин. 1:18), только Он как Личность и есть единственно истинный «образ Бога невидимого» (Кол. 1:15), то «лице» Божие, «свет» которого спасает человека (см. Пс. 79:4 и далее).
Человек обладает способностью созерцать «образ Бога невидимого», поскольку сам он соделан «образом вечного бытия» Божия (Прем. 2:23). Ведь, согласно очень тонкому и глубокому определению святых отцов, человек или, точнее, его нематериальный, бестелесный и не имеющий формы дух сотворен «по образу Божию» (Быт. 1:27), и, следовательно, сотворен в определенном смысле как живой «образ образа» (Ориген), то есть по образу Сына, являющегося Первообразом. Поскольку же Сын един с Отцом в Духе, этот сотворенный «образ образа» отражает триединое бытие нетварного Божества.
Егда в начале Адама создал еси, Господи,
тогда Слову Твоему ипостасному
возопил еси, Благоутробне:
сотворил по нашему подобию,
Дух же Святый соприсутствоваше Содетель.
Тем же возопием Ти:
Творче Боже наш, слава Тебе[4]!
Да преизлишнее Твоея благости покажеши,
создала еси человека, Троице безмерносильная:
токмо образ бренный
Твоего начальнаго Содетелю, господства[5].
Сущность этой сотворенной «богоподобности» отцы видели не в чем-то статическом, а в живой связи между Богом и человеком, выраженной в обращенности сотворенного духа к Творцу, в способности образа воспринимать свой божественный Первообраз и открываться Ему.
Иже за благость создавый человека,
и по образу Твоему сотворь,
во мне обитай, присветие Боже мой,
яко благ и благоутробен[6].
Да человеком единственное,
Трисиятельное Твое явиши Божество,
создавый прежде человека,
по Твоему образу вообразил еси,
ум ему, и слово и дух дав,
яко Человеколюбец[7].
Яко создал еси мя
по образу Твоему и подобию,
Богоначальная и вседетельная Троице,
неслиянная единице,
вразуми, просвети,
во еже творити волю Твою святую,
благую в крепости, и совершенную[8].
Поэтому созерцание Бога есть личное, непосредственное познание тварью Творца «лицем к лицу» (1 Кор. 13:12), есть выражение глубочайшего, исполненного любви единения — такого, какое существует между Отцом и Сыном (см. Ин. 17:3). Между тем это непосредственное созерцание, как бы, выражаясь словами псалмопевца, ни стремился к нему человек, пока что совершенно невозможно для нас. Пока что человек видит и познает как бы «сквозь тусклое зеркало, гадательно», но когда-нибудь, как пророчествовал святой Павел, познает, «подобно, как я познан» (1 Кор. 13:12).
Эта связь между Первообразом и Его образом становится сверхчувственной реальностью, благодатным предвкушением грядущей славы уже здесь, на земле, в той превосходящей любые образные и понятийные представления возвышенной «беседе» (ὁμιλία) духа с Богом, которая учителями духовной жизни именуется «молитвой». Свою полноту и свое завершение она обретет потом, в том неизреченном единении с Богом, «образ» (τύπος) которого являет нетварное, триединое бытие Самой Пресвятой Троицы. (см. Ин. 17:21).
Когда Сын, Первообраз, откроется, «как Он есть» (см. 1 Ин. 3:2), тогда и «образ» (εἰκών) обретет Его «подобие» (ὁμοίωσις), которое, согласно учению святых отцов, хотя и было предуготовлено нашему духу изначально, при его сотворении (Быт. 1:26), но не было, как следует из Быт. 1:27, дано ему сразу.
Человек, в сущности, был сотворен для становления, для совершения перехода от образа к подобию. Когда же он попытался совершить этот переход самовольно, чтобы стать «яко бози», произошло его падение (Быт. 3:5). Но «совет же Господень вовек пребывает, помышления сердца Его — в род и род» (Пс. 32:11), и торными путями домостроительства спасения Бог как Искупитель и Вершитель всего Сам доводит Свой изначальный замысел до завершения, ибо «кого Он предузнал, тем и предопределил быть» в конце «подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29).
Обожите хотя древле истлевшаго человека,
за благость Дево создавый,
и показавый образа Божественный зрак,
человек бысть из Тебе,
едино тричисленное Богоначалие проповеда[9].
Да иже создавый Адама,
возсозиждет паки, Всечистая,
из Тебе яве вочеловечися,
человека обожив сице вопиющая:
благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева[10].
Как мы видели, воплощение Сына влечет за собой радикально иную постановку вопроса об «образе Бога». Ведь если истинно то, что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), ибо Он «обитает в неприступном свете» и Его «никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16), то столь же истинно и то, что созерцавшие славу Единородного «познают» в Нем и через Него Отца.
Поэтому святые отцы были единодушны в том, что только воплощение Бога-Логоса, только Его явление в мире образов и форм, создало предпосылку для возникновения «иконы» как «образа» Божия и одновременно установило границы того, что допустимо изображать.
Естеством неописанный Божественным Твоим сый,
на последнего Владыко воплощься,
изволил еси описоватися:
плоти бо приятием.
и свойства вся сея взял еси.
Тем же вид Твой образования описующии,
любезно целуем, к Твоей любви возвышаеми,
и исцелений благодать почерпаем из него.
апостольским последующе божественным преданием[11].
Плоти изображение Твое возставляюще Господи,
любезно лобызаем, великое таинство
смотрения Твоего изъясняюще:
не мнением бо,
якоже глаголют богоборнии дети манентовы,
нам явился еси, Человеколюбче.
но истиною и естеством плоти,
Тобою возводими
к Твоей любви и желанию[12].
Безначальным, и Божественным естеством невидимый,
человек виден бысть Откровение,
от чистых Твоих кровей,
за крайнее благоутробие:
Его же плоти написавше подобие,
честно поклоняемся вси вернии.
и благочестно величаем[13].
Икона — это «образ» Того Единственного, Который один пребывает в истине и воистину явил нам Себя во плоти, ибо «Бог яве приидет» (Пс. 49:2). Изображения идолов, напротив, были всего лишь ничтожными поделками человеческого тщеславия, да и сами боги язычников — это пустопорожнее «ничто», не имеющее никакого бытия.
Во образе зряще Распятие
и почитающе, возлюбим Христа
и облобызаем Его знаменования.
И поклонимся им,
не яко богам честь воздающе[14].
Чего ради, трижды злополучный, возненавидел ты
Образ невскверный Христова Воплощения,
И всех святых Его?
Не бо безчувственным образом идольским
поклоняемся мы, верные[15].
Поклоняясь иконе, человек не подчиняет Божество своим суетным представлениям и тленным желаниям, как он это делает, когда поклоняется идолам; напротив, — он со смирением и благоговением принимает непреложный и чудесный факт: единый и истинный Бог по милости Своей явил Себя его верующему взору, а посему только одному ЕМУ и надлежит оказывать всяческое поклонение!
К первообразному носится, глаголет Василий,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Октоих, в неделю утра на полунощнице, канон Троичный, творение Митрофаново. Глас 2-й, седален третьей песни.
5
Октоих, в неделю утра на полунощнице, канон Пречистей и Живоначальней Троице, творение Митрофаново. Глас 7-й, второй тропарь первой песни.
6
Октоих, в неделю утра на полуношнице, канон Пречистей и Живоначальней Троице, творение Митрофаново. Глас 5-й, первый тропарь пятой песни.
7
Октоих, в неделю утра на полунощнице, канон ко Святей и Живоначальней Троице, творение Митрофаново. Глас 1-й, второй тропарь первой песни.
8
Октоих, неделя утра на полунощнице, канон ко Святей и Живоначальней Троице, творение Митрофаново. Глас 1-й, «слава» четвертой песни.
9
Октоих, неделя утра на полунощнице, канон Троичен, творение Митрофаново. Глас 4-й, Богородичен пятой песни.
10
Октоих, в неделю утра на полунощнице, канон Пречистей и Живоначальней Троице, творение Митрофаново. Глас 7-й, Богородичен седьмой песни.