Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, 2013

Уже в самом названии книги «Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду» содержится побуждение к действию. Не хотите дать себя в обиду – действуйте уже сейчас! Ведь совершенно ясно: чем человек мягче и добрей, тем больше интриганов и манипуляторов норовят этим воспользоваться. Какой же выход, неужели остается только присоединиться к их числу? Вовсе нет. Для начала нужно четко решить: ХВАТИТ! А о дальнейших действиях вы узнаете из этой книги, написанной увлекательно и интересно, ведь только так можно говорить о сложных вещах! Эта книга – результат совместной работы психологов Дмитрия Фролова и Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой и будет интересна тем, кто желает познать себя и гармонизировать свою жизнь, а также тем, кто хочет в любой ситуации оставаться собой, сохранив при этом душевное равновесие.

Оглавление

Из серии: Ценность каждого дня…

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая, в которой рассказывается о том, как Знание и Здравый Смысл потеряли Правду

Продолжаю листать свой старый блокнот. Похоже, я пытался найти способ борьбы с интриганами:

NB! УВЕРЕН, ЧТО ИНТРИГАНЫ БОЯТСЯ ПРАВДЫ. ДА, ОНИ МОГУТ ЗАСТАВИТЬ ПОВЕРИТЬ В СВОЮ ЛОЖЬ, УСОМНИТЬСЯ В ОЧЕВИДНЫХ ВЕЩАХ. НАДО ВЫВОДИТЬ ИХ НА «ЧИСТУЮ ВОДУ». ВОТ ТАК: ПРОСТО И ЯСНО!

Каким же наивным я был! И ведь пробовал высказывать интриганам все «в глаза», как «честный человек»! Сейчас я бы назвал это «негибкостью» и «недальновидностью», но тогда…

Я хочу стать Внутренним Голосом для себя того, молодого и «честного», и тихонько рассказать себе продолжение сказки про манипуляцию…

Позвольте начать так…

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пока братья с книгами возились, правду о незваной гостье собирали, сестрица их отважная к решению собственному пришла. «Зачем, — подумала она, — время терять. Ясно же, что лгунья к нам пожаловала, вот я ее на чистую-то воду выведу!». Оделась она понаряднее, чай все-таки в терем царский идет, зеркальце в котомку положила, и в дорогу отправилась.

К терему царскому подошла, а стража ее и на порог не пускает, не положено, говорят. «Это кем тут положено, чтобы было не положено самой Правде в покои царские проходить?!» — возмутилась отважная девушка. Стража опешила, не знают они кем не положено правду к царю пускать. «Не знаете, а зря слова роняете!» — пожурила их Правда и терем царевый вошла.

Смотрит, все кругом мрачные да злобливые ходят, друг на друга руганью лают, деньги и вещи прямо из карманов тащат. «Да что же это тут у вас делается, — закричала Правда, — совсем стыд потеряли, злобой лютою друг на дружку исходите?!»

«Что ты шумишь, девица красная, — подлетел к ней один кривой из челяди, — не видишь что ли, у нас все какие улыбчивые да доброжелательные! Гляди повнимательнее вон в то зеркало!»

«А зачем мне в зеркало твое глядеть, когда у меня самой глаза есть, и вера им есть», — удивилась Правда.

«Нет, ты на отражения гляди!» — кривой настаивал.

Глянула Правда только из любопытства женского в то зеркало, что кривой ей указывал, и обомлела. В отражении-то все люди как люди, красивые да сердечные. Даже звуки изменились, теперь лишь добрые слова слышатся. Что за чудо заморское? Чему верить глазам или зеркалу колдовскому?

«Зеркалу, зеркалу, — будто прочитав ее мысли подсказал кривой, — в зеркале красиво, а глазам верить будешь, так тошно станет».

«Да вы, видать все больные тут, коли по зеркальной правде живете!» — воскликнула Правда и прочь пошла.

«Ох, девица, больные или здоровые, какая разница, но жить-то надо, и ни где-нибудь, а в тереме царском», — вздохнул кривой ей вслед.

Идет Правда и дивится. Всюду зеркала колдовские расставлены. Люди уже друг дружке в глаза не смотрят, все на отражения поглядывают, и вроде как хорошо им становится. Смотрит Правда в зеркало огромное и видит статую женскую красоты неземной. Каждый, кто взглянет, так поклонится. И Правда тоже загляделась, да с собой украдкой сравнивает. Спрашивает себя, достаточно ли она хороша?

Слава Богу, во время опомнилась, на оригинал неземной красавицы взглянула, да остолбенела. Никакой богини нет и в помине! Змеюка страшенная на весь терем развалилась, да хозяйничает!

«Вот она, как! — воскликнула Правда. — ну погоди у меня!» Подошла девушка поближе, бока кулачками подперла, да и говорит: «Это что же ты, змеюка тут прохлаждаешься, порчу в зеркалах на всех наводишь? А ну пошла прочь отсюда, гостья незваная!»

Змеюка-то только противно лыбится, самой Правды не боится. Тут и народ сбежался. «Сумасшедшая, — кричат, — старуха сумасшедшая в царский терем пробралась, покой возмущает, злобой исходит!»

«Какая же я вам старуха?! — Правда кричит. — Я же молодая красавица, правду вам говорю, змею у себя в доме пригрели!»

А ее не слышат, под руки хватают, рот зажимают. Ухитрилась, увернулась Правда, глянула в зеркало колдовское и себя не узнала. И не мудрено — из зеркала того на нее и впрямь старуха смотрела…

Хоть и не из пугливых она была, да слишком много на нее обидчиков набежало. Схватили, скрутили, в темницу бросили.

Пришли вечером братья домой, а там холод, Правды нет. Все обыскали — не нашли. Поняли они, что пошла их сестрица с ложью сражаться. Да, смелая у них сестра, да только не знает она, что враг у нее не Ложь. Зовется та змеюка Манипуляцией, и одной правдой ее не возьмешь.

Вот как случилось, пока они правду о Манипуляции собирали, настоящую Правду, сестрицу свою потеряли. Вот такая она, Манипуляция, за все плату вперед берет. Заторопился Знание сестру выручать, а Здравый Смысл его остановил. «Погоди, брат, не торопись, ведь этой змеюке только того и надобно, чтобы мы за Правдой пошли! Она все наши ходы наперед просчитала. Не станем играть по ее правилам, свою игру сделаем». «А как же Правда, сестра наша?!» «Ты за нее не переживай, — успокоил брат брата, — она девушка не из пугливых, за себя постоять сможет. Змеюка думает, что мы голову от чувств потеряем, да о ней забудем! А мы все по-другому сделаем. Давай-ка всю правду, что про нее, да про жизнь нашу насобирали, разложим, да обмозгуем, и из этого силу себе прибавим!»

Послушал Знание своего младшего брата и стали они в светлице раскладывать ту правду, что о жизни своей да о змеюке насобирали, и думу думать.

Дорогие друзья, случалось ли вам выводить манипулятора «на чистую воду»? Легко ли это было? Достаточно ли сказать: «Вы мной манипулируете!», чтобы манипуляция закончилась?

Действительно, манипуляция — это не простая ложь. Использованные манипулятором слова часто оказываются правдой. И поэтому мы можем в ответ на наше справедливое восклицание услышать: «Позвольте, ведь я говорю вам правду».

Прислушайтесь, недалеко от нас один хороший специалист разговаривает со своим шефом:

— Иван Иванович, вы же дали свое письменное согласие на мой отпуск!

— Конечно, я не отказываюсь! Вы имеете полное право на свой отпуск. Только сейчас я обращаюсь к вам, не как к простому сотруднику, я обращаюсь к вам как к высокому профессионалу. Вы начинали этот проект, вас все уважают, вы разбираетесь в нем лучше всех. Неужели вы сможете сейчас, когда мы так близки к цели, оставить дело?!

— Я не оставляю дело! Я всего лишь прошу вас дать мне недельный отпуск! И вы мне уже давали письменное согласие!

— У вас есть двухнедельный отпуск! Но сейчас, согласитесь, тот момент, когда ваше личное участие жизненно необходимо. Мы просто без вас не справимся!

— Иван Иванович, вы мной манипулируете!

— Помилуйте, где же здесь манипуляция?! разве я сказал хоть одно слово неправды?! Разве вы — не профессионал, разве вы не тот, кто начинал этот проект, разве вы не тот, кто лучше всех в нем разбирается?! Неужели я кривлю душой, говоря, что мы без вас не справимся?!

— Я же оставил всем подробные инструкции, все сотрудники прекрасно ориентируется в проекте!

— Вы понимаете, что если будет хоть малейший срыв, полетят головы, и моя, и ваша?

— Срывов не будет! Я буду отсутствовать всего одну неделю, хотя вы подписали мне отпуск на две!

— Сейчас такой момент, что цена риска очень высока! Малейший промах, мы все окажемся ни у дел.

— Иван Иванович, вы мной просто манипулируете!

— Я просто говорю вам правду, на которую вы, по непонятным мне причинам, закрываете глаза. Конечно, вы имеете право на отпуск, но если по возвращению вдруг вы не найдете себя в списке тех, кому выплачивают зарплату, не удивляйтесь. Я вас предупреждал.

— Вы мне угрожаете увольнением?!

— Я только говорю вам правду.

Этот специалист не пошел в отпуск, он остался на работе. Шеф победил. Почему? Ведь специалист вовремя распознал манипуляцию и правдиво заявил об этом. Почему ему не помогла правда? Может, потому, что он не столкнулся с ложью… Истребитель лжи оказывается незащищенным перед манипулятором. А ведь когда-то и я был «истребителем лжи», пока не прочитал миниатюру Александра Житинского. Тогда я узнал себя и задумался. Может, это поможет и вам? Привожу текст полностью.

Александр Житинский. Истребитель лжи

Я поступил работать истребителем лжи. Работа неблагодарная и платят мало. Я подкрадывался на цыпочках ко лжи, пока она отдыхала, и бил ее по затылку журналом"Здоровье", сложенным вдвое. Ложь недовольно морщилась и умирала. Впрочем, умирал она ненадолго, на каких-нибудь полчаса. Потом ложь оживала и становилась еще жирнее. Тогда я переменил метод. Я вывел искусственно парочку маленьких, но достаточно злых истин и натаскал их на ложь. Мои истины подскакивали ко лжи и перекусывали ей шею. Ложь надежно умирала. Постепенно мои истины расплодились и разжирели. Скоро они уничтожили всю ложь, которая водилась вокруг. Им просто нечего стало делать. Они путались под ногами, мешали движению, требовали пищи и заявляли массу других претензий. Пришлось их потихоньку топить. Но тут выяснилось, что утопить разжиревшую истину не так-то просто. Истины вели себя по-хамски. Они плавали на поверхности и лаяли на меня, как собаки. Люди показывали на меня пальцами и кричали:

— Он топит истины, мракобес!

Они просто плохо знали историю вопроса. На самом деле я был истребителем лжи.

* * *

Да, «истребитель лжи» рискует выглядеть в глазах других сначала «большевистским агитатором», а потом и мракобесом. В ситуации манипуляции нельзя сразу «бросаться на амбразуру», выводить манипулятора «на чистую воду». Вы спросите, почему не стоит бороться с манипулятором с помощью правды? Почему в нашем подслушанном диалоге специалиста с шефом фактически повторилась история из присказки? Меня тоже волновал этот вопрос:

NB! ПОХОЖЕ, ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ ПРАВДУ. НЕУЖЕЛИ, ОБМАНЫВАЯСЬ, ЛЕГЧЕ ЖИТЬ?! НО ПОЧЕМУ?!

Вот я самому себе и отвечаю: «Потому!». Потому что таковы законы «социальной реальности», потому что так устроен мир, которые многие из нас называют «реальным».

Социальная реальность… Я давно уже о ней размышляю. Вот почему, к примеру, если человека уличают в «уходе от реальности», обычно не уточняют от какой реальности он ушел?

А ведь обычно хочется уйти, сбежать именно от социальной реальности. От бремени отношений и обязательств, загрязненной среды и городского шума. Но есть еще и «тонкая реальность», в которой живут наши воображаемые образы, тонкие мысли и чувства, а также «субъективная реальность», основанная на наших представлениях о себе и окружающем мире…

Почему хочется уйти от социальной реальности? Интриги, манипуляция друг другом, конфликты, обязательства, — все это нарастает, как снежный ком. Изо дня в день напряжение, выживание, игры. Так теряется ценность каждого дня, приобретается усталость, тяжесть мыслей и чувств. Хочется сбежать, но куда? Как говорил Остап Бендер: «У нас длинные руки!». Похоже, он имел в виду влияние социальной реальности…

Читаю дальше в своем блокноте:

NB! ПО КАКИМ ЗАКОНАМ МЫ ЖИВЕМ? ПО ЖИВОТНЫМ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ?!

Опять похоже на крик души! Пожалуй, придется, наконец, разобраться с законами социальной реальности. Итак…

Назначение «социальной реальности», цель ее — формирование в человеке моделей социально успешного поведения, социальной силы.

Факторами, образующими «социальную реальность» являются, с одной стороны, биологические законы, с другой стороны, нравственные правила. «Социальная реальность» образуется при столкновении, взаимном влиянии биологических механизмов и ограничивающих их действие нравственных законов человеческого общежития.

Итак, у нас почему-то принято называть «реальностью» именно «социальную реальность». Однако если мы будем внимательно наблюдать за животными, то обнаружим, что механизмы, базовые принципы взаимоотношений между ними представлены в нашей социальной жизни. Везде действует Закон Силы.

Побеждает сильнейший. Слабый должен спрятаться, замаскироваться. Жизнь организована на принципах охоты. Основные роли: преследователь, жертва, победитель, побежденный. В «социальной реальности» постоянно идет война, скрытая и явная, пассивная и активная. И это естественно, ведь в основе существования социальной реальности лежит столкновение биологического и нравственного. Явную активную войну принято называть конфликтом. Скрытую же войну можно называть манипуляцией.

Для того чтобы стать победителем в «социальной реальности» человек должен чего-то добиться: положения, денег, уровня образованности, уровня власти. Все это гарантирует ему защищенность. Или, точнее, создает иллюзию защищенности.

От человека требуется не столько постижение, сколько познание. Не столько познание, сколько следование ПРАВИЛАМ. Не столько творчество, сколько ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, стереотипные действия. Предсказуемого человека легче контролировать.

Процесс постижения человеком «социальной реальности» называют социализацией. Манипуляций же в процессе социализации множество. «Если ты не будешь слушаться, придет дяденька милиционер и заберет тебя!», «Кушай хорошенько, а то мама тебя любить не будет!», «Ты, что слабак, что у тебя денег нет?!», — манипулятивным фразам нет числа. Однако не стоит думать, что вся социализация построена на манипуляции. Конечно, это не так. Более того, социализация, в основном, обсуживает нравственный принцип, в ущерб биологическому. В этом проявляется базовое стремление человека БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, отделиться от животного мира. Однако несмотря на наличие в обществе мощных институтов социализации (от семьи до корпораций), «социальная реальность» не может «избавиться» от действия биологических закономерностей. Впрочем, если «социальная реальность» образовалась вследствие столкновения двух тенденций, то подавление одной из них тут же откликается проблемами в другой. Так, например, чем сильнее нравственный контроль над естественными потребностями человека, тем изощреннее извращения.

В понятие социализации входят:

¨ нравственное воспитание

¨ приобретение коммуникативной компетентности

¨ приобретение профессиональной компетентности

¨ социальная гибкость

Нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, «нужными» для данного общества. Инструментом нравственного воспитания выступает мораль. Чем сильнее биологическая природа в человеке, тем строже мораль. Интересно, что если биологическое легко может обходиться без морали, то мораль без биологического существовать никак не может. Морали, как и забору, необходимо что-либо ограничивать. Моральные принципы и требования часто становятся средством для манипуляции. «Ты же человек чести! ты должен сделать это!», «Как тебе не стыдно!», — знакомы вам эти фразы?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Ценность каждого дня…

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я