Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Куколка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Привет, школа!
Мне уже семь лет. Я пошла в первый класс. Новый учебный год начался и в спортивной школе. С утра я шла на занятия, затем ездила на гимнастику. Когда я училась в общеобразовательной школе (до 7-го класса), мои тренировки были днем, после уроков.
С начала года я принялась осваивать гимнастические элементы на первый юношеский разряд. Помню, как учила главный и базовый элемент на брусьях — подъем разгибом, во время исполнения которого нужно было, повиснув на нижней жерди, движением вперед поднести колени к жерди и резким рывком руками поднять себя над ней. С подъема разгибом обычно начинается каждая комбинация на брусьях.
В тот день, когда я научилась этому элементу, произошло следующее. Я пришла, как обычно, на тренировку, мы провели разминку, сделали подкачку, затем всей группой пошли на брусья осваивать подъем разгибом. Учили мы его уже достаточно долго, но каждый раз что-то у кого-то да не получалось.
— Ну что, Лариса Леонтьевна, кто у тебя тут научился делать подъем разгибом? Вы его уже долго учите, — интересуется какой-то тренер из зала.
— Должны вот уже делать. Есть способные. Чуть-чуть не доделывают элемент. Чуточку не хватает им.
— А давайте на шоколадку поспорим с детьми? Пусть это их подбодрит.
— Можно попробовать. Так, дети! Хватит уже нам бездельничать. Сейчас тот, кто сделает первым подъем разгибом, получит шоколадку. По очереди будем делать. Вот давай, Настя, с тебя и начнем.
Конечно же, после этих слов я еще сильнее загорелась желанием освоить этот элемент. Девочки подходили к снаряду, но ни у кого не получалось выполнить это упражнение.
Моя очередь. Подхожу к снаряду, кладу руки на брусья и — чудеса! — у меня получается: я руками стою на жерди. Я своему телу тогда не поверила.
— Ну, Таня! Ну, молодец! Можешь, оказывается, когда хочешь. С меня шоколадка. Сегодня, к сожалению, не захватила с собой. Завтра обязательно принесу.
Я просто светилась от счастья, улыбка не сходила с моего лица. Я первая из группы освоила новый элемент! И на следующий день все-таки заслуженно получила свой шоколад. Мне кажется, что уже тогда тренер поняла, что я сильная и способна достичь немалых высот.
В феврале у нас в семье случилось пополнение: родился братик.
— Таня, посиди с Дениской чуть-чуть. Я в это время за молочной кухней съезжу. Твоему братику покушать надо привезти. Голодный он уже.
— Ой, мамочка! Я боюсь с ним одна оставаться. Вдруг что-нибудь случится? Я ведь ничего сделать не смогу!
— Ничего, я мигом — туда и обратно.
— Нет. Давай лучше я сама съезжу за молоком.
— Ну ладно. Сегодня вместе съездим, а потом тогда сама. Хорошенько запоминай дорогу, хорошо? — И мы отправились в «молочницу». Мама подробно объяснила мне, как добраться до места: — Садись на пятый троллейбус. Вставай лучше около кабины водителя. Вся дорога видна. Выходи на остановке «Пролетарская». Теперь смотри, видишь вон то красное здание? Заходи внутрь. И теперь нужно обратиться в это окошко. Все легко. Запомнила?
— Да.
Я, маленькая, хрупкая, в лютые морозы после школы ездила в молочницу за едой моему братику. На тренировки начала приходить чуть позже. Тренеру я объяснила, почему задерживаюсь.
— Лариса Леонтьевна, почему это у тебя Таня так опаздывает? Непорядок. В следующий раз опоздаешь, в зал не пущу, — сказала мне строгим голосом одна из тренеров.
Меня эти слова очень задели. Сразу почувствовала, что этот тренер грубая. Не такая, как наша Лариса Леонтьевна. Да и вообще не понимала, почему этот тренер цепляется ко мне, я же не ее воспитанница. Я даже имени ее не знала. Но тогда я не догадывалась, что по определенным обстоятельствам она и станет моим вторым тренером. Хотя я нередко замечала, как она крутится возле меня.
— У нас Таня в молочницу ездит для братика. Поэтому и опаздывает.
— А что, мама сама не может съездить? В такой мороз маленькую девочку посылает!
— Мама в это время с братиком сидит.
Тем временем количество тренировок и их продолжительность увеличились. Теперь мы занимались пять раз в неделю уже по 33,5 часа. Тренировки обычно заканчивались к вечеру, поэтому папа подъезжал к зданию спортивной школы, и мы шли домой. Придя домой, я ужинала и садилась за уроки. Если оставалось время, то выходила ненадолго погулять, после — спать. И так каждый день, хотя в первом классе Лариса Леонтьевна сделала нам выходной в среду. Я в этот день недели после учебы сразу бежала на улицу, затем садилась за уроки. Также отдыхали в воскресенье. В субботу занимались. Так что у меня, по сравнению с ровесниками, времени на игры, развлечения, отдых практически не оставалось. Но это меня нисколько не смущало, потому что мне очень нравилось ходить на занятия гимнастикой.
***
9 января 1998 года. Первые мои соревнования, мне 7 лет. Я выступала по первому юношескому разряду и заняла первое место. Для меня это было тогда радостным событием и, конечно же, большим счастьем. Я не ожидала, что сумею победить. Честно говоря, тогда я совсем не задумывалась о призовом месте, просто отработала так, как могла, насколько была подготовлена. Да и о чем может думать ребенок, разве о награде? Для него выступление — это уже праздник, тем более первое! Он ждет его, а когда наступает тот самый волшебный момент, просто наслаждается им, понимаете? И совсем неважно, какое место ты занял, главное, то, что ты участвовал, а победа — лишь приятное дополнение.
Обычно дети начинают выступать на школьных гимнастических соревнованиях в первом классе. Кроме соревнований на снарядах, у нас проводились соревнования по специальной физической подготовке. Мои родители всегда приходили поболеть за меня.
В то время у меня еще не было любимого снаряда, но я боялась бревна до ужаса. Мои ровесницы делали только кувырочки на высоком бревне, а перевороты учили на маленьком. Лариса Леонтьевна сказала мне все отрабатывать на большом бревне. Мне было страшно. Я подолгу стояла перед выполнением элемента, старалась побороть страх, и у меня это получалось. Помогали слова тренера, ее поддержки и страховки элементов.
В июне нас отправили в специальный пришкольный лагерь для гимнасток. Мы приходили утром, делали зарядку, потом завтракали. После завтрака ходили в кинотеатр, играли на площадках, гуляли в парке и тому подобное. Ходили к Ларисе Леонтьевне домой, смотрели мультфильмы по видеокассете, кассеты с выступлением гимнасток. Иногда тренировались. Днем — обед. А после домой. Мое семилетие тоже справляли в лагере. Тогда Лариса Леонтьевна подарила мне надувной мяч, я была жутко довольна.
…Очередные соревнования. Мне семь или восемь лет. Я выступала по третьему юношескому. Шла на разряд сложнее, чем ровесницы. Я быстро выполнила первый юношеский разряд. И быстро подготовилась к следующему. У меня получались элементы третьего юношеского разряда. Я полностью «собирала» комбинации, поэтому Лариса Леонтьевна решила «поставить» меня по третьему юношескому.
Мне вручили красивый спортивный купальник — зелененький, в белый горошек. Я очень обрадовалась: не каждому выдают новые купальники! Только тем, кто это заслуживает, кто хорошо выполняет свою программу. Самым лучшим!
Перед соревнованиями Лариса Леонтьевна сделала мне два высоких хвостика у висков — с резинками под цвет купальника. Это у нас обязательно. И я отправилась демонстрировать жюри, на что способна. Призового места тогда я не заняла. На пьедестале стояли девочки старше меня. Но это было не так важно. Главное — то, что я смогла себя показать, доказать всем, что я девочка талантливая. Выступаю с гимнастками на год старше наравне, хотя они уже не первый раз выступают по третьему юношескому разряду.
Время, когда меня тренировала Николаева Лариса Леонтьевна, осталось в моей памяти самым счастливым и беззаботным. Тогда я еще была ребенком и не до конца осознавала, что такое профессиональный спорт. Мне просто нравилось заниматься гимнастикой. И в этом, конечно, большая заслуга Ларисы Леонтьевны. С Ларисой Леонтьевной я росла живой девочкой, веселой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Куколка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других