Воспитание детей без криков, угроз и наказаний

Татьяна Мухаметчина, 2022

Самая сложная в мире работа – это работа мамы. Это труд без выходных, без больничных и без отпусков. И случается так, что бесконечный день сурка, в котором живёт практически каждая мама, приводит к мысли «Я – плохая», а детские слова «Мама, не кричи» оставляют глубокую рану в сердце. Все мы желаем своим детям добра и стремимся быть лучшими мамами на свете. Но вдруг ребенок начинает капризничать, истерить, не слушается, обманывает или дерётся. И вот мы снова кричим на ребенка, стыдим, и угрожаем строгим наказанием, а после мучаемся чувством вины, и видим полную неэффективность этих действий. В этой книги простые советы и рекомендации которые помогут родителям справиться с истериками и капризами, непослушанием, и плачем, плохим поведением, эта книга поможет выстроить здоровые отношения с ребенком, основанные на доверии и любви!!!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание детей без криков, угроз и наказаний предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Каких ошибок избегать в воспитании детей?

С самого раннего детства взаимодействие родителей и детей направлено на то, чтобы привить им определенные знания, навыки и умения, которое очень пригодятся на протяжении всей жизни и будут играть важную роль при взаимодействии с социумом и в межличностных контактах. Ошибки в воспитании могут проявиться, через пять, десять и даже двадцать лет, поэтому родителям нужно внимательно подходить к такому сложному вопросу, как воспитание. Основной задачей воспитания является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и выявление индивидуальных особенностей, талантов и способностей у ребенка, возможности их реализации, а также формирование системы ценностей, которая будет определять поступки ребенка.

1.Ошибка.

Недостаточность ласки.

Дети очень нуждаются в ласке. Ласка позволяет ощутить ребенку, что он любим. Это придает ему уверенность в своих силах. Не отказывайте ребенку в ласке, дайте ему немного уверенности в своих способностях. Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи, поощряя их маленькие победы. Проступки также не должны оставаться незамеченными. Просто объясните ребенку, что вы его любите, но такое поведение не одобряете. Неодобрение поступка — это не повод отказывать ребенку в ласке, так как ребенок должен чувствовать и понимать, что он любим несмотря ни на что.

Говорить о личности, а не о поступке. Многие родители готовы сделать ради своего ребенка все. Мотивируя, это тем, что — детство короткая пора, что в детстве нужно получать самое лучшее и т.д. На само деле, избалованным детям очень трудно приходится в жизни. Нельзя лишать ребенка самостоятельности и возможности учится на своих ошибках, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родитель создает» рафинированные» условия для своего ребенка, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот — он ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй — ка сделать сам, а если не получится, я тебе помогу» — вот один из вариантов подхода в воспитании.

Если у родителей наполеоновские планы.

Здесь родитель думает примерно так: «Мой

ребенок будет заниматься (теннисом, плаванием, живописью, танцами и т.д), я не позволю ему упустить свой шанс». На самом деле, дети, к сожалению, не всегда оценивают усилия родителей. Желание детей и родителей не всегда совпадают. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых, но по мере взросления и появления своих убеждений, желаний, ценностей возникает желание вырваться из родительской клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть прием психоактивных веществ, поход на ночные дискотеки. Поэтому, планируя день ребенка, нужно оставлять ему время для его личных дел. Если у ребёнка очень строгое воспитание, здесь родитель придерживается такого принципа: дети должны слушаться старших беспрекословно, «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что в доме я — главная». На самом деле дети обязательно должны понимать: почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку.

Ребенок может беспрекословно выполнять все, когда вы рядом и плевать на все запреты, когда вас рядом нет.

В случае необходимости можно сказать ребенку так:

«Ты сейчас делаешь, как я сказала, а вечером мы все обсудим».

Также детей нельзя ни в коем случае критиковать. “Что за ребенок!”, “Так поступают плохие мальчики” или прямое “Ты плохой мальчик. Мне такой не нужен”. Это вроде уже всем понятно, но почему-то все еще повсеместно используется. Не забывайте об этом.

2.Ошибка.

Сворачивать свою вину на ребенка.

Например: догадывались, что ребенок, который сейчас бегает-играет, может задеть чашку на краю стола и все равно не убрали. Кто виноват, что чашку разбили и за что отругали ребенка? Или разрешили ребенку погладить уличную собачку, а она укусила. И вот мама ругает ребенка — ты что, не знаешь, что собака может укусить? Примеры утрированные, но думаю, каждый вспомнит такую ситуацию, когда ругать надо себя, а мы ругаем ребенка.

3. Ошибка.

Использовать свои “взрослые” преимущества.

Например, забирают игрушку и кладут высоко на шкаф, откуда ребенок ее не достанет сам. Это заставляет его чувствовать свою неполноценность (физическую пока) и вызывает глубокое чувство обиды и злости. Кто уже так делал, тот заметил, что в момент, когда игрушка отправляется на шкаф, ребенок начинает громко кричать и может закатить истерику. А мы не помогаем ему правильно выйти из конфликта, а оставляем одного и предлагаем подумать над своим поведением. Давление на материальную сторону вопроса. Это, в общем-то, относится к использованию взрослых преимуществ, но я хочу выделить это в отдельный пункт. Например: Собирались пойти за игрушкой, но случилась ссора, в которой ребенок обидел одного из родителей. И этот родитель сказал, что не купит игрушку, раз он так себя ведет.

Да, это быстрый способ заставить ребенка слушаться, но при этом он думает не о том, чтобы уважать чувства родителей, а о том, как получить свои выгоды. Когда ребенок чуть подрастет, он будет в определенных ситуациях стараться промолчать, “чтобы купили игрушку”, а злость и обиду копить внутри себя. Надо ли объяснять, что из этого выйдет и как, став самостоятельными, сын или дочь будут относиться к родителям.

Вывод из этого пункта такой: в конфликтной ситуации говорите о чувствах и учите ребенка их уважать, правильно вести себя в той или иной ситуации. Старайтесь не наказывать лишением материальных вещей из-за плохого поведения. Агрессивное поведение, потеря контроля над собой, использование грубых слов, ремень.

Из этого ребенок запоминает, что в случае потери контроля над ситуацией, можно потерять контроль и над собой, что прав тот, кто ведет себя агрессивнее, говорит грубее и т.д. Это уже не говоря о том, что часто дети пугаются такой реакции родителей и тут же “начинают себя нормально вести”. Ведь в таких условиях быть равным участником ситуации уже не получается. Ребенок не может отшлепать маму или папу, или даже так же накричать на них.

4.Ошибка.

Заставлять ребенка извиняться часто и за любую мелочь.

В то время как вы сами этого не делаете. Научить ребенка признавать свою вину и просить прощения можно только личным примером. Скажу честно, я сама порой срываюсь и говорю обидные слова, о которых потом жалею. Но я всегда стараюсь за них извиниться. Говорю сыну: “Прости меня, пожалуйста. Я вспылила и сказала тебе совсем не то, что думаю на самом деле” Сын обычно извиняется в этот момент тоже: “Мамочка, и ты меня прости. Я так капризничал и очень плохо себя вел. Тебе это было неприятно. Ты меня извинишь?” И мы обычно обнимаемся. В ситуациях, где мы были хороши, я обычно извиняюсь первая. И при этом не упрекаю, не говорю, что он тоже был не прав. Сын уже сам признает и свою часть вины в таких ситуациях и просит прощения.

5.Ошибка.

“Делать плохо” ребенку в качестве наказания.

наказывать унизительно. Что происходит, когда родители бьют детей за проступки? В этот момент нежелательное поведение связывается с наказанием, и в дальнейшем дети слушаются для того, чтобы избежать наказания. На первый взгляд, результат выглядит эффективным — один шлепок заменяет множество разговоров, просьб и увещеваний. Поэтому возникает соблазн использовать телесные наказания чаще.

Родители добиваются немедленного послушания, но телесные наказания влекут за собой ряд серьезных последствий:

Ситуация, когда близкий человек пользуется физическим преимуществом для установления власти, не способствует росту доверия между ребенком и родителем. Родители подают детям плохой пример: ребенок начать может вести себя асоциально — проявлять агрессию к тем, кто слабее.

Ребенок будет готов подчиниться каждому, кто покажется ему сильнее. Дети могут научиться манипулировать родительским гневом, чтобы наблюдать, как родитель теряет контроль.Если уж дошло дело до наказания, то помните о том, что лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо. Т.е. лучше не почитать на ночь, не поиграть, чем накричать и отшлепать. Наказывать ребенка можно, но наказание ни в коем случае не должно быть унизительным и не должно проходить на глазах у других людей. Не забывайте золотое правило:

“Прежде, чем сказать это ребенку, скажи это себе”.

Я очень долго решала для себя проблему самоконтроля. Мы все не ангелы, и порой плохо контролируем то, что говорим и как говорим. Недавно прочитала одну фразу, которая очень сильно изменила мое сознание в этом вопросе. Она настолько сильно впечатлила меня, что я несколько дней прокручивала ее в голове.

Прежде, чем сказать это кому-то, скажи это себе. Вот и весь секрет. Скажи это себе и пойми, какие чувства это вызывает. В садике ребенок медленно переодевается, а мама ему: Давай быстрей. Ну я кому говорю! Ты что, не слышишь? Какой ты медлительный.

Скажите это себе! Нравится?

— Как ты меня достал уже своими истериками! И зачем я только тебя родила!

Скажите это себе!

Или попробуем посильнее?

— Ты что, вообще тупой? Ты почему такой неумеха? Ничего сам делать не умеешь!

— Я занята, не мешай.

— Разбирайся сам, большой уже.

Каждую фразу — скажите себе. Почувствуйте.

Вспомните ребенка, когда он плачет и то, что вы ему говорите в этот момент. А потом вспомните себя, когда вы плачете и расстроены, и повторите себе эти слова — именно когда вы плачете и расстроены.

— Перестань истерить! Хватит орать!

Или распространенное “Закрой рот, а то сейчас” Вы можете сказать, что ребенок плачет по-пустяку, а у вас повод серьезный. А муж считает ваши поводы серьезными? Может, вы тоже плачете просто из-за капризного характера? Или по отношению к мужу: Я тебя уже сто раз просила, ты когда-нибудь сделаешь это или нет?

Скажите это себе! Думаю, в ответ услышите “Конечно, дорогая!” А ведь слово — как воробей, вылетит, не поймаешь. Некоторые обидные слова врезаются в память человека навсегда! А теперь расслабьтесь, подумайте о своем ребенке и скажите — сначала себе, а потом ему: — Я очень люблю тебя! Я так рада, что ты у меня есть! Я мечтала, что у меня будет именно такой ребенок!

Как ощущения? Или, забирая из садика:

“Я так скучала по тебе! Ты мой дорогой! Идем, поиграем вместе”.

“Я обожаю тебя обнимать и держать на ручках!”, “Спасибо, что ты помог мне”

В последний раз я сыну говорила “Спасибо, что научил меня быстро прощать и мириться. Я раньше этого не умела и могла 3 дня ходить обиженная. Теперь я даже если рассержусь, то тут же прощаю и через минуту все уже хорошо!” Как светятся детские глаза! И мои бы светились, если бы мне такое сказали! Попробуйте выделить себе всего один день для этого простого упражнения и посмотрите, как этот день пройдет! Любая фраза — мужу или ребенку, или родителям, если они живут с вами — только после фильтра.

“Прежде, чем сказать это кому-то, скажите это себе!”.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание детей без криков, угроз и наказаний предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я