Книга Татьяны Черепановой «Семейный театр от А до Я» – это незаменимое пособие для всех, кто занимается любительскими постановками. Рассказывая о более чем двадцатилетнем опыте существования семейной традиции – театре с участием нескольких семей, людей разных поколений, детей и взрослых, автор делится такими «мелочами» и «нюансами», которых не найдешь ни в одной книге.Книга предназначена для родителей, педагогов, любителей театральных постановок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейный театр от А до Я. Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ 2. Застолье
Традиционное застолье — не только еда. Это, в первую очередь, общение, обсуждение только что получившейся сказки, любимые игры, розыгрыши, песни.
Однако все это — программа для взрослых. Если дети управились с едой за 10 минут, то их родители долго-долго сидят за столом, разговаривают, отдыхают. Где же при этом дети? Хороший вопрос.
Дети во время застолья
находятся в специально
выделенной для них комнате,
куда по очереди отправляется
хотя бы минут на 15 каждый из взрослых.
Это важная, на наш взгляд, необходимая жертва родителя во имя своих и чужих детей. Каждый взрослый, отправляясь в эту «командировку», сам решает, чем он будет полезен детям. Наиболее ответственные обдумывают это заранее, наиболее общительные выкручиваются на месте, а наиболее опытные имеют в запасе несколько беспроигрышных вариантов укрощения детей.
Таким образом, дети всегда чем-то заняты. Они играют под присмотром взрослых, что особенно важно, так как в небольшой комнате десятку маленьких детей трудно самим найти общий язык.
Конечно, чем взрослее дети, тем меньше они нуждаются в постоянном присутствии взрослых, но оставленные одни малыши представляют собой жалкое зрелище.
Если у Вас есть возможность нанять на несколько часов опытную няню (скажем, воспитательницу детского сада), вывести чад погулять под присмотром бабушек или еще как-нибудь без ущерба для всех занять детей, — это замечательно.
Главное — продумайте все варианты заранее.
Только
не отправляйте детей
сразу после представления по домам
(с бабушками и нянями).
Юным зрителям обязательно надо
пообщаться и подружиться!
Вспомните, как давно Вы знакомы со своими лучшими друзьями. С детства, не правда ли? Но чаще всего со школьного детства, с тех пор, когда Вы могли свободно и часто общаться, вместе проводить время за одним и тем же занятием.
Когда повзрослевший ребенок находит себе друга в школе, в секции, на улице, Вам, возможно, не безразлично, кто его родители, близок ли их семейный уклад Вашему, как далеко Вы расходитесь во взглядах на жизнь. Выяснить это трудно, порой невозможно. Но, если удается, то часто нам трудно найти общий язык с родителями того, кого наше чадо понимает без слов.
Поэтому воспитывайте, взращивайте дружбу с младенчества, если видите, что дети тянутся друг к другу. Наши дети, встречаясь 7—10 раз в год с раннего детства, на вопрос «кто твои друзья?», в первую очередь называют друг друга. Эта дружба семьями, когда не только родители, но и дети (пусть не все и не сразу) приняли и поняли друг друга, — одна из важных составляющих нашего уклада, традиций.
Детский стол
мы накрываем отдельно на кухне.
Каждая мама сама заботится о том,
насколько сыто ее чадо.
Это тоже, на наш взгляд, немаловажное условие, о котором обязательно предупреждаются все «новенькие».
Опыт показывает: если поручить все хлопоты по организации детского питания хозяйке дома, Вы рискуете потерять ее как соратника на все последующие представления.
Вообразите, что трое из десяти вроде бы голодных детей отказываются есть вообще, двое не любят курицу, а все остальные требуют сразу торт и чай. Да еще несколько мам, пытающихся разогреть пюре или развести кашу своим малышам, поминутно дергают хозяйку за рукав и просят то мисочку, то ложечку. А на следующий день мамочки высказывают ей свои замечания: мой ушел от тебя голодным, дома набросился на еду; у моей снова красное горло, ведь ты давала мороженое… и все в том же духе.
Поэтому пусть каждая мама сама смотрит, что и как (аккуратно, красиво) ест ее чадо.
Праздничный стол мы
накрываем вскладчину.
Каждая семья привозит с собой заранее оговоренную дань в виде салатов, тортов и прочих вкусностей. На Масленицу, например, все пекут блины. Это значительно облегчает жизнь хозяйки дома, которой, помимо организации стола, есть чем заняться (часто на ней же декорации, музыка, оформление зрительного зала).
Честно признаться, что этап, когда женщины удивляли друг друга новыми блюдами, готовили много и разнообразно, у нас пройден. С возрастом мы едим все меньше, едой уже никого не удивишь. Поэтому большой длинный стол как-то незаметно ушел из нашей практики. Застолье по форме (но не по содержанию!) стало похоже на театральный буфет: несколько небольших столов, возможно, что и в разных комнатах, на которых стоят примерно одни и те же блюда в небольших количествах. Поэтому дети не бегают к нам за колбасой, мужчины могут поговорить о своем, о мужском, а женщины — о женском.
Если готовится горячее, то салаты мы не делаем вообще (кроме тех случаев, когда кому-то очень хочется приготовить салатик, такие инициативы только поощряются), обходимся готовыми холодными закусками. Идеальное блюдо в таких случаях — настоящий узбекский плов, благо, среди нас есть, кому его готовить. К нему подходят определенного вида закуски, на почетном месте среди которых — вымоченная редька.
Если делается упор на салатики, то до горячего аппетит все равно не доживает, так зачем его готовить?
Замечу, что это всего-навсего пример личного опыта семьи, в которой нет и не было богатых кулинарных традиций, и создавать их нам (пока?) неинтересно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейный театр от А до Я. Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других