Труды Барнаульской духовной семинарии. Выпуск 7. Богословие. История. Культура

Сборник, 2020

В настоящий сборник вошли выступление Ректора семинарии, митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия в НИЯУ «МИФИ», а также статьи преподавателей, выпускников и студентов Барнаульской духовной семинарии. Большая часть текстов традиционно посвящена истории Православия на Алтае. Издание адресовано самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного православного богословия, истории и культуры православия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Труды Барнаульской духовной семинарии. Выпуск 7. Богословие. История. Культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Протоиерей Анемподист завадовский — настоятель Градо-Барнаульского Петропавловского собора

Доклад на научно-практической конференции «Утраченное и возрождённое: к 85-летию разрушения Петропавловского собора города Барнаула», 12.03.2020

Протоиерей Георгий Крейдун, доктор искусствоведения

Православие на протяжении многих веков являлось неотъемлемой частью русского менталитета, и церковь к рассматриваемому периоду оставалась одной из важнейших опор государственности на всей территории Российской империи. Социальные реформы второй половины XIX века привели к тому, что духовенство оставаясь безусловным руководителем духовной жизни общества, активно участвовало и в других сферах социальной жизни, включая, систему образования. Как известно, формирование личности человека во многом зависит от социальной среды, в которой он находится, закладываемой ею системы ценностей и норм поведения. И полученное образование в этом плане накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Потому не удивительно, что церковь была привлечена к участию в процессе формирования обширной и доступной системы образования. В пореформенный период была создана широкая сеть церковно-приходских школ, обеспечившая возможность получения начального образования широким слоям населения.

В докладе мы рассмотрим вопрос участия православного духовенства в социальной жизни Алтайской губернии, и в частности в сфере образования, на примере незаурядного человека — настоятеля Петропавловского собора протоиерея Анемподиста Антоновича Завадовского, известного общественного деятеля Алтая конца XIX — начала XX вв., внесшего значительный вклад в дело становления и развития системы народного просвещения на Алтае.

В Государственном архиве Алтайского края сохранился ряд документов, помогающих восстановить основные вехи жизни и деятельности протоиерея Завадовского. Из клировой ведомости Петропавловского собора следует, что родился он в 1843 году в семье священника Антония Васильевича Завадовского. В 1860–1866 гг. окончил курс Томской духовной семинарии со степенью студента. С первых же лет его духовного служения, можно заметить его стремление к социально значимой деятельности.

Сразу после окончания семинарии Анемподист Антонович проходит суровую школу миссионерской жизни на службе Алтайской духовной миссии, куда он поступает сотрудником миссионера Чемальского стана в походную церковь во имя Святителя Николая. [16]. Спустя год, 30 августа 1868 года Анемподист был рукоположен во священника и переведен в епархиальное ведомство — в Успенскую церковь удаленного Риддерского рудника на окраине Томской епархии. Здесь он также был назначен законоучителем при местной горнозаводской школе. Еще через два года, 30 апреля 1870 г., за заслуги на духовном и благотворительном поприще отец Анемподист был утвержден Преосвященнейшим Платоном, епископом Томским и Семипалатинским, в должности сотрудника Томского епархиального попечительства [17].

Спустя девять лет «усердной и полезной службы» в селе Риддерский Рудник, в 1877 г. отца Анемподиста переводят в Барнаульское духовное училище на место преподавателя русского и церковнославянского языков. С этого времени на многие годы жизнь отца Анемподиста оказалась связана с преподавательской деятельностью.

Барнаульское духовное училище, открытое в 1869 г., являлось в то время вторым по значимости учебным заведением Алтайского горного округа. В учебном плане училища значились такие предметы, как церковно-славянский, русский, латинский, греческий языки, чистописание, история, география, природоведение, арифметика, пение, музыка и пр. Многие преподаватели училища имели академическое образование и являлись кандидатами богословия. В их числе коллежский советник Платон Никонорович Агентов, надворный советник Димитрий Егорович Даев, надворный советник Александр Алексеевич Минералов, Василий Павлович Раевский, Алексей Александрович Суслов и др.

Иерей Анемподист Завадовский принимал самое активное участие в жизни и деятельности училища. 10 сентября 1884 г. он был определен членом правления БДУ от учителей. А после оставления места преподавателя училища, с 21 августа 1886 года состоял членом правления училища в течении еще шести лет согласно выбору духовенства [18]. С 1888 по 1892 гг. он также состоял духовником учеников училища [20], а с 1899 г. — вновь избирается членом правления БДУ от духовенства.

С 1896 по 1904 гг. отец Анемподист состоял председателем Барнаульского отделения епархиального училищного Совета [5, с. 4], членом которого он был с 1890 г. [3].

Преподавал о. Анемподист и в светских учебных заведениях. Так, в октябре 1877 года, о. Анемподист, как опытный оратор, был приглашен педагогическим советом Барнаульской женской прогимназии (впоследствии гимназии) на место преподавателя Закона Божия. Здесь он трудился на протяжении более 30 лет. Лишь 16 июля 1908 года о. Анемподист пишет прошение об увольнении от занимаемой должности [26].

В августе 1877 года Барнаульское отделение «Попечительного о тюрьмах общества» обращается к отцу Анемподисту с просьбой принять обязанности священника при тюремном замке. Деятельность Попечительского общества имела целью улучшение нравственного и физического состояния заключенных, и самих мест заключения. В связи с этим церковнослужители активно привлекались к делу духовного и морального воспитания узников. Помимо проповеди и общих духовно-нравственных бесед, священник посещал заключенных в их камерах и вел работу по их духовно-нравственному исправлению. 14 апреля 1879 г. о. Анемподист был определен настоятелем новопостроенной Александро-Невской тюремной церкви г. Барнаула, а с 10 февраля 1885 г. избирается руководителем Барнаульского отделения общества попечения о тюрьмах.

С 1881 года, согласно прошению городской управы, о. Анемподист был назначен также председателем Барнаульского кладбищенского попечительства [27].

Все это время ширится и круг прямых обязанностей батюшки. 17 мая 1879 г. он был определен благочинным трех градо-Барнаульских бесприходных церквей — училищной, тюремной и Одигитриевской [28], через шесть лет, 22 января 1885 г. в его ведение переходят и остальные храмы Барнаула. 11 марта 1886 г. он переводится на священническое место к барнаульскому Петропавловскому кафедральному собору, а 27 февраля 1892 г. становится его настоятелем [7]. 6 мая 1892 г. о. Анемподист был возведен в сан протоиерея к тому же собору [8].

Круг социальной деятельности о. Анемподиста после его переезда в г. Барнаул также постоянно расширялся. Так, согласно имеющимся документам, он являлся членом целого ряда православных благотворительных обществ. В разное время он состоял сотрудником попечительства о бедных духовного звания (1870–1877 гг.), председателем Барнаульского попечительства детских приютов ведомства императрицы Марии (с 1877 г.), действительным членом Православного Миссионерского общества (с 1895 г.) [22], председателем Барнаульского благотворительного общества (1897–1906 гг.), членом совета Барнаульского управления Российского общества Красного Креста (с 1904 г.). 24 февраля 1900 г. о. Анемподист был избран членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества [10] и уполномоченным Томского отдела общества по г. Барнаулу (состоял до 1913 г.) [2]. С 1895 по 1904 гг. состоял председателем братства Св. Димитрия Ростовского (с 26 сентября 1898 г. в должности «старшего братчика») [9, с. 3].

Активное участие о. протоиерея в социальной жизни общества не оставалось незамеченным. За свою долгую карьеру он получил целый ряд государственных и церковных наград. 30 апреля 1897 г. он был награжден медалью за активное участие в проведении всеобщей народной переписи [24]. В 1899 году как член-попечитель общества — награжден орденским знаком в память 100-летнего юбилея Мариинских детских приютов Общества Императрицы Марии [25]. 5 мая 1904 г. «за усердную службу по ведомству народного просвещения» о. Анемподист был награжден орденом Св. равноапостольного князя Владимира четвертой степени [11]. Согласно сохранившемуся в архивных документах свидетельству, 6 марта 1908 года о. протоиерею, как члену Барнаульского местного Управления общества Красного Креста «с соизволения Августейшей Покровительницы Российского общества Красного Креста Государыни Императрицы Марии Федоровны» было предоставлено право ношения знака Красного Креста [12].

13 июля 1910 года о. протоиерей был награжден Высочайше учрежденной «в память исполнившегося 13 июня 1909 года двадцатипятилетия со времени восстановления в Бозе почивающим Государем Императором Александром III церковной школы» серебряной медалью на двойной Владимирской и Александровской ленте [14].

22 июля 1916 года Императорское Российское пожарное общество, состоящее под августейшим председательством Е.И.В. Великой княгини Марии Павловны наградило о. Анемподиста как члена и благотворителя Барнаульского пожарного общества серебряным наградным знаком Общества [15].

Награды о. протоиерея по духовному ведомству также получили свое отражение в архивных документах. 3 февраля 1892 г. за 12-летнюю усердную службу в должности благочинного он был представлен к Императорскому ордену Святой Анны III степени [21]. 26 февраля 1896 г. «в память незабвенного Царя Миротворца Александра III» награжден серебряным орденом Св. Александра Невского [23]. 6 мая 1898 г. «за заслуги по Духовному ведомству» причислен к Императорскому ордену Святой Анны II степени [1, с. 3]. 21 февраля 1913 года о Анемподист был награжден юбилейным крестом в память 300-летия Царствования Дома Романовых [19].

Дело социального и духовного служения обществу продолжали и дети о. протоиерея. Вместе с супругой матушкой Анной Стефановной, они вырастили и воспитали четверых детей. Первенец Николай родился 21 апреля 1869 г. Став врачом, во время русско-японской войны он служил в госпитале, где и встретил свою будущую супругу, медицинскую сестру Елизавету Васильевну Вольхину. Много лет он состоял врачом при Барнаульском реальном училище. Вместе со своим отцом он активно участвовал в общественной жизни города. Был действительным членом Благотворительного общества, образованного 16 декабря 1890 г. Много лет был гласным Барнаульской городской Думы.

Сыновья о. Анемподиста Иннокентий (1873 г.р.) и Василий (1878 г.р.) окончили курс Томской духовной семинарии и были рукоположены в сан священника, первый 21 января 1896 г., а второй 1 января 1900 г. О. Иннокентий в 1897–1908 гг. служил в Введенском храме с. Касмалинского 20 благочиния Томской епархии, в 1908–1914 гг. — состоял в причте бийского Троицкого собора, а о. Василий в 1900–1914 гг. служил настоятелем Пророко-Ильинской церкви с. Анисимовского и благочинным 46 благочиния Томской епархии [6]. По некоторым данным, в послереволюционные годы сыновья о. Анеподиста служили в городе Барнауле.

Дочь о. протоиерея, Мария родилась 7 июня 1879 г. Она закончила Томское епархиальное женское училище. 6 июня 1897 г. вышла замуж за чиновника переселенческого управления г. Барнаула — Николаева. В 1892 г. о. Анемподиста и матушку Анну постигло горе — от воспаления легких умер их маленький пятилетний сын Владимир. А в послужном списке 1903 года о. Анемподист уже записан вдовцом. Перенес он смерть и своего старшего сына врача Николая Анемподистовича, скончавшегося в возрасте 49 лет 1 мая 1917 г.

Несмотря на личные трагедии и последующие лишения послереволюционных лет, о. Анемподист до конца своих дней оставался твердым проповедником православия. Когда в 1923 г. Петропавловский собор перешел в ведение общины и епархии обновленцев, о. Анемподист перешел служить в Покровский храм, ставший кафедральным собором епархии староцерковников. Согласно сохранившейся информационной сводке 6-го отделения СО ГПУ о церковном обновленческом движении в РСФСР [4, с. 175], о. Анемподист — «видный черносотенец, член Союза Русского Народа», некоторое время стоял во главе организации староцерковников города Барнаула. В сохранившемся протоколе № 19 заседания Президиума Барнаульского епархиального совета староцерковников от 15 августа 1927 г. протоиерей Анемподист Завадовский по-прежнему числился благочинным барнаульских церквей.

Скончался протоиерей в возрасте 89 лет 17 июня 1932 г. «от упадка сердечной деятельности» (точная дата смерти была установлена по запросу в архив Управления ЗАГС Алтайского края).

В социальной истории дореволюционного Алтая жизнь и деятельность о. Анемподиста Завадовского оставили весьма значимый след, что признавалось многими его современниками. К сожалению, по политическим причинам сегодня эта информация стерта из нашей памяти вместе со свидетельствами жизни сотен подобных тружеников по всей стране. Дело современных исследователей воссоздать их биографии и тем самым восстановить историческую справедливость.

Источники и литература

1. Высочайшие награды // Томские Епархиальные Ведомости. — 1898. — № 11.

2. ГАТомО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4676; URL: http://www.altai-eparhia.ru/eparhia/history/?ID=7593

3. Личный состав Томского Епархиального Училищного Совета и отделений его// Томские Епархиальные Ведомости. — 1891. — № 12. — С. 1–2.; ГАТомО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4676; URL: http://www.altai-eparhia.ru/eparhia/history/?ID=7593

4. Лобанов В. В. «Борьба с тихоновским реакционным элементом заканчивается…» Информационная сводка № 5 VI отделения секретного отдела ГПУ о распространении обновленческого движения в РСФСР // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. — 2015. — Том. 14, № 1. — С. 175.

5. О составе уездных Отделений Совета // Томские Епархиальные Ведомости. — Томск, 1896. — № 24. — С. 4.

6. Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. — Томск, 1914. — С. 16, 102; Справочная книга по Томской епархии за 1902 г. — Томск, 1902. — С.470.

7. Томские Епархиальные Ведомости. — Томск, 1892. — № 5. — С. 2, 3; Фотоархив музея Алтайской Митрополии (далее ФМАД). Документ № 30.

8. Томские Епархиальные Ведомости. — Томск, 1892. — № 11. — С. 2; ФМАД. Документ № 18.

9. Томское Епархиальное Братство Святителя Димитрия Ростовского в 1901 году // Томские Епархиальные Ведомости. — Томск, 1902. — № 17. — С. 3.

10. ФМАД. Документ № 1.

11. ФМАД. Документ № 3, 4.

12. ФМАД. Документ № 5.

13. ФМАД. Документ № 6.

14. ФМАД. Документ № 8.

15. ФМАД. Документ № 12.

16. ФМАД. Документ № 13.

17. ФМАД. Документ № 14.

18. ФМАД. Документ № 17.

19. ФМАД. Документ № 19.

20. ФМАД. Документ № 21.

21. ФМАД. Документ № 21.; Высочайшие награды // Томские Епархиальные Ведомости. — 1892. — № 12. — С. 1–2.

22. ФМАД. Документ № 22, 25.

23. ФМАД. Документ № 23.

24. ФМАД. Документ № 26.

25. ФМАД. Документ № 27.

26. ФМАД. Документ № 28.

27. ФМАД. Документ № 35.

28. ФМАД. Документ № 37.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Труды Барнаульской духовной семинарии. Выпуск 7. Богословие. История. Культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я