Продолжение бестселлера «Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой». Ранее не публиковавшиеся афоризмы великой актрисы, заслуженной матерщинницы, народной насмешницы Советского Союза. «Крылатые» остроты и анекдоты на все случаи жизни. Так язвила Раневская! «Что-то давно о себе гадости не слышала. Теряю популярность…» «Если тебе не в чем раскаиваться, жизнь прожита зря!» «Живу с высоко поднятой головой. А как иначе, если по горло в г. не?» «Если жизнь повернулась к тебе ж. пой, дай ей пинка под зад!»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раневская шутит. Неизвестные афоризмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О театре и актерах
— Какие-то несчастные 99 % отвратительно играющих актеров портят репутацию целого театра!
— Раньше актеры на сцене заявляли о себе, а теперь только поддакивают…
— У нас актрисы готовы играть кого угодно, только бы роль не отдали смертельной подруге. Я вне конкуренции, с молодости играю старух — роли, на которые мало кто претендует. Беда в том, что таких ролей в пьесах мало, авторы помнят о нежелании актрис играть старух, потому и не вводят такие персонажи.
— У нас в театре сумасшедшая конкуренция среди дураков и бездарностей. Думаю, не только у нас и не только в театре.
О посредственной актрисе:
— Недостаток таланта и ума компенсирует бешеной активностью. Ей бы лучше в профсоюзе, а не на сцене.
— Как бы плохо ни играли в этом сезоне, в следующем обязательно найдется кто-нибудь, кто сыграет еще хуже.
— Идеальных режиссеров не существует — это не мое мнение, так говорят гениальные актрисы, я только поддерживаю их точку зрения.
— Среди молодых актеров половина по-русски не говорит, вторая не понимает.
— Пока Генка Бортников будет отвлекать автографами поклонниц у служебного входа, можно с комфортом уйти через главный.
— У Музы тоже есть пристрастия. Она терпеть не может серый цвет посредственности.
— Если Верка Марецкая Звезда, зачем ей место под Солнцем?
— Хорошо сыгранная роль подобно зеркалу — в ней каждый увидит собственное отражение.
— А если не увидит, Фаина Георгиевна?
— Значит, либо сыграна плохо, либо весь спектакль проспал.
— Раньше в театре была окружена творцами, а сейчас натворившими…
Решается вопрос, как быть с молодым актером, который вовсе ничего не может:
— За год ничему не научился, ничего не добился…
Раневская решает заступиться:
— Зато самостоятельно!
После очередной стычки на сцене во время репетиции одна из «сочувствующих» успокаивает:
— Фаина Георгиевна, не нервничайте. Нервные клетки не восстанавливаются.
Раневская фыркает:
— Это ваши не восстанавливаются, а мои так очень даже. А потом еще и мстят тем, кто их погубил! И это стоило бы учитывать некоторым несознательным режиссерам и актерам.
Услышав в чьем-то выступлении, что этот чиновник от культуры быстро поднялся по карьерной лестнице на самый верх в министерство:
— Он не поднялся, он всплыл… Такие всегда всплывают.
На репетициях с ней иногда бывало невыносимо сложно. Полностью выкладываясь сама, она требовала этого же и от окружающих, даже от новичков, и, имея привычку не сдерживать эмоции, нередко оскорбляла тех, с кем работала. Кто-то привык и не обращал внимания, кто-то просто молчал, не желая ввязываться или испытывая трепет перед властной актрисой, но были и те, кто обижался, и вполне справедливо.
После одного из таких выпадов Завадский требует:
— Немедленно принесите извинения!
Раневская, еще не остыв от возмущения, фыркает:
— Примите мои оскорбления…
Не заметив, что оговорилась, демонстративно удаляется со сцены.
— Как прошел спектакль?
— На «Ура!».
— Неужели? — сомневается приятельница, зная, что спектакль не очень удачный.
— Зрители кричали «Ура!», когда все закончилось.
— Фаина Георгиевна, о чем задумались?
— У меня закралось подозрение, что нынешние актеры во фразе «души прекрасные порывы» полагают, что «души» — это глагол.
Начинающему актеру, который на сцене просто невыносим:
— Если не можете играть сами, не мешайте делать это другим! Лучше уйдите, мы ваши реплики между собой распределим.
О невыносимом режиссере:
— Нет, он не последняя сволочь, за ним целая очередь.
О новом актере:
— У него на лице написана острая интеллектуальная недостаточность…
— Известные народные артисты это те, кого любят и власть, и народ.
— А неизвестные, Фаина Георгиевна?
— Есть две категории. Те, кому дали звание на юбилей, чтобы отвязаться, и те, кому звания вообще не дали, но народ их любит.
— Бездарности как сорняки — такие же наглые, крепкие и частые. И так же заслоняют солнце талантам.
Услышав о неудачном спектакле известного режиссера:
— С опытом даже провалы получаются качественней.
О режиссере:
— Он всегда хвалит себя вслух, а других молча…
Марецкая философствует:
— С годами приходят мудрость и опыт…
Раневская театрально вздыхает в ответ:
— Только многих не бывает дома…
Прислушиваясь к зрительному залу:
— Жидкие аплодисменты подобны поносу — одно расстройство и жаловаться неприлично…
— Учитель, врач, актер — профессии от Бога! — вещает очередной чиновник, забыв, что он атеист.
Раневская вздыхает:
— Только зарплаты от государства…
— Нелегка жизнь актера, чтобы сорвать аплодисменты, нужно посадить голос.
На профсоюзном собрании актера ругают за пьянство:
— И, наконец, алкоголь разрушает семьи!
Раневская усмехается:
— А бывает, что создает…
— В этот театр больше никто не ходит.
— Почему?
— Туда невозможно достать билеты, всегда аншлаг.
— Сейчас режиссеры в театре как кошки: не нагадили, и уже молодцы!
— Великие экспериментировали в театре. Теперь экспериментируют театром.
О знакомом режиссере.
Марецкая:
— Не могу понять, хорошее у него зрение или плохое. Он читает то в очках, то без них.
Раневская в ответ:
— Когда читает то, что написано автором — в очках, когда между строк — без очков.
Во время нудного собрания, где уныло говорят привычные слова о штампах и посредственности:
— Неправда, штампы и посредственность театру необходимы!
Труппа мгновенно оживилась в предчувствии нового перла.
— Зачем?
— Надо же знать, чего мы лучше.
Раневская, у которой было ничтожно мало ролей для ее таланта, очень страдала от незанятости. Одна из актрис насмешливо посоветовала:
— Ах, Фаина Георгиевна, наслаждайтесь ничегонеделаньем!
Раневская горько усмехнулась:
— Безделье доставляет удовольствие только тогда, когда у тебя куча неотложных дел.
— Вы неправы. Он очень любит работу…
Собеседник не соглашается:
— Что-то я не замечал этого!
–… он часами может смотреть, как другие работают.
Актер сокрушенно читает вывешенный приказ о вынесении выговора:
— Но ведь вчера уже лично зачитали, зачем же нужно вывешивать на видное место!
— Голубчик, у нас только в любви признаются шепотом и на словах, а гадости обязательно громко и на бумаге.
Самих по себе дураков режиссеров и начальников не бывает, их дурость становится заметна, только когда рядом оказываются подчиненные. Редко кому даже из талантливых актеров удается выглядеть глупей режиссера.
На вопрос, чему посвящено предстоящее собрание:
— Назначению виноватых.
–?!
— Если провал есть, а виноватых нет, их надо назначить.
— У нас режиссеры научились читать в пьесах между строк то, о чем автор и не подозревал.
Раневская называла средства массовой информации средствами массового уничижения.
— Раньше актеры в театре служили, потом ролью жили, теперь роли играют, а скоро будут просто присутствовать на сцене. Навесят таблички: «Иванов», «Гаев», «Лопахин»…, а остальное зритель пусть сам додумывает.
— Театр жив, пока на сцене «Три сестры», а в зале толпа народа. Вот если будет наоборот, тогда конец…
Актрисе, фальшиво играющей роль Дездемоны:
— Милочка, вы сильно рискуете.
— Вы думаете, Отелло, войдя в раж, может задушить меня вполне искренне?
— Боюсь, и ража не понадобится, зрители просто не позволят ему схалтурить.
— У Юрского много талантов и один огромный недостаток.
— Какой?
— Поздно родился, уже не успеет поставить для меня много спектаклей.
— У Завадского в театре были три сестрицы. Верка Марецкая — ткачиха, я Бабариха, а Орлова хоть Гвидона и не родила, но по заморским странам все время болтается.
— А почему вы-то Бабариха?
— Из-за жопы.
Глядя на то, как лихо выплясывает Вера Марецкая на сцене:
— А говорят, ведьм не существует…
После слов докладчика «…со всеми вытекающими отсюда последствиями…» громко добавляет:
–…и выдавливаемыми тоже…
После очень скучного выступления:
— Сорок минут кряхтел, а г…на всего-то кучка. Больше выдавить никак не смог.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раневская шутит. Неизвестные афоризмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других