1. Книги
  2. Зарубежная психология
  3. Фрэнк Андерсон

Посттравма. Как справиться с болью, стыдом и тревогой и вернуть контроль над своей жизнью

Фрэнк Андерсон (2021)
Обложка книги

Нам не избежать душевных ран, но мы можем исцелить их. Внутри каждого из нас может прятаться недолюбленный ребенок, оскорбленный подросток или отчаявшийся взрослый. Помочь этим частям может книга Фрэнка Андерсона. Здесь вы найдете: типы травм при ПТСР и индивидуальный подход к ним; связь между ПТСР и мозгом; баланс между эмпатией и состраданием; примеры конкретных случаев, личный опыт и упражнения. Книга также издавалась под названием «ПТСР. Руководство по проработке психологических травм» В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Посттравма. Как справиться с болью, стыдом и тревогой и вернуть контроль над своей жизнью» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел II

Техника КПТ: работа с частями-защитниками

Глава 5

Начало работы и необходимые шаги

Начало сессии КПТ

Мне часто задают вопросы наподобие: «Проводите ли вы какое-либо психологическое обучение КПТ-модели, прежде чем начать работу с клиентом?» и «Как вы начинаете обычное занятие?» Обычно я не занимаюсь психологическим обучением перед началом работы с клиентом и обычно начинаю сеанс, как это делает большинство терапевтов. Я задаю открытые вопросы, например: «Что привело вас сегодня?» или «Чем я могу быть полезен?» Обычно мне любопытно узнать общий ландшафт частей, мне интересно составить карту различных возникающих систем, и я надеюсь получить список травм и определить порядок их исцеления по мере того, как части-изгнанники постепенно обнаруживают себя.

Обычно, клиенты начинают с жалоб. Я слышу такие комментарии: «Я так рад, что смог записаться на прием. В последнее время у меня проблемы с детьми. У них сейчас трудный возраст, и я не справляюсь с ними. Мы с женой совершенно не согласны, как с ними справляться, поэтому в последнее время гораздо чаще ссоримся. А еще моя мама только что сломала бедро, и я очень переживаю из-за необходимости заботиться о ней, а также обо всем остальном, что выпало на мою долю».

Я могу ответить: «Все это очень важно для меня. Позвольте мне посмотреть, прав ли я: одна часть вас не справляется со своими детьми так, как вам хотелось бы, другая часть вас в последнее время часто ссорится с женой, а третья часть вас беспокоится о заботе о своей матери. Я прав?»

«Да, именно так», — часто слышу я от клиента.

Мой рекомендуемый подход — выслушать различные жалобы клиента. Затем я повторяю им эти жалобы, используя их язык и убеждаясь, что они чувствуют себя услышанными и понятыми. Я также добавляю слово «часть» к каждой их проблеме (борьбе). («Одна часть вас борется с родительскими обязанностями».) Так я представляю идею, что у них есть разные части. Клиенты обычно соглашаются на такой подход.

Далее я спрашиваю: «На каком вопросе вы хотели бы сосредоточиться в первую очередь?» или «Что вас сейчас больше всего расстраивает?» Здесь я ищу целевую часть и часто предлагаю человеку зайти внутрь себя и проверить. «Зайти внутрь себя» — еще одна новая концепция, которую им предстоит рассмотреть.

Это часто вызывает ответ на подобии: «Что вы подразумеваете под словом “зайти внутрь”?»

Я отвечаю: «Что говорит вам ваша интуиция?» или «Как вы думаете, с чего нам следует начать?» Большинство людей знают, что это значит, и начнут концентрировать свое внимание внутри себя.

Используя этот подход, мы успешно начинаем терапию КПТ без какого-либо психологического просвещения по поводу КПТ или того, как она работает.

6 F

Как только вы и ваш клиент определили целевую часть, начинается путь получения разрешения на доступ к травме клиента, иногда непростой. Обычно это легче сказать, чем сделать, особенно с клиентами, у которых в анамнезе тяжелые травмы и пренебрежение. И именно здесь терапевты могут легко разочароваться, потерять уверенность и вернуться к своим старым способам проведения терапии.

Важно помнить, что главная цель защитных частей — предотвратить травму. Защитные части пойдут на все, чтобы отвлечь, сбить с толку, запутать и не допустить движения к боли, которую несет в себе изгнанная часть. Не принимайте на свой счет, когда клиент идет против вашего предложения или желания. Постарайтесь придерживаться выбранного курса и помните, что защитные части могут чувствовать, что вы идете против их цели и плана: уберечься от боли.

Когда мы сталкиваемся с различными защитными частями, наша цель — определить, какую из них система клиента выбирает как целевую, понимая при этом, что все защитные части скрывают травму, которую они защищают. Затем мы помогаем клиенту узнать независимую от себя часть, адаптироваться к системе, к которой она подключена, и способствовать отделению этой части от «Я».

Как только мы установим внутренние отношения, важно наладить доверительные отношения между «Я» клиента и этой частью. Используя целебную способность самоэнергии, мы помогаем нашим клиентам делиться своей любовью, ясностью и состраданием к этой части всякий раз, когда она проявляется во время сеанса. После установления безопасных отношений мы помогаем клиенту узнать о работе этой части и связанном с ней страхе, держа в уме, что основной страх часто важным образом связан с раной. Как только страх и рана определены, мы предлагаем альтернативное решение их ситуации, предлагая помочь исцелить рану, защищаемой ими. Ваша искренняя попытка услышать и понять позитивное намерение частей-защитников будет иметь большое значение для того, чтобы убедить их позволить вам получить доступ к травмированной части. Неважно с какой защитной части вы начнете, поскольку все они в итоге приводят к травмам.

Ниже приведена важная таблица, включающая то, что мы называем 6 F, и шаги, необходимые для выявления защитных частей и работы с ними. Их я только что описал в общих чертах. Используйте эту диаграмму в качестве шаблона, который поможет вам запомнить этапы работы с клиентами. Вы также можете обратиться к Руководству по обучению навыкам КПТ (Anderson и со-авт., 2017), чтобы узнать более подробную информацию об основах модели КПТ. Оно содержит пошаговые инструкции, простые в использовании упражнения и примеры.

Таблица № 3

Расширенное представление 6 F в отношении травм

Одна из проблем КПТ-терапевтов заключается в том, что крайне сложно вести переговоры с защитными частями и получать их одобрение на доступ к изгнанной части. Защитники травмы хитры, упорны и порой даже опасны. Для эффективного маневрирования в лабиринте защитников травмы требуются навыки, выходящие за рамки базовых.

Мне нравится разбивать 6 F на три разных компонента. Сначала определите целевую часть и добейтесь разделения или сепарации (т. е. первых трех шагов из 6 F). Как только это удастся, сосредоточьтесь на том, чтобы помочь клиенту получить доступ к собственной энергии — задача непростая, когда речь идет о сложном посттравматическом стрессовом расстройстве, пренебрежении и диссоциативном расстройстве идентичности, — мы коснемся этого позже. В-третьих, выстройте внутренние отношения и определите работу и страхи этой части. Я уверен, что разбивка 6 F на эти три разных компонента позволит вам не заблудиться или запутаться в процессе. Помните, что защитные части не хотят пускать вас в болезненные места, и сделают все, чтобы вас отвлечь.

Ниже приводится таблица, в которой 6 F разбиты на эти три компонента и объясняются основные функции каждого из них.

Таблица № 4

Как только вы освоите 6 F и начнете комфортно их использовать, вам потребуются дополнительные знания (помимо 6 F), чтобы получить разрешение защитных частей на доступ к травме, особенно при работе с частями, связанными со сложной травмой. Я называю эти навыки «За пределами 6 F», которые буду раскрываться в Главе 9.

Глава 6

Шаги 1–3: определите целевую часть и помогите ей отделиться

Определение целевой части: подтверждение в первую очередь

Как говорилось ранее, первые три шага из перечня 6 F — нахождение части, сосредоточение на ней и ее конкретизация — используются для идентификации целевой части и для ее отделения или сепарации. Зачастую это оказывается сложнее, чем ожидается, особенно при ПТСР. Из-за интенсивности травмы многие клиенты проводят много времени внутри своих частей, переходя от одного кризиса и одной защитной части к другой, имея очень ограниченный доступ к самоэнергии.

Определить целевую часть может оказаться непростой и разочаровывающей задачей, особенно если пациент наталкивается на триггеры и часто находится в пределах своего опыта. При работе с клиентами «смешанного типа» очень важно (и часто сложно подтвердить и признать), что они испытывают в настоящий момент, особенно если это в значительной степени искаженная версия происходящего в реальности. Помните, в любой триггерной ситуации зачастую есть доля истины. Прежде всего, проверка опыта части имеет большое значение для получения разрешения на доступ к ней.

Лично мне сложно подтверждать части моих клиентов, особенно когда они срабатывают и их травмированные части имеют искаженное представление обо мне. Например, мне клиенты говорили: «Я видел, как вы тогда отвернулись. Вы не заинтересованы в том, чтобы взять меня в качестве клиента. Большинство моих предыдущих терапевтов говорили, что я нахожусь на грани. Уверен, вы думаете так же».

Когда мои части не активированы и я нахожусь в самоэнергии, я могу ответить так: «Похоже, какая-то часть вас беспокоится, что вы мне не понравитесь или я не захочу с вами работать. Это верно?» Но когда искажение активирует мои части, я могу ответить так: «На самом деле, все не так. Я знаю себя довольно хорошо, и я буду рад рассказать вам, что я чувствую, если позволите».

Исправление искажения еще больше разогревает части клиента, при этом более эффективно определение части в самом начале, что позволяет его частям смягчиться и проявиться его «Я».

Идентификация целевой части предполагает ее знание, видение и подтверждение, даже если ее точка зрения в основном исходит из другого времени и места. Определение целевой части — это первый шаг к разделению. Распознавая, подтверждая и называя целевую часть, клиент с меньшей вероятностью останется погруженным в свой опыт. Это открывает дверь для дальнейшего исследования и разделения, а также позволяет целевой части легче соединиться с «Я». Нам как терапевтам важно не поддаться искажению, каким бы возмутительным оно ни казалось вам в данный момент.

Разум и мозг

Исследования в области нейробиологии способствуют пониманию того, как выражают себя различные части. Это дает терапевтам большую способность понимать, идентифицировать и подтверждать травматические искажения, связанные обычно с триггерными частями. Мне нравится работа Дэна Сигела, где он помогает нам понять разницу между разумом и мозгом, что очень важно в рамках КПТ. Он описывает разум как воплощенный и относительный, самоорганизующийся возникающий процесс, который регулирует поток энергии и информации как внутренний, так и взаимный (Siegel, 2017). Сигел также говорит, что разум — это энергия и префронтальная кора (ПФК) головного мозга, а передняя часть мозга объединяет эмоции и когнитивные функции и помогает направлять поток этой энергии.

Как терапевт я считаю, что мы работаем в первую очередь с разумом, именно разум способен влиять на мозг и изменять его. Имейте в виду, что когда мы просим клиентов сосредоточиться на своем сердце или слышим, как они описывают трепетное чувство, которое тревожная часть создает в желудке — это результат работы их ПФК. Разум способен сдвигать или менять состояния, и это основа КПТ. Мы просим часть отступить и отделиться или перейти из одного состояния (или части) в другое. Воображение тоже присутствует в сознании и признано мощным агентом, способствующим нейропластичности (Doidge, 2007).

Норман Дойдж и его соавторы первыми помогли нам понять, что мозг может меняться благодаря нейропластичности. Когда я поступил в медицинскую школу в середине 1980‐х, эта информация еще не была доступна. Каждый раз, когда мы получаем какой-то опыт, нейроны в мозгу активируются, и этот импульс укрепляет и выращивает новые нейронные синапсы (Дойдж, 2007). Мы также способны выращивать новые нервные клетки посредством процесса, известного как нейрогенез. Когда нервная система работает плавно и гармонично, Дэн Сигел называет это нейронной интеграцией. Он утверждает, что это основа здоровой саморегуляции (Siegel, 2017). Мне нравится называть это психическим здоровьем.

Если разум связан с функцией, то мозг — это про структуру. В отличие от воображения и разума, мозг состоит из нервных клеток, дендритов (отростков нервных клеток), синапсов (пространства между нервными клетками) и нейротрансмиттеров (химических веществ, помогающих нервным клеткам общаться друг с другом). Важно помнить, что нервная система расположена не только в мозге, но и по всему телу.

Только мозг насчитывает более 85 миллиардов нейронов, 100 триллионов синапсов и 100 химических нейротрансмиттеров. Психиатрические препараты в первую очередь воздействуют на пять из этих химических нейротрансмиттеров: дофамин, норадреналин, серотонин, глутамат и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК).

Нейроны, сети, части

Мы знаем, что ряд нейронов объединяется, образуя так называемую нейронную сеть. Нейронные сети взаимодействуют друг с другом по всему мозгу, порождая мысли, чувства, физические ощущения и сложные действия.

Одной из конкретных актуальных для клиентов с травмой сетей является вертикальная сеть, или сеть «сверху вниз/снизу вверх», как некоторые ее называют. Эта сеть принимает входные данные от тела и передает их в мозг, где интегрирует эмоциональную, когнитивную и физическую информацию. Затем информация поступает в ПФК, которая интегрирует и обрабатывает информацию, прежде чем определить соответствующий ответ. Затем эта информация возвращается в тело. Это и есть схема вертикальной сети. Мы вернемся к ней, когда будем обсуждать нейробиологию посттравматического стрессового расстройства.

Схема № 3

Травмирующие сети могут быть мощными и действенными, обладая очень сильными взглядами, восприятиями и эмоциями. Луи Козолино полагает, что подавляющее большинство входящих в кору данных поступает из того, что уже находится внутри нашего мозга. Мы ищем примеры, подтверждающие наши ранее существовавшие убеждения, которые в первую очередь вызваны страхом опасности (Cozolino, 2010). Это полностью соответствует моему опыту работы с клиентами, пережившими травму и интерпретирующими происходящее в настоящем через призму своего прошлого. В отличие от «видения вещей через розовые очки», это больше похоже на «видение мира через очки цвета травмы».

Как упоминалось ранее, терапевтам полезно определить и подтвердить данное травматическое искажение, что увеличивает вероятность его смягчения. Когда я разговариваю с клиентами, связанными с прошлым опытом, я часто использую следующую фразу Брене Браун: «Какую историю вы рассказываете себе прямо сейчас?» Это не стыдный способ спросить о восприятии прошлого их частями, которое в настоящее время проецируется на нынешнюю ситуацию. Эти истории или внутренние убеждения и чувства сильны, живучи и непреодолимы и оказывают огромное влияние на наших клиентов и их часто искаженный взгляд на мир.

Несколько лет назад я ощутил на себе такую силу искажений своих молодых частей и оказываемое ими влияние на мою нынешнюю жизнь. В то время мой тесть был болен, и моя жена спросила, может ли она навестить его, чтобы провести с ним немного времени один на один. Мне это определенно показалось разумной просьбой, поэтому я ответил: «Конечно». Пока она отсутствовала, я узнал, что поездка превратилась в воссоединение мини-семьи. Я начал испытывать, как говорится, эффект FOMO[7].

С течением времени я также начал осознавать свои младшие части и их чувство одиночества, покинутости и все более отчаянного стремления к общению. В то же время я осознавал, что часть меня злится, и это усиливается. Я начал дистанцироваться от своего партнера, чтобы защитить свои молодые части от чувства еще большего стресса и одиночества. Было совершенно странно иметь возможность смотреть на сегодняшний день, а также чувствовать себя одновременно злым, обиженным и покинутым в связи с моим прошлым. Я уверен, что мне повезло иметь достаточно самоэнергии, чтобы стать свидетелем того, как все это разворачивается внутри меня. Это было для меня новым опытом.

Я осознал, что моя сердитая часть была вынуждена отсоединиться от жены и понял, как эта сердитая часть пыталась помочь мне в молодости. Я ясно видел, как эта сердитая часть усугубляла проблему. Чем злее она становилась, тем больше это отдаляло меня от возлюбленной; следовательно, моя младшая часть чувствовала себя более одинокой и заброшенной.

Мое «Я» взяло на себя ответственность и смогло связаться с женой и быть уязвимым перед ней. Я обратился за помощью к Мишель, и получил в ответ любовь и заботу. Возможность пережить все эти эмоции и испытать чувства как прошлые, так и настоящие позволила мне впоследствии исцелить мою молодую травму привязанности в ходе собственной терапии, которая оказала чрезвычайно положительное влияние на мою жизнь.

Возможность испытать отчаяние раненой части и упорство защитной части и одновременно наблюдать, как они непреднамеренно усугубляют проблему, была для меня чрезвычайно ценна в личном и профессиональном плане. У меня появился новый уровень понимания силы травматического искажения и фразы КПТ: «Защитники притягивают к себе то, что защищают». Я испытал это на собственном опыте, и теперь я могу более полно общаться со своими клиентами, потому что достиг нового уровня понимания.

Защитные части могут быть разной интенсивности и роли. Их всех объединяет желание и намерение сдерживать боль ради самосохранения. Я предполагаю, что части живут в разуме и используют нейронные сети мозга для самовыражения. Кроме того, я считаю, что защитные части используют неинтегрированные или нерегулируемые нейронные сети мозга для самовыражения. Части, которые не участвуют в защите или не несут никаких травм, используют для самовыражения интегрированные нейронные сети мозга.

Проникновение внутрь

Для многих переживших травму клиентов попасть внутрь оказывается непростой задачей. Во-первых, большинство клиентов привыкли к традиционной разговорной терапии, которая в первую очередь задействует часть клиента, рассказывающую истории. Им необходимо приспособиться и привыкнуть концентрировать свое внимание внутри, а не снаружи. Во-вторых, практика проникновения внутрь связывает клиентов с их чувствами и телесными ощущениями, что может быть для них крайне некомфортно, поскольку зачастую именно там хранятся травматические переживания.

По моему опыту, проникновение внутрь себя дается клиентам труднее, чем принятие идеи, что у них есть части. Большинство людей проводят большую часть своего времени, уходя от своего «Я» и внутренних переживаний. Здесь мы просим их двигаться к своим частям, подключиться и прислушаться к тому, что происходит внутри, необязательно говорить или думать об этом. Мы призываем их замедлить ход событий, обратиться внутрь себя и проявить любопытство к происходящему там.

Некоторые защитные части, являющиеся неконкретными, отвлекающими, оторванными от боли и избегающими ее, естественным образом проявятся, потому что пристальное внимание к проблеме заставляет их нервничать. Другие защитные части возьмут на себя управление, заполонят систему и захлестнут клиента чрезмерными эмоциями в безуспешной попытке быть услышанными и помочь. Я заметил, что с клиентами, которые склонны перегружаться, я могу потратить слишком много времени, помогая им в попытках достичь оптимальной дистанции и взгляда на чувства. Однако другим клиентам — особенно частям, впадающим в ступор и изолированным, — я часто предлагаю проникнуть внутрь и попытаться приблизиться к тому, что они чувствуют, и установить с этим контакт.

Оба типа клиентов (кто чувствует слишком много, и кто чувствует слишком мало) испытывают трудности с принятием решений для себя, потому что они оторваны от своего истинного «Я» и проживают жизнь преимущественно через свои части. Клиенты с ДРИ могут быстро переключаться с одной части на другую в течение нескольких секунд, будучи перегруженными в один момент и совсем не чувствуя себя в следующий.

Когда проводите традиционную разговорную терапию, вы и ваши клиенты в первую очередь занимаетесь тем, что называется экстероцептивным осознанием. Вы одновременно концентрируете свое внимание на внешнем мире и в первую очередь задействуете свою ПФК (Сеппала, 2012). Когда вы просите своих клиентов войти внутрь себя, вы просите их переключить свое внимание внутрь и заняться тем, что называется интероцептивным осознанием. Это обусловлено работой островка Рейля (части мозга, объединяющей осознание тела и эмоции) и задней поясной извилины (она связана с осознанием, памятью, эмоциями и параметрами их работы, заданными по умолчанию). Обе структуры связаны с лимбической системой и стволом мозга (Сеппала, 2012), которые соединены с вышеупомянутой вертикальной (или травматической) сетью.

Другими словами, когда мы просим наших клиентов сосредоточиться внутри себя, мы заставляем их сосредоточиться на реальных нейронных сетях, затронутых их травмой; когда мы занимаемся с ними разговорной терапией, мы в первую очередь заставляем их задействовать ПФК. Я не говорю, что с помощью разговорной терапии невозможно вылечить сложную травму. Однако я думаю, что это может занять больше времени, поскольку клиенты не могут напрямую получить доступ к затронутым травмой структурам, как это происходит, когда они интероцептивно связаны. Учтите, исследования показывают, что внутреннее внимание оказывает большее влияние на наше чувство счастья (Сеппала, 2012).

КПТ использует медитативные практики, прежде всего, чтобы помочь клиентам получить доступ к собственной энергии и способствовать процессу разделения. Медитацию не следует сравнивать с психотерапией, поскольку она не является терапевтическим методом. Однако практикующие медитацию клиенты способны спонтанно пережить моменты исцеления во время медитации. Естественно, существует много разных форм медитации. Некоторые формы медитации предлагают отойти от мыслей, чувств и действий, в то время как другие способствуют соединению с ними, что проявляется в виде любящей доброты или тем, что называется «метта». В работе с нашими клиентами мы поощряем последний подход. Джон Кабат-Зинн поддерживает идею, что медитация осознанности может помочь в отделении мыслей и симптомов от самого себя (Кабат-Зинн, 2003), что во многом соответствует точке зрения КПТ на разделение.

На мой взгляд, нам нужно поощрять клиентов очищать свой разум, помогать своим частям расслабиться и смотреть, проявится ли самоэнергия естественным путем. Это способ замедлить работу их систем настолько, чтобы позволить проявиться самому «Я». Цель — создание доверительных отношений между защитными частями и «Я». Например, я часто говорю: «Что нужно этой тревожной части вас прямо сейчас, чтобы иметь возможность немного больше доверять своему «Я»»? Этот подход использует осознанность, чтобы способствовать разделению, помочь проявиться «Я» и развить доверительные отношения между ним и частями.

Бритта Хользель и ее коллеги исследовали области мозга, на которые влияет медитация осознанности, и было показано, что медитация снижает активацию миндалевидного тела (придает эмоциональную значимость событиям) и повышает активацию префронтальной коры (объединяет эмоции и познание), островка Рейля (отвечает за осознание тела), переднюю и заднюю поясную извилину (ответственная за внимание, память, эмоции и самоидентификацию) и височно-теменной переход (отвечает за самоидентификациею; Holzel и со-авт., 2010, 2011). Многие из указанных изменений мозга, связанных с медитацией осознанности, представляют собой корректирующий опыт, который помогает обратить вспять воздействие травмы. Когда клиенты сосредотачивают свою умственную энергию внутри себя, они с большей вероятностью установят связь со структурами мозга, пострадавшими от травмы и нуждающимися в исцелении.

Способ, каким клиенты и терапевты концентрируют свою энергию, может оказать мощное влияние на процесс исцеления. Меня всегда удивляет, сколько времени требуется моим клиентам, чтобы излечить свои травмы во время индивидуальных терапевтических сеансов в моем офисе, по сравнению с тем, насколько быстрее это происходит во время обучающей демонстрации, когда десятки участников участвуют в посылке исцеляющей энергии выбранному добровольцу. Это невероятно! Совокупный эффект сосредоточенной энергии, производимой группой людей по отношению к отдельному человеку, чрезвычайно силен.

Итог таков: медитация — полезный инструмент, помогающий клиентам раствориться и получить доступ к собственной энергии. Он положительно влияет на структуры мозга, наиболее пострадавшие от травмы.

Выделение и разделение

Выявление частей и достижение их разделения являются основными целями первых трех этапов концепции «6 F». Однако в сложных травматических случаях про эти задачи легче сказать, чем их выполнить, и в некоторых случаях их выполнение может занять долгие месяцы. Открытые любознательные вопросы могут помочь клиентам установить отношения с частью, а не растворяться в ней. Хорошие примеры: «Какой у этой части цвет?» или «Где она находится в вашем теле?» или «Она движется, имеет ли какую-либо форму?» или «Вы ее видите, слышите, ощущаете?» Если клиент способен ответить на указанные вопросы, это доказывает, что он еще не полностью слился со своей ролью.

На ранних этапах лечения многие пережившие травму клиенты большую часть времени растворяются в своих частях, поэтому заставить их расслабиться или хотя бы немного отделиться может быть непростой задачей. В тяжелых травматических случаях терапевты быстро разочаровываются из-за отсутствия прогресса. Часто части не знают истинное «Я» и не доверяют ему настолько, чтобы отделиться от него. Кроме того, часто появляются «Я-подобные» части и пытаются взять инициативу на себя. Вы можете услышать, как клиент уклончиво отвечает что-то вроде: «Конечно, часть сказала, что готова отступить» или «Да, я чувствую к ней сострадание». Это может сбивать с толку, потому что при кажущемся прогрессе исцеления не происходит. В таких случаях терапевты могут разочароваться или вообще отказаться от КПТ и вернуться к своему прежнему способу работы.

Эти три первоначальных шага по разделению могут оказаться очень трудоемкими. Но я призываю терапевтов проявить терпение и заранее приложить необходимые усилия, чтобы добиться реального разделения, прежде чем переходить к четвертому, пятому и шестому шагам. Это сэкономит время в будущем, если целевая часть действительно захочет отделиться и действительно даст разрешение продолжить работу.

Как ни странно, один из способов добиться разделения — кратковременно стимулировать их слияние. Если клиент не достиг крайнего этапа диссоциации (как в случае с ДРИ), и вы поощряете его часть взять инициативу на себя и поделиться своими чувствами с вами как с терапевтом, тогда «Я» клиента, скорее всего, будет слушать вас в фоновом режиме, воспринимая все, что говорит эта часть, и часто оценивать ту роль, которую она играет.

В ходе моей собственной терапии я понял, что в моем случае, прежде чем становится возможным какое-либо разделение, сначала происходит слияние. Мои части имеют тенденцию быстро брать инициативу, и их нужно услышать до того, как они захотят расслабиться и соединиться с моим «Я». Поначалу я сопротивлялся этому, потому что некоторые части меня были просто шокированы тем, как наиболее активные части могу брать инициативу. Но со временем я понял, что это лучший способ для моих частей достичь настоящего разделения. Сначала им нужно было слиться, высказать свое мнение, и лишь потом они были готовы отступить.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что многие мои части так долго были предоставлены сами себе, что просто не верили, что кто-то способен быть рядом с ними. Мне стало более комфортно выражать себя с учетом их потребностей. Мои части берут инициативу, высказываются, смотрят на меня и видят, что мое «Я» слушает их. Лишь при достижении этого они позволяют себе расслабиться. Моя система представляет собой систему «быть внутри/до того, как быть с» или «сначала взять инициативу, высказаться, а потом отделиться». Помните, что каждая система или набор частей различны, и части будут способны отделиться лишь тогда, когда будут к этому готовы. Наша работа как терапевтов — быть открытыми, гибкими и изучать работу системы каждого клиента.

Глава 7

Шаг 4: самоэнергия и получение доступа к внутренней мудрости

После того, как целевая и другие части определены и готовы отделиться (это и есть основная цель первых трех шагов), задача четвертого шага — помочь клиентам получить доступ к собственной энергии. Мы задаемся вопросом о присутствии «Я», когда задаем такие вопросы, как: «Как вы относитесь к той части, что находится в депрессии?» Наша цель — получить ответы, отражающие самоэнергию, например: «Я наконец-то открыт и действительно готов слушать», «Мне не все равно, и я хочу помочь этой части» или «В настоящий момент я испытываю любовь и признательность к депрессивной части». Мы ищем утверждения, укладывающиеся в концепцию «8 С» собственной энергии: сострадание, любопытство, спокойствие, ясность, сопричастность, уверенность, смелость и творчество (compassion, curiosity, calm, clarity, connectedness, confidence, courage, and creativity).

Я ценю точку зрения Гэри Зукава, человека, которым восхищается Опра Уинфри, автор книги «Престол души» (The Seat of the Soul.). Зукав считает, что душа возникает из логики высшего порядка. Она отражает осмысленную связь с нашими эмоциями и сердцем (Зукав, 2014). Он утверждает, что неполные части души составляют нашу пятичувственную личность, связанную с интеллектом и пониманием и берущую свое начало в разуме. Зукав считает, что каждое несоответствие между нашим сознательным разумом и эмоциями напрямую указывает на расколотый аспект души, требующий исцеления. Я считаю, что это согласуется с точкой зрения КПТ:

«Я» = душа = сердце = эмоции и части = личность = = интеллект = сознательный разум

В случае поломки или несовпадения этих компонентов требуется терапия. Чтобы стать целостной личностью, говорит Зукав, наша душа должна сбалансировать свою энергию.

Я ощущаю свое «Я» тремя разными способами. Во-первых, я чувствую покалывание или поток энергии по всему телу с особой концентрацией в руках и ногах. Я верю, что это происходит, когда я подключаюсь к энергии природы или моего окружения. Во-вторых, внутри меня есть что-то вроде титанового сердечника, твердого и непоколебимого. Подключившись к нему, я чувствую себя спокойным и сильным; никто не может раздвинуть мои границы или изменить мое решение. Когда я говорю с этой позиции, люди (в частности, мои дети) меня внимательно слушают. Третье измерение моей самоэнергии — это когда я подключаюсь к тому, что находится за пределами нас: духовному царству. Когда я нахожусь в духовной сфере, я чувствую, что все есть и будет хорошо, что я могу отпустить ситуацию, и все пойдет именно так, как должно. Я могу отпустить ситуацию и полностью довериться высшему благу.

Я призываю вас изучить различные способы переживания самоэнергии. Чувствуете ли вы связь с вашим окружением или природой? Какие ощущения вы наблюдаете в теле, когда находитесь в самоэнергии? Есть ли у вас связь с духовным? Если да, то как вы это ощущаете?

Сравнение сострадания и сочувствия

Будучи терапевтами, мы знаем, что есть разные способы общения с клиентами. Иногда мы можем быть полностью заняты и вовлечены, а иногда можем скучать, отвлекаться или думать о своих заботах. Мы также можем чувствовать себя возбужденными, полностью подавленными или чрезмерно вовлеченными. Таня Сингер, руководитель лаборатории социальной нейробиологии в Институте Макса Планка в Германии, и ее группа смогли определить 2 наших типа, коими мы являемся в общении с другими. Первый проявляет сострадание, второй — сочувствие. Сингер определяет сострадание как чувство беспокойства о страданиях других в сочетании с мотивацией помочь им (Singer & Klimecki, 2014). Исследования нейровизуализации показывают, что сострадание затрагивает нейронную сеть, обращающуюся за помощью, а именно вентральный стриатум, прегенуальную переднюю поясную кору и медиальную орбитофронтальную кору. С другой стороны, эмпатия определяется как резонирование со страданиями других. Она включает в себя интероцептивную осведомленность, и ее работа обусловлена нейронной сетью в передней островковой доле и передней средней поясной извилине. Исследование Сингер показывает, что сострадание — это устойчивое состояние, хотя и может привести к выгоранию, если сопереживать слишком долго.

С точки зрения КПТ я рассматриваю сострадание как разделенное состояние «пребывания с», которое больше соответствует внутренней энергии. Эмпатия, с другой стороны, представляет собой смешанное состояние «нахождения в» наших частях и больше связано с защитными и изгнанными частями. С помощью сострадания мы готовы помочь другому человеку, будучи слегка дистанцированными, с некоторой перспективой и искренним желанием помочь, что может быть невероятно важным, особенно когда переживший травму человек подавлен и активизирован в текущий момент.

Сострадание полезно как для клиентов, так и для терапевтов, особенно в сложные моменты терапии, поскольку оно всем дает чувство безопасности. Я считаю, что это согласуется с опытом самоэнергии, который предполагает наличие присутствия и перспективы, а также открытость и готовность помочь другим. Часть наших клиентов время от времени будет нуждаться в этом и хотеть этого от нас. Энергия сострадания — это положительная сила; она укрепляет доверие и, я уверен, является противоядием от страха.

В других случаях наши клиенты или их части могут захотеть, чтобы мы действительно «поняли» то, что они чувствуют. Подумайте, сколько раз вы слышали: «Как вы можете мне помочь? Вы понятия не имеете, каково это — расти с отцом-алкоголиком и жестокой матерью?» или «У тебя все так хорошо; твоя жизнь идеальна». Здесь клиент говорит: «Я не чувствую, что ты сейчас эмпатически резонируешь со мной». Когда мы можем резонировать с кем-то другим и его чувствами в данный момент, я считаю, что по факту мы вообще не чувствуем того, что он испытывает. Вместо этого мы связаны со своим собственным опытом и чувствуем его, пока клиент переживает свой. Когда мы работаем с клиентом, который находится «в» его опыте или сливается с его частями, наши части-защитники или наши травмы могут активироваться из-за эмпатии.

Например, недавно я работал с подавленным и уязвимым клиентом, меня переполняли эмоции, когда он говорил о трудностях воспитания детей в момент утраты контроля над ними. Я вновь пережил свои интенсивные переживания, в то время как клиент вновь пережил свои. Благодаря эмпатии наши части активируются, и мы сливаемся с ними, резонируя с болью нашего клиента. Нам необязательно иметь аналогичный опыт, но нам нужно сопереживать чувствам, связанным с его травмирующим событием. Эмпатия может помочь наладить контакт с нашими клиентами. У нас есть что-то общее, и мы отождествляем себя с их страданиями, когда находим связь с нашим аналогичным опытом.

Благодаря состраданию наши части не активизируются, мы не смешиваемся. Скорее, мы остаемся в спокойном состоянии, связанные с присутствием клиента и способные распознать его боль, не озадачиваясь ею. По-настоящему сопричастие к нашим клиентам требует тонкого баланса эмпатического резонанса (нахождения со своими собственными частями), при этом нужно быть не слишком перегруженным ими, а также сострадательной дистанции и перспективы, при этом не будучи слишком замкнутыми или отстраненными.

Мой опыт показывает, что часть наших клиентов в разное время требует и желает как сочувствия, так и сострадания со стороны терапевта. Эти части также нуждаются в сочувствии и сострадании со стороны своего «Я». (Подробнее об этом поговорим, когда мы будем изучать заживление травм в Главе 23) Сочувствие, если оно не подавляющее, может способствовать состраданию. Если я испытываю немного сочувствия, это обеспечивает мое присутствие и эмоциональное взаимодействие с моим клиентом, одновременно позволяя занимать сострадательную позицию.

Однако слишком много сочувствия может поглотить нас и заблокировать нашу способность сохранять необходимую дистанцию и перспективу, требуемую для сострадательной позиции по отношению к нашим клиентам. Джен Кляйнер, моя подруга и коллега, напомнила мне, что бывают моменты, когда мы можем воспринимать чувства другого человека, необязательно испытывая к нему сострадание или сочувствие. Я с ней согласен: можно ощущать энергию и эмоции другого человека, не активируя собственные чувства. Именно это происходит с экстрасенсами и энергетическими целителями. Они обучены улавливать и ощущать чувства, мысли и убеждения других.

Таблица № 5

Многие терапевты, включая меня, являются теми, кого общественность называет «эмпатами». Я вырос среди людей, которые постоянно говорили мне: «Ты слишком чувствителен» и «Ты так сильно на все реагируешь». Я подозреваю, что эти качества, выявленные другими, связаны с моим природным темпераментом, а также с моей личной историей травм. Для меня было обычным явлением (хотя теперь и в меньшей степени, после достигнутого мною исцеления) быть разбитым и истощенным после целого дня, проведенного с клиентами. Я имел склонность воспринимать и впитывать то, что слышал, принося эти переживания и эмоции домой в конце дня.

Я подозреваю, что многие из нас, работающих в этой области, также являются «очень чувствительными» людьми и притягивают чувства других людей. Быть чувствительным, безусловно, может быть как даром, так и проклятием. К счастью, мне стало намного легче очищать энергетику после общения с одним клиентом, прежде чем приступить к следующему. Это важная причина, почему я ярый сторонник 50‐минутного сеанса терапии: наличие хотя бы 10 минут между сеансами позволяет мне перезагрузиться и восстановить силы, прежде чем приветствовать следующего клиента.

Эмпатия как часть

Я никогда не забуду случай, когда мой сын оказался в больнице после травмы в результате аварии на горном велосипеде. Часы посещений подходили к концу, и мне хотелось остаться у него на ночь. Я не мог вынести мысли, что он останется один в больничной палате. «Папа, ты можешь идти домой, со мной все будет в порядке», — сказал он мне.

Когда я ехал домой, Дик Шварц позвонил мне, чтобы узнать, как дела у нас с сыном. Когда я пытался объяснить ему, что происходит, я разрыдался, чувствуя себя совершенно подавленным событиями дня.

«Ну-ка, припаркуйся! Давай посмотрим, что происходит с твоими частями», — сказал Дик.

Мой ответ был грубым и нетерпеливым: «Прости, что? Ты меня не слышишь? Мой сын в больнице!»

Следующие несколько слов Дика застали меня врасплох. «Я знаю, Фрэнк, но давай посмотрим, сможет ли та часть тебя, которая сейчас так перегружена, отделиться и рассказать нам больше о том, что ее тяготит».

Я припарковался на обочине, и мы начали исследовать перегруженную часть меня. К моему большому удивлению, я обнаружил, что какая-то раненая часть меня слишком остро реагирует на мысль, что мой сын одинок и страдает. Эта часть укоренилась во мне, когда я был маленьким мальчиком. Я был совершенно одинок после того, как в детстве подвергся физическому насилию. Я осознал, что эта часть взяла верх и заблокировала мою способность быть открытым, доступным и любящим по отношению к моему сыну. Оглядываясь назад, я понимаю, что сын почувствовал мою панику, что и побудило его сказать мне идти домой и не волноваться.

В типичной для себя манере Дик Шварц помог мне освободить этого маленького мальчика внутри меня, пока я сидел в машине на обочине дороги. На следующий день, когда я пришел навестить сына, я извинился за слишком бурную реакцию накануне вечером. Я обнаружил, что теперь могу общаться с ним не из-за чрезмерного сочувствия, а потому, что я пришел из более сострадательного понимания любви, заботы и искреннего любопытства к тому, через что он прошел. Это стало состраданием, основанном на сочувствии. Я смог выслушать переживания сына и поделиться с ним тем, что я тоже испытывал подобное.

Я призываю вас изучить и практиковать различия между состраданием (быть с) и сочувствием (быть в), когда это связано с помощью вашим клиентам. Узнайте, можете ли вы почувствовать сострадание внутри вас, и как ваши клиенты ощущают ваше сострадательное присутствие. Затем повторите упражнение, используя эмпатию. Что вы чувствуете, испытывая эмоции, когда сидите с кем-то? Вы чувствуете себя некомфортно? Каковы истоки этих чувств? Опять же, я считаю, что части нуждаются как в сочувствии, так и в сострадании с нашей стороны, а также со стороны «Я» наших клиентов. Однако настроить этот баланс может быть непросто. Попытайтесь определить, какой процент сочувствия (переживания) и сострадания (быть рядом) требуется частям вашего клиента, чтобы они могли чувствовать себя услышанными, увиденными и понятными для вас и внутреннего «Я». Этот баланс помогает клиенту чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы раскрыть и высвободить свою внутреннюю боль.

Это врожденное или приобретенное?

Многие, в том числе и я, приравнивают «Я» к душе и верят, что оно связано с более высоким источником (что бы это ни значило для вас лично или для вашего клиента). КПТ поддерживает идею, что мы автоматически рождаемся с «Я» и что его не нужно развивать (Schwartz & Sweezy, 2020). Дик Шварц сказал мне, что у «Я» есть план — план любви и связи — но этот план не привязан к результату. «Я» похоже на программное обеспечение, которое использует оборудование (развивающееся человеческое тело) для самовыражения, и ему есть над чем работать по мере того, как мы растем и развиваемся.

Я ощущаю разницу между физическим воплощением «Я» и его духовным опытом. Например, мое человеческое «Я» уникально, имеет пол и сексуальную ориентацию. С другой стороны, мое духовное «Я», которое я испытываю в разные моменты жизни, соединяется с единством, находящимся повсюду вокруг и внутри нас, и, кажется, не имеет пола или ориентации.

Я считаю, что энергия «Я» — это «состояние бытия», которое живет в уме и использует интегрированные нейронные сети мозга для выражения себя. «Я» соединяется с нашей внутренней энергией, а также с внешней энергией, обнаруженной в нашем окружении. Я испытываю «Я» как максимально интегрированное состояние, в котором все связано и течет вместе в унисон.

Когда мы с Таней Сингер обсуждали нейробиологическое происхождение самоэнергии, она упомянула, что ей интересно, связано ли отсутствие активации нейронной сети с состоянием самоэнергии. Она заметила, что, когда она сканировала мозг давно практикующих медитацию людей, он мог быстро отключаться и входить в состояние отсутствия активации нейронов. Это интересная идея, и я надеюсь, что в ходе дальнейших исследований мы больше проясним ситуацию.

Я постоянно наблюдаю, что клиентам с тяжелой и обширной историей травм, таких как полное пренебрежение или ДРИ, на получение доступа к самоэнергии обычно требуются месяцы или годы. Частям-защитникам может потребоваться продолжительное время, чтобы узнать свое «Я» и довериться ему настолько, чтобы расслабиться и позволить естественным образом проявиться. Когда мы работаем с защитными частями, которые начинают казаться видимыми и известными, я считаю, что они позволяют нам получить доступ к уже существующему «Я». Нет необходимости развивать «Я». Наоборот, распознавание и принятие частей помогает развивать к нему доступ. Я вижу «Я» как способного и компетентного лидера, естественным образом присутствующего внутри каждого из нас.

«Я» против Я-подобных частей

Во время особенно острого сеанса с Мией, моей клиенткой с ДРИ, одна из ее Я-подобных частей поделилась со мной важным взглядом на отношения между ее «Я» и частями. Я-подобная часть Мии начала объяснять мне, как они работают. Она сказала: «Я должна сказать тебе, Фрэнк: я знаю, что у «Я» благие намерения, но она пугает некоторые из этих частей. Они чувствуют, что основное «Я» пытается заменить их. Они стараются стереть прошлое и никогда не позволять ему всплывать снова. А иногда они расстраиваются из-за своего «Я», потому что им кажется нормальным жить со всем тем ужасным, что произошло в прошлом. Этим частям потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к «Я» настолько, чтобы не чувствовать угрозу себе и своему опыту. Помните, что части владеют здесь большим пространством, и они чувствуют, что «Я» вторгается на их территорию».

По мере продолжения терапии Мии ее открытия становились все более удивительными: «Я» продолжает бросать вызов взглядам частей. Это заставляет некоторые части чувствовать, что они не правы в том, что чувствуют, верят и реагируют так, как они это делают, хотя основное «Я» делает это мягко. Некоторые части чувствуют угрозу со стороны «Я». На прошлой неделе, например, «Я» предложило другой способ справиться с Дженной, когда она нас заметила. Суицидальная часть почувствовала себя осужденной и обиделась на этот комментарий, а малышу стало стыдно. Когда «Я» делает такое предложение, некоторые части начинают уходить в защиту, неадекватно реагировать или плохо относиться по отношению к себе. Помните, эти части довольно молоды. Двигаться нужно медленно, чтобы в этих отношениях построить доверие. Надеюсь, ты сможешь все это понять, Фрэнк».

Я сказал ее Я-подобной части, что полностью понимаю, и был благодарен за ее готовность поделиться со мной этой важной точкой зрения. «Спасибо», — сказал я.

«Пожалуйста», — ответила часть Мии. «Я чувствовала, что это необходимо сказать».

Услышав эту точку зрения Я-подобной части Мии, я и мои части помогли расслабиться. Это заставило меня воздержаться от настойчивых попыток заставить ее части согласиться, чтобы помочь ее «Я» выйти на первый план. Я-подобная часть Мии дала мне возможность взглянуть издалека на увлекательный мир наших частей. Это способствовало более глубокому их уважению и пониманию, а также их ритма существования.

Как же отличить «Я» от Я-подобных частей? Для меня это связано с энергией — состоянием бытия, в котором я могу различать эти два понятия. «Я» расширяет энергию, в то время как Я-подобные части имеют тенденцию ее сокращать. С «Я» связана спокойная сила, и она задействует нечто большее. Я-подобные части обладают полезной энергией, которая понимает, делает и говорит правильные вещи и помогает во всем разобраться. Она меньше по природе и более локализована.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Фрэнк Андерсон

Входит в серию: Хороший психолог

Жанры и теги: Зарубежная психология, Психотерапия

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Посттравма. Как справиться с болью, стыдом и тревогой и вернуть контроль над своей жизнью» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Страх что-то пропустить

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я