Многие начинающие психологи допускают промахи при работе с клиентами. Расстраиваться и пугаться этого не стоит, нужно просто понять как не повторять их вновь. Невозможно все сделать идеально, нет единого сценария, все клиенты разные. Даже у опытных психологов есть разные шероховатости в работе.Распространённые ошибки психологов и варианты решения, как выявить запрос и многие другие темы я постаралась описать в пособии. Буду рада отзывам и рекомендациям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическое консультирование: пособие для начинающих специалистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Гипотеза в психологическом консультировании
Построение гипотез — одно из трех основных правил для системной семейной терапии (гипотетичность, нейтральность, цикличность).
Первая гипотеза начинается уже с телефонного звонка.
Каждая гипотеза — это попытка терапевта понять клиента. Гипотезы строятся на беседе с клиентом, на информации которую он выдает, на его невербальном поведении, поведении в пространстве, речи, голосе, мимике и т. д.
Гипотезы могут уходить с течением времени и могут появляться новые.
Вербально выраженная гипотеза — интерпретация.
У хорошего терапевта всегда несколько гипотез, они быстро сменяются, добавляются новые.
Выделение гипотезы.
Формируется предположение о характере и причинах заболевания/трудности (о внутреннем мире клиента, о его состоянии).
Только услышав такой полный рассказ, консультант может подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.
Важной составляющей процесса идентификации проблемы, проверки гипотезы является оформление выводов об индивидуальных особенностях личности клиента, т. е. постановка психологического диагноза.
Диагноз психологический — вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, путем нетестовой диагностики или каким-либо другим способом.
Когда гипотеза становится достаточно обоснованной, консультант обобщает информацию и формулирует психологическое заключение. Заключение психологическое — характеристика психологических проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возможных направлений их решения.
В психологическом заключении, основанном на выявлении (или уточнении) психологических механизмов возникновения проблемы, содержится, в том числе и психологический прогноз — оценка вероятных последствий развития психологической ситуации (решения психологических проблем, изменения симптоматики и т. п.).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическое консультирование: пособие для начинающих специалистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других