Рассматривается ряд острых проблем институционального развития, определяющих долгосрочные перспективы экономического роста, в частности социокультурные факторы и факторы, связанные со сферой образования, а также коррупционные явления и их влияние на состояние человеческого и социального капитала. Внимание уделяется также состоянию и путям развития банковской системы в целях решения задач обеспечения экономического роста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономические и социальные проблемы России №2 / 2010 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Решение задач экономического роста, прежде всего на путях модернизации и стимулирования инновационных процессов, требует соответствующего преобразования широкой гаммы общественных институтов. Модернизация, понимаемая как системная перестройка структуры экономики с ориентацией на интенсификацию инновационного типа развития и радикальное повышение ее эффективности на базе обновления производственного аппарата и применения достижений современной науки и технологии, является, по существу, непременным условием дальнейшего социально-экономического развития страны. Но она невозможна без всего «букета» соответствующих институциональных условий в виде эффективного гражданского общества, развитой демократии, правовой системы и т.д., без соответствующих вложений в человеческий и социальный капитал, без использования социокультурных факторов.
Теоретическому и эмпирическому анализу институциональных систем посвящено немалое количество работ, однако новые явления в самой постиндустриальной экономике открывают новые перспективы и новые направления для исследований. Этим обстоятельством и определяется актуальность поставленной задачи рассмотрения институциональных факторов экономического роста.
Здесь мы затронем лишь некоторые из всего арсенала выработанных опытом и историей человечества институций, связанных с его экономическим существованием и развитием, с учетом того обстоятельства, что целый ряд аспектов проблематики экономического роста был рассмотрен в предшествующих публикациях ИНИОН РАН серии «Экономические и социальные проблемы России»1.
Сборник открывается публикациями, посвященными социокультурным факторам формирования творческого инновационного потенциала новой экономики знания и роли в этом процессе системы образования. Авторы исходят из того, что в современной постиндустриальной экономике, основанной на знании, возрастает значимость институций, связанных с человеческим фактором, инновационной средой, творческим началом. Поскольку функция производства знаний — это исключительно человеческая функция, возвышение роли человека в концепции развития общества становится объективно обусловленным. Освоение инноваций и новых технологий зависит от системы институтов, сложившихся в экономике, обществе, культуре, государственной политике страны, именно поэтому институциональные системы играют важную роль в динамике экономического прогресса.
Вся экономическая история подтверждает значение человеческого капитала как фактора роста и воздействие на него институтов гражданского общества, этнокультурных и религиозных традиций и морально-психологических установок. На новом этапе социально-экономического развития человеческий капитал приобрел качественно новое значение. В условиях постиндустриальной экономики, экономики знаний, изменение структуры национального богатства в сторону увеличения доли невещественных элементов (научных достижений, уровня образования населения и качества здравоохранения) приобрело первостепенное значение для обеспечения устойчивого развития. Социальный капитал, как и человеческий капитал, наряду с другими формами капитала, является источником продуктивности, конкурентоспособности и благосостояния, а также процветания, здоровья и духовного развития нации.
Анализ причин низкой производительности труда, невысокой организационной эффективности, слабой инновационной активности в стране приводит к выводу о сохранении, несмотря на радикальные изменения экономических условий хозяйствования, старой институциональной модели, которая находит свое воплощение, в частности, в культуре организаций. Решение поставленных в области экономического развития задач предполагает новаторский, творческий подход ко многим сферам социально-экономической жизни. Для реального осуществления модернизации необходимы люди — носители модернизационной идеи и ее активные исполнители. Это означает, что модернизация требует определенного сдвига в сознании людей, и в том числе в политическом сознании.
Одними из непременных условий экономического роста являются создание творческого потенциала, творческой, т.е. свободной, демократической атмосферы, ликвидация уродливых явлений в экономической и административной системах, способных подавить предпринимательскую инициативу. Развитие требует многообразия организационных форм, экономической свободы, свободы предпринимательства, не убиваемой бюрократическим чиновничеством, взяточничеством и коррупцией.
Сфера образования, как и в целом инвестиции в человеческий капитал, приобретают универсальное значение, поскольку они способны благотворно повлиять не только на экономические результаты (производительность труда), но и существенно уменьшить остроту социальных проблем (таких, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность и пр.). Важнейший вывод многочисленных исследований последних десятилетий состоит в том, что значительные финансовые затраты на развитие образования являются не следствием благосостояния страны, а его источником.
Пока все реформаторские усилия в области образования заканчиваются если не абсолютным снижением его качества, то, во всяком случае, его неспособностью обеспечить перевод экономики страны на инновационный путь развития. Основная же причина, как представляется, кроется не в организационной и даже не в экономической, а совсем в иной сфере — в сфере социального статуса, мотивации и профессиональной подготовки работников образования.
Для роста экономики нужны образованные работники. Особенно эта потребность стала актуальной сегодня, в постиндустриальную эпоху, когда неуклонно растет доля интеллектуального труда. Ученому, инженеру, учителю, педагогу, воспитателю и другим представителям интеллектуального и творческого труда предстоит быть главными действующими лицами в экономике знания. Перед образованием стоит задача развития ценностей, элементов человеческого и социального капитала, способствующих как развитию человека и общества, так и экономическому развитию, в том числе, инициативности, честности, обязательности, доверия, творческой самоотдачи, толерантности, готовности к изменениям и др.
Далее рассматривается явление коррупции как элемент институциональной среды, оказывающий негативное влияние на поведение участников экономических процессов и системные результаты функционирования.
Коррупция представляет собой общественный институт, вписанный в общую институциональную систему, т.е. связанный (с отрицательным знаком) со многими другими институтами, прежде всего судебно-правовой системой и общественной нравственностью. Она есть следствие и причина общей неэффективности институциональной среды. Это значит, что подходить к решению проблемы коррупции следует с двух концов — совершенствования правоохранительной системы, с одной стороны, и сферы воспитания — с другой.
Здесь следует подчеркнуть два соображения: во-первых, коррупция является следствием социально-экономической отсталости и ее же причиной, сдерживающей развитие, образуя своего рода порочный круг, и, во-вторых, с коррупцией нельзя справиться путем одних административных и силовых приемов, нужен комплекс мер, среди которых мерам, направленным на совершенствование институциональных структур, принадлежит ведущее место. Коль скоро вся система нуждается в лечении, решить эту проблему можно только с помощью системного подхода. Важно, что, рассматривая выбранные существенные элементы институциональной среды экономического роста, мы каждый раз снова и снова будем обращаться к общественной культуре и нравственности, к системе воспитания и образования.
Чтобы освоить новую территорию, нужно сначала проложить к ней дорогу — с этим никто спорить не будет. Точно так же проведение реформ требует формирования плодородной почвы, соответствующего подтягивания элементов культуры (но не «опускания», «адаптации» передовых форм общественного устройства к ее отсталым формам). И первостепенную роль в этом играет система образования. Главным противоядием коррупции является создание антикоррупционной этической культуры, уничтожение криминальной культуры, оставленной в наследство так называемым «коммунистическим воспитанием», которое в исполнении партийной бюрократии оказалось школой лицемерия и приспособленчества. Таким же окажется и «демократическое» воспитание, попадая в руки современной бюрократии.
Коррупция есть следствие социального неравенства и политико-правовой дискриминации, расслоения общества и закрепления господства чиновнической бюрократии. Борьба с коррупцией — это борьба за социальное равенство и справедливость, кстати говоря, составляющие фундаментальные принципы современной этической философии.
Три материала образуют своеобразный блок взаимосвязанных проблем, наилучшим и едва ли не единственным образом решаемых в комплексе. Дело в том, что социокультурные факторы во всем их многообразии являются предпосылкой ликвидации коррупции, а образование и воспитание составляют путь к формированию необходимой культуры, человеческого и социального капитала. Свидетельством значения культуры и образования для общества и экономики служит место, отведенное этим проблемам в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию.
Для обеспечения роста по всем направлениям нужны капиталовложения. Сегодня в средствах нуждается как производственная сфера экономики, и прежде всего ее передовые, высокотехнологичные и перспективные отрасли, так и вся сфера формирования человеческого капитала — образование, наука, здравоохранение и культура. И здесь мы подходим к важнейшему источнику инвестиций — кредиту. Этой теме посвящен заключительный материал сборника. Насколько эффективно работают финансовые институты, выполняют ли банки свою роль трансформаторов сбережений в инвестиции, служат ли они ускорителями роста или препятствием для него, играя роль механизма вывода денег из реальной экономики?
Финансовая система представляет для современной экономики одну из важнейших институциональных структур, в рамках которой банки занимают центральное место, особенно применительно к России, где роль фондового рынка пока не столь велика, как это имеет место в наиболее развитых рыночных экономиках. Нисколько не умаляя перспективного значения развития финансовых рынков, это ставит особые задачи перед банковскими институтами в выполнении ими важнейшей функции финансирования экономического развития.
В банковской сфере, в условиях России играющей основную роль в качестве источника финансирования роста, все еще остро ощущаются нерешенные проблемы, препятствующие развитию кредита в нужном для реальной экономики направлении. Все еще отсутствуют должное сотрудничество и взаимопонимание между банковскими институтами и корпоративным сектором. В результате страдают долгосрочные вложения в реальный сектор, и финансовые ресурсы доступны далеко не всем, кому они нужны, в том числе и прежде всего малому и среднему бизнесу.
Российская банковская система пока не может похвастаться тем, что в полной мере выполняет миссию кредитной поддержки роста российской экономики и ее возможного инновационного прорыва. Проблема мобилизации капитала развития в полной мере не решена. Существует несколько путей решения проблемы, но все они предполагают ряд институциональных преобразований при активном участии государства. Нет сомнения, что вопрос достаточного насыщения роста реального сектора банковскими кредитами должен стать специальным и важнейшим направлением государственной политики в сфере экономики и законодательства. Таким образом, и в этой области проблема развития и совершенствования институциональных структур стоит довольно остро, и потребность роста экономики страны требует ее решения.
При всем том можно поставить вопрос и о значимости самого экономического роста как некоего постоянного и непреложного явления и абсолютной ценности и утверждать, что он есть скорее средство устранения накапливающихся дисбалансов, инструмент социально-экономического развития и повышения благосостояния, чем самоцель. Вместе с тем сами институциональные изменения, которые рассматриваются как факторы роста, особенно в плане их воздействия на человеческий капитал (например, нравственность, интеллект человека, его общественный статус), обладают собственной и, возможно, еще большей ценностью. Непреложным остается вывод, что подлинный, интенсивный рост экономики за счет подъема эффективности и производительности, обеспечиваемого путем развертывания инновационных процессов, невозможен без устранения негативных воздействий и решения целого ряда важнейших проблем институциональной среды, о некоторых из которых идет речь в данном сборнике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономические и социальные проблемы России №2 / 2010 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
См.: Экономический рост в России: Проблемы и перспективы: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. — М., 2004. — 204 с.; Инновации и экономическое развитие: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. — М., 2006. — 181 с.; Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. — М.: ИНИОН, 2009. — № 1: Экономический рост в России: Глобальный контекст. — 156 с. и др.