1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Эрлен Вакк

Антра – наследница неба. 1—2

Эрлен Вакк
Обложка книги

Этот роман имеет свою историю, как и большинство книг, содержание которых есть переплетённый с действительными событиями вымысел. Быть может, его отличает лишь то, что в этом романе вымысел тесно связан с непреходящей романтикой научной мысли на широком историческом фоне и поиском извечной тайны Вселенной, главная из них — происхождение человеческого сознания.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антра – наследница неба. 1—2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава IV. Замок и его хозяин

Как было сказано в самом начале романа, годы относительного затишья, до появления под стенами замка пиратского корабля дика-три-креста, стали для Учителя и его прилежных воспитанников даром судьбы. события, последовавшие за этой разбойничьей экспедицией, были такого рода, что никакие усилия Молчальника и его слуг не смогли бы обеспечить учебный процесс, так плодотворно протекавший на протяжении двенадцати лет. но вернёмся к более подробному описанию замка и образа жизни его обитателей.

Мы уже упоминали о том, что под каминным залом на глубине не менее шести метров находилось обширное подземелье, представлявшее собой огромный зал со сводчатыми перекрытиями. два ряда колонн, по шесть в каждом ряду, служили опорой

сложному готическому своду и делили всё пространство подземного зала на три части. скальная стена, выходившая в сторону океана, нависала над узкой прибрежной каменистой полосой, затопляемой во время прилива. В стене подземного зала были вырублены четыре ниши с узкими и высокими стрельчатыми окнами, закрытыми многоцветными витражами. Во время отлива эти окна на тридцать метров возвышались над уровнем моря.

Когда солнце, уходившее на Запад, повисало над линией, отделяющей океан от неба, то, прежде чем скрыться, оно пронизывало своими лучами витражи, и всё огромное мрачное помещение превращалось в сказочный восточный дворец. Это сходство усиливалось убранством зала. Предметы его заполнявшие представляли странную смесь коллекций восточных книг, одежды и убранства последних трёх—четырёх веков. там же располагалась научная лаборатория со множеством хитроумных приборов, инструментов и посудой для химических опытов. В тяжёлых ларях и шкафах хранились рукописи, книги, чучела редких животных и птиц. там были редчайшие атласы анатомии человека, в том числе знаменитые на всю европу атласы Андрея Везалия XVI века. В описываемые нами времена их владельцу, невзирая на титулы и богатство, грозил, например в испании, костёр инквизиции.

отдельно следует остановиться на уникальной коллекции оружия XIII—XVII веков, когда всего несколько европейских городов — Золинген, Аугсбург, нюрнберг, Милан, толедо и ландсхут — славились оружейными мастерскими и своими оружейниками. Готические доспехи мастера лоренца Хельмшмидта с его личным клеймом, оружие для турниров Вольфганга Гросшеделя из ландсхута, шпаги, кинжалы и рапиры Хуана Мартина из толедо, шпаги из Милана Пьетро Кайю с эфесами работы Франческо ривольто, стилеты из италии работы брешиа и Венетто, а также шлемы с драконами джованни серобальо и щиты и нагрудники семьи Пичиннини из Милана — все эти сокровища, многие с тончайшей чеканкой, украшенные драгоценными камнями, эмалью и золочением были разложены на столах или висели на стенах и представляли немыслимую ценность для любого музея мира. Панцири и шлемы соседствовали с копьями и луками аборигенов далёких земель и тяжёлыми арбалетами. тетиву таких арбалетов натягивали коловоротами. Арбалет бил не стрелами, а заострёнными металлическими болванками и мог навылет прошить тело рыцаря, облачённого в стальные доспехи. Громоздкие пищали, мушкеты и кулеврины были покрыты золотой чеканкой, отливали воронёной сталью, восхищали игрой света на алмазных гранях и радугой цветов от зеленоватого свечения изумрудов до алых отблесков рубинов и гранатов. но там же хранились разнообразные орудия пыток и истя-

зания людей. По стенам висели штандарты и знамёна рыцарских орденов европы и зелёные знамёна мавританских саладинов.

Маленький Пьер мог часами трогать, любовно гладить, брать в руки оружие и с тайным трепетом ощущать в детской руке суровый и грозный вес рыцарского меча. Антра же часами перелистывала древние манускрипты, хранящие великие тайны земли и неба, рассматривала карты материков и морей, изучала анатомию и повадки зверей, птиц и рыб. благо, огромная коллекция чучел была в её распоряжении.

на столах и на поставцах стояли глобусы земли и небесных сфер, лежали рулоны с таблицами астрономических счислений, чертежи укреплений и осадных орудий другого военного инженера и изобретателя, но уже итальянца, — леонардо да Винчи. даже модель его летательного аппарата в половину натуральной величины была подвешена к своду подземного зала. свободные участки стен были закрыты гобеленами или полотнами худож-

33

ников эпохи ренессанса. система отопления и постоянное проветривание через узкие окна-бойницы делали подземный зал надёжным хранилищем несметных сокровищ и произведений искусств.

на массивном бюро аккуратной стопкой лежали бумаги, на

них плотными колонками были начертаны тысячи значков, чемто напоминающих египетские иероглифы. там были записаны тайным шрифтом все наблюдения и открытия Молчальника: рецепты ядов и взрывчатых веществ, наркотических восточных снадобий, лекарств, бальзамов и мазей, а также рассуждения о возникновении религий и результаты многолетних астрономических наблюдений и расчётов. он был горячим поклонником и последователем Галилео Галилея, николая Коперника, тихо браге и иоганна Кеплера.

Это был подземный университет Молчальника, и единственными школярами этого фантастического учебного заведения были два прелестных ребёнка — мальчик и девочка, осиротевшие в столь раннем возрасте, что с трудом помнили своих родных. Хозяин замка заменил им родителей. он также был их заботливой нянькой и лекарем. но главное — он был их Великим Учителем.

Вряд ли в конце XVII века жил в европе человек, обогащённый такими же энциклопедическими знаниями и таким же талантом учёного и исследователя во многих областях светской и религиозной науки, как Молчальник. история его жизни и восхождения к сокровенному знанию терялась во тьме далёких лет, когда одержимый жаждой знаний бесстрашный пилигрим, пешком, на лошадях, верблюдах или слонах пересекал континенты; отважно пускался в плавание на утлых судёнышках либо плыл на боевых фрегатах короля, на парусниках корсаров всех стран, на катамаранах аборигенов Южных морей. более пятнадцати лет странствий обогатили его знаниями, тайнами, поверьями философских школ Востока.

Вернувшись во Францию, он стал наследником огромного состояния, был приближен ко двору. Пережил трагическую любовь к своей королеве. был изгнан, проклят и заочно приговорён к смерти. Учитывая его заслуги перед Короной (за годы странствий он проявил себя как талантливый дипломат и эмиссар), его помиловали, но потребовали дать клятву, что ни при жизни, ни в своих исторических трудах, словом, ни при каких обстоятельствах им не будет упомянуто ни имя королевы, ни имя незаконнорождённой принцессы.

Годы странствий и вынужденного отшельничества закалили его характер. Врождённая суровость и пережитые потрясения, а также клятва которую он дал, стоя на коленях перед королём, сделали его Великим Молчальником. со слугами и небольшим отрядом дворян он почти не разговаривал. раз и навсегда заведённый распорядок внутренней жизни замка способствовал этому.

Как это ни парадоксально, но звание Великого Молчальника получил человек, изучивший за годы странствий несколько десятков языков и наречий и письменность древних цивилизаций. он владел недюжинными знаниями зодчего и военного инженера. он мог бы командовать армиями и флотами, стать маршалом Франции, но людовик XIV предпочёл забыть о нём и вычеркнуть из списка живых. После смерти королевы Молчальник замкнулся в себе и на много лет отгородился от внешнего мира. и только трагическая гибель дочери, принцессы дианы, вернула его к необходимости жить и действовать.

Весь свой нерастраченный талант и огромные знания он мог теперь приложить только к одному делу, к одной цели — воспитанию двух юных сирот…

Вот пока и всё, что мы можем сообщить о хозяине замка, его занятиях и пристрастиях, строго засекреченных даже от ближайшего окружения. только трём преданным слугам, обязанным ему жизнью и свободой, разрешалось работать в нижнем зале. они и были, если можно так сказать, младшим персоналом воспитателей в этом странном подземном университете.

Глава V. Воспитатель и его максимы.

Первые смятения души

Когда предзакатное солнце, проходя через многоцветные стёкла витражей, бросало свои лучи на убранство зала, цветные рефлексы окрашивали стекло и металл, гобелены и штандарты в фантастические тона. блики от полированных поверхностей тысяч предметов превращали стрельчатые своды подземелья в радужную мозаику цвета. Возможно, именно эти оптические эффекты так поразили маленькую Антру, что много лет спустя отозвались пристальным её вниманием к природе света и заставили углубиться в изучение трудов бойля, Гука и самого ньютона.

Вдоль стены с витражными окнами и в самих витражных нишах каменные плиты пола были устланы толстыми восточными коврами огненно-пурпурного цвета. Эти ковры были местом постоянных гимнастических упражнений детей и местом их уроков по фехтованию. для того, чтобы предохранить детей от возможных увечий при выполнении сложных трюков и прыжков, поверх ковров лежали кожаные мешки набитые овечьей шерстью.

только что закончился XVII век. он стал прорывом в истории естествознания. но в массовом сознании людей он ещё тащил на себе тяжкое наследие средневековья. За последние пятьсот лет святая инквизиция сковала страхом всю Западную и Восточную европу от Атлантики и средиземноморья до ржечи Посполитой (Королевства Польского) и Княжества литовского. «охота на ведьм» привела к тому, что в европе почти не осталось мало-мальски красивых женщин. Чувственная женская красота приравнивалась религиозными фанатиками к сатанинским чарам. триста пятьдесят тысяч казнённых и замученных и более тридцати тысяч заживо сожжённых на кострах — вот урожай, собранный мракобесием христианской церкви. Причём практика пыток и аутодафе была распространена не только в католической, но и в кальвинистской реформаторской церкви. особенно этим прославилась Швейцария.

бретань, нормандия и запад страны были областями Фран-

ции, наиболее заселёнными гугенотами. отсюда непрерывные войны внутри страны на протяжении второй половины XVI и XVII веков. В ту эпоху, чтобы отстаивать своё право на свободу духа, свободу воли и свободу выбора, нужно было быть чело-

веком исключительного мужества. Первой задачей Молчальника была защита детей от мракобесия церкви. Поэтому Антра и Пьер с самых юных лет были обучены формальным обрядам и текстам литургий — как католических, так и протестантских.

В замке была своя церковь и солидная религиозная литература, начиная от времён пророка иеремии, жившего 600 лет до рождества Христова. там были книги старого и нового Завета, ведические книги индии, включая наиболее древние мифы ригведы. для чтения их в оригинале Молчальник овладел санскритом ещё в те времена, когда путешествовал по отдалённым странам Востока. на полках библиотеки подземного зала попадались даже глиняные таблички с клинописью из древней Месопотамии, свитки египетских папирусов и свитки торы. следует сказать, что сам Учитель в глубине души признавал только единую Гармонию мира, единый Мировой Универсум, а доводы любой церкви — от иудаизма и Христианства до ислама, буддизма, Конфуцианства, даосизма и ламоизма — он считал частными случаями понимания гармонии человека и неба. но свои подлинные мысли он доверял лишь зашифрованным текстам своих рукописей, а затем, как мы увидим, и пытливым умам своих воспитанников. личность Учителя воздействовала на учеников таким об-

разом, что, лишённые родительской ласки и детских радостей в обычном значении этих слов, они обрели способность, оставаясь такими же резвыми и шаловливыми, как их сверстники, с необычной для этого возраста серьёзностью и глубиной понимания относится к собственному всестороннему просвещению. и это была заслуга Учителя. он вёл их к вершинам знания, не пренебрегая откровенным материализмом, отрицающим многие постулаты христианства. скорее, это был метод очищения. Метод скептического взгляда на евангелия позволял ему подготовить детское сознание к постижению сокровенного знания, незамутнённого суевериями и распространённой в ту эпоху фанатической религиозностью. он любил повторять известный афоризм джона локка: «от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа», — и был уверен, что нет ничего более опасного для общества, чем фанатическая религиозность невежественной толпы, для которой истинным богом является не иисус Христос, а собственный злобный и невежественный духовник. «Не верьте фанатикам и невеждам, какое бы место в мире они не занимали, будь это сам король или Пантифик», — вот первая максима, усвоенная Антрой и Пьером в самом раннем детстве.

Вторая максима гласила: «Суждениие о проповеди добра и зла,

кто бы её ни произносил, заключайте из собственного просвещённого разума».

Говоря о символе Веры Христианства, он приводил пример с отлучением на никейском соборе в 325 году от рождества Христова одного из иерархов — Арии, стихийного диалектика, одного из первых христиан, усомнившегося в символе Веры. Ария утверждал, что если иисус сын божий, то как сын своего отца он не может быть рождён «прежде всех веков», но если он бог, «то не может быть сыном никакого отца». * отсюда следовала третья максима Учителя: «Если некто в сво-

ём утверждении пренебрегает логикой и насилует вашу совесть и свободу воли — не верьте этому человеку, кто бы он ни был».

из этих трёх максим следовала четвёртая: «Вне просвещённого сознания не может быть никакой Веры, ибо религиозный фанатизм её злейший враг».

с позиций догматов Христианской церкви это были самые страшные ереси. ещё лет пятьдесят назад ему и его ученикам за подобные утверждения полагались зверские пытки и костёр святой инквизиции. Антра и Пьер наизусть выучили ещё один афоризм джона локка: «В дурно воспитанном человеке смелость приобретает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом; остроумие — шутовством; простота — неотёсанностью; добродушие — льстивостью».

два часа физических упражнений сменяли два часа акаде-

мических занятий. Потом отдых, потом час подвижных игр или фехтования. ещё час отдыха. и перед обедом — занятия математикой и простыми астрономическими счислениями.

Академические занятия включали изучение языков, географии, астрономии и истории религии**. Параллельно с описанием религий разных стран в детском сознании выстраивалась история самих этих стран. так, изучая язычество древних греков,

* Арианство и отрицание троицы прослеживается до XVIII в. включитель-

но. Пример — исаак ньютон.

** начиная с изречения Пифагора: «Число — тот бог, который управляет Миром».

дети углублялись в историю Эллады и эллинической культуры. изучая Ветхий Завет, они знакомились с результатами археологических раскопок на территориях, где некогда находилась древняя иудея. то же было с историей древнего египта и рима.

В основу этой методологии было положено триединство общей истории, истории религии и астрономии. она наглядно показывала, как формировалась во времени человеческая цивилизация и как экспансия военная и торговая вызывали к жизни экспансию культурную, научную и религиозную. В древние периоды истории наука и религия ещё не были разделены на два независимых потока сознания. Это произошло лишь после формирования великих монотеистических религий. с этого момента религиозное, богословское сознание и развитие естественно-научного потока сознания шли независимыми курсами, иногда пересекаясь в пламени костров инквизиции. доказательство тому аутодафе над джордано бруно и Парацельсом, не склонившими голову перед церковью. даже когда исаак ньютон, уже в 1687 году издавший свои гениальные «Математические начала натуральной философии», обосновывая гармонию тяготения небесных сфер, приписывал это Провидению, он, как человек свободного творческого ума, следовал путём естествоиспытателя и математика. Учитель объяснял, что этот дуализм проистекал из восхищения совершенными и нерушимыми законами природы. «Великая гармония требует присутствия Демиурга». так, по мнению Молчальника, великие умы объясняли себе и окружающим вспышки собственной гениальности.

После обеда и отдыха следовали трёхчасовые прогулки по скалам и прибрежным полям. Эти прогулки протекали в беседах об устройстве Земли и Мироздания. Уже через год эти беседы начали звучать на латыни, а затем на английском и испанском языках. Когда Антре и Пьеру исполнилось восемь лет, эти прогулки совершались верхом, что позволяло за три часа объехать почти все владения сеньора Молчальника.

дети постепенно знакомились с бытом крестьян, с первыми мануфактурами и мастерскими по металлу, коже и керамике. они посещали молочные фермы и овчарни, играли с деревенскими мальчишками, учились говорить на одном языке с простолюдинами.

так протекли целые двенадцать лет упорных занятий и совершенствования в верховой езде и фехтовании. и только нежданный визит дика-три-креста положил конец плавному ходу воспитательного процесса.

К семнадцати годам Антра превратилась в красавицу. она была очень похожа на свою мать — принцессу диану, но что-то неуловимо новое, встревожившее Молчальника, было в облике этой не по годам серьёзной и сосредоточенной девушки. стороннему наблюдателю она показалась бы замкнутой и нелюдимой, но для людей, на чьих глазах она из крохотного испуганного ребёнка превратилась в ту Антру, перед которой в молчаливом восхищении замирали самые самоуверенные мужчины, — это прежде всего была личность. обычная светская болтовня и провинциальное кокетство её сверстниц были ей глубоко чужды. другие мысли, проблемы совсем другого порядка занимали её чувства и ум.

С некоторых пор ей начали сниться странные и загадочные сны, хотя человек, искушённый в древних восточных вероисповеданиях не назвал бы эти видения снами. Между ней и неким сокровенным и тайным миром установилась связь. Этот мир напоминал о себе образом ранее неведомым и непонятным.

тем временем Молчальник возобновил вечерние прогулки вдоль побережья. но поскольку времена стали тревожными, они сами ходили в лёгких стальных кирасах с пристёгнутыми к поясу шпагами и кинжалами. их пистоли и шлемы были приторочены к сёдлам. Коней вели в поводу трое пеших солдат, а двое верховых дворян составляли авангард и арьергард этого маленького отряда. не спеша прохаживаясь над кромкой отвесных скал под отдалённый шум прибоя, они беседовали о небесных сферах, о способах навигации, о тонкостях астрологических прогнозов.

В те времена астрология не считалась оккультной наукой. более того, сам Учитель полагал, что в астрологии нет никакой мистики. Это была одна из самых древних наук на земле, как и астрономия. но астрология была как бы вторичным ярусом науки о небе. она оперировала данными астрономов от самых древнейших времён и сопоставляла важнейшие события на Земле с расположением планет и звёзд. Как сказали бы в наши дни, астрология оперировала закономерностями повторов, то есть формальной статистикой наблюдаемых светил — планет и звёзд, статистикой их переменных координат, сопоставляя эти повторы с эпидемиями, наводнениями, затмениями луны и солнца.

Молчальник признавал влияние этих факторов, но объяснял их как воздействие вполне материальных космических сил, ещё не изученных. Что же касается предсказаний относительно влияния планет на судьбы отдельных людей, то он склонен был объяснять это, скорее, стечением обстоятельств, нежели предначертанностью прошлого и настоящего в судьбе каждого человека.

именно эти разговоры всё больше привлекали внимание Антры, она не возражала Учителю вслух, но на её челе всё чаще проступали озабоченность и тревога. Взгляд её становился бездонным. она мучительно, в степени крайней сосредоточенности прислушивалась к тому, что происходило в глубинах её сознания.

однажды ей показалось, что она сходит с ума. такой силы вдруг достигло это раздвоение сознания. её начали преследовать картины неведомых созвездий. Яркая звезда, неожиданно наливаясь алым светом, будто говорила: «Ты моё дитя, я твоя прародина, утонувшая в океане времени, иди ко мне, иди, я жду…» Антра просыпалась и долго лежала с открытыми глазами, оставаясь во власти этих видений.

Как-то, смущаясь, взяв слово с Пьера, что он ничего не расскажет Учителю, она призналась ему в своём душевном смятении.

— сестричка, ты начиталась древних манускриптов, — улыбаясь, он обнял её за плечи и нежно поцеловал в лоб, — твоя умная головка переутомилась. Мы давно не фехтовали и не скакали бешеным галопом по полям. ты устала, бедная. нам нужно встряхнуться, и как можно скорей.

своего названного брата Антра боготворила. Вот почему на какое-то время убеждённость Пьера сняла это напряжение. но возобновившиеся вечерние прогулки вновь возвращали её в состояние отрешённости от реального мира, в скорбное осознание своей избранности, и эта её внутренняя жизнь всё чаще отдаляла её от обыденного мира людей.

Зачарованная душа — вот определение наиболее близкое ко времени её физического и духовного созревания.

Глава VI. Первый бой с испанцами.

Нежданный друг

они уже рыскали по побережью, опустошая владения Молчальника, подбираясь всё ближе к замку. они грабили, жгли, насиловали и пытали, закованные в сталь, вооруженные до зубов, обученные убивать профессиональные наёмники. Это не были регулярные войска испанской короны. скорее, разрозненные отряды. лазутчик из крестьян Молчальника, пробравшийся в замок за несколько дней до начала осады, уверял, что видел на щеке косоротого испанца шрам в виде креста. Значит, посрамлённый дик-три-креста, или, как между собой называли его матросы, дик-плюй-направо, движимый алчностью и жаждой мести, изменил английской королеве и надел на себя кирасу и шлем испанского наёмника?

Пьер был на побережье, там шла разгрузка барки с порохом и провиантом для защитников крепости; эта было последнее из прорвавшихся к замку судов. Матросы, крестьяне, солдаты из гарнизона замка — все были на разгрузке. Пьер наравне со всеми перетаскивал мешки с зерном и бочонки с порохом, ружья, пистоли и много холодного оружия. оставалось выгрузить всего десятка три мешков с зерном и овощами, да несколько бочонков с вином и порохом.

несмотря на предпринятые меры и выставленные далеко за замком посты наблюдения, испанцы, под прикрытием обоза с провиантом и беженцами, напали неожиданно, прямо среди бела дня. Молчальник, находившийся на одной из новых сторожевых башен, не закрывал ворота крепости, пока за её стенами не укрылись все его люди. Пять или шесть человек кинулись назад к барке, где оставался молодой сеньор.

По подъёмному мосту бежала толпа, в ней блестели шлемы, кирасы и длинные шпаги испанских солдат. Когда последний из крестьян, перебежав мост, нырнул под арку у главных ворот, Молчальник дал команду. тут же упала наружная решётка ловушки. раздался жуткий вой — это упавшая решётка пригвоздила нижними остриями нескольких испанских солдат. но уверенные в успехе самые резвые из испанцев, человек десять, продолжали бежать вперёд. их встретили выстрелы от внутренних ворот и со стен ловушки. толпа людей во внутреннем дворе крепости набросилась на нескольких испанцев, проскочивших ловушку, и разоружила их, остальные были убиты. из бойниц сторожевой галереи грянул залп, испанцы, оста-

вавшиеся на подъёмном мосту стали падать, как подкошенные, а в скопище солдат на противоположной стороне рва ударили орудия. из сторожевых башен крепости вышли несколько солдат Молчальника, они освободили от трупов подъёмный мост, после чего вернулись назад, и мост наконец-то был поднят. Молчальник сверху галереи из-за бойницы внимательно осмотрел живых и мёртвых в ловушке, но человека со шрамом на щеке среди них не было. он в это время во главе другой вооружённой шайки наёмни-

ков атаковал барку. обороной барки руководил Пьер. бой был неравным, испанцы наседали, мешая друг другу.

— Пьер, дружок, — вопил дик-три-креста, — наконец-то я тебя поджарю, а жаркое заставлю сожрать твоего хозяина, чтоб он подавился, чёрный ворон, проклятый колдун. Я его самого поджарю вместе с девкой этой. нет, лучше отдам солдатам, они её заживо сожрут, ученицу дьявола! сказано, что в бою лучше не предаваться эмоциям. Пока пират, размахивая шпагой в уцелевшей руке, упивался собственными угрозами и смаковал подробности предстоящей гнусной мести, Пьер успел поджечь шнур, пропитанный серой и вставленный в один из бочонков с порохом. он смертельно рисковал, так как над ним уже взметнулась секира одного из испанцев, чтобы размозжить ему голову. но в тот же миг в воздух взвилось тело огромного чёрного пса, он сомкнул челюсти на руке, державшей секиру, и оба — пёс и испанец — рухнули за борт.

— Проклятье, чёрный дьявол, — только и успел выкрикнуть испанец и исчез в пучине, увлекаемый тяжестью своих доспехов. Пьер и двое остававшихся в живых матросов, теснимые испанцами, медленно отступали к кормовой части барки. Пьер, ловко отбивая выпады испанских клинков, мысленно считал секунды, чтобы за мгновение до взрыва вместе с матросами прыгнуть в воду. В это время дик-три-креста, оттолкнув своих головорезов, яростно размахивая длинным клинком бросился на Пьера. но юноша, не дрогнув, провёл молниеносное обманное движение и полоснул пирата по лицу. свирепый рык вырвался из бородатой пасти. Всё произошло так быстро, что, вспоминая эти события, Пьер не мог восстановить детали финала боя. отбив выпад пирата, он выхватил из ножен стилет — подарок Учителя, и с силой, невероятной для шестнадцатилетнего юноши, метнул его в дика-три-креста. стилет угодил в просвет между верхним краем стальной кирасы и подбородком пирата и вошёл ему в горло по самую рукоять. дик-три-креста рухнул вперёд головой, и в это время прогремел взрыв: испанцы вместе с обороняющимися были сметены за борт взрывной волной.

Пьер вынырнул первым и стал искать своих отважных матросов. Вскоре показалась голова одного из них. Помогая друг другу, Пьер и молодой матрос по якорному канату взобрались на борт барки. Палуба и остатки надстройки горели, среди них валялись изуродованные трупы нападавших. Корма была раздроблена взрывом, и барка, под весом хлынувшей в трюм воды, начала давать крен. Пьер кинулся к дику-три-креста и с помощью Гастона, так звали молодого моряка, перевернул матёрого пирата на спину. разбойник был ещё жив. Пьер вырвал из его горла стилет, тут же струёй брызнула кровь и красная пена стала стекать изо рта умирающего. он что-то пытался сказать. Пьер низко наклонился к лицу пирата и сквозь смертный хрип еле расслышал:

«Devil, I’m not your’s…«* левая рука пирата коснулась горла и затем кровью на палубе вывела кривой крест. Гастон встал с колен и посмотрел на берег.

ещё один отряд испанцев бежал к горящей и тонущей барке.

— сеньор, — крикнул он, — мы погибли.

— За мной, Гастон! — и Пьер бросился в воду. Гастон не заста-вил себя просить дважды и последовал за ним.

— ты хорошо плаваешь, Гастон? тогда держись за мной, — и они поплыли в сторону замка.

испанцы в доспехах и тяжёлых ботфортах не были им опас-

ны. Правда несколько выстрелов прозвучали им вслед. но то ли стрелявшие торопились и толком не целились, то ли порох у них отсырел, но пули до пловцов не долетели.

* «дъявол, я не твой…»

Антра с главной башни замка наблюдала в подзорную трубу за схваткой Пьера с испанцами. Когда она увидела Пьера и ещё одного человека, плывущих к утёсу, она мгновенно догадалась о его плане и бросилась вниз, в подземный зал, взяв с собой канат, моток тесьмы и масляный фонарь.

Антра привязала канат к одному из вбитых в пол галереи стержней у самого колодца, сбросила канат вниз и затем начала спускать туда фонарь, привязанный к тесьме. Антра прекратила спуск фонаря только тогда, когда он высветил поверхность воды затопленного грота. «только бы Пьер успел до начала прилива», — думала она в отчаяньи. Затем еще раз проверила насколько хорошо закреплён канат и вернулась на свой наблюдательный пост.

испанцы, решив, что пловцы, выдохнувшись, обязательно попытаются выбраться на берег, бежали к утёсу, выступавшему в море. однако, в тяжёлом снаряжении карабкаться по обломкам скал было слишком утомительно. Поэтому к самому дальнему выступу утёса добрались только трое. Высокий испанец, увидев подплывающих беглецов, выстрелил в Пьера. Пуля просвистела над головой. он не стал дожидаться второго выстрела. схватив Гастона за руку он крикнул:

— делай, как я! — и нырнул. Гастон на редкость сметливый и выносливый юноша, последовал за молодым сеньором. они нырнули на глубину не менее двух метров, поплыли к берегу и, увидев в прозрачной воде тёмное отверстие в скале, из последних сил проникли в него и вынырнули в темноту грота, отфыркиваясь и вдыхая спасительный воздух. о, радость! они увидели светильник над поверхностью воды всего в каких-то пятнадцати-двадцати метрах. рядом со светильником был виден конец крепкого каната, свисавшего из каменного колодца.

Молчальник, наблюдавший со стены замка финал этого поединка между беглецами и преследователями, что-то сказал своим солдатам, и через минуту вниз полетел бочонок с порохом и подожжённым фитилём. Взрыв разбросал по скалам три изуродованных трупа. так были уничтожены случайные свидетели. никто не должен был знать, каким образом и куда исчезли два беглеца, если они не утонули и тела их не были обнаружены. тайна грота принадлежала троим, и только им — до сегодняшнего дня. Потому что появился четвёртый.

Юный моряк, сражавшийся плечом к плечу с Пьером и вместе с ним проникший в замок через грот, стоит того, чтобы сказать о нём несколько слов. он действительно последние два года служил простым матросом на барке. Хозяином барки был шкипер, дальний родственник крёстной юного моряка.

Гастон был круглым сиротой и не помнил своих родителей. его разлучили с ними в столь раннем детстве, что память сохранила лишь смутные, растворившиеся во времени, черты какойто очень красивой дамы. и ещё его память сохранила прикосновенья чьих-то ласковых рук. иногда, даже в отроческие годы, он просыпался посреди ночи, ощутив прикосновение этих рук. тогда его охватывало состояние неизъяснимой нежности, и щеки становились солёными от непрошенных мальчишеских слёз. А ещё он вспоминал, что сидел на коленях какого-то сеньора и запускал свои пальчики в его светлые усы и бороду. сеньор при этом смеялся и сильными руками поднимал малыша над собой. да, эти сияющие счастьем глаза мужчины, его сильные руки тоже иногда всплывали во снах Гастона. Читать и писать его научил местный старенький кюре. он же крестил малыша и потом до самой своей смерти опекал сироту. Крёстная, простая женщина, к тому же бездетная вдова, любила его самозабвенно, но достойного воспитания дать ему не могла. был у юного моряка и опекун, небогатый дворянин, имевший на побережье небольшое имение и замок, такой древний, что издали напоминал груду камней.

опекун Гастона просил называть его господином рено. он имел обыкновение большую часть года жить в Париже. изредка, наезжая на побережье, он ссужал деньгами крёстную, и на эти деньги она и Гастон кое-как сводили концы с концами.

страстью подростка стало чтение, особенно его волновали повествования о путешествиях и открытиях новых земель. Эти книги ему было разрешено брать из библиотеки полуразрушенного замка его опекуна.

Потом умер кюре, вскоре заболела и умерла крёстная и в это же время надолго исчез его опекун. Юноша остался один, как перст, и если бы не старик-шкипер, неизвестно какая судьба ждала сироту. он был слишком юн даже для того, чтобы завербоваться в солдаты, и недостаточно образован, чтобы его взял к себе в услужение стряпчий или коммерсант. разве что он мог помогать рыбакам. Этим он полгода и зарабатывал на хлеб и кусок вяленой рыбы. Поэтому служба на барке стала для него подарком судьбы. спустя год после смерти крёстной последний раз объявился его опекун. Гастон не узнал его, так он сильно постарел и имел очень измождённый вид.

— Мальчик мой, — сказал месье рено, — я болен и разорён. Вот этот кошелёк с серебром, старый замок и шхуну, что я тебе когдато показывал, оставляю тебе во владение, моё завещание и завещание твоей матушки ты найдёшь у нашего стряпчего в динане в день, когда тебе исполнится двадцать лет. Прости, я не сумел сохранить наследство твоего отца. Королевские поборы и реквизиции имущества и земель опальных дворян сделали тебя и меня бедняками. надеюсь, овладев морским делом, ты станешь шкипером и на этой шхуне сможешь каботажным плаванием зарабатывать на жизнь, достойную отпрыска благородных родителей. их жизнь погубили любовь и король. Прощай, осталось недолго ждать, когда и я закончу свои дни в монастыре.

К тому времени, когда на побережье разыгрались описанные выше события, Гастон уже был, несмотря на свои неполные 19 лет, заправским моряком. Шкипер барки готовил его в свои помощники и доверял управление судном в открытом море. Гастон был высок, строен, великолепно физически развит, ловок и гибок, как цирковой акробат. он неплохо фехтовал и мог постоять за себя в самой свирепой драке.

Черты чуть смуглого лица были благородны, даже изысканы. на кого он был больше похож — на отца или мать, — он не знал, у него даже не было ладанки с портретом родителей. и это тоже была тайна, не дававшая покоя его душе. но разузнать что-либо о тех годах он уже не мог. Минуло 16 лет, как он осиротел, и старики-дворяне, соседи его родителей, почти все вымерли или погибли — кто в войнах и междоусобицах, кто в далёких краях за океаном…

В нижнем зале замка Антра хлопотала над молодыми людьми. Всё же оба имели, пусть и не слишком опасные, колотые и резанные раны и ссадины. обмыв раны чистой водой из источника и намазав их густым, как мёд, бальзамом, насухо вытерев руки и согрев ладони жаром камина, Антра стала медленно, на расстоянии не более двух-трёх сантиметров от тела делать вращатель-

ные движения над местами порезов и колотых ран незнакомого юноши. Глаза её были прикрыты, от напряжения на прелестном и строгом лице Антры выступили капельки пота. Гастон зачарованно, не отрывая глаз, с испугом и волнением смотрел на Антру. Вдруг он вскрикнул, почувствовав неожиданно резкие покалывания в области ран.

— Молчи, — прошептал Пьер, — не мешай, она врачует.

К этому времени Молчальник уже спустился в нижний зал, тихо подошёл к камину и сел в своё кресло. Гастон с изумлением и страхом смотрел на человека, о котором по всему побережью бретани ходили таинственные и жуткие слухи. Молчальник долго смотрел на молодого матроса. только короткую фразу услышали от него Пьер и Антра:

— славный он парень, дружите.

Глава VII. Подготовка к осаде

Молчальник предавался невесёлым размышлениям. осада замка началась. отряд головорезов, напавший на замок и барку под предводительством дика-три-креста, был только авангардом. испанцы выбрали тактику десанта. основные силы двигались вдоль побережья на кораблях, а пешие отряды двигались по суше, уничтожая селения и людей, не желавших им помогать.

— теперь, с наскока, они не нападут, — сказал он Пьеру в тот же день, — будут готовить штурм по всем правилам. так что и у нас в запасе дней восемь-десять, нужно всё продумать и подготовиться.

Вместе с комендантом гарнизона, Пьером и несколькими наиболее ловкими дворянами и солдатами он обследовал место предполагаемых позиций противника, выходя на разведку только ночью по подземному ходу. Пьер уговорил Учителя включить в их команду своего нового друга, хотя и Гастон, и он сам, несмотря на все усилия Антры, ещё не оправились от ран, полученных в бою с Косоротым.

По плану, составленному Пьером, тайно были зарыты более дюжины бочонков с порохом и запальными шнурами. Шнуры были уложены в канавы глубиной с локоть, прикрыты черепицей и засыпаны землёй. сверху канавы были покрыты дёрном, их забросали свежескошенной травой и до начала штурма выпустили на это место небольшое стадо овец. Запальные шнуры были продолжены в подземный ход.

Затем у тех валунов, куда выходил под корневище поваленного дерева подземный ход, поставили пастушеский шалаш. ещё раньше были пристреляны орудия, так что всё пространство перед замком было размечено на квадраты, что позволяло точно поражать любую цель. Воинство в замке наполовину состояло из крестьян. Поэтому были проведены учения для подачи зарядов к орудиям, учения по опрокидыванию штурмовых лестниц и сбрасыванию штурмующих солдат длинными копьями и рогатинами. их обучали также гашению пожаров, причём с целью экономии пресной питьевой воды в пожарные ямы была налита морская вода.

не прошла и неделя со дня первой неудачной попытки захвата замка, как к его стенам подошёл отряд из нескольких сот пеших солдат и полусотни конных рейтар, а с моря подошли два галеона с десантом на борту. от пленных испанцев уже стали известны имена их командиров — морских и сухопутных. для торжественной встречи врага Молчальник повесил на

внешних стенах замка шестерых испанцев из восьми захваченных при первом штурме. однако это недвусмысленное предостережение не охладило пыл испанцев, более того — привело их в неистовство и побуждало к непродуманным поспешным действиям. именно этого и добивался стратег и Командор замка.

Предводитель испанцев, имевший за плечами опыт кровавых бесчинств в Южной Америке и английских колониях, мрачный, жестокий, подозрительный, был прекрасным солдатом. он был в бешенстве от того, что дик-три-креста нагло обманул его. Хосе Альварадо, так звали мрачного капитана испанцев, взял английского пирата в свой экспедиционный корпус, исходя из того немаловажного факта, что Косоротый побывал в плену у Молчальника и знал, по его собственным уверениям, систему обороны замка, места, удобные для штурма и, главное, намекал на то, что сможет под пытками вырвать если не у Молчальника, то у Пьера и Антры тайну золотого клада. но теперь, когда пират, одержимый алчностью, бездарно погубил себя и отряд, посланный на разведку, Альварадо столкнулся с наглухо забаррикадированными воротами крепости. и самое главное, он не знал, какими силами располагает гарнизон и насколько защитникам крепости хватит провианта и воды, чтобы выдержать длительную осаду. напрашивалась одна тактика — бомбардировка с моря и одновременный штурм стен со стороны суши. бой на два фронта этому колдуну и отшельнику не выдержать. А там он заплатит за каждого повешенного и убитого испанца чистым золотом, а уж потом будет изрублен на куски, этот чёртов колдун. орден игнатия лойолы будет только благодарен ему, Альварадо, ревностному католику и карающему мечу еретиков по обе стороны Атлантики.

Капитан Альварадо отвёл своих солдат от крепостного рва на безопасное расстояние, чтобы ружейный огонь защитников крепости не мог нанести урон его воинству, и там разбил свой лагерь. он торопился, но прежде решил обследовать окрестности и под покровом ночи подготовить сюрприз для хозяина замка. Вот почему, когда Пьер и Гастон в сопровождении лейтенанта

51

роббера Вилье, переодетые испанцами, прошли по подземному проходу, чтобы проверить, не обнаружены ли их тайно зарытые почти вплотную к военному лагерю неприятеля фугасы, то ещё не выходя на поверхность услышали приглушённые звуки. Ктото двигался в темноте, отчётливо были слышны удары заступов и кирок о жёсткий грунт.

отвалив глыбу, прикрывавшую вход в подземную галерею, Пьер, оглядываясь по сторонам, первым вышел в темноту ночи. Гастон и роббер с обнажёнными шпагами двигались следом. В это время из темноты выступила тучная фигура в каске и кирасе. надвигаясь на Пьера, эта фигура разразилась хриплой руганью, испанец то и дело хватался за эфес тяжеленной шпаги и размахивал кулачищем. Потом он резко повернулся и исчез во тьме, тени от деревьев делали темноту ночи ещё более непроницаемой. — Гастон, робер, быстро назад!

Войдя в подземный ход, они завалили его глыбами и, подобрав оставленные в подземелье масляные фонари, быстро направились в замок.

— Этот капрал, принял нас за дезертиров. Представьте, вме-сто того, чтобы рыть капониры для своего орудия, мы слоняемся в поисках местных шлюх. он пошёл докладывать о нас своему начальнику, неважная у нас, господа, репутация, — так Пьер, прекрасно знавший испанский язык, объяснил Гастону и роберу Вилье смысл происходящего.

— ничего, — в тон ему ответил новый друг, — думаю, Коман-дор, услышав твой доклад, восстановит нашу репутацию.

но первой, кого они встретили, войдя в замок, была Антра. она несла полный котелок парного козьего молока.

— Эй, Пьер, Гастон! сделайте несколько глотков, после вашей прогулки это как нельзя кстати.

— Где Учитель? Мы торопимся! очень важная новость, после доклада мы с удовольствием хлебнём чего-нибудь покрепче. — он на главной башне. Пьер, произошло что-то важное?

ответа Антра не дождалась, поскольку оба друга и лейтенант

стремительно ринулись вверх по винтовой лестнице.

Молчальник, пользуясь ясным небом и отсутствием луны, вёл свои обычные астрономические наблюдения. Выслушав Пьера, Молчальник сказал:

— Это уже серьёзно, они тайно готовятся к бомбардировке замка с тем, чтобы вызвать сильный пожар и панику и ринуться на штурм.

— ну что ж, по крайней мере, я могу утверждать, что Альва-радо грамотный военачальник, его можно поздравить с совпадением моих и его взглядов на тактику организации штурма крепости. Главное, чтобы испанцы раньше времени не обнаружили наши фугасы. Вот что мы сделаем. роббер, сообщите коменданту моё решение. Пусть поставит к амбразурам сторожевых башен самых метких стрелков. В дневное время мы прицельно будем беспокоить их, не подпуская на ружейный выстрел. Пусть думают, что мы легкомысленно расходуем порох.

— Великолепно! — Гастон не смог удержаться от восторженно-го восклицания, — так просто и надёжно.

— Я вижу, — сказал Командор замка, — ты кое-что смыслишь в военном деле. А чтобы ты мог предложить для более надёжной защиты замка?

Гастон стоял в смущении.

— о, монсеньор, разве я посмею давать вам советы!

— не только посмеешь, но обязан. слишком велика опас-ность, мы имеем дело с жестоким и искушённым в войнах противником. Говори!

— тогда, — сказал Гастон, ещё не преодолев смущения и как бы за поддержкой оглянувшись на Пьера и подошедшую Антру, — я бы поставил контр-фугас в самом конце подземного хода. нас уже ищут испанцы — они наверняка проверили весь личный состав отряда и поняли, что капрал наткнулся на переодетых лазутчиков. теперь они обшарят всю округу и хотя вход в подземную галерею мы завалили камнями, они могут его обнаружить. и тогда сами воспользуются им для установки контр-фугаса уже под сторожевыми башнями.

— не продолжай! — Командор резко поднялся со своего крес-ла. — Пьер, немедленно идите к коменданту гарнизона. У нашего нового друга голова на месте. Поздравляю! так и сделаем. Задание понятно? Выполнять!

— Гастон, — сказал Пьер, когда они спустились во двор замка и направились к коменданту гарнизона, — а не считаешь ли ты, что неплохо бы поставить ещё один фугас в подземном проходе под крепостным рвом, не исключено, что испанцы даже после взрыва

53

нашего фугаса вернутся к идее пробиться в крепость через этот ход. Представь — несколько десятков человек заполняют подземный ход, а мы взрываем фугас подо рвом, и вся подземная траншея будет затоплена. без единого выстрела и без единой жертвы с нашей стороны мы уничтожим целый отряд врага.

— отлично, Пьер, мы так и сделаем. Кто знает, превратности войны так неожиданны, нельзя считать врага глупее нас с тобой.

— Гастон, я заметил, как Учитель был удивлён, услышав твоё предложение. откуда у тебя познания в военном деле? ты и на барке бился рядом со мной, как человек, не раз побывавший в таких стычках.

Гастон замешкался, он явно не был готов к откровенному разговору. столь резкий поворот в судьбе и радовал и страшил его, так как находился в противоречии с честолюбивыми планами юноши.

— Пьер, благодарю тебя за то, что там, в бою, ты спас мне жизнь. Я действительно побывал в стычках с мелкими шайками контрабандистов и бродяг, нападавших на нашу барку. Шкипер, бывший военный моряк, многому научил меня. но главное — я мечтаю стать солдатом нашего великого короля и вернуть себе дворянское звание. Время торопит, мне уже девятнадцатый год. только прошу, ничего пока не говори сеньору герцогу. Пока грозит опасность, я буду с вами до конца…

— славный парень этот Гастон, — сказал Молчальник Антре, когда они остались вдвоём, — а что стало с другим моряком, что бился на барке рядом с Пьером и Гастоном?

— не знаю, Учитель. Гастон говорил, что, когда их взрывом сбросило в воду, они его больше не видели. такой же отважный юноша, как Гастон и наш Пьер, неужели он погиб?

— страшный мир, страшная планета Земля, — сказал задумчи-во Молчальник. — Алчность, суеверия, религиозный фанатизм, жестокость, садизм — вот чему люди посвящают свою жизнь на этой несчастной земле. сколько же веков должно пройти, прежде чем восторжествует единый нравственный закон. Человек… самое свирепое и страшное животное. Как совместить идеальную гармонию небесных сфер с этой реальной жизнью?

— Гораздо больше людей в поте лица своего добывают хлеб насущный, обустраивают этот мир…

— да, — горестно улыбнулся Молчальник, — а потом прихо-дит такой конкистадор Альварадо и всё предаёт огню и мечу. несчастная земля, и человек на ней сам себе злейший враг! ну что ж, обратимся к звёздам, — и он снова приник к своему необыкновенному телескопу.

Антра любила такие часы уединения, она уже постигла самые начала астрономии, изучала звёздные карты неба, некоторые из них были начертаны рукой Учителя, иные он правил, уточняя небесные координаты отдельных светил в давно известных созвездиях. Удивительный покой и чувство защищённости испытывала она в такие часы. Прижавшись к Учителю и запрокинув голову, она подолгу наблюдала эту бездну, заполненную алмазными россыпями Млечного пути. ей даже казалось, что это успокоение исходит не от самого Учителя, а от небесных сфер, таких загадочных, далёких и прекрасных. и тогда она начинала ощущать в себе прилив необычных сил. однажды, сидя вот так, она увидела на балюстраде главной башни какую-то ночную птицу и мысленно позвала её, и птица тот час взмыла в воздух, описала небольшой круг, села на плечо девушки и стала нежно щекотать пёрышками её щёку. Антра залилась счастливым смехом, и птица улетела. Что это было? спросить Учителя она постеснялась, а он сделал вид, что ничего не заметил. странные, вещие сны стали навещать Антру. ей снились оке-

анские просторы и корабли в облаках белоснежных парусов, и вдруг, прямо во сне, её охватывала тоска по ёще не сбывшемуся…

Глава VIII. Баталии на море и на суше

итак, корабли на рейде. В следующую ночь испанцы начнут

перевозить пушки на берег и устанавливать их в капонирах, которые усиленно роют по ночам. Это займёт не более трёх-четырёх суток. орудия они замаскируют так, что со стен крепости они будут выглядеть как траншеи для пехоты. А в день штурма корабли приблизятся к крепости, и корабельные и сухопутные орудия ударят одновременно. сухопутные страшнее, так как их задача — забросать внутреннее пространство крепости зажигательными снарядами, вызвать многочисленные пожары и панику. Вовремя, вовремя были зарыты фугасы по линии предполагавшегося расположения сухопутной батареи испанцев. теперь главное — не пропустить момент начала штурма, взорвав фугасы и уничтожив пушки врага вместе с боезапасами и орудийной прислугой.

Выставив усиленные дозоры со сменой караула каждые два часа, Молчальник сосредоточился на наблюдении за противником. судя по всему, подземный ход испанцами ещё не обнаружен. Вход в него со стороны врага, как подтвердили Гастон и роббер Вилье, по-прежнему завален каменными глыбами. испанцы не мешкали, и уже на следующий день зелёные бор-

та и высокие мачты двух галеонов были видны со стен крепости невооружённым глазом: началась погрузка пушек, пороха и ядер в большие морские ялы; они могли идти к берегу не только на вёслах, но при попутном ветре и под парусом. бриз с моря был для испанцев как нельзя кстати.

орудия защитников крепости, хорошо пристрелянные по прибрежным целям, пару раз начинали беспорядочную стрельбу по ялам, гружённым орудиями, но, к радости испанцев, ядра не долетали до цели. откуда врагам было знать, что в орудия специально закладывался уменьшенный пороховой заряд. А смысл этой хитрости был прост. При бомбардировке с моря галеоны испанцев наверняка подойдут ближе, уверенные в преимуществе своих орудий по дальнобойности. Вот тут их и ожидал неприятный сюрприз.

Чтобы до времени сохранить в тайне истинные планы, Молчальник решил пропустить часть орудий к тайным позициям испанцев на суше. испанцы точно рассчитали время выгрузки орудий на берег. К моменту, когда их цепляли к конной тяге, на-

57

ступали плотные сумерки. К счастью, защитники крепости хорошо знали, куда эти орудия направлялись. далее события разворачивались стремительно. на следую-

щее утро защитники крепости увидели оба галеона на близкой позиции развёрнутыми к берегу правыми бортами. орудийные деки были открыты, не менее восьмидесяти стволов угрожающе нацелились на крепость. После полудня от галеонов отошли четыре яла.

Командор вместе с Пьером, Гастоном, комендантом гарнизона и командиром артиллерии следил за манёврами врага из укрытия на внешней, обращённой к морю крепостной стене:

— Последние… Значит, штурм ночью или на рассвете… слушайте боевой приказ, — голос Командора зазвенел, как звук трубы. — начало нашей атаки по красной петарде, её я запущу с наступлением сумерек, как только испанцы выгрузят с ялов последние орудия. По этому сигналу наши батареи на утёсе и крепостные открывают огонь по галеонам. Первый залп — зажигательными снарядами, второй — брандскугелями*. необходимо с первых двух залпов поджечь надстройки, свалить мачты, затем перенести огонь по открытым орудийным декам и вызвать взрыв бочек с порохом на орудийных палубах. По зелёной петарде — запалить шнуры наших фугасов, расположенных вблизи испанских капониров у опушки леса. Затем, — он повернул голову в сторону коменданта крепости, — отряд дворян и солдат под вашим руководством, опустив подъёмный мост, стремительной вылазкой уничтожает остатки уцелевшей орудийной прислуги и берёт в плен оставшихся в живых офицеров. отказавшихся сложить оружие уничтожить на месте. далее, оставив вооружённую охрану у захваченных орудий, основной отряд возвратить в крепость. Помните, у нас орудий в четыре раза меньше. Поэтому успех принесёт неожиданность, точность и стойкость. испанцы не заставят себя ждать ответными залпами. Пьер, немедленно найди Антру и передай мой приказ — всех не занятых военными действиями убрать в укрытия, предупредить санитаров и крестьян, к ним приставленных. на стены вывести солдат и крестьян для отражения штурмующих. не исключено, что опомнившись,

* брандскугель — разрывное ядро.

испанцы перейдут в контратаку. В случае пожара всех раненых перенести в нижний зал… да, в нижний, — повторил он, поймав изумлённый взгляд Пьера. — Как открыть люк и опустить лестницу, ты знаешь. безопасность раненых прежде всего! с богом!..

Всё произошло как по писанному. невозможно представить себе шоковое состояние испанцев. Шесть залпов из двадцати орудий в течение тридцати минут. По шестьдесят снарядов разрывных и зажигательны поровну на каждый галеон. Все разрывные снаряды имели начинку из мелко нарубленных кусков металла. В ход шли обломки кинжалов и шпаг, измятых шлемов и кирас, даже старые подковы и металлический хлам из кузни. В более поздние времена снаряды станут начинять металлическими шариками. но тогда использовали весь подручный материал. Эти снаряды, разрываясь над верхними палубами испанских кораблей, унесли немало жизней, немало матросов и солдат было покалечено, а паруса, иссечённые осколками, повисали лохмотьями, тут же вспыхивали и в наступившей темноте превращали корабли врага в ярко освещённые мишени. но всё же часть испанских пушкарей, преодолев растерянность и страх, пыталась открыть огонь по крепости, однако пожар и падающие реи и снасти частично перекрывали орудийные деки и не давали вести прицельный огонь. Поэтому большинство ядер били в несокрушимые стены крепости и лишь несколько из них, перелетев через стены, вызвали небольшие пожары, покалечили двух лошадей, убили корову и раскололи котёл с похлёбкой, ошпарив поварёнка.

Яростная бомбардировка галеонов продолжалась, испанцам чудом удалось на оставшихся парусах медленно откатиться за линию орудийного огня крепости. В ночной мгле охваченные огнём мачты галеонов напоминали пылающие кресты, зажжённые на поверхности моря.

К сожалению, взорвать пороховой припас не удалось. скорее всего, испанцы не успели поднять большую часть пороха на пушечные палубы, да и не все ядра защитников крепости летели точно в цель. начни Молчальник атаку часом позже, возможно, один из кораблей взлетел бы на воздух, похоронив другой под пылающими обломками.

наконец в небо взвилась зелёная петарда, и через семьвосемь минут вблизи испанских орудий, только что установлен-

59

ных в капониры для ночной бомбардировки крепости, начали взрываться бочонки с порохом, опрокидывая орудия и разметав большую часть орудийной прислуги. Затем последовала стремительная вылазка гарнизона крепости.

В свете горящих факелов были осмотрены раненые и контуженные испанцы, удалось захватить офицера, он ещё был в шоке и не оказал никакого сопротивления. Комендант гарнизона, оставив охрану у орудий и приказав стрелять во всё, что будет шевелиться, вернулся с отрядом в крепость.

Пленных сразу же приковали цепью во внутреннем дворе замка. Печальная судьба постигла отряд, занимавшийся перевозкой орудий. несколько «подарков» Молчальника взорвались у самого берега. стальная картечь выкосила практически всех испанцев у места выгрузки пушек и десанта с галеонов. Утром были подобраны раненные испанцы. разгром артиллерийской батареи сорвал штурм крепости. Пехота испанцев осталась в глубине леса на своих позициях. один из захваченных офицеров подтвердил гибель помощника Альварадо, руководившего сухопутной частью операции. А сам Альварадо, как оказалось, находился на одном из галеонов и готовил морской десант, но и тут он потерпел фиаско.

— Преподали мы ему урок. Я не удивлюсь, если погасив по-жар, испанцы сами повесят на рее этого негодяя Альварадо, — сказал Молчальник.

— Вряд ли, — возразил Гастон, — у него патент на совершение каперских действий и он возглавляет всю экспедицию, об этом рассказал пленный морской офицер.

— тогда он повесит обоих капитанов, — предположил Пьер.

— он не уйдёт после такого позорного проигрыша. ему ну-жен реванш, или конец его карьере, — констатировал Молчальник. — но у нас есть передышка, не менее трёх недель. Займёмся трофеями и ранеными. благодарю всех защитников крепости, они заслужили добрый ужин с вином из подвалов замка. А знаете, месье, сколько времени продолжалась операция? — и показал свою луковицу на цепочке. — два часа четыре минуты.

— браво! — крикнул Пьер, взметнув в воздух свой бархатный берет, украшенный соколиными перьями.

— браво! — кричали, схватившись за руки, счастливые Гастон и Антра. Это произошло непроизвольно, но оба, на миг замерев, с удивлением посмотрели друг на друга, и, смущенно улыбаясь, Антра высвободила свою руку, а Гастон залился краской. сдержанно улыбался и де лилль, седой комендант крепости: — с такими молодцами испанцам нас не одолеть!

— не будем слишком долго предаваться веселью, — Молчаль-ник с грустью посмотрел на молодых людей, — самые суровые испытания ещё впереди… Что мы имеем в итоге? Повреждены два корабля испанцев, сорван штурм крепости, уничтожена сухопутная батарея, захвачены шестнадцать орудий, выгруженных испанцами с кораблей, несколько десятков солдат и офицеров врага убиты, около десяти взяты в плен. но, скорее всего, жив предводитель, остались пешие отряды в количестве нескольких сот человек и отряд конных рейтар. следующую атаку испанцы подготовят без спешки, и штурм крепости неизбежен.

Уединившись у камина, Молчальник ещё раз мысленно проигрывал сложившуюся ситуацию и ответные ходы Альварадо. сможет ли гарнизон крепости выиграть и третью часть этой войны? блеск трёх ларей индейского золота затмил разум Хосе Альварадо. ради них он готов посылать на смерть своих солдат — всех до единого. Вот какие мысли тревожили Командора замка.

О, металл златосветлый, как много человеческой крови взыскуешь ты…

Часть II. СВершения и надежды

Кристальной сферы мнимую преграду, Поднявшись в высь, я смело разбиваю

И в бесконечность мчусь, в другие дали,

Кому на горе, а кому в отраду,

Я Млечный путь внизу вам оставляю.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я