Благовония: искусство целительного дыма. Сакральная жизнь растений, смол и кристаллов

Юлия Глэдвин, 2022

Окуривание священным дымом человек начал практиковать со дня открытия ароматических растений, использование благовоний в ритуалах встречается практически в каждой культуре мира с зарождения цивилизации. Здесь мы познакомимся с непривычными нам формами, методами воскуривания и эстетикой процесса, чтобы вы могли с полным доверием использовать фимиам в своих ритуалах. Создание благовоний- не эзотерика, не требует сверхспособностей, а замечательное хобби наравне с травничеством и чайными церемониями, инструмент исцеления через аромат. Вы познакомитесь с традиционными материалами для окуривания. Погрузитесь в мир зеленых, тихий и мудрый мир растений, цветов, смол и даже кристаллов. И узнаете еще много интереснейших фактов об этом редком искусстве. Приятных путешествий по ароматным тропинкам! Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благовония: искусство целительного дыма. Сакральная жизнь растений, смол и кристаллов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***

Из истории благовоний

Почему, например, запах ладана настраивает людей мистически, а серая амбра разжигает страсти? Почему аромат фиалок будит воспоминания об умершей любви, мускус туманит мозг, а чампак возвращает воображение? Мечтая создать науку о психологическом влиянии запахов, Дориан изучал действие разных пахучих корней и трав, душистых цветов в пору созревания их пыльцы, ароматных бальзамов, редких сортов душистого дерева, нарда, который расслабляет, ховении, от запаха которой можно обезуметь, алоэ, который, как говорят, исцеляет душу от меланхолии.

Оскар Уайльд

Про фимиамы было известно ещё со времен знакомства человека с огнем. Люди заметили, что некоторые сорта деревьев при сжигании источают более приятный аромат и оказывают особое целительное воздействие на ментальное и физическое здоровье. Позже возникла традиция намеренно добавлять в огонь ароматные целебные растения. Считалось, что таким способом древние люди ублажали богов, посылая им просьбы через дым — воскурение расценивалось как самое высокое подношение. Связь между воскурением благовоний и медициной, колдовством, религией была практически неощутимой И древний человек точно упал бы в обморок от обилия современных искусственно созданных ароматов. Это бы даже могло рассматриваться как оскорбление для богов.

Можно только догадываться, когда впервые взяли ароматные растения для окуривания, но благовония уже упоминались и в Библии, и в песне Соломона, Талмуде, Коране, даже на папирусах. А самая древняя запись рецепта найдена на глиняных египетских табличках, датируемых 3000 годом до н. э.

Археологи обнаружили множество древних захоронений с ароматическими растениями. Одному из старейших, принадлежащему неардельтанцам, 60 000 лет.

В древние времена главным поставщиком благовоний была Южная Аравия. По важнейшему Торговому пути благовоний мирра, ладан, розовое масло, пряности и сухоцветы доставлялись в Египет, Азию, Грецию, Рим и Индию. Большим спросом благовония пользовались в древней Месопотамии, Вавилоне, Ассирии и в других местностях.

Существовали торговые пути, которые связывали практически весь Старый Свет. Древние египтяне, римляне, греки и персы были одними из первых, начавших импортировать огромное количество благовоний, буквально тонны ароматических растительных материалов перевозились в больших караванах, на путешествия через пустыни уходили месяцы, даже годы. В связи с этим цена на ароматный материал возрастала в сотни раз.

Окуривание применялось для дезинфекции домов, животных, ароматизации волос и одежды, путешествий по осознанным сновидениям, изменения физического состояния. А ещё оказалось, что концентрация дыма за счет плотности значительно улучшает акустику в храме.

Почти все ароматические растения обладают целебными свойствами. Вне зависимости от того, сжигается оно в лечебных целях или нет, вдыхающий дым примет и его исцеляющие свойства.

Есть даже определённые отрасли известных систем врачевания, таких как тибетская медицина, традиционная китайская, коптская и многие другие, когда доктора лечат пациентов с помощью дыма и паров ароматических растений. В Аюрведе существует множество различных методов лечения, которые предусматривают использование ароматических растений: от местного применения до ингаляции травяным паром, от ароматерапии до горячих ванн и, конечно же, в качестве благовоний.

Часто фимиам служил дополнением к другим формам фитотерапии для более полного подхода. Но зачастую благовония служили единственным лечением, а также способом укрепления умственных способностей, внимания, памяти. А также средством для уравновешивания и высвобождения эмоций, избавления от стресса и беспокойства, иными словами, для оказания помощи на психо-духовном и эмоциональном уровнях, чтобы человек мог лучше справляться со своими переживаниями и достойно преодолевать трудности жизни.

Тлеющие благовония применялись не только в качестве средства для ароматизации помещений, но и в виде вещества для поднятия настроения, полового возбуждения, охраны от сглаза, снятия порчи, лечения головных болей и многого другого.

Ароматным дымом приветствовали гостей в доме, сжигали растения на королевских вечеринках и банкетах. Мастера старались изготавливать как можно более удивительно пахнущие благовония, чтобы отличиться от конкурентов.

На многих египетских фресках видны конусообразные навершия (верхушки) париков египтян. В них находилась смесь благовоний и тугоплавкого бараньего жира, медленно тающая и пропитывающая парики, так древние египтяне обеспечивали ему длительное благоухание.

Во время жертвоприношений тело животного обкладывали лапами можжевельника или ветками других местных душистых растений, чтобы перебить едкий запах горящей плоти.

Жители Древней Греции считали благовония божьим даром. Ароматные субстанции использовались в качестве лечебных мазей, ими пропитывали одежду и ароматизировали помещения. Окуривали не только дома, но и кладбища, в могилу к усопшему клали сосуд, наполненный благовониями.

Тех, кто занимался приготовлением благовоний (а это были в основном женщины), древние греки с их любовью к чудесам считали чародеями. Поэтому основным элементом колдовства, с помощью которого Цирцея пыталась держать Одиссея на своём острове, были ароматические курения. А Медея усыпила престарелого Эсона, кровь выпустила и вместо неё влила волшебное зелье из благовонных трав, таким образом превратив его в цветущего юношу.

Махабхарата — древнейшая книга, вобравшая в себя эпические повествования, новеллы, басни, притчи, легенды, была написана более 5000 лет назад. В ней мы можем найти упоминание о применении благовоний и свечей. Во время раскопок крупнейших древних городов Мохенджо-Даро (Пакистан) и Хараппы (Индия) помимо различных предметов роскоши были найдены глиняные сосуды для благовоний.

Благовония применялись повсеместно по совершенно разным поводам. Даже процедуры мумификации без них не обходились — для бальзамирования требовалось несколько ведер ароматных смол, ладана, пальмового масла, сока алоэ и других ингредиентов. Такой способ сохранения тела был доступен только для лиц знатного происхождения из-за его высокой стоимости.

Истории известны факты, связанные с сильной любовью крупных государственных деятелей к культуре благовоний. Среди знаменитостей античного периода самым большим поклонником благовоний называют сирийского царя Антиоха IV Епифана. Однажды Антиох IV приказал устроить в Дафне церемониальную процессию с участием двухсот женщин и юношей. Каждая женщина несла золотой кувшин с духами, а юноши, облачившись в ярко-красные туники, — олибанум, мирру и шафран на золотых подносах. За ними следовали рабы с высокими золотыми курильницами ладана, украшенными витым плющом. В середине процессии был размещен большой священный алтарь. Всех входящих умащивали благовониями из 15 золотых чаш, наполненных шафраном, корицей, нардом, пажитником, лилией и т. д. Тысячи гостей радушно принимали, со всем почтением и роскошью обслуживали и провожали. Одним из атрибутов этого мероприятия был венок из мирры и олибанума.

А вот другая история. Как-то раз мимо публичного терема, в котором купался Антиох, проходил человек. Почувствовав пленительный аромат, он обратился к царю: «Счастлив ты, царь, ибо от тебя исходит драгоценнейшее благоухание!». Царь был польщён, поэтому ответил: «Я дарую тебе благовония, сколько ты пожелаешь». Антиох приказал вылить прохожему на голову большой кувшин того же густого ароматного масла, которым пользовался сам. Мужчину сразу же окружила толпа бедняков, люди начали судорожно собирать остатки масла с земли. Царь был очень доволен всем происходящим, пока не поскользнулся и не упал у всех на виду.

Жители Ассирии и Вавилона воскуривали благовония с целью избавления от грехов.

С помощью благовоний люди научились бороться с инфекционными болезнями благодаря выявлению особо сильного противомикробного вещества в смолах. Древние египтяне даже победили так называемую «храмовую болезнь». Возникала она у людей, посетивших многолюдные церемонии и богослужения. В закрытом помещении они заражали друг друга различными инфекциями, частыми последствиями которых была смерть. Это вселяло в прихожан страх посещения храмов, что, в свою очередь, угрожало процветанию религии. Однако жрецы своевременно заметили, что благодаря воскуриванию благовоний в храмах боги смиряются и перестают насылать на людей болезни. С опорой на этот опыт был открыт один из способов дезинфекции помещений фимиамом, а практика сжигания целебных трав и смол в храмах глубоко укоренилась.

Индийские храмы ещё в древности строили из сандалового дерева. Внутри по традиции постоянно зажигали палочки. Благовония использовались и в похоронных обрядах, в погребальный костёр богатого усопшего бросали ароматную древесину — сандал, можжевельник и др. Дабы предупредить распространение заразы в местах паломничества, в ашрамах (место, где под руководством гуру или духовного лидера, занимаются духовными практиками, совершением ритуалов, чтением молитв, медитацией, чтением мантр, изучением священных писаний, следованием пути йоги) бесконечно жгли благовония, окуривая вновь прибывших.

В древнем Китае слово «аромат» обозначало и благовония, и душистые мази, и масла, и травяные соки. Китайцы наполняли приятными запахами дома и храмы, ароматизировали одежду, чернила, бумагу, косметику и воду для ванн. Даже в качестве основного материала для изготовления традиционных китайских вееров выбирали ароматное сандаловое дерево.

В китайской медицине благовония тоже довольно часто применяли для борьбы с вирусами, а дым вытупал в качестве профилактического средства. Ведь многие ароматические растения обладают противомикробными свойствами, они хороши в борьбе с воздушными инфекциями, для укрепления общего здоровья и хорошего самочувствия.

Дело в том, что когда люди вдыхают дым горящего благовония, лекарственные молекулы попадают в лёгкие, мозг, сердце, кровоток и в конечном итоге в каждую систему внутренних органов.

В древности благовония преподносили в качестве подарка императору и его приближенным. Среди представителей низших сословий благовония тоже пользовались популярностью, но, конечно же, они были менее дорогостоящие. В императорские благовония попадали редкие, дорогие смолы, травы, специи и масла. В состав низкосортных благовоний для бедняков входили дешёвые материалы: сосновая смола, щепа бамбука, древесная пыль…

В древней Аравии культура благовоний была развита не меньше. Интересно, что благовония разделяли по половому признаку объекта их воздействия (женщины и мужчины), предназначению (для различных случаев и ритуалов) и т. д. Самым известным и востребованным благовонием здесь был бахур. Изначально бахурные благовония представляли собой ароматные древесные стружки из удового дерева, пропитанные абсолютами и эфирными маслами и нагретые в аромалампе (бахурнице).

В середине VI века в Японии начал развиваться буддизм, а к концу столетия, во времена правления императрицы Суико, японцы впервые изучили древесные благовония и описали их в своих трудах. Ближе к завершению японской исторической эпохи Нара (710–794 гг.), буддистские ритуалы с воскуриванием благовоний в храмах вдохновили придворных применять их дома. Многие начали поджигать благовония в качестве ежедневного ритуала и наслаждаться уникальными букетами ароматов. Китайский монах Цзяньчжэнь во время визита в Японию поспособствовал распространению буддизма в Стране восходящего солнца, а также поделился с японцами формулой изготовления благовоний. В эпоху Нара поджигали как рассыпчатые благовония, так и в форме шариков. Люди верили, что благовония, используемые в религиозных ритуалах, очищают тело и разум, помогают избежать проявлений зла.

Традиционно для церемонии курения благовоний брали эмалированную посуду. Стандартный набор состоял из ящичка с небольшими отделениями, предназначенными для хранения сырья (т. е. ингредиентов вроде гвоздики, алойного дерева, янтаря, мускуса, сандала и др.), и компактных инструментов для приготовления смеси (лопатки и ложки).

Примерно в конце XII столетия в Японии было утверждено первое военное правительство верховно-аристократического правления Сёгунат Камакура. В это время среди воинов появилась тенденция к постижению культуры благовоний, а именно аромата агара (алойное дерево).

Японские гейши применяли благовония в иных целях. Во время приема гостей девушки сжигали одну за другой палочки, тем самым подсчитывая продолжительность (и, соответственно, стоимость) вечера.

***
***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благовония: искусство целительного дыма. Сакральная жизнь растений, смол и кристаллов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я