Киевская симфония Владимира Горовица

Юрий Абрамович Зильберман

Юрий Зильберман – основатель и бессменный руководитель Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Юлия Смилянская – историограф конкурса, ныне – директор Института иудаики. Книга о выпускнике музыкального училища, а потом консерватории Киева Владимире Горовице построена на документах и фактах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Киевская симфония Владимира Горовица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1993 году Киевское высшее музыкальное училище имени Р.М.Глиэра праздновало свой 125-летний юбилей. К нему готовились тщательно и с энтузиазмом. В программу юбилейных мероприятий помимо торжественного вечера, концертов, конференций входила и подготовка материалов, отражающих историю училища. Вот тогда-то и был найден документ, подтверждающий, что величайший пианист ХХ столетия Владимир Горовиц учился в стенах Киевского музыкаль-ного училища. Находка натолкнула на мысль организовать конкурс молодых пианистов в память нашего гениального выпускника, который прошел в апреле 1995 г.1 Дальнейшее изучение не исследованных ранее архивных документов и публикаций о Владимире Горовице, убедило в необходимости комментария некоторых легенд, имеющих место в биографической литературе.

В Советском Союзе о Горовице не было издано ни одной книги. Отдельные статьи о молодом музыканте и несколько десятков рецензий можно найти в периодике до 1925 года. После отъезда пианиста из страны, в течение почти шестидесяти лет, на его имя наложено табу. И только к концу 1970-х годов, когда идеологический гнет стал несколько слабее, появились публикации с упоминанием имени В. Горовица [23, 26, 41, 42, 45, 49, 73, 76, 81]2

Среди зарубежных изданий наиболее серьезными и полными принято считать монографии Гарольда Шонберга, Гленна Пласкина и Дэвида Дюбаля [6, 5, 1]. Каждый из этих авторов в той или иной мере касается первых 22-х лет, то есть киевского периода жизни пианиста. Интерес к юности Горовица обусловлен необходимостью осознания истоков мастерства великого артиста и значительной роли отечественной пианистической школы, заявившей о себе именами выдающихся музыкантов-виртуозов мира, желанием понять причины возникновения в не самой передовой и развитой державе Европы одной из лучших систем музыкального образования.

Наиболее полно и обстоятельно о киевском периоде жизни Горовица написал Г. Пласкин, материалом для которого якобы пос-лужили дневники Александра Меровича — первого импресарио В. Горовица и Н. Мильштейна на Западе. Однако, в описании Пласкиным детства Горовица нами были выявлены неточности, обнаруженные в процессе работы над архивными документами (начиная от сомнений Пласкина о месте и времени рождения, кончая тем, что отец Влади-мира назван Симеон (Simeon) вместо Самуила; Скрябин почему-то сам приходит в дом Горовицев, чтобы послушать маленького пианиста, и проч.).

Документы позволили уточнить даты, адреса, некоторые события и факты киевского периода жизни Владимира Горовица. Были обна-ружены интересные материалы, связаные с окружением Горовица — его семьей, соучениками, учителями, историей музыкального училища, концертной жизнью Киева. Так возникла идея этой книги: попытаться воссоздать социокультурную атмосферу, в которой жила семья Горовицев и происходило формирование личности выдающе-гося музыканта. Эта идея обусловила хронологическую структуру и несколько необычную — «документально-цитатную» форму повествования.

Книга оканчивается выпускным экзаменом Горовица, то есть весной 1920 года. События следующих пяти лет, прожитых музыкантом в советской России, составят вторую часть книги, либо будут отражены в серии статей3.

Авторы выражают признательность всем, кто оказал помощь в сборе материалов для нашей книги: Н.М.Цыгановской — заве-дующей цикловой комиссией истории музыки Кивского высшего музыкального училища им. Р. М. Глиэра, положившей начало сбору документов книги, В.Д.Шульгиной — заведующей нотным отделом Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, Т.В.Колес-никовой — заведующей библиотекой Киевского государственного высшего музыкального училища им. Р. М. Глиэра, В.А.Сомову — научному сотруднику Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Ю.С.Гуренко — заведующей архивом Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского, О.М.Редько — ведущему специалисту отдела информации и использования документов Государственного архива г. Киева, а также: О.М.Дольберг — внучке Регины Самойловне Горовиц, за предо-ставленные нам ценные материалы семейного архива, Михаилу Кальницкому — историку, киевоведу, за его неоценимую помощь и консультации по киевской старине. Особую благодарность мы приносим С.В.Тышко — профессору Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского за все замечания, сделанные по ходу написания этой книги. Авторы также выражают благодарность: М.В.Гортиковой, Е.М.Цыгановской, И.О.Кузьменко, Л.П.Федоровой — за переводы, И.П.Ярощук, Т.В.Голиковой, за набор и верстку, Е.Ю.Горловой и А.Ю.Капитановскому за техническую подготовку книги кпечати.

Принятые сокращения:

ГАГК — Государственный архив г. Киева;

ЦГИАУ — Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве;

НБУ — Национальная библиотека Украины им. В. И. Вернадского;

ИР НБУ — Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского.

ГИАЛО — Государственный исторический архив Ленинградской области;

КО ИРМО — Киевское отделение Императорского Русского музыкального общества;

ГДМЧ — Государственный Дом-музей П.И.Чайковского в Клину;

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Киевская симфония Владимира Горовица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица — член Европейской ассоциации молодежных музыкальных конкурсов (с 2002 г.), Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (с 2004 г.)

2

Здесь и далее ссылки на библиографию помещены в квадратные скобки: первая цифра указывает на номер источника по указателю, следующая — номер страницы. В ссылках на периодические издания: первая цифра — номер по указателю, вторая — год издания, третья — порядковый номер газеты, журнала. В цитируемых источниках, в частности архивных материалах и документах, сохранены стиль и орфография

3

«Семь очерков о Владимире Горовице» содержат сведения о деде и отце пианиста, его братьях, становлении музыканта и стремительным овладении репертуаром в период концертных поездок по стране.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я