Путь к «Радости». Пособие для мечтателей

Юрий Ермаков

Если вы работаете учителем начальных классов или преподавателем литературы в старших классах, то наверняка сталкивались с проблемой постановки спектаклей и мучились в поисках материала для постановки, а найдя материал, ломали голову – как его превратить в пьесу, как инсценировать прозу или сделать композицию по стихам, чтобы детям было интересно не только играть то, что вы предложите, но и зрителям было интересно смотреть то, что играют их сверстники.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к «Радости». Пособие для мечтателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава третья. «Радость» продолжается. УВК 1861

Один из моих знакомых собирался стать директором школы-новостройки. Мы вместе с ним ездили туда, и я даже успел внести поправки в строительство сцены в этой школе. Он обещал мне, что возьмёт меня туда педагогом по театральному направлению. Однако что-то не сложилось и директором школы был назначен другой человек. А мой знакомый дал мне телефон директора УВК 1861, сообщив, что она тоже хочет, чтобы в школе был театр. Я созвонился Людмилой Константиновной, и она пригласила нас к себе работать. Это произошло очень быстро. Вероятно, это тоже было по воле высших сил, ибо мы проработали там целых восемь (!) лет. Эта школа находится на юге Москвы, от метро Царицыно надо ехать ещё на автобусе. Недавно я туда ездил и удивился сам на себя. Я жил недалеко от метро Щёлковская, на Алтайской улице — это север Москвы. Чтобы добраться до УВК 1861 мне приходилось ехать около двух часов. А Володя ездил из г. Долгопрудного, что ещё дальше, чем мне. Каким ветром нас туда занесло не понятно, но занесло именно туда, куда надо.

Помню, что при первом разговоре с директором, я сразу заявил, что никаких датских (т.е. к определённым датам) спектаклей мы ставить не будем. Мы будем серьёзно заниматься театром, грамотами я её завалю. И что самое удивительное — директор согласилась! И самое главное, что она сдержала своё слово — не вмешивалась в нашу работу и мы своё слово сдержали — грамот было выше крыши.

Итак, на опыте «Незабудки», мы поняли, что теперь надо работать с детьми с первого класса. Это было непривычно, но нам повезло, и в этой школе нашлось достаточное количество детей, которые с энтузиазмом начали овладевать актёрским мастерством. Тем более, что задачи мы теперь ставили другие. Теперь мы использовали театр, как инструмент для воспитания Человека. И в какой-то мере нам это удалось. Важное качество — не привязываться к результату — спасло нас от многих бед. Мы сосредоточились на процессе. И книга Анатолия Эфроса «Репетиция — любовь моя» была какое-то время моей настольной книгой.

Поскольку дети были маленькие — первоклассники — то пришлось придумывать много новых упражнений, чтобы обучить их играть на сцене. Естественно не забывали мы и о сценической речи и сценическом движении.

К сожалению, нас было только двое педагогов (Володя был тоже оформлен педагогом), поэтому мы ограничились тремя предметами. Вокал и хореографию нам хотелось бы, но не было возможности. Кстати, когда мы работали над «Незабудкой», то этого тоже не было, но мы обошлись.

Конечно, в основном у нас занимались девочки, с мальчиками как всегда было туго. Итак, к концу первого учебного года мы уже имели довольно хорошо подготовленных детей, чтобы делать с ними первый в их жизни спектакль. И, как я уже говорил, этим спектаклем стал «Красная шапочка». Естественно, пришлось в очередной раз сделать новый вариант именно для этих детей, но основой была «Красная Шапочка», сочинённая ещё во Дворце пионеров.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Основы основ

Я долго думал, включать этот раздел в книгу или нет, но всё-таки решил включить. Дело в том, что работа с детьми предполагает непрерывное развитие педагога, а тем более, когда ты занимаешься с детьми театром. Идёт непрерывный рост твоего сознания, непрерывное открытие всё нового и нового. И помогают этому росту книги, которые ты читаешь. Я много читал разных авторов и, естественно, делал записи — так родилась тетрадь под названием «Основы основ». Хорошо, что «Сны» тоже входят в это название. Я не буду сразу вываливать все цитаты, а постепенно, по одной буду вкраплять в текст, потому что сразу много мудрого может быстро надоесть. Итак, начнём:

«Я пришёл в театр в надежде увидеть нечто связанное с жизнью, прикреплённое к её источникам и её тайнам узлами, которых я не имел ни случая, ни силы заметить каждый день. Я пришёл в надежде увидеть на мгновение красоту, величие и значительность моего скромного каждодневного существования. Я надеялся, что мне обнаружат чьё-то неведомое присутствие, могущество или бога, живущего со мной, в моей комнате. Я ждал каких-то высших минут, которые помимо моего ведома, уже, быть может, пережил в самые жалкие часы моей жизни»

Морис Метерлинк «Сокровище смиренных» стр.61

«… сосредоточить всё внимание на интересе, который возбуждает положение человека во Вселенной»

«…Есть тысяча законов белее могущественных и важных, чем законы чувств. Но эти не торопящиеся, скрытые и нешумные законы, как всё, что наделено непреодолимой силой, доступны зрению и слуху лишь в сумерки, в спокойные часы самосозерцания.»

Там же стр.63

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к «Радости». Пособие для мечтателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я