Начинаем?

Юрий Зильберман

Зильберман Юрий живет в Мюнхене. По Европейским понятиям он – доктор. Ранее руководил конкурсом Владимира Горовица в Киеве и был проректором созданного им Киевского института музыки имени Р. М. Глиэра (ныне – Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра) Ранее им опубликованы книги о В. Горовице, Н. Мильштейне, великих исполнителях в черте оседлости России. Данная книжка о великих скрипачах-композиторах, биографии их.

Оглавление

P.S.

Из интервью Мстислава Ростроповича («ОГОНЕК», №34, 20 августа 1996):

— У вас два великолепных инструмента — Страдивари и Сториони. На каком из них предпочитаете играть?

— Сториони это жена, с которой я уже более 30 лет, взял ее еще из Москвы и не расстаюсь. А любовницей я считаю знаменитый инструмент Страдивариуса. Он был заказан примерно в 1709 году неким врачом из Лиона, который хотел иметь лучший в мире инструмент. Мастер ответил: «Не гарантирую, но попробую — у меня есть замечательное дерево». Когда доктор приехал в 1711 году, Страдивариус сказал ему: готово, причем назвал ошеломительную сумму. Заказчик, сыграв на инструменте, заплатил вдвое больше… Затем эта виолончель была на аукционе продана за 30 тысяч золотых франков, попала в руки виолончелиста и композитора Дюпора. После одного из концертов в Тюильри на ней пожелал сыграть Наполеон Бонапарт. Дюпор не мог ослушаться императора, тот сел с виолончелью, музыкант вскрикнул, но — поздно: шпорой от сапога Наполеон сделал большую царапину на боковине инструмента. Она видна до сих пор.

— В Петербург вы прибыли с верной женой или с поцарапанной любовницей?

— С женой. Понимаете, любовница должна быть красивее жены, если это возможно. В жизни я не имею любовницы: не могу найти женщины красивее Вишневской. А виолончель Страдивари-Дюпора, надо признать, красивее, чем моя жена… Поэтому иногда с ней езжу, когда играю Баха и музыку лирического плана3.

Джованни Баттиста родился 23 мая 1753 года в местечке Фонтанетто, близ Пьемонта. Его отец неплохо владел валторной и, конечно, первые уроки музыки давал способному сыну сам. Как поступали все вокруг, отец, купил на ярмарке скрипку (наиболее громкий инструмент на то время, кроме трубы и валторны) С 10 до 11 лет Джованни Баттиста получал уроки лютниста Джованнини, но эти занятия были нерегулярны.

Дальнейшие заняти были у профессионального скрипача Гаэтанно Пуньяни, который ездил по городам Италии с концертами (да, да: того самого, в честь которого Фриц Крейслер напишет через 2 века свою знаменитую пьесу «Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни»). Пять лет с 1775 по 1780 г. Виотти работал в оркестре Турина, а потом сам уже мог концертировать и, действительно, в Женеве, Берлине, Дрездене, Берне и даже Петербурге концерты Д.Б.Виотти пользовались неизменным успехом. В Париже, куда он приехал в 1781 году, уже дошли слухи о необычном скрипаче, поэтому концерт прошел с большим успехом. «Никогда еще не слышали таланта, который настолько приблизился к совершенству; никогда еще артист не обладал столь красивым звуком, возвышенной галантностью, вдохновением и подобным разнообразием стиля. Фантазии, которыми блистали его концерты, превысили то удовольствие, которое он доставлял публике своим исполнением; его сочинения для скрипки превосходили все то, что звучало здесь раньше, а его исполнительское мастерство было совершеннее, чем у его предшественников и соперников…»4 Он увлекается демократическими идеями Ж.Ж.Руссо, энциклопедистов…

Л.Н.Раабен пишет о его ненависти к аристоратам:

«В 1790 году, в одном из парижских домов на V этаже жил некий депутат Национального собрания, друг Виотти. Знаменитый скрипач согласился дать у него на дому концерт. Заметим, что аристократы жили исключительно в нижних этажах зданий. Когда Виотти узнал, что на его концерт приглашены несколько аристократов и великосветских дам, он сказал: «Довольно мы опускались до них, пусть они теперь поднимутся до нас».

Директор Concert spirituel Легро (1739—1793) в записи от 24 марта 1782 года утверждал, что «концертом, состоявшимся в воскресенье, Виотти укрепил ту большую славу, которую он уже приобрел во Франции». В зените славы Виотти вдруг перестал выступать в публичных концертах в Париже. Может быть, история с «Итальянским театром» стала тем катализатором, который как-то и повлиял на это. Дело в том, что тянувшшийся к организационной работе Виотти, стал одним из двух директоров «Театра брата Короля». Революция стала крахом не только итальянской труппы, обслуживающей театр, но и Дж. Б. Виотти: «Поместив почти все, что у меня было, в антрепризу Итальянского театра, я испытал ужасный страх при приближении этого страшного потока. Сколько у меня было хлопот и на какие мне пришлось пускаться сделки, чтобы выпутаться из затруднительного положения!» — вспоминает Виотти в автобиографии. Он бежит в Англию, где живет композитор, немец — Игнац Плейель, пианист, чех — Ян Ладислав Дюссек, контрабасист, итальянец — Доменико Драгонетти.

Лето 1792 года он проводит в Лондоне, где встречен с необычным для жителей Северного Альбиона благожелательством и теплотой. Он едет в Италию, где умирает мать и Джованни Баттиста вынужден заботиться о младших братьях. Весь 1793 год уходит на поездки: Швейцария, Германия, Фландрия — таков итог его концертной деятельности. Возвращаясь в Англию, он дает концерты в городах страны, на что уходит еще два года (вместе со скрипачем-немцем Иоганном Петером СалОмоном, который потом пригласил Йозефа Гайдна в Англию и был чрезвычайно популярным в стране, он объездил почти всю Великобританию). Интересно, что контрабасист Д. Драгонетти исполняет Дуэт Виотти, играя партию «второй скрипки» в одном из концертов (см. Л. Раабен («100 замечательных скрипачей»). Дж. Б. Виотти и в Англии продолжил организаторскую деятельность: Он принял участие в управлении Королевским театром, взяв на себя дела Итальянской оперы, а после ухода Вильгельма Крамера с должности директора Королевского театра стал его преемником на этом посту. В 1796 году полиция ему предъявила обвинение в участии заговора против Директории (ДЖ. Б. Виотти был знаком с некоторыми влиятельными лицами французского Конвента) — он был вынужден покинуть Англию в 24 часа. В Германии (близ г. Гамбурга, г. Шенфельд) он прожил три года, активно занимаясь сочинением музыки и педагогикой (Ф.В.Пиксис — основоположник чешской скрипичной школы, ученик Дж. Б. Виотти тех лет). С 1801 года Дж. Б. Виотти «разрешено» поселиться в Англии, но… включиться в активную музыкальную жизнь он не смог и занялся… виноторговлей (по совету подруги. — Авт.). Когда выяснилось, что скрипач ничего не понимает в торговле вином, он успел 24 000 франков задолжать человеку, рекомендовавшему его виноторговцам. До 1813 года он наездами бывал в Париже, где по-прежнему пользовался популярностью, а в Лондоне принял участие в организации Лондонского филармонического общества, разделив эту честь с Муцио Клементи. Открытие Общества произошло 8 марта 1813 года, дирижировал И.П.Саломон, Виотти играл в оркестре.

В 1819 году он возвращается в Париж. Все способствует этому: граф Прованский становится Королем Франции под именем Луи XVIII Отныне Джованни Баттиста Виотти — Директор Итальянского оперного театра и знаменитый театр «Grand Opera». Правда ему пришлось бежать в Лондон через год, т.к. в 1820 году в театре был убит герцог Беррийский и актеры тетра вынуждены были скитаться по разным помещениям. Виотти, как всегда, запутался с финансами, остался должником и через год вынужден бежать в Англию. Его могучее здоровье подорвано и ухудшается и в 1824 году, когда им предпринмается развлекательная поездка в Лондон, он неожиданно уходит (сердце остановилось).

Он написал 29 концертов для скрипки. Два из них (№22 и 23) исполняются и сейчас. Джованни Баттиста Виотти за свою жизнь написал около 200 сочинений: фортепианные концерты, дуэты, сонаты для скрипки и фортепиано, трио, квартеты… Главное достижение Дж. Б. Виотти — благородная, классическая игра, мощный звук и умеренная вибрация. «В его исполнении было нечто до такой степени величавое, вдохновенное, что даже самые искусные артисты стушевывались перед ним и казались посредственными», — пишет Герон-Аллен, цитируя слова Миеля5.

В его скрипичных концертах поражает героическое начало. Он, словно, Ж. Л. Давид, с которым сравнивает его Л.Н.Раабен, строг и величествен.

«Среди его учеников такие выдающиеся скрипачи, как Пьер Роде, Ф. Пиксис, Альдэ, Ваше, Картье, Лабарр, Либон, Мори, Пиото, Роберехт. Учениками Виотти считали себя Пьер Байо и Рудольф Крейцер, несмотря на то, что они не брали у него уроков» — считает Л.Н.Раабен6.

Примечания

3

https://www.facebook.com/groups/598509317151566

4

Dellaborra M.-T. Giovanni Battista Viotti. P. 67.

5

https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/raaben/raaben5.htm

6

https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/raaben/raaben5.htm

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я