До сих пор в гомеопатии миазмы рассматривались как болезнетворные силы, которые необходимо уничтожить, что ограничивает гомеопатов и зачастую заставляет действовать аллопатически. Ян Уотсон в своей книге излагает новый взгляд на них. Он включает в себя как положительные, так и отрицательные характеристики, а также определяет миазмы как преобразующие начала, которые следует изучать и применять в процессе лечения. Автор расширяет пространство для поиска подобного средства описанием цветов Баха для соответствующих миазмов, показывает соотношения их с чакрами и планетами. Книга представляет интерес как для практикующих гомеопатов и студентов, так и для всех интересующихся гомеопатией. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Миазмы в гомеопатии. Современный взгляд» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Взгляд Ганемана на миазмы
Как было упомянуто ранее, Ганеман считал, что существуют три хронических миазма, которые он назвал псорой, сикозом и сифилисом. Каждый из них ответственен за проявления широкого спектра симптомов. Псорический миазм, который он любя называл «тысячеголовым монстром», был наделен ответственностью за проявления семи восьмых всех хронических патологий. Оставшаяся восьмая часть попадала под совместное влияние сикоза и сифилиса.
Ганеман с большой подробностью описал болезни, связанные с каждым миазмом, и разработал лечебные планы по их устранению. Чему он не уделил должного внимания, так это вопросам, которые часто занимали меня: какова истинная природа и предназначение миазмов? Почему они становятся лишь причиной страданий для человечества? Является ли гомеопатия единственным способом излечения миазмов, как утверждает Ганеман? Есть ли у миазмов какие-то положительные или полезные аспекты, из которых мы могли бы чему-то научиться?
Для того чтобы разобраться с этими вопросами, сначала необходимо во всей глубине понять контекст, в котором Ганеман разработал свою новую теорию в начале 1800-х.
Одновременно с тем, как в уме Ганемана приобретала очертания теория миазмов, Эдвард Дженнер (1749–1823) и другие пионеры наук делали выводы, основанные на собственных наблюдениях. Это привело к развитию микробной теории заболеваний и применению вакцин как способа профилактики. Тот факт, что на Ганемана оказали влияние эти открытия, не подлежит сомнению: он прямо ссылается на них в «Органоне» и «Хронических заболеваниях». Однако при этом не так широко признается в кругу гомеопатов то, насколько сильно теория миазмов на самом деле сходна с появляющейся в то же время микробной теорией.
В объемистом введении к своим «Хроническим болезням» Ганеман использует такие термины, как инфекция, инфекционный, зараза и контагиозный в контексте передачи миазмов от одного индивида к другому. Он сравнивает процесс излечения с армией государства, которая «изгоняет врага прочь», и говорит о «тех вражеских силах, что производят болезнь и которые одна лишь жизненная сила без помощи остановить не способна».
Далее он описывает производящие болезнь влияния как «нападающий болезнетворный враг», скрывающийся в теле, и применяет термин паразитический и паразитирующий в отношении многих случаев. В «Хронических болезнях» он описывает, как «инфекция» с хроническим миазмом проявляет себя в определенный момент. Однако появлению любых явных симптомов предшествует латентный, скрытый период, точно так же, как это происходит при любом инфекционном заболевании.
Даже с учетом того, что при переводе могли произойти некоторые неточности в формулировках, кажется очевидным, что Ганеман размышлял о миазмах в том же ключе, в котором аллопатические медики рассуждали о бактериях и вирусах.
Концепция понимания Ганеманом миазмов может быть кратко сформулирована следующим образом:
1. Миазмы — это невидимые вредоносные силы, каждая из которых вызывает ряд вполне определенных неблагоприятных симптомов.
Каждому миазму, в особенности псоре, соответствует широкий спектр болезненных состояний. Ни один человек не может проявить одновременно всю картину миазма, поэтому описание миазма следует выстраивать из наблюдения за многим числом случаев, так же, как картина препарата вырисовывается из симптомов большого числа участников прувинга.
2. Миазмы — это всегда неблагоприятные факторы, которые следует полностью уничтожить.
Насколько мне известно, Ганеман не сказал ни единого слова в защиту миазмов. Его записи концентрируются лишь на описании заболеваний, которые вызываются теми или иными миазмами, а также на средствах, необходимых для устранения этих заболеваний. Подобная ориентация на болезнь главенствовала во всех работах о миазмах, написанных со времени смерти Ганемана.
3. Миазмы передаются от одного человека к другому по наследству, через сексуальный контакт (в случае псоры) или просто при близком нахождении или контакте.
Ганемановское описание способов передачи миазмов демонстрирует четкое соответствие тому, как аллопатическая модель описывала передачу инфекции. Говоря о псоре, он писал, что инфекция «передается так легко, что даже врач, совершающий обход больных, при проверке пульса невольно заражает чесоткой других пациентов; загрязненная губка, новые перчатки, которые примерил чесоточный больной, чужая квартира, чужое полотенце, использованное вами, могут послужить источником заражения. Часто ребенок может быть заражен данной болезнью при родах во время прохождения через половые органы матери (что случается нередко); или же ребенок может получить злополучную инфекцию через руки акушерки, которая заразилась от какой-либо другой роженицы; либо младенца может заразить его кормилица или же посторонний человек, притрагивающийся к ребенку грязными руками, не говоря уже о тысячах других возможных путей». (Cамуэль Ганеман, «Хронические болезни», Глава I. Часть 10) Далее он добавляет, что сифилитический и сикотический миазмы в основном требуют генитального контакта для того, чтобы проявить свои симптомы.
4. Врожденная способность организма к самоисцелению не способна без дополнительной помощи преодолеть неблагоприятное болезненное влияние миазмов.
Несмотря на свою веру в способность жизненной силы поддерживать здоровье человека, Ганеман, судя по всему, пришел к заключению, что болезни, вызываемые хроническими миазмами, были исключением из этого правила. Острые состояния, напротив, по его наблюдению, имели тенденцию к самопроизвольному излечению.
5. Антимиазматическое гомеопатическое лечение необходимо, чтобы «изгнать врага» в виде заболевания, вызванного миазмом.
Если рассматривать миазм как болезненное начало, при котором жизненная сила не в состоянии вернуть состояние здоровья, то справедливым и необходимым методом гомеопатического лечения следует рассматривать лечение, направленное против миазмов. Последующие поколения гомеопатов, по-видимому, не обратили внимания на тот факт, что такая стратегия лечения является по своей сути аллопатической, за исключением лишь того, какой тип препаратов используется.
Изучая эти ранние записи, я пришел к пониманию того, что миазматическая теория в своем первоначальном виде являлась ответвлением аллопатического способа мышления, лишь прикрытого гомеопатией. В этой области мы, гомеопаты, становимся аллопатами, сами того не осознавая. Мы забываем о лечении человека и вместо этого хотим избавиться от миазма. Следовательно, теория миазмов имеет серьезные ограничения, встроенные в самую ее суть. В некотором смысле она работает, так же, как и микробная теория, но фактически не представляет собой холистического взгляда на здоровье и болезнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Миазмы в гомеопатии. Современный взгляд» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других