«Есть люди, настолько неповторимые, что, кажется, не могут исчезнуть из жизни даже после своей смерти», — одержимый учёный воспринимает эти слова об актрисе Мэрилин Монро буквально. Безумие это или мечта? Вернуть её, живую? Чуть ли не ценой собственной жизни. Вопреки всему, с чем сталкивалась наука до сих пор. Невыполнимая миссия выполнена, и… Только теперь герой задумывается о том, имел ли он право единственно из своего эгоистического желания уподобиться Создателю? Хотела ли "возвращения" сама актриса, однажды уже побывавшая жертвой? Можно ли прошлое встроить в настоящее, не сломав чьей-то судьбы? И может ли "новый" вариант прошлого стать удачнеее "старого" для человека со сложным душевным устройством и уникальной индивидуальностью?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Имя Нормы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Некоторые любят ходить сквозь стены
Автомобиль несётся к вокзалу. Привычный для Криса маршрут невдалеке от дома. Он выбрал старый железнодорожный мост через пути для своих редких прогулок, когда от стоячего подвального воздуха уже мутило. Здесь же воздуха было в избытке, и не застывшего, а самого буйного, пусть и злобного иногда, но живого, бьющего в лицо помощнее вентилятора, и кажется, проникающего внутрь под корку. Окончательно мозги он не выдувал, но ощутимо проветривал, что от него и требовалось. Их необходимо было проветривать хоть иногда.
Грохот железных колёс по-своему тоже освежал — контрастом с тишиной. Её избыток способен оглушить сильнее всякого шума и свести с ума. Прохожих в таком месте почти нет, ничьих взглядов, попыток заговорить.
«Не хуже ли это, чем убийство? Против её воли. Против… всего вообще, что было когда-либо. Кто-то дал мне право? Ни черта! Зато моей воли хватит на несколько миллионов. Ведь не меньше мечтали бы о её возвращении. Но она! Мечтала ли она? Бред! Как она могла о чём-то мечтать? И правда, схожу с ума? Перед такой задачей ещё никто не стоял. И я, идиот, при всём сумасшедшем желании, я просто до конца не был уверен, что это возвращение возможно. Не представлял, как это — вот она, здесь, ЖИВАЯ?! Она?! И что теперь? Покончить с этим сейчас».
В своей ветхой футболке, перечёркнутый руками крест-накрест, он всё равно что без одежды на резком ветру, настоящем осеннем, в эти последние дни лета. Насквозь металлический мост не добавляет тепла, под ним оглушительный лязг грузовых составов. Пробирает дрожь. Но ему всегда нравилось созерцать сверху движение этих могучих километровых пресмыкающихся, развивающих пугающую скорость. Их неумолимая мощь в бездумном сокрушении живого на своём пути завораживала…
«Лев Толстой, хитрюга, скрестил тонны измазанного мазутом железа с беззащитной человеческой плотью. Послать свою кружевную Анну в объятия многотонной мясорубки! Если бы не это, никто бы и не помнил имя — Каренина». Крис смотрит вниз, свесившись с перил. Пронзительный свисток. К нему бегут, вроде бы без особой охоты, двое в форме.
«Каренина недоделанная!» Собравшись с силами, пускается в обратном направлении, задыхаясь. На ходу прыскает в рот аэрозоль с лекарством, остановившись, мгновение напряжённо смотрит на баллончик, будто прощаясь с ним, и швыряет его вниз. Свесившись с перил, наблюдает полёт спасительной трубочки, явно намереваясь последовать за ней.
«Крис!», — откуда-то издалека.
«Чёрт! Им же неизвестно моё имя». И понимает, что окрик не со стороны полицейских. Сощурившись, со злостью оборачивается в противоположную сторону. Сначала фигура выглядела неясной, но она так стремительно не шла, а летела к нему, что стали вполне различимы спортивный костюм, капюшон на голове… Даже в сумерках по очертаниям фигуры было понятно, кто это. Крис так и застывает, навалившись на перила, растеряв последние силы. Она! И она уже рядом.
— Как т-ты… Здесь?! — трясясь мелкой дрожью, но уже не от холода, выдавливает он, — Я на машине, а ты? Т-ты — как?
— Я вышла подышать… Там можно задохнуться, и я… тоже люблю мосты. А вот ты как? В такой холод!
Уставившись на девушку — перед ним явление сверхъестественного, — он сникает.
— О господи! Нам конец, они сейчас догонят нас! У тебя нет документов.
— Вон те? — беспечно заявляет Норма. — Не догонят, — и смотрит в сторону полицейских. Смотрит пристально, не мигая, с каменным лицом. Надвигает капюшон на лоб и выставляет обе руки вперёд, с силой растопырив пальцы. Преследователи замедляют шаг, начинают неловко пятиться назад, наступая друг другу на ноги.
— Это ещё что? Откуда?.. — еле выдавливает из себя учёный.
— Я где-то читала давным-давно, что так делают… чтобы отпугнуть. Ты разве не знал? — подхватив его под руку, Норма устремляется к оставленному автомобилю.
Ввалившись в него, Крис некоторое время сидит без движения, со скрипом восстанавливая дыхание. Только изредка с несчастным видом поглядывает на спасительницу. Во взгляде его недоверие и вопрос. Наконец находит в себе силы заговорить.
— А входная дверь? Выйти без ключа невозможно!
— Дверь? Ты, наверно, не запер её, так резко исчез. А как бы я иначе прошла? — непонятно с чего повеселев, с невинной интонацией в голосе говорит Норма.
Небольшой приземистый дом, будто без крыши. Зато тёмный, почти чёрный забор, которым он обнесён, необычно высок в сравнении с соседскими. Похож на деревянный, в действительности же из прочного металла. Входная дверь закрыта на замок. Крис, вроде и не удивившись, обречённо достаёт ключи.
— Чтобы ты знала: без ключа дверь в дом не закрыть. И не открыть. Это невозможно, если ты не медвежатник.
Норма выглядит безучастной и как бы ослабевшей, но не без вызова заявляет:
— Чтобы ты знал, то, что ты тут недавно наговорил, в бреду или нет… надо быть настолько же… не в себе, чтобы поверить.
— Нет, прошу, не сейчас, — гримаса страдания на лице Криса. — Я уже совсем ничего не понимаю! Мне вот что, мне просто надо поспать. Давно уже. И ты… тебе тоже надо отдохнуть. Вот именно… Даже компьютерным мозгам нужен отдых, а тут простые, кашицеобразные, на 80 процентов из воды… — язык его слегка заплетается, — ты знала, что наши мозги практически из воды?
В полутёмном кабинете-гостиной он валится на старый диван, со следами былой роскоши в виде натуральной кожи, теперь изрядно потёртой. Но тут же встаёт.
— Прости. Ложись здесь. Ох, нет… Вон там спальня, всё в ней найдёшь.
— Где телефон?! — слабым голосом спрашивает Норма, заметно обессиленная и побледневшая.
Крис нехотя достаёт из кармана мобильник, не глядя на неё, отдаёт его, вновь упав на диван лицом к спинке.
Увидев в своей руке прямоугольный кусок пластмассы, Норма лишь открывает рот, чтобы что-то сказать, но взглянув на повёрнутую к ней спину, с некоторой брезгливостью прикладывает тёмный прямоугольник к уху. В следующую минуту отодвигает его от себя, окинув недоверчивым взглядом, и обиженно кладёт на пол рядом с диваном.
…Мелодия из фильма «Река не течёт вспять». Звонок телефона Криса, который он не слышит, хотя он звонит довольно долго. Прошло не больше часа, как он заснул. Очнувшись, обнаруживает телефон на полу, но поздно. Напяливает очки, чтобы прочитать, кто звонил. Прячет телефон в карман.
Норма с ногами в кресле у холодного камина, обложенная журналами, и это не журналы мод. Вид у неё хмурый и несчастный.
— Откуда это у тебя? — показывает Крису два журнала. — Они бракованные? Что за даты?! — голос, дрожа, едва не срывается на крик.
Он медленно спускает ноги на пол, по-прежнему воспалёнными глазами смотрит на Норму, видя её впервые — по растерянному выражению его лица.
— Нет, я не снюсь тебе! Спортивные туфли на босу ногу натёрли мне настоящую мозоль, можешь проверить… Такие подробности во сне не увидишь, как ты сам знаешь, — уже не сдерживая панических нот.
— Спортивные туфли называются кроссовки, — сонно бормочет Крис. — Зря ты не поспала, хорошо было бы убедиться, сможешь ли ты спать…
— Роботы тоже спят? Мне самой интересно, — задыхающимся, плаксивым от обиды голосом. — Думаешь, я ничего не понимаю? Как все они, думаешь, что я последняя идиотка? Этот твой лепет… Придумать такое! Да кем ты возомнил себя, по какому праву?! — в голосе близкие рыдания.
Крис вскидывает на неё ошеломлённый взгляд, но тут же отводит его, разглядывая обложки журналов, что лежат на полу, знакомые ему International Journal of Molecular Sciences, Biological Chemistry, Intelligent Robots and systems. Плечи его горестно опускаются, он вновь уменьшается в размере.
— Послушай… Что ж. Ты… вот ты и узнала. Да, я трушу. Но… только ты можешь помочь мне. П-пойми! Моя связь с тобой не прервалась тогда…
— Когда тогда? Когда я умерла? Скажи прямо! Или не я? Или она, та, о которой, непонятно почему, столько разговоров до сих пор, я тут читала. Ты вообще понимаешь, что такое смерть? И что такое жизнь? Второй ЕЁ не может быть! Никогда! Как не может быть две луны.
— Нет! Вот в этом-то и дело — нет, нет и нет! Я тебе уже говорил, я копался в этой чёртовой смерти, увязал по уши, но тут особый случай! Ты никогда не умирала — для меня. На той каталке под их грязной тряпкой была другая свёрнутая в рулон тряпка, не ты. Хоть я тебя и не видел ни разу, но я знал тебя. Я чувствовал… то, что терзало тебя, мешало быть тобой. По твоим фото, записям, стихам. Если бы не они, я бы, может, не стал… Но я всё это… я жил этим. И я думал, думал… о тебе, твоих днях, часах, — он безотчётно раскачивается, сидя на краю дивана, обхватив себя руками, будто защищаясь от холода. — Как ты просыпалась утром… так и я просыпался, и тебя-меня охватывал страх. Как ты билась о недоверие, неверие в себя. Ты была в моей голове, крови, лёгких постоянно — вся, как есть, вот здесь, — он выпрямляется и кладёт ладони себе на грудь. — И из всего, что было твоего во мне, ты перешагнула сюда.
— Перешагнула! И чем закончится перешагивание, если это я? Не знаешь? Той же идиотской гибелью. Ты этого хочешь?!
Он поднимает на неё медленный страдальческий взгляд.
— Как же всё… Неужели ты не понимаешь? Ведь я знаю, тебя мучило то же самое! Ты изо всех сил разыскивала своего отца, хотела встретиться с ним. А он послал тебя!.. И я просто… Я думал, будет праздник, сумасшедший… Мы оба будем праздновать, мы… обнимемся…
— Вот ты действительно сумасшедший. Вбил себе в голову, что ты мой сын, — Норма смотрит на него с сожалением. — Извини. Так не бывает. Ну, не бывает так после ничтожного срока беременности, любой, даже не медик тебе скажет.
— Так бывает! Посмотри в Интернете.
— В чём?! Ладно. Предположим, ты выжил. Почему тебя не отдали мне? Ведь я хотела ребёнка больше всего на свете! Да если бы это произошло, всё было бы иначе! — Норма со всей силы запускает журналом в Криса. Отворачивается и в отчаянье припадает головой к спинке кресла.
Журнал распластанно, как умершая на лету птица, падает на пол к ногам Криса. Он смотрит мимо него пустым взглядом, не поднимая.
— Послушай. Это всё было тайно. То, на что решилась тогда группка докторов, было не только на грани невозможного, но и незаконного. Один там был так предан тебе, так хотел совершить чудо… Никто другой особо не верил. Ида забрала меня, когда все смирились, что меня не выходить. И… А когда стало ясно, что я… всё-таки человек, тебя уже не было.
Явственный звук ключа в замке входной двери. Крис, зло дёрнувшись, поворачивается на звук. Дверь медленно отворяется, крадучись входит Ирэн, озираясь по сторонам. В руках у неё медицинский кофр первой помощи, в который она вцепилась, как в спасательный круг, прижав к себе.
— Я звонила, ты не отвечал… А свет горит. Хорошо, что ключи… ты дал мне их, помнишь, на случай… — неуверенным тоном говорит она и замолкает, заметив в кресле Норму.
— Простите… Я не хотела… — бормочет гостья, пятясь назад к двери, явно не веря своим глазам.
Крис, уперев локти в колени, обхватывает голову двумя руками. Но вдруг вскакивает и решительно хромает к Ирэн.
— Ничего, ничего… Нормально. Рано или поздно… Вот именно… — беря ошарашенную подругу под руку, подводит её чуть не силой к креслу у камина. Не успевает ничего сказать, как это делает Норма, быстро смахивая слёзы краем рукава.
— Ох, я, наверно, в вашем костюме? Вы так смотрите…
— Подожди!.. — обрывает он её, — Ирэн, это Норма. Я очень надеюсь, что ваше знакомство… Я только на него и надеюсь, если честно. Вот именно. Норма, Ирэн — это удивительная, самая… это человек, который хронически всегда помогает…
— Крис! — досада Ирэн даже больше растерянности.
Норма привстаёт из кресла, чуть пошатнувшись, протягивает руку Ирэн, которая даже не пытается выглядеть светски учтивой, не в состоянии припомнить положенной при знакомстве реплики. Говорит опять Норма.
— Костюм… в нём так мягко. Спасибо.
— Он вам к лицу, — механически говорит наконец Ирэн, еле шевеля языком, но довольно уверенно пожимает протянутую руку так, как если бы она принадлежала какой-то родственнице Криса, давно не навещавшей его.
— А спортивные… что? Кроссовки? Они мне натёрли… ох, о чём я? — Норма, прикрыв глаза, мучительно наморщивает лоб, говорит всё медленнее, почти неразборчиво. — Крис мне рассказывал… о вас. Лу… лучший друг?..
Ирэн, не выпуская руки, показавшейся ей прохладной на ощупь, с тревогой рассматривает её, видя бескровность и вялость той, глянув же в лицо Нормы, замечает капельки пота на лбу.
— Как вы себя чувствуете? — торопливо спрашивает она, и не получив ответа, берётся за запястье Нормы, — Крис!
— Что с моими руками? Они не такие… — произносит Норма еле слышно и валится обратно в кресло.
— Крис! Воды! — крик Ирэн, в котором слышно только одно: «На помощь!»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Имя Нормы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других