Архимандрит Антонин Капустин был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 1865 по 1894 гг. Его имя связано с приобретением для России колоссального земельного фонда Святой Земли. Он занимался строительством и организацией приютов и монастырей Русской Православной церкви в Палестине. Он был ученым, археологом и историком, писателем, фотографом и астрономом. Его жизнь вместила столько свершений, что сегодня трудно представить, как все это смог сделать один человек. Но главной задачей о. Антонина в Палестине была забота о русских паломниках. Это касалось не только обустройства их быта, но и духовного окормления русских людей на Святой Земле. Архимандрит Антонин был прекрасным проповедником. Проповеди, которые он произносил перед паломниками, говорились им, как правило, в самом дорогом для христианина месте – в Храме Гроба Господня. По договоренности с греческой патриархией в XIX веке русское духовенство имело право совершать службы в строго отведенном для этого месте – на Св. Голгофе. В этой книге впервые собраны проповеди о. Антонина практически за весь период его иерусалимского служения. Тексты проповедей публиковались в русских духовных журналах самим о. Антонином и предназначались для широкого круга верующих. Они и сегодня являются живым словом, обращенным ко всем паломникам Святого Гроба.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слово на Голгофе. Проповеди и наставления для русских паломников в Иерусалиме. 1870–1892 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Приветствие поклонникам Святого Гроба после приобщения Святых Таин[2]
Благословение Господне на вас…
Благословение Господне было на вас еще тогда, как в первый раз возгорелось в душе вашей желание посетить Святые места. Благословение Господне помогло вам изыскать средства к тому, чтобы осуществилось благое желание ваше. Благословение Господне перенесло вас через земли и моря и берегло вас, как мать бережет дитя, от неприязни. Благословение Господне поставило преутружденные стопы ваши на присножеланную и обетованную Святую Землю. Когда вы в первый раз узрели Святой Град Божий Иерусалим, когда в первый раз притекли вы с пламенною молитвою к живоносному Гробу Господню и не находили слов для выражения обнимавшего вас чувства: вы сами понимали тогда, что благословение Господне было на вас. И было оно, и есть оно. От недостоинства нашего и в настоящие минуты оно же преподается вам, по уставу службы Божией. Примите же его. Благословение Господне на вас, очистившихся, просветившихся, освятившихся принятием Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Благословение Господне на вас, давших обет ходить пред Богом непорочно в страхе Божием, в чистоте совести, во святыне духа, во всяком слове и деле блазе, в правде и преподобии истины. Благословение Господне на вас, тихих, кротких, смиренных, благоговейных, трезвенных, целомудренных, праведных! Светлые лица ваши, ваш ясный взор и умиленный вид говорят ясно, что благословение Господне, действительно, почиет на вас. И да пребудет оно с вами во вся дни живота вашего! И да хранит вас оно во всяком месте жительства вашего! И вы храните его при себе неотложно, ищите быть с ним неотступно во вся дни живота вашего, во всяком месте жительства вашего, благословляющего вас благословите. Время пребывания вашего здесь со дня на день сокращается. Искупуйте время, ибо дние вообще лукави суть. Вдыхайте в себя врачующее и спасающее веяние Земли Обетованной и разнесите его потом с собою во все концы земли родной! Благословение Господне на вас да будет и во время предстоящего вам радостного пути к Святым местам евангельской Галилеи, — в Назарет, на Фавор, в Кану Галилейскую, на море Тивериадское. Там вы увидите те блаженные места, где совершилась наибольшая часть чудес Господних, переданных нам в святом Евангелии. Там произнесены были и те приснопамятные и приснорадостные слова, которые так близки сердцу вашему в настоящие святые минуты: «Аз есмь хлеб животный. Грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день.» И чего там не сказано? И чего вы не воспомяните там? Благословен ваш вход и исход на Земле Святой. Благословение Господне на вас да пребудет и на другом, более продолжительном пути вашем в родную землю, где также проповедуется Евангелие, где бесчисленные храмы Божии говорят о Христе и Его Приснодевственной Матери, — в любезное наше отечество. Благословение Господне да донесет вас целых и невредимых в чающие возврата вашего дома ваши. Зато и вы целу и невредиму сохраните там память настоящих светлых дней ваших. Всякий раз, как будете приступать к таинству Покаяния и Причащения, вспоминайте Иерусалим. Поминайте его и во всякое другое время. Он усладит вас в самые горькие, — умилит в самые жестокие, — поддержит в самые трудные минуты жизни вашей. Но… и жизнь проходит. Благословение Господне на вас — сугубое — да почиет в неотвратимый и неумолимый час смертный, когда душа «ко ангелом очи возводящи молится, к человеком руки простирающи не имать помогающего», когда не за что удержаться, не на чем опереться, когда все уйдет из рук, унесется из глаз, застелется мраком, рассеется страхом. О, тогда вспомяни, душа тревожная, тихий и лучезарный Гроб Господень, припади, прильни к нему устами веры, ухватись за него всею крепостию надежды и плачь плачем любви, как Мироносица в виду неузнаваемого Пакибытия. И таинственный Вертоградарь сада Божия не замедлит просиять тебе из тьмы нечаяния, встретит тебя и тихо скажет тебе: Марие, радуйся! В дому Отца Моего уготовано место вам.
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда ныне и присно и во веки веков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слово на Голгофе. Проповеди и наставления для русских паломников в Иерусалиме. 1870–1892 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других