Проповеди. Том I. Праздники

митрополит Иларион (Алфеев), 2017

В предлагаемом издании собраны богослужебные проповеди председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), произнесенные в различное время в России и за рубежом. При всем множестве послушаний, возложенных на него Священноначалием, владыка Иларион считает проповедание слова Божия одной из важнейших задач своего архипастырского служения. Проповеди владыки размещены в каждом томе книги в соответствии с датами церковного календаря.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том I. Праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Знамение победы над смертью

Всенощное бдение накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября 2011 г.

г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в IV веке Иерусалимской Церковью, а затем распространился на всю вселенскую Православную Церковь.

За несколько дней до Своей смерти на Кресте Иисус Христос, посетив Иерусалимский храм, сказал: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2).

Предсказание Спасителя сбылось в 70 году, когда войска римского полководца Тита, впоследствии ставшего императором, вошли в Иерусалим и разрушили его до основания. Древний иудейский город был уничтожен, на его месте был построен новый языческий город Элия Капитолина. Когда в IV веке святой равноапостольный император Константин начал создавать свою христианскую империю (в этом ему помогала его благочестивая мать — святая царица Елена), на берегах Босфора была основана новая столица — Константинополь. Но вместе с тем и древний Иерусалим (вернее, то, что от него осталось) был раскопан, чтобы воссоздать его уже как великую христианскую святыню. Именно тогда, в IV веке, при раскопках были обнаружены святые места, которым мы поклоняемся и ныне: Голгофа, место воскресения Христова, Гефсиманский сад, крестный путь, по которому шел Господь. Тогда же был обретен и Честной Крест Господень.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня легло в основу сегодняшнего празднования, одновременно скорбного и радостного. Радостного, потому что это один из великих двунадесятых праздников Церкви: мы прославляем Крест Христов и молимся Господу, прося Его простить наши грехи. Скорбного же, потому что мы вспоминаем Крест, на котором Спаситель был распят. Именно поэтому в этот праздник установлен строгий пост: мы празднуем величие и славу Креста, но и скорбим о наших грехах, о грехах наших предков, о грехах всего человечества, которые привели Господа на Крест.

Евангелие рассказывает о последних часах и минутах жизни Господа Иисуса Христа, о том, как Спаситель мира, воплотившийся Сын Божий по заговору первосвященников и книжников, под напором неистовствовавшей толпы был распят на Кресте. И никто тогда не сознавал, что́ происходило в священном городе Иерусалиме: думали, что распинают человека, который объявил себя Сыном Божиим, нарушал субботу и не исполнял другие предписания закона. И распяли Его вместе с двумя разбойниками, чтобы казнь была показательной и назидательной для народа.

Когда царица Елена обретала Крест Господень, найдены были три креста. Не сразу стало понятно, какой из них является Крестом Спасителя, а какие два — крестами разбойников. И только после того, как возложили Святой Крест на тяжелобольного человека и он исцелился, стало очевидно, какой из крестов есть Крест Господень. Тогда Патриарх Иерусалимский с радостью воздвиг его пред всем многочисленным народом, который, узрев это орудие казни и вместе с тем величайшую святыню христианского мира, восклицал: «Господи, помилуй!», потому что больше нечего было воскликнуть пред Крестом Христовым.

В память об этом событии, радостном и скорбном, мы в праздник Воздвижения Креста Господня воздвигаем крест как знамение победы жизни над смертью, добра над злом, справедливости над несправедливостью, победы Божественной правды над человеческой неправдой. Мы поклоняемся Кресту Христову как орудию нашего спасения. Мы целуем его, потому что знаем: от Креста на нас распространяется животворящая сила Божия. Мы знаем, что в Кресте Господнем живет слава Божия, и обращаемся с молитвой не только к Распятому на нем, но и к самому Кресту, восклицая: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицею!», и верим, что Крест Господень способен подать нам помощь и силу, оградить от всякого зла.

Пусть Крест Господа Иисуса Христа будет нашей путеводной звездой на пути к спасению. Будем поклоняться Кресту Христову и просить, чтобы Господь помог каждому из нас нести свой собственный жизненный крест, который у кого-то бывает тяжелее, у кого-то — легче, но у всякого он свой, а потому нам нужна помощь Божия, чтобы нести его.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том I. Праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я