Книга о радости и страдании

протоиерей Владимир Архипов, 2018

Наши жизненные пути проходят через боль и страдания. Люди самых разных эпох задавали вопрос: почему с нами это случается? Трудно найти ответ вовне, может быть, даже и вовсе невозможно. Но ответ этот можно обрести внутри себя, через испытания пройдя к подлинной внутренней радости. Книга протоиерея Владимира Архипова об этом пути. Говоря о важнейших вопросах бытия – о Боге и человеке, о добре и зле, радости и страдании, – автор не пытается учить и наставлять читателя, отец Владимир просто делится своим личным опытом обретения радости и ощущения близости Бога.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга о радости и страдании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Господь не изменит своему обещанию

Люди продолжают рождаться и умирать, любить и ненавидеть, созидать и разрушать, страдать и побеждать. Кем бы ни был человек, чем бы он ни занимался, если у него сохраняется способность мыслить, он всегда будет возвращаться к вопросу о смысле жизни. Эта потребность заложена в нас, как заложен в нас образ Божий. Душа об этом знает и тревожит человека внутренним голосом интуиции и совести, подталкивая на поиск Истины. Трудно сказать об этом лучше, чем блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и мятется наша душа, пока не успокоится в Тебе. Буду искать Тебя, чтобы жила душа моя».

Душа успокоится в Боге и войдет в жизнь вечную, когда прикоснется ко Христу верой и любовью, как евангельская кровоточивая женщина или апостол Фома. Успокоиться в Боге — это значит принять, как давно искомый и желанный дар, дух Его любви и заповедей, Его взгляд на мир и человека. Покой в Боге пробуждает в душе все лучшее, освобождает от внутреннего зла, возводит на гору собственного преображения. Тогда все события и испытания жизни, горестные и радостные, измеряются масштабом вечности.

Обретая новую, вечную жизнь в Боге, человек не бежит от мира, чтобы спрятаться в райском оазисе. Напротив, следуя за своим Учителем, приходит в мир быть его солью и светом, пребывая в покое Божественной любви.

Достаточно странно и резко для нашего слуха, привыкшего к земным звукам и понятиям, слышать о небесном и вечном. Опыт и сознание, не устремленные к горнему, не только не согласны, но протестуют и «справедливо» возмущаются. Нам, людям, живущим земными масштабами, трудно мыслить категориями вечности. Точно так же, как и современникам Иисуса Христа. Он хорошо знал уровень их веры: Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас (Ин. 8: 37). В них не вмещалась правда Его слов об Отце и Боге, в которого они верили.

Сегодня в нас тоже с трудом вмещаются слова нашего Спасителя о Его любви к нам, о Кресте ради нас, о вечной жизни с Ним и даже о Его Воскресении, хотя мы и несем друг другу эту весть. Это необъяснимый, но реальный феномен.

В пасхальную ночь и первые дни Светлой седмицы наши уста как бы сами размыкаются невидимой силой, в сердце рождается не просто радостное чувство праздника, но знание великого свершившегося события наперекор обыденной очевидности. Лица самых закоренелых скептиков смягчаются, и по ним пробегает луч забытой детской растерянности. Свет Вечности врывается в нашу временную тусклую жизнь и озаряет ее.

Мы ощущаем этот Свет как прилив высших сил, как посещение творческого вдохновения, как радость переживания красоты, как присутствие неведомых сил перед лицом смерти или рождения. Если слово Божие, молитва и таинства Церкви входят в жизнь человека, то открывается особая дверь в страну вечности, потому что все они ведут ко Христу. Но нет к Нему пути и средства механического, без сознательного и свободного отклика на Его любовь и призыв.

С болью и скорбью звучат слова Христа: Много званых, но мало избранных (Лк. 14: 24). Господь зовет всех, всем возвещает Благую Весть, всех готов освободить от греха, всех зовет на брачный пир. Но слишком многие отказываются по разным уважительным причинам — домашние дела, свои радости, важные заботы или серьезные научные возражения. У кого-то просто нет никакого интереса к возвышенному, горнему, духовному миру. Для них все плоско, двумерно, материально — мертвенно. И только тот, кто не согласен жить приземленными потребностями плоти, в ком рождается отклик на призыв забыть о себе и прийти разделить радость с хозяином «пира вечности», по выражению митрополита Антония Сурожского, становится избранным. Если для званого призыв Божий не станет главным по степени важности в жизни, если он не станет светом, освещающим всю жизнь, то званый никогда не станет избранным.

Званый может войти в мир избранных, только изменив иерархию и шкалу ценностей, то есть главным смыслом бытия становится жизнь не во славу свою, а во славу Божию. Призыв Господа оставить все (несущественное для Царства Небесного) и следовать за Ним, прийти на уготованный брачный пир (Мф. 22: 3) является определяющим. Это никогда не приведет к фанатическому замыканию и сосредоточенности только на узкоцерковной сфере в ущерб работе, семье, творчеству, личной свободе и т. п. Напротив, когда во главу угла действительно ставится Христос, это приводит к прояснению смысла веры в Него, к обретению цельности и гармонии самой жизни. Она выстраивается вокруг главного стержня — духовного внутреннего мира в Христовом духе.

Для достижения такой жизни, жизни вечной (Мк. 10: 30; Лк. 18: 30), потребуется много терпения — употребляющий усилия достигает ее (Мф. 11: 12) — и времени, все, что нам отведено. На этом пути будут сомнения, движение вспять и новые попытки начать сначала восхождение к истине. Но Господь нам говорит через пророка Иезекииля: Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде (Иез. 34: 16).

Если Господь говорит, что будет беречь и соблюдать нас по правде, то можно не сомневаться, что так и будет. В этом надежда на милость нашего Отца Небесного, в этом и сыновняя наша ответственность перед Ним. Тот, кто правдив по отношению к самому себе и трезво оценивает себя и внешний мир, понимает, как легко потеряться и отстать от Доброго Пастыря. Если не внимать постоянно Его голосу и не быть верным Ему при любых обстоятельствах, то иной голос может обольстить и повлечь за собой. Призывая непрестанно бодрствовать и слушать голос своего Пастыря, Господь ведет по великому и красивому пути благородства и смирения. Такая душа, пребывая в состоянии благодарности и понимания, что вся жизнь есть незаслуженный дар милосердия ее Творца, никогда не прельстится чужим голосом. Каким бы он ни показался ласкающим, жалеющим, сочувствующим и утешающим наперекор любящему наказанию отца своего. Тот, кто готов осудить своего отца и пожелать другого, — предатель себя и отца и погружается в трясину богохульства: Сын! не огорчай отца твоего в жизни его… Оставляющий отца — то же, что богохульник (Сир. 3: 12, 16).

В этом случае человек встает на путь саморазрушения и богоотступничества, как это случилось с Адамом и Евой. Они посчитали, что им мало любви и чести от их Отца. Пошли за чужим голосом, да, за голосом собственной неблагодарности и тщеславия, и были похищены искусителем. С Адамом это случилось давно, с нами может произойти и происходит сегодня. Поэтому так важен и дорог голос Творца и Спасителя: потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу. Кто терялся и блуждал среди зарослей и колючек, брел среди рытвин и ледяных торосов или, не дай Бог, был похищаем и пленен, неизбежно страдал от физических и душевных ран и болезней. Как желанна и утешительна бывает в такие минуты добрая и уверенная рука лекаря, возливающая на нас целебные «елей и вино».

Человек может оставить Бога, как в притче о блудном сыне, но Бог не оставит человека. Если мы будем озабочены поиском своей славы и большей чести, чем дал нам Бог, то перестанем слышать голос Спасителя. Вместо него будем слышать голос искусителя и самоуверенно идти за ним, все дальше уходя в болотные топи (все глубже запутываясь в сетях самообольщения; мы гордо пытаемся пересоздать Божий мир, а получается дурной плагиат у Творца). Но наш Создатель всеми лучшими нашими силами будет удерживать в нас память о настоящем Отчем доме. И когда мы поймем, что заблудились, потерялись, запутались в сетях иллюзий и самообмана, и будем погибать, Небесный Отец найдет и освободит, залечит раны и укрепит в болезни.

В откровении Бога, которое передает пророк, очень важно для нас трезвое и правдивое слово: укрепит (больную овцу). Оно делает правильный акцент на участии Бога в наших бедах. Он, прежде всего и непременно, укрепит в болезни, а не избавит во что бы то ни стало от нее, на что обычно настроен человек. Укрепление нам обещано. Оно, по доверию к Отцу, придет и поможет остаться верным в испытании, но болезнь тем не менее может совершить свою злую работу.

Любовь Небесного Отца неразрушима и смиренна даже при неверности своих чад. Если сын, оказавшись во власти своей неправды, оставит Отчий дом, уйдет в «дальнюю сторону», растратит наследство, Отец терпеливо и с надеждой будет ждать его возвращения. Его объятия никогда не устанут быть открытыми для сына, «пропадавшего и нашедшегося, погибавшего, но ожившего». Встретив сына, Он не только перевяжет раны физические, но исцелит любовью раны душевные и вернет ему честь и достоинство любимого сына.

Как бы хотелось рассчитывать, что все и всегда нам будет прощено, что любое наше зло и любой грех не оставит в душе следа и она не будет тронута ржавчиной. Но к счастью, Бог неоднократно нас предупреждает и в притче о Страшном Суде, и в Нагорной проповеди о Царстве Небесном, и во многих других местах Священного Писания, что временная и вечная жизнь тесно связаны друг с другом. Ключ к вечной жизни находится здесь, во временной и земной. Более того, Христос не называет жизнью человека бытие плоти, если она не является сосудом духа. По замыслу Творца человек начинается с жизни духа: и вдунул Господь Бог в лице его (человека) дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2: 7).

Конечно, будь мы водорослью или верблюдом, было бы меньше проблем. Но мы люди, нам дана жизнь в этом мире и в будущем. Быть может, кто-то и в претензии к Творцу, что Тот его создал. Но это лишь потому, что человек не вкусил красоты мысли, величия свободы, радости вдохновенного труда и самозабвенной любви. Ценой же за вверенные нам дары, отличающие нас от растительного мира, является ответственность перед собой и Творцом. Ответственность — это доверие к нам Творца. Никто из тварного мира не обладает этим высочайшим знаком любви, кроме человека. Велики дары, уподобляющие нас Богу, но и велик с нас спрос. Если полученные дары будут зарыты в землю, если душа не будет любить, а разум стремиться к познанию истины, то время жизни утечет сквозь пальцы. Неосуществленные мечты дадут ядовитый, горький осадок пустоты. Душа останется не родившейся ни к временной, ни к вечной жизни. Часто, не понимая отчего, она будет скорбеть, унывать, терзаться и страдать.

На самом деле в этом случае сбываются над человеком Божии предупреждения, данные через пророка Иезекииля: а разжиревшую и буйную (овцу) истреблю (Иез. 34: 16). Оказывается, любовь Божия строга и требовательна, определенна и последовательна в своей сущности. Она вовсе не означает безразличного или нейтрального отношения к внутреннему злу, с которым человек живет в мире и согласии. Бог не может «сделать вид», что не заметил нераскаянные грехи, зарытые таланты или панибратское, богохульное отношение к святыне. Бог наш — Бог-ревнитель.

Христос изгонял из Иерусалимского храма торгующих, ибо они сделали дом молитвы домом торговли. Он говорил, что всякая хула и грех простится человеку, кроме хулы на Духа Святого. Человек, который явился не в брачной одежде, был удален с пира во тьму внешнюю. Пять нерадивых дев также оказались перед закрытыми дверями вне брачного пира и услышали страшные слова: «Истинно говорю вам — не знаю вас». «Разжиревшие и буйные овцы» — души, ограничившие себя примитивными потребностями плоти. Самодовольные и самоуверенные в своем превосходстве и избранничестве фарисеи. Души, променявшие первородство смиренного духа на ненасытную горделивую плоть. Души, которые устали идти по пустыне духовного возрождения и спасения во Христе и находят для исполнения потребностей «религиозного культа» родных по духу идолов и кумиров. Зараженные самостью и болезненным самолюбием, такие души всегда восстают в бунте против духа смирения и кротости.

Господь, Добрый Пастырь, не может ввести таких одичавших овец в Царство Небесное. Поэтому звучат строгие слова о несовместимости их с доброй паствой, верной своему Пастырю. Они сами не примут условия обитания, которые заложены в Царстве Небесном. Они не смогут жить в любви, свободе, самоотвержении. Им уготовано по собственному выбору царство другое. Так что отвержение и истребление — дело рук нас самих.

Пророк завершает эпизод данного ему откровения словами надежды и определенности: буду пасти их по правде (Иез. 34: 16). Можно не сомневаться, что Господь не изменит Своему обещанию. Его правда — это путь творения мира и первого человека в раю, путь приуготовления падшего мира к воплощению Сына Божия, это Благая Весть, которую принес Иисус Христос.

Правда Божия — правда крестной любви, смерти и Воскресения. По правде любви к нам, по правде Его доверия к человеку и уважения его свободы, по правде верности Своему слову, по правде, что Он пришел не судить мир, но спасти, Добрый Пастырь и будет пасти Своих овец.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга о радости и страдании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я