Ссылка революционеров-дворян развеяла последний миф о XVIII веке как эпохе российского просвещённого
абсолютизма.
Для эпохи
абсолютизма характерна жёсткая иерархическая вертикаль власти с недосягаемостью монарха, его святостью и подчинённостью только божественному закону.
Русский
абсолютизм создал национальную армию, дворянскую по политической сущности и офицерскому корпусу и крестьянскую по своему рядовому составу.
Абсолютизация закона представлялась ему не менее опасной, чем государственный
абсолютизм, поскольку в обоих случаях необходимое зло подавляло высшие религиозные и нравственные принципы социального сплочения.
Комплексное развитие европейского
абсолютизма с его многочисленными разрывами и смещениями от региона к региону лежит в основе изложения исторического материала в этой книге.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дизассемблировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Внутриполитические реформы, проводимые императрицей, были направлены на укрепление
абсолютизма.
В то же время
абсолютизм вызвал гипертрофированный рост дисфункционального, небюрократического государственного аппарата, нацеленного на войны вовне страны и принудительное изъятие прибавочного продукта внутри неё.
Двойственные общественные процессы, запечатлённые в структурах западного
абсолютизма, нашли, таким образом, выражение в новом введении римского права.
Его разгром королевскими армиями, которые поддержала аристократия, как только радикализм восставших стал очевиден, был критически важным шагом на пути к консолидации испанского
абсолютизма.
Например, становление
абсолютизма совпало с решением крестьянского вопроса в пользу дворян.
Самодержец являлся главой семьи и главой государства, защитником и покровителем православной веры, источником закона, центральным элементом политической системы
абсолютизма.
Эксплуатируя их, она создаёт режим бюрократического
абсолютизма.
Такой центр, как мы видели, уже начал создаваться при режиме
абсолютизма, но он был ещё не совершенен, так как городское начало в столицах не позволяло им стать прочной и надёжной базой власти монархов.
Экономическое и даже политическое могущество государств, сторонников
абсолютизма, было ограниченным, а это, соответственно, сказывалось на военных нуждах.
В случае вероятной сильной реакции, не будет ли царский
абсолютизм вынужден теснее сплотиться с германскими державами?
Крепостной в крепостном состоянии выбился до положения члена коммуны так же, как мелкий буржуа под ярмом феодального
абсолютизма выбился до положения буржуа.
История
абсолютизма имеет много пересекающихся начал и разрозненных оборванных концов.
Пример прусского
абсолютизма, нанимавшего и похищавшего людей в армию из-за границы, используя аукционы и мобилизацию, напоминает, что не всегда можно чётко отделить одно от другого.
Более того, под это усиление
абсолютизма была подведена идеологическая и законодательная база, чётко и ясно сформулированная в ряде основополагающих законов.
Однако посредничество рынка было безопаснее для государства, чем посредничество магнатов: парижские финансовые синдикаты, дававшие займы государству, собиравшие налоги и покупавшие должности в XVII в., были куда менее опасны для французского
абсолютизма, чем провинциальные династии XVI в., которые не только имели в распоряжении целые отделы королевской администрации, но и могли выставить собственные вооружённые силы.
Таково «придворное общество», или «высший свет» общества периода
абсолютизма, – люди, которые не «представляют» какие-то группы в смысле политической репрезентации, а «предстают перед очами» монарха, чтобы услышать и ретранслировать монаршью волю.
Но предводители победоносных варварских отрядов (или их наследники) пытались избежать ограничений собственной власти, выработанной на основе обычая, путём привлечения принципов
абсолютизма и бюрократического управления, выработанных в цивилизованных обществах.
Орудием внутренней и внешней политики в руках упрочившегося западноевропейского
абсолютизма явились военно-морские флоты и наёмные армии с кастовым дворянским офицерством, превратившиеся теперь в регулярные армии, вооружённые усовершенствованным огнестрельным оружием.
Тем самым одновременно с возвышением княжеского
абсолютизма над сословиями происходила постепенная передача княжеского самовластия (Selbstherrschaft) профессиональному чиновничеству, благодаря которому только и стала для князя возможной победа над сословиями.
В кульминационных пассажах своей книги «Старый порядок и революция» (книга III, гл. VIII) Токвиль обвиняет предреволюционное французское государство в том, что оно стало для всех «опекуном и наставником, а в случае необходимости и владыкой» и что оно создало «удивительно лёгкие пути», набор эгалитаристских институтов, пригодный для деспотического применения, которые новый
абсолютизм нашёл на обломках старого в полной готовности к употреблению.
Установление
абсолютизма не было, следовательно, как мы видим, мягким эволюционным процессом для самого господствующего класса: оно было отмечено чрезвычайно резкими разрывами и конфликтами среди феодальной аристократии, чьим коллективным интересам оно в конечном счёте служило.
Идеологическая концепция «национализма» была чужда внутренней природе
абсолютизма.
Самым выдающимся и влиятельным теоретиком
абсолютизма был…
Продажа должностей противоречила принципу невидимой власти, каковая была базисом у надстройки в виде королевского
абсолютизма, и officiers были не слишком заинтересованы в его развитии.
Из-за установившегося
абсолютизма власти расцвели бюрократия, фаворитизм и коррупция.
В религиозных движениях XVI и XVII веков короли нашли желанный повод, чтоб сломить власть городов, и в исходе XVII века
абсолютизм достиг уже своего расцвета.
Из всей идеологии
абсолютизма логически вытекает, что эти милости предназначались исключительно для дворянства и ни один их луч не касался простого народа.
Здесь не было никакого высокого призвания или морального
абсолютизма – просто борьба за власть между угнетателем и угнетёнными.
Отсутствием единой теории
абсолютизма и критериев сравнения объясняется многофакторность сопоставлений, периодизации и классификации различных вариантов абсолютных монархий.
Например, многие страны пережили процесс формирования
абсолютизма, т. е. неограниченной власти монарха.
Ну да – если бывает управляемая демократия, то почему бы не быть социальному
абсолютизму?
При анализе степени разработанности концепции
абсолютизма особый интерес представляют те работы, в которых подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейших исследований проблемы.
Оба сделали уступки политической необходимости, и лютеранство, так же как иезуитство, благоприятствовало развитию
абсолютизма государей.
Она подмяла под себя мирскую власть и установила церковный
абсолютизм.
– Не все хотят сотню лет быть классическим образцом
абсолютизма, – ответила она.
Итак, вслед за идеей индустриализма пришла идея
абсолютизма, которая является коллективной программой солидарных действий.
Важную роль в утверждении
абсолютизма играла церковная реформа.
Ещё на заре её царствования, в 1764 г. увидело свет «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», явившееся своего рода педагогическим манифестом просвещённого российского
абсолютизма.
Дворцовые композиции эпохи
абсолютизма становились образцом пространственно-планировочной композиции для вновь строящихся правительственных зданий.
В большинстве европейских стран царил
абсолютизм, протестантизм подвергался безжалостным гонениям, а жёсткая социальная иерархия строго фиксировала потолок социальных и экономических возможностей людей.
Просто в условиях
абсолютизма и сословности человек чётко понимает предел собственных возможностей: если его отец всю жизнь «землю пахал», то и его удел быть крестьянином, если отец – мещанин или торговец, то и судьба сына, скорее всего, будет такой же.
Так, европейский феодализм VI в. отличается от феодализма IX в., когда зарождается капитализм; а феодализм XII в. кроме раскрепощения крестьянства формирует национальные государства, воплощённые в различных формах
абсолютизма монарха.
Наоборот, к концу XVI века национальный путь развития для каждой страны так или иначе вполне определился: будь то французский классический тип
абсолютизма, испанский, близкий к восточной деспотии, немецко-итальянский тип децентрализованных княжеств или, наконец, голландская буржуазная республика.
Русскую цивилизацию он рассматривает как результат процесса христианизации различных сторон жизни, возвращаясь к идее власти монархического типа, но на основе культуры правосознания, для которой характерно ограничение
абсолютизма нравственными критериями.