А главное — оно в том, что человек только гость на земле, пришел и ушел.
Абсолютной свободы в человеческой природе вообще не существует. Свободу человеку даст одно только знание, только оно поможет перешагнуть бездны в самом себе, от которых шарахались и шарахаются раньше и теперь.
Ах, руки, руки, слабые и всемогущие руки женщин, выпестовавшие, поднявшие из праха и разорения русскую землю!
Время идет, его бег неостановим; то, что уже не подлежит пересмотру, что откристаллизовалось и обрело бессмертие, принадлежит вечности, а живой художник со своими страстями, обидами, неудачами, заблуждениями и редкими всплесками истинных побед принадлежит своему времени, и в нем словно в магическом кристалле, отражаются эпоха и ее страсти.
Всегда интересно наблюдать само зарождение творческого замысла и затем начало его воплощения в реальности.
Двадцатый век старается все больше стереть хрупкую, запретительную грань между дозволенным и запретным в самом человеке, державшуюся многие тысячелетия…
Женщина не может без веры в близкого человека…
Жизнь — мудрая распорядительница, напрасно мы ей доверяем.
Жизнь безгранична с своих проявлениях, и нет на земле в человеческом разливе среди миллиардов и миллиардов совершенно повторяющих друг друга даже двух человек.
Жизнь всегда многослойна, обживать необжитое всегда приходилось беспокойным, ищущим, глубоко творческим натурам.
Жизнь человека сложна и многослойна, есть в ней пики и спады, есть зоны совершенно запретные, ревниво оберегаемые от постороннего проникновения, есть, очевидно, и особая черта, через которую человеку трудно переступить даже наедине с самим собою.
Жизнь… истина со многими неизвестными, никто их не отменит.
Закон усреднения всемогущ, на нем держится равновесие мира и хорошее самочувствие подавляющего большинства.
И время имеет свои добрые и героические, жестокие и злые особенности, и они, переплетаясь, откладываются навечно на лик того или иного государства в виде революций и войн, строительства городов или их разрушения, образом своей мысли — книгами, музыкой, живописью…
Истоком всему был народ — бесконечный, беспредельный, со своей неистребимой жизнестойкостью многоликий и неисчерпаемый, несущий в себе пряную тайну жизни, творящий вечные законы и непонятный. Это стихия рождает и оплодотворяет любой истинный талант; именно только погружаясь душой в кипящую народную стихию, и возможно обрести себя.
Каждый определяет возможности границ своей свободы в меру многих и многих факторов, не поддающихся даже самому скрупулезному анализу или учету; но для того чтобы люди могли жить в сообществе, им необходимо определить единый для всех рубеж, который они не вправе переступать…
Как же много могут вместить в себя человеческие слова, самые простые, всем давно известные, но рожденные в минуты духовного подъема, что за бессмертное чудо такие слова! Чувствуете, как они немыслимо тяжелы и как прекрасны именно своей тяжестью?
Много раз за свою историю Русь начиналась со стука топора на ещё дымящихся пепелищах.
Народная мудрость гласит: засыпь правду золотом, а она всё одно — всплывает.
Настанет момент, и наша эпоха, наши безымянные жизни, блистающая морозными звездами ночь, веселый, жаркий костер превратятся в строчки истории…
Нельзя подчинять себя обстоятельствам, а затем оправдываться ими, это нечестно, жизнь этого не прощает.
О России много сказано, а сколько о ней еще предстоит сказать. Россия, как и все на свете, непрерывно менялась и меняется; это неисчерпаемая тема…
Память сердца — вечная, неизбывная память.
Память человеческая, память поколений и память целых эпох — ценность историческая и постоянная; на ней держится прогресс; русское искусство и русская литература всегда отличались предельной честностью перед жизнью и всегда служили связующими звеньями памяти поколений…
Пока мы живем, мы уверены, что мы — главное в жизни, что на нас все начинается и заканчивается… Очевидно, это и есть непременное условие жизни, стимул ее развития, и в этом приятном неведении прошли по лицу земли неисчеслимые поколения, пришли, были и исчезли…
Предчувствие чего-то непоправимого, невозможно достигнуть вершины, бессилия выразить то, что чувствуешь, что уже накоплено в душе, характерно для любого истинного художника.
Россия действительно огромна, и многие факторы влияют на русский народный характер; влияет и размашистость, необозримость самой страны; пожалуй, больше ни в одной из мировых литератур сама география так плодотворно не отразилась на богатстве народного характера, как в русской.
Сон вырывает человека из привычных о нем представлений и как бы швыряет его в нечто первобытное, в самую гущу начал и основ самой жизни, и он (человек), так гордо возвысившийся в последние тысячелетия над своей проматерью-природой и уже вроде помыкающий ею, вдруг возвращается на свои положенные ему рубижи, он возвращается во тьму и хаос материи, все поглощающей и все возраждающей в положенное для этого время…
Человек — это прежде всего память, народ — память в двойне, и само человечество — тоже, в конце концов, лишь память; лиши его памяти, и останется аморфная, безликая масса, и любой проходимец может вылепить из нее все что угодно…
Человечество тысячи лет искало приложения своим страстям, своей силе, в какие только области не забиралось! Тоска о бессмертии! Бессмертие, для кого и для чего? Для одного человека? Очень не хочется уходить… все только начинается. Какой непочатый край дерзости, работы, движения.
Чудо России — ее путь, на котором она, преодолевая немыслимые тяготы и преграды, двигалась все дальше на восток, в леденящие просторы необозримых тундр, в разливы сибирской тайги, к самому громадному на земле океану.
Чудо России всего лишь в ее человеке, в простых, работных, «черных» людях.
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов