В своей оценке
Андреев близко подходит к М. Горькому, посвятившему представлению «Сирано де Бержерака» в Нижнем Новгороде особую статью (см.: Нижегородский листок, 1900, № 4, 5, января).]
«К концу прошлого столетия, — писал
Андреев, — на подмостки театра истории выступил новый загадочный герой — народы И как это ни странно: весьма любя „народ“, меньше всего поверила в „народ“ русская талантливая литература.
Как цветистое дерево в пышном саду, русский реалист прекрасно знал и изображал близлежащий пейзаж, а в то, что лежит за пределами леса, либо не верил, как и в черта, либо думал о нем с отвращением и досадой Но как в самое Россию, — заканчивал
Андреев, — я верю в русскую литературу, в ее молодую силу, в ее крепкое органическое здоровье.