Цитаты со словом «мистик»

Область
поиска
Область
поиска
Но Дух и духовность остается по преимуществу достоянием мистики и раскрывается в мистических книгах.
В германской философии вносится новая черта в понимание духа, и это имеет свой источник в германской мистике, которая была великим явлением в истории духа.
Дух принадлежит главным образом мистике и религии.
Философия духа Гегеля есть секуляризированная, приспособленная к сознанию XIX века философская транскрипция германской мистики, и она отражает монофизитскую тенденцию этой мистики.
Но германская мистика внесла ту Innerlichkeit, ту своеобразную духовность, которая отразилась в германской философии.
В западной католической мистике будет сильнее звучать мотив сострадания.
Св. Максим Исповедник, который соединяет в себе мистику практически-аскетическую с мистикой умозрительной, говорит: блажен человек, который всякого человека равно любить может.
Но практическая аскетика побеждает философскую мистику.
Даже св. Симеон Новый Богослов, величайший мистик православного Востока, у которого есть очень смелые мысли, говорит: «Даже глотка воды проглотить не проси, хотя бы случалось тебе быть палимому жаждой, пока духовный отец твой, сам в себе подвинуть будучи, не велит тебе этого сделать».
С этим связано напряженное переживание креста и страдания в католической мистике, огромная роль болезней у католических святых и мистиков, физические истязания себя теми, которые хотели служить не только делу спасения себя, но и спасения других.
Это чуждо аскетике и мистике Востока.
Эта книга прежде всего аскетическая, в ней аскетика подавляет мистику.
Мистика в отличие от аскетики есть то, что исходит не от человека только, что предполагает действие Божьей благодати, веяние Духа в человеке.
Иногда говорят, что в аскезе человек поднимается к Богу, в мистике же Бог сходит к человеку.
Такова вся космическая мистика язычества.
В своей вечной глубине эта проблема стояла перед мистиками всех времен.
Но мистика обнаруживает противоречия духовной жизни, и она приводит к проблеме новой духовности.
В пути, описываемом мистиками, она есть лишь очищение, καθάρσις.
При этом нужно сказать, что у многих мистиков интеллектуалистического типа происходит очищение не от грехов только, а от всего чувственного.
В книгах мистических раскрывается двоякий смысл мистики — она означает опыт, переживание и означает учение (μυείν).
Мистика есть духовный путь и высшие достижения на этом пути.
Но есть также мистика умозрительная, которая есть прежде всего познание.
Если в первом типе мистики описывается драма между душой и Богом и восхождение индивидуальной души к Богу, то во втором типе мистики описывается космическая драма, вплоть до драмы, происходящей внутри Божества.
Это не значит, конечно, что мистики умозрительного типа, описывающие не только человеческую, но и космическую и божественную драму-мистерию, не имеют личного духовного опыта и только умствуют.
Мистика проблематична в христианстве, и она постоянно оспаривалась, подвергались сомнению ее права.
Официальные представители христианства, как, впрочем, и всех религий, всегда относились подозрительно к мистике как к сфере внутренней свободы духа, которая с трудом может быть уловима и регулируема иерархической властью.
В то время как религия в своем историческом проявлении максимально социализирована и объективирована и потому может выразить себя в иерархической организации, мистика не поддается социализации и объективации.
Это, впрочем, нужно сказать не только о мистике, но и вообще о духовной жизни.
Так как критерии ортодоксии и ереси носят по преимуществу социальный характер и связаны с господством религиозного коллектива над личностью, то эти критерии с трудом применимы к мистике.
В этом сходство мистики с пророчеством.
Мистики и пророки самые свободные люди, они не согласны быть детерминированы в своих путях коллективом, обществом, хотя бы религиозным обществом.
Разница в том, что пророки, хотя и никогда не определяются обществом, слушаются лишь голоса Божьего, но обращены к судьбам общества и народа, мистики же обращены к духовному миру.
Впрочем, мы увидим, что пророчество есть лишь один из типов мистики.
Понимая всю условность этой терминологии, можно было бы сказать, что религия «демократична», она для всех, мистика же «аристократична», она лишь для немногих.
Все великие религии создавали свой тип мистики, боролись против мистики как против опасности и узаконили свой тип мистики.
Таким образом, получался канонический тип мистики, что есть противоречие в терминах.
Хотя к мистике, как и вообще к глубине духовной жизни, неприменимы категории ортодоксии и ереси, которые носят интеллектуальный и социальный характер, но мистика постоянно подозревалась и обвинялась в ересях.
Официальная теология, получившая социальную санкцию, почитала себя объективной и противопоставляла свою объективность субъективности мистики.
Мистика в этом смысле действительно не объективна, но она и не субъективна, если под субъективностью понимать душевные состояния, мечтательные и находящиеся во власти фантазмов.
Подлинная мистика и есть реализм, она обращена к первореальностям, к тайне существования, в то время как ортодоксальная теология имеет дело лишь с символами, получившими социальное значение.
Мистика есть как бы «откровение откровения», раскрытие реальностей за символами.
Настоящие мистики были реалистами, различали реальности.
Мистика не есть только алогическая музыка души, и мистика не есть романтика.
Мистика связана с духовностью, а не с душевностью, и предполагает проникновение духовности в душевность.
Мистика есть пробуждение духовного человека, который видит реальности лучше и острее, чем человек природный, или душевный.
Мистика есть преодоление тварности.
В этом существенное ее определение, и оно подходит ко всем мистикам.
Но мистика, как чистая духовность, может искажаться душевными и телесными состояниями человека.
Эта затемненность бывает и тогда, когда утверждается отвлеченная духовность, враждебная человеческому, т. е. отрицающая богочеловеческий характер мистики.
Существует ложная мистика, ложное мистическое визионерство и экзальтация.
 

Цитаты из русской классики со словом «мистик»

Мистик тот, о ком даже и догадаться нельзя, что он мистик, и рационалист тот, кто является нам мистиком.
Он не дерзает на то микрокосмическое сознание, которое есть у мистиков, в Каббале, у Я. Бёме, Фр.
Настоящим отцом отрицательного богословия в христианской философии и мистике является таинственный автор (как обычно полагают, начала V века), творения коего предание приписывает Дионисию Ареопагиту [По гипотезе Ш. Нуцубидзе и бельгийского ученого Э. Хонигмана, автором «Ареопагитик» является грузинский мыслитель Петр Ивер.
У меня всегда была большая чуткость ко всем направлениям и системам мысли, особенно к тоталитарным, способность вживаться в них. Я с большой чуткостью мог вжиться в толстовство, буддизм, кантианство, марксизм, ницшеанство, штейнерианство, томизм, германскую мистику, религиозную ортодоксию, экзистенциальную философию, но я ни с чем не мог слиться и оставался самим собой.
Он был мистиком, имел мистический опыт, об этом свидетельствуют все, его знавшие, у него была оккультная одаренность, которой совсем не было у славянофилов, но мышление его было очень рациональным.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «мистик»

Ассоциации к слову «мистик»

Все ассоциации к слову МИСТИК

Предложения со словом «мистик»

Значение слова «мистик»

Афоризмы русских писателей со словом «мистик»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «мистик»

МИ́СТИК, -а, м. Человек, склонный к мистике; сторонник мистицизма.

Все значения слова «мистик»

Предложения со словом «мистик»

  • Чёрт! Он никогда не думал, что люди настолько похожи на свои знаки! Прямо мистика какая-то…

  • Мы также рассмотрим шифры, которые станут нашим путеводителем в загадочный мир мистики и философии.

  • К тому же, ещё в глубокой древности чай использовали, а многие любители мистики используют и по сей день, для гаданий.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «мистик»

Ассоциации к слову «мистик»

Каким бывает «мистик»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я